Т. О. , экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между нп и зп при определенном уровне дп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т. О. , экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между нп и зп при определенном уровне дп.



 

Идеальный эксперимент – мысленный образец эксперимента, в котором на ЗП влияют только уровни НП, т.е. нет никаких других изменений, кроме этих двух переменных.

План, или схема эксперимента, – план предъявления испытуемому или группам испытуемых всех уровней НП для проверки каузальной гипотезы. Это также план фиксации ЗП (во всех пробах, при всех уровнях НП). Включает указание способа отбора испытуемых или последовательности предъявления условий. Схемы экспериментов с привлечением потенциальных испытуемых могут быть интраиндивидуальными, межгрупповыми, или кроссиндивидуальными. Контроль посредством схем – это контроль угроз внутренней валидности эксперимента.

 

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

5 Видов валидности:

1) Конструктивная - соответствие выделенных переменных тем теоретическим конструктам из которых они выводятся.

2) Внешняя - соответствие выделенных в эксперименте переменных и условий тем, на которые будет осуществляться обобщение полученных результатов.

3) Популяционная- оценка правомерности переноса выявленной в эксперименте закономерности на группу, популяцию.

4) Операциональная - соответствие между выделенными переменными и методиками (т.е. действительно ли подобранные методики измеряют то, что нам нужно)

5) Внутренняя - оценка эксперимента в точки зрения достоверности выявленной связи между НП и ЗП (т.е. действительно ли эта НП влияет на ЗП, или вообще выявленная закономерность- результат действия какой-то другой/их переменных.

 

Репрезентативность эксперимента – степень приближения реального эксперимента к одному из видов безупречного эксперимента. Оценка репрезентативности каждого данного эксперимента проводится обычно путем сравнения его с др аналогичным экспериментом по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, кот служит образцом для сравнения.

Экспериментальный контроль – все способы усовершенствования эксперимента, приближающие его к безупречному. Включает способы задания уровней НП (функциональный контроль НП или управление экспериментальными факторами), контроль побочных переменных (как источников конкурирующих объяснений) и всех факторов, которые могут угрожать валидному выводу о причинном действии НП на ЗП. Разработка экспериментальных схем, или планов, – основной, но не единственный компонент экспериментального контроля. Экспериментальный контроль – условие контроля за выводом.

Типы психологических экспериментов

По А.Р. Лурия (1970):

· Структурный анализ: выделяется и анализируется структура изучаемого процесса или явления. Психолог ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строении соотв. действий испытуемого, характер используемых средств и пр. (пример: ориентировочная и исполнительная составляющая в деятельности)

· Экспериментально-генетические методы: прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) (например, исследование наглядно действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент, ПФУД Гальперина).

· Экспериментально-патологические методы (методы синдромного анализа).

 

Существуют разные критерии классификации экспериментов.

 

По условиям проведения.

Лабораторный эксперимент – эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

ЛЭ позволяет обеспечить высокую внутреннюю валидность, но низкую внешнюю валиднсть; а ЕЭ – наоборот.

 

По форме осуществления.

Реальный (реализованный) эксперимент – проводится с целью получить эмпирические доводы в пользу или против предполагаемого в содержательной гипотезе понимания психологической закономерности.

Мысленный эксперимент - позволяет предполагать получение тех или иных данных при управляемых экспериментальных воздействиях, но эти предположения не реализуются в предметной деятельности исследователя. МЭ направлен на обоснование определенного решения о виде и механизмах предполагаемой закономерной связи между НП и ЗП.

 

По задачам эксперимента

Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Формирующий эксперимент — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики.

 

По целям эксперимента

ü Эксперимент с научными целями

ü Эксперимент с практическими целями (напр., в рекламе)

5. Квазиэксперимент – по форме контроля – это исследование, которое направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не может быть названо истинно экспериментальным, в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием и побочными факторами.

Т.о., недостаточность контроля диктует изменения экспериментальных схем и накладывает определенные ограничения на логику вывода: при необходимости применения квазиэкспериментальных планов остается множество источников конкурирующих объяснений, и их необходимо проконтролировать либо в специальных схемах реализации исследования, либо обсудить с точки зрения контроля за выводом.

Отличие от экспериментальных планов, где имеет место следование принципу изолированных условий – предположение о том, что каждый экпериментальный фактор изменяется изолированно от других и можно говорить о его отдельном вкладе в экспериментальный эффект.

Почему проводят квазиэксперименты? Это обусловлено следующими моментами:

1. При проведении строгих лабораторных исследований теряется специфика каузальных зависимостей, следовательно, приходится проводить исследования в полевых условиях. Понятно, что при этом снижается контроль.

2. Нужно, чтобы испытуемые не знали, что с ними проводится эксперимент («замаскированный», «слепой» эксперимент). Пр.: школьники контрольного класса не знают об отличии учебной программы экспериментального класса от их собственной. В таком случае будет высокая внешняя валидность (т.к. достигнуто соответствие переменных жизненным реалиям), но внутренняя валидность страдает, т.к. возникают смешения (фон, естественное развитие и проч.). НО:

а) Снимаются «эффекты ожидания» испытуемых (они же ничего не знают!)

б) Нет угрозы валидному выводу из-за разной желательности различных уровней переменных. В лабораторных экспериментах часто актуализируются особые формы мотивации (напр., испытуемый стремиться показать «свои способности»).

3. Существуют зависимости, «управлять которыми невозможно, даже если для этого применить всю силу правительства» (Кэмпбелл). Здесь причинно-действующими факторами являются не внешние воздействия, а внутренние, субъективные условия. Стратегии отбора и подбора групп: выбор, когда и на ком проводить измерения ЗП.

 

 

Беседа

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения. Идет сбор вербальной и невербальной информации.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

ü Терапевтическая беседа

ü Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

ü Автобиографическая беседа

ü Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

ü Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

 

 

Измерение

Измерение - система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. Использование в психологии метода измерения позволяет перейти от простого описания феноменов к выявлению количественных связей между ними и тем самым установлению законов их функционирования.

Г.Т. Фехнер (немецкий физик и философ) – один из первых исследователей, использовавших метод измерения в психологии. «Основы психофизики» (1860): попытался установить количественные отношения между параметрами физического стимула и соответствующими им свойствами ощущений. Г. Т. Фехнер полагал, что — в отличие от величины физического стимула — величину соответствующего ему ощущения непосредственно измерить невозможно, поэтому он предложил ряд косвенных методов измерения ощущений, которые используются психологами до сих пор. Так, например, с помощью предложенного им метода минимальных изменений можно измерить величину так называемого абсолютного порога, что равнозначно косвенному измерению чувствительности как величины, обратной порогу.

Абсолютный порог - минимальная величина раздражителя (стимула), вызывающего едва заметное ощущение, т.е. порог представляет собой условную границу, разделяющую все раздражители на два класса: не воспринимаемых испытуемым в силу их незначительной величины и воспринимаемых. Процедура определения нижнего абсолютного порога заключается в следующем: испытуемому предъявляют физические стимулы (например, пятна света) в полной темноте. Например, сначала предъявляют видимое пятно света, постепенно (пошагово) уменьшая его интенсивность. Испытуемый должен отвечать на каждое предъявление стимула «вижу» или «не вижу». Когда он перестанет видеть предъявляемое ему пятно, начинают предъявлять «восходящий ряд» стимулов (начиная с тех, которые заведомо не воспринимаются). В какой-то момент испытуемый говорит «вижу». Опять повторяется «нисходящий ряд», затем «восходящий» — и так происходит несколько раз, причем длину «восходящих» и «нисходящих рядов», а также момент их начала и конца варьируют, чтобы избежать нежелательных искажений испытуемым результатов. Как правило, точка перехода от ответа «вижу» к ответу «не вижу» (это называется порогом исчезновения) не совпадает с точкой перехода от «не вижу» к «вижу» (порог появления). Поэтому в качестве абсолютного порога принимается среднее значение этих величин.

 

Различные методы измерения широко используются в психодиагностике, представляющей собой «науку и практику постановки психологического диагноза». Чаще всего методы психодиагностики называются тестами.

 

Тесты

Тест - ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

 

Тесты интеллекта (уровня интеллектуального развития) представляют собой батарею вопросов или задач (вербальных и невербальных), решение которых оценивается определенным количеством баллов.

Суммарный показатель решения задач сравнивается с «нормой» (установленной на большом количестве испытуемых данного возраста), в результате определяется реальный «умственный возраст» ребенка (который может расходиться с «паспортным возрастом»).

IQ = «умственный возраст» / фактический («паспортный») возраст * 100%

Наиболее известны тесты IQ Векслера, Айзенка, Равена и др. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, тесты интеллекта по-прежнему широко используются в практике.

 

Личностные опросники - разновидность тестов, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных ЛО обычно считают разработанный Ф. Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

ЛО могут быть подразделены на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Наиболее известным личностным опросником является MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник, созданный американскими исследователями в 40-х гг. XX в.). Он содержит 10 базисных шкал и три оценочные шкалы, которые позволяют оценить степень достоверности полученных в тесте результатов.

 

Проективные методы

Проективные методы направлены на изучение целостной личности и особенно бессознательных ее структур, поэтому они гораздо менее формализованы, чем опросники.

Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик:

1) методики структурирования – беспорядочный стимульный материал, который испытуемый должен структурировать, придать смысл (чернильные пятна Роршеха);

2) конструирования – создание из деталей нечто целое, которое создается в соответствии со своим опытом, чувствами, желаниями (по фрагментам рассказа составить целое);

3) интерпретации – нужно истолковать какое-либо событие (ТАТ);

4) катарсиса – освобождение при игровой деят-ти в специально организованных условиях (Игры в школе и дома, Самоукина);

5) экспрессии – рисование на свободную тему или заданную (рисунок семьи, ДДЧ, несуществующее животное);

6) изучения импрессии – предпочтение одних стимулов как наиболее желательных (Люшер);

7) дополнения – н. завершить рассказ, историю (Когда я думаю о школе, то…);

8) рефрактивные – описание личности человека, который схож по полу, возрасту с испытуемым. Характеристика на другого обычно является естественней самого испытуемого.

Плюсы:

+ изучение личности глобально (сознательное и бессознательное);

+ чем менее методика структурирована и не определены стимулы, тем менее вероятность того, что сработают защитные механизмы;

+ результаты не оцениваются как правильные или нет, все ценные;

+ не ограничено во времени;

+ индивидуальны;

+ обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с испытуемым, к-ый чувствует себя непринужденно и доверяет психологу;

+ психотерапевтический эффект;

+ опосредованно изучением личности.

Минусы:

- не ограничено во времени;

- нельзя оценивать большую группу, т.к. индивидуальны;

- не совсем надежны и валидны;

- интерпретация делается во многом на основе жизненного опыта;

- основано на интуиции психолога;

- опосредованы изучением личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.045 с.)