Правовое обеспечение международных и внутренних перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение международных и внутренних перевозок



Практическая работа №1

«Правила и условия перевозки туристов авиационным транспортом»

Цель работы: детально изучить обеспечение перевозок пассажиров авиатранспортом.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил перевозки пассажиров авиатранспортом в России.

Правовое обеспечение международных и внутренних перевозок

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров.

В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, а так же принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая в 1929 г. В этом нормативном акте даны:

– определение международной воздушной перевозки;

– порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству;

– основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

– порядок ответственности перевозчика;

– порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955 г., Гватемальским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. К моменту вступления в силу Монреальскую конвенцию подписало 31 государство. Официально Россия не присоединилась к новому документу, поэтому в нашей стране пока действует Варшавская конвенция.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944 г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

– пролетать над его территорией без посадки;

– приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);

– выгружать пассажиров, почту, груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

– брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важно значение так же имеют «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944 г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944 г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952 г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 19 февраля 1997 г. Этот документ направлен не только на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, но и на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В Воздушном кодексе РФ в главе «Общие положения» дано определение воздушного пространства; перечислены основные нормативные акты, составляющие воздушное законодательство Российской Федерации; указана деятельность организаций, подлежащая лицензированию в области авиации.

Во главе «Государственное регулирование использования воздушного пространства» отражены государственные приоритеты в использовании воздушного пространства.

Во главе «Государственное регулирование деятельности в области авиации приводится классификация авиации, согласно которой она подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. При этом гражданская авиация подразделяется на коммерческую (перевозка пассажиров, почты, багажа, грузов осуществляется за плату), и авиацию общего назначения, которая используется на безвозмездной основе.

Государственная авиация используется для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной службы и для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Экспериментальная авиация используется для опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательским работ, а также для испытания авиационной и другой техники.

Глава «Воздушные суда» посвящена вопросам государственной регистрации и государственному учету воздушных судов; требованийям к летной годности гражданских воздушных судов; охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.

В главах «Авиационный персонал» и «Экипаж воздушного судна» приводится определение авиационного персонала и экипажа воздушного судна, рассматриваются права командира воздушного судна, действия экипажа в случае бедствия, а также при оказании помощи судам и людям находящимся в опасности.

В главе «Авиационные предприятия» определены условия воздания авиационного предприятия с целью осуществления за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и(или) выполнения авиационных работ.

Главы «Полеты воздушных судов» и «Международные полеты воздушных судов» посвящены вопросам допуска к полету воздушного судна, подготовки экипажа, обеспечения полетов воздушного судна, требования к документации, находящейся на его борту, полета воздушного судна над населенными пунктами.

Глава «Авиационная безопасность» отражает один из основных принципов организации воздушных перевозок – их безопасность.

В главах «Поиск и спасение» и «Расследование авиационного происшествия» рассматриваются вопросы, связанные со случаями, когда воздушное судно терпит бедствие.

Глава «Воздушные перевозки» дает определения таким понятиям как «перевозчик», «воздушная перевозка», «договор о воздушной перевозке» и пр.

Глава «Авиационные работы» дает характеристику авиационным работам, выполняемым с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве и для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи других целей.

Глава «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя» предусматривает ответственность перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузоотправителем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а так же договором воздушной перевозки пассажира, груза или почты.

Электронные авиабилеты

Электронный билет (e-ticket) представляет собой уникальную электронную запись в системе бронирования авиакомпании, подтверждающую факт бронирования и оплаты места пассажира. Подтверждение о покупке электронного билета (маршрут-квитанция) может быть распечатано в виде PDF файла формата A4, переслано по электронной почте, факсу и т.д.. Документ содержит в себе номер электронного билета, а также номер заказа, по которому его идентифицирует авиакомпания. Образец такого авиабилета представлен в Приложении А.

Преимущества электронного авиабилета перед бумажным:

- моментальное получение подтверждения о покупке электронного билета (маршрут - квитанции) по электронной почте сразу после оплаты заказа;

- возможность приобретения билетов не только лично для себя, но и для родственников и друзей, в том числе находящихся в других городах, без необходимости оплаты расходов на почтовую пересылку билетов;

- исключена возможность кражи, утраты или повреждения билета;

- для регистрации на рейс потребуются только документы, удостоверяющие личность каждого из пассажиров (паспорта, свидетельства о рождении детей, и т.д.).

Электронный авиабилет, равно как и его бумажный вариант, является официальным документом, удостоверяющим заключение Договора о воздушной перевозке между пассажиром и авиакомпанией.

Для регистрации на рейс потребуется только документы, удостоверяющие личность каждого из пассажиров (паспорта, свидетельства о рождении детей, и т.д.). Однако мы рекомендуем иметь при себе и распечатку маршрут – квитанции, так как она может понадобиться для предъявления службе безопасности при входе в здание аэропорта, сотрудникам МВД при проверке документов, и т.д.

Многие авиакомпании предоставляют услугу “Онлайн регистрации” на своих сайтах: зарегистрировавшись в день вылета таким образом, и распечатав посадочный талон, можно избежать очередей к стойкам регистрации в аэропорту.

Контрольные вопросы:

1. Правовое обеспечение международных и внутренних перевозок.

2. Правила перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом.

3. Особенности договора о воздушной перевозке пассажира

4. Чем определяются базовые тарифы стоимости билета.

5. Отличия электронного авиабилета.

 

 

Практическая работа № 2

«Правила и условия перевозки туристов железнодорожным транспортом»

Цель работы: детально изучить правила и условия перевозки туристов железнодорожным транспортом.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Перевозочные документы

Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажа – грузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформленные через автоматизированную систему резервирования «Экспресс – 2».

Картонные билеты – это проездные документы, оформленные на плотной бумаге, с обеих сторон покрытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. Билет выдается на 1 человека. Эти билеты печатаются для железнодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или, наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении. Катушечные билеты – продаются проводниками в пригородных и пассажирских поездах на участках, где отсутствуют билетные кассы. Бланковые билеты – оформляются на поезда дальнего следования. Они бывают ручной выписки или оформленные через автоматизированную систему бронирования билетов «Экспресс – 2». Такие бланковые билеты различаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский – синий, льготный – оранжевый, групповой – сиреневый.

Проезд пассажира в пригородном сообщении осуществляется по договору перевозки, оформленному билетом для разовой поездки «туда» или «обратно» или абонементным билетом установленной формы (абонементным льготным, абонементным «Выходного дня») для многоразовых поездок.

Обычный разовый билет печатается на бумажной ленте автоматами, где указываются:

- наименование железной дороги;

- станция выдачи билета;

- станция назначения;

- дата и время выдачи билета;

- номер билета, а также определенная служебная информация;

- вид билета (полный, льготный, детский);

- цена билета.

Абонементные пригородные билетыдают право пассажиру в поездах пригородного сообщения совершать многократные поездки между определенными станциями в течение определенного времени. Они оформляются вручную и выдаются сроком на 1 год, полгода, сезон (квартал), 1 мес.

Помимо билетов при осуществлении перевозок во внутреннем сообщении используются также квитанции разных сборов, багажные квитанции и грузобагажные квитанции.

С помощью квитанции разных сборов оформляется проезд пассажира, допущенного в «штабной» вагон без билета, а также изменение условий поездки.

Перевозка пассажиром багажа сопровождается выдачей ему багажной квитанции, состоящей из трех частей: собственно багажной квитанции, дорожной ведомости и корешка. Аналогичный документ – грузобагажная квитанции– оформляется на перевозку грузобагажа.

Тарифы, льготы, сборы

Под железнодорожными тарифами понимается установленная система плата, включающая цены за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и груза и правил их начисления. В связи с этим различают тарифы пассажирские, багажные, грузобагажные и грузовые.

В РФ существуют два вида пассажирских тарифов. Общий пассажирский тариф – зависит от расстояния поездки, типа вагона и категории поезда; пригородные пассажирские тарифы – устанавливаются местными органами власти по предложению перевозчиков. Пригородные тарифы бывают нескольких видов:

- зонные тарифыдействуют в пригородном сообщении крупных городов, где участки железных дорого разбиты на тарифные зоны определенной протяженности. На российской железнодорожной сети, на долю зонных тарифов приходится около 70% всех пригородных тарифов;

- пригородный общийи покилометровый тарифы без взимания страхового тарифа применяются на малодеятельных участках железных дорого, пригородные зоны которых характеризуются небольшим пассажиропотоком. Они рассчитываются в зависимости от действительного или фактического расстояния перевозки.

- абонементные тарифы дают право любому пассажиру приобретать билеты на длительный срок (месяц, сезон, полгода, год) на проезд между определенными станциями. В основе их расчета лежит покилометровый или общий тариф и количество поездок.

- детские тарифы распространяются на детей в возрасте от 5 до 10 лет, а также на детей моложе 5 лет, если ребенку предоставляется отдельное место. Детский тариф в дальних поездах прямого сообщения составляет приблизительно 35% взрослого и рассчитывается по таблицам соответствующего прейскуранта. В пригородном сообщении он составляет 25% стоимости взрослого тарифа и распространяется на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

В международном сообщении со странами дальнего зарубежья существует два типа пассажирских тарифов: «Восток – Запад» и «Восток». Тариф «Восток – Запад» действует при перевозках между РФ, Западной Европой и Скандинавией. По тарифу «Восток» осуществляются перевозки между РФ, Китаем, Монголией и Кореей.

Тариф «Восток – Запад» рассчитывается в денежных единица Евро, а тариф «Восток» - в швейцарских франках. В обоих случаях провозная плата переводится в валюту той страны, где производится платеж.

Детские тарифы в международном сообщениисо странами дальнего зарубежья устанавливаются как 50% скидка от стоимости взрослого тарифа и распространяются на детей от 4 до 12 лет и младше 4 лет с предоставлением ребенку отдельного места.

Для перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа применяются багажныеи грузобагажные тарифы, величина которых зависит от массы перевозимых вещей и расстояния перевозки. Правила расчета и применения таких тарифов в различных странах различны. Для определения багажных и грузобагажных тарифов также используются таблицы соответствующего прейскуранта, причем в таблицы может включаться сбор за объявленную ценность вещей. Грузовые тарифы устанавливаются на перевозку грузов и зависят от их себестоимости, расстояния перевозки и вида отправки груза – повагонным, контейнерным способами или мелкой грузовой отправкой.

При железнодорожных перевозках пассажирам на станциях и в пути следования предоставляется ряд операций за дополнительную плату, осуществляемую по определенным ставкам. Эти платы называются сборами. Часть их может быть включена в стоимость перевозочного документа, часть взимается самостоятельно. К первой группе относятся: 1) сбор за оформление билетов (он взимается от 9 суток до момента отправления поезда); 2) сбор за доставку билетов на дом или по месту работы; 3) сбор за объявление ценности багажа или грузобагажа и др. Ко второй группе относятся: 1) сбор за операцию возврата денег на неиспользованный проездной документ; 2) сбор на перевозку ручной клади в вагоне – передвижной камере хранения; 3) сбор за хранения прибывшего багажа и др.

Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов должны доводиться до населения через СМИ не позднее чем за 5 дней до их введения в действие, а сведения об изменении тарифов на перевозку грузов (и соответствующих сборов) – не позднее чем за 10 дней до их введения в действие.

Контрольные вопросы:

1. Перечислить категории поездов.

2. Необходимые сведения, которые должны быть предоставлены пассажиру-туристу по железной дороге.

3. Права и обязанности пассажира-туриста.

4. Условия перевозки пассажира.

Практическая работа № 3

«Речные путешествия. Правила и условия перевозки пассажиров»

Цель работы: изучить актуальные проблемы речных путешествий.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил речных путешествий.

Практическая работа №4

«Морские круизы. правила и условия морского путешествия»

Цель работы: изучить актуальные проблемы морских круизов.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил и условий морских путешествий.

Практическая работа №5

Правовые основы перевозки

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.

Под международными перевозкамипонимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, так как они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут.

В основе международных пассажирских автомобильных перевозоклежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» В Конвенции даны определения таких основных понятий, как «перевозчик», «пассажир», «транспортное средство»; перечислены транспортные документы, применяемые при международной автоперевозке; определена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный жизни, здоровью пассажира или его багажу в результате происшествия, связанного с перевозкой.

В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков. Претензии в отношении багажа могут предъявляться пассажиром к перевозчику в течение 7 дней с момента получения багажа. Иск в суд, связанный с телесным или психическим повреждением здоровья или смертью пассажира, может быть предъявлен в течение 3 лет. Следует отметить, что Российская Федерация не подписала данную Конвенцию, однако многие ее положения нашли отражение в двусторонних соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Россией с рядом государств.

В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государствучастников СНГ. Ее отличительной особенностью является то, что в ней оговариваются вопросы страхования; порядок таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. Все эти аспекты должны регулироваться международными конвенциями, многосторонними и двусторонними правительственными соглашениями, а также внутренними законодательствами стран, подписавших этот документ. Конвенция предусматривает ответственность перевозчика за ущерб, нанесенный здоровью пассажира или его багажу, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.

Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.

Нерегулярная перевозка это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.


2 Документы, необходимые при реализации международных автоперевозок

Набор документов, обязательных при выполнении международных перевозок, определяется, прежде всего, статусом перевозки. Для осуществления регулярной перевозки автотранспортному предприятию необходимо иметь разрешение на перемещение его транспортного средства по территории страны назначения и транзитных государств.
С целью получения разрешения на регулярную перевозку перевозчик обязан подать в Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ заявление с просьбой разрешить ему работать на регулярной автобусной линии. В заявлении должна быть указанная иностранная партнерская фирма, в сотрудничестве с которой будут осуществляться перевозки пассажиров. Это условие является обязательным, так как разрешительная система направлена на обеспечение примерно равного участия договаривающихся сторон в перевозочном процессе. К заявлению прилагаются: договор о сотрудничестве между перевозчиками; расписание движения с указанием пунктов посадки и высадки пассажиров на территории каждой страны; тарифы на проезд пассажиров; тарифы на провоз багажа; копии лицензий на осуществление международных перевозок; лицензионные карточки автобусов российского перевозчика.

В случае положительного решения разрешения на регулярные перевозки по территориям стран назначения и транзита вьщаются сроком на 3 года. Копии разрешений должны находиться на борту автотранспортных средств и предъявляться по требованию лиц, уполномоченных производить контроль.
Помимо получения разрешения перевозчик должен разработать паспорт маршрута (содержание его описывалось выше) и перед первым регулярным рейсом провести технический рейс с участием всех водителей, которые будут работать на этом маршруте.

Автобусные путешествия, организуемые туристскими фирмами, относятся, как правило, к нерегулярным перевозкам. При их реализации разрешения в большинстве случаев не нужны, однако они необходимы в том случае, если в обоих направлениях перевозятся группы пассажиров разного состава или если автобус прибывает пустым за группой, сформированной в другой договаривающейся стране. В Российской Федерации для нерегулярных перевозок, осуществляемых в страны Восточной и Западной Европы, основным контрольным документом являются «Листы поездок». Кроме того, у водителя должен находиться поименный список пассажиров, заверенный печатью перевозчика. В случае отсутствия такого списка на перевозчика налагается штраф.

Некоторые турфирмы могут иметь на своем балансе туристско-экскурсионные автобусы, поэтому они должны знать перечень документов, касающихся водителя и автотранспортного средства, необходимых при выполнении зарубежных поездок. Для проезда по территории других стран водитель должен иметь международное водительское удостоверение. В соответствии с двусторонними соглашениями между Россией и рядом государств допускается возможность использования национальных водительских удостоверений, однако в этом случае срок пребывания водителей на территории этих стран, как правило, ограничивается компетентными органами. Поэтому владельцу автотранспортного средства лучше приобрести водительское удостоверение международного образца, которое вьщается специальным подразделением ГИБДД на основании национального документа в установленном порядке.

Одним из важных требований, предъявляемых к водителям международных автобусов, является наличие у них страхового полиса, подтверждающего факт страхования ответственности владельца автотранспортного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам. За рубежом такой международный полис называется «Зеленая карта».

Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство о регистрации, которое выдается соответствующими органами государства. В свидетельстве содержится следующая информация: регистрационный номер; марка транспортного средства; год выпуска; порядковый номер шасси; владелец и адрес владельца; наименование организации, выдавшей свидетельство.

Практическая работа № 6

«Особенности путешествия туристов на автобусах»

Цель работы: изучить актуальные проблемы автобусных путешествий.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил автобусных путешествий.

Туристские автомобильные перевозки осуществляются в основном автобусом (78 %), легковыми автомобилями (17 %) и другими видами автомобильного транспорта (5 %).

Наиболее массовый туристский транспорт – автобус, в большинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциаций.

Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятия на основе долгосрочной аренды или разовых заказов транспортных средств.

При заключении договора с автотранспортным предприятием следует выяснить наличие у него лицензии на право перевозочной деятельности и на какой территории она действует. Автотранспортное предприятие как арендодатель должно выполнить ряд требований к подвижному составу и водителю.

Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы вне конкуренции на коротких и средних (до 500 км) маршрутах.

Комфортабельные туристские автобусы используются также на длинных маршрутах (например, Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожный отель).

Классификация туристских автобусов представлена на рисунке 7.1.

Организация путешествий и экскурсий автомобильным транспортом внутри страны реализуется на основании Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Правил безопасности движения, нормативных документов Министерства транспорта Российской Федерации, а также ведомственных инструкций: «Правила туристско-экскурсионного обслуживания на автобусных маршрутах», «Положения о руководителе группы автобусного маршрута», «Инструкция по паспортизации маршрутов» и др.

Как уже указывалось ранее, транспортные путешествия туристские бюро реализуют совместно с автотранспортными предприятиями на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды, если они не имеют на балансе собственного транспорта. B арендных договорах отражаются:

- обязанности арендодателя и арендатора;

- предмет целевого использования транспорта;

- продолжительность его аренды;

- система арендной платы (повременная, за километр пробега, договорная и т.д.);

- график подачи транспорта по часам суток;

- взаимоотношения водителя с турсопровождающим, экскурсоводом или гидом;

- порядок взаиморасчетов;

- ответственность сторон за исполнение договора;

- прочие, в том числе форс-мажорные, условия.

 

 


Рис. 7.1. Классификация туристских автобусов

 

Неотъемлемой частью данного договора является паспорт маршрута или карточка транспортного туристского маршрута. Если такой маршрут открывается впервые, то следует паспорт маршрута согласовать с перевозчиком.

B паспорте (карточке) транспортного маршрута указываются:

- тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный и т.д.);

- карту-схему маршрута с привязкой к населенным пунктам или уличной сети;

- график движения по маршруту;

- обозначения остановок, мест ночлега;

- дислокацию пунктов технической помощи, заправочных станций, пунктов питания в пути следования, пунктов медицинской помощи, расположение постов ГАИ, дорожно-эксплуатационных служб и др.;

- продолжительность маршрута в часах, календарных днях;

- состояние дорожного покрытия;

- количество туристов на маршруте и др.

B рамках бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была проведена полная паспортизация существующих маршрутов, которые целесообразно использовать. Если существующий маршрут, имеющий паспорт, не обследовался в течение двух лет, целесообразно провести его повторное обследование совместно с перевозчиком. Такое же обследование необходимо провести и при открытии нового маршрута.

Паспорт маршрута состоит из ряда формуляров (листов), содержание которых приводится в «Инструкции по паспортизации маршрутов». Паспорт является неотъемлемой частью технологии транспортного обслуживания, а также необходимым документом при сертификации маршрута, при разборе и анализе причин дорожно-транспортного происшествия и др.

Технология разработки автобусного маршрута приведена на рисунке 6.2.

 

 


Рис. 6.2. Этапы и утверждения туристского маршрута

Наряду с требованиями, регламентируемыми Правилами дорожного движения, следует в договоре или приложении к нему включить следующие пункты:

- обеспечение культуры обслуживания туристов;

- о санитарном состоянии автобуса (автомобиля);

- об ограничении (или запрещении) движения в ночное время;

- обеспечение транспортного средства аптечкой для пассажиров;

- наличие микрофона, радиотрансляции, телевизора, видео;

- наличие устройств отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; наличие чистых чехлов, подголовников, занавесок;

- наличие багажных отсеков, отсеков для ручной клади и др.

Для длительных путешествий следует использовать высококомфортабельные автобусы с мягкой подвеской, регулируемыми креслами, низким уровнем шума и вибрации, большим запасом кода с одной заправки (желательно с экологически чистым топливом). При этом предусматриваются также такие атрибуты жизнеобеспечения, как гардероб, туалет, бар, холодильник, кухня и др.

Водитель на туристском маршруте должен быть в форменной или другой чистой и опрятной одежде. Он должен иметь водительские права соответствующей категории, лицензию, кредитно-бензиновую карточку или талоны на заправку, путевой лист, атлас автомобильных дорог, план-схему маршрута, транспортную туристскую карточку и другую туристскую документацию.

На туристские маршруты допускаются водители, прошедшие соответствующую стажировку, в том числе на данном туристском маршруте, тщательно подготовившие свой автобус к рейсу, получившие соответствующий инструктаж, прошедшие медицинское освидетельствование.

 

Контрольные вопросы:

1. Достоинства и недостатки автомобильного транспорта.

2. Классификация туристических автобусов.

3. Организация туристических перевозок на внутреннем маршруте.

4. Этапы утверждения туристического маршрута.

5. Требования, предъявляемые к водителю автобуса.

 

Практическая работа №7

Морской и речной транспорт

 

Загрязнение среды обитания водных транспортом происходит по двум причинам:

1. Морские и речные суда загрязняют биосферу отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности.

2. Выбросами в случае аварии токсичных грузов, большей частью нефтью и нефтепродуктами.

B условия обычной эксплуатации основными источниками загрязнения являются судовые двигатели и энергетические установки, а также вода, используемая для мойки грузовых танкеров и балластная вода, смываемая за борт.

Энергетические установки судов загрязняют отработанными газами, прежде всего атмосферу, токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воду рек, морей, океан. Нефть и нефтепродукты являются основными загрязнениями водного бассейна при работе водного транспорта.

Отрицательное воздействие водного транспорта на гидросферу связано с тем, что на танкерах, перевозящих нефть перед очередной загрузкой, которая проверяется, производится промывка емкости для удаления ранее перевозимого груза. Промывочная вода, с ней остатки груза, обычно сбрасываются за борт. По мере перевозок их количество в большей степени вырастает и всё больше нефти стало попадать в океан в результате аварий.

В результате драматических событий, связанных с загрязнением мирового океана, во многих странах приступили к разработке мер, направленных на предупреждение загрязнения вод. B современных условиях первостепенное значение приобретают международные соглашения о запрещении сброса загрязненных вод и мусора в открытые моря и океаны. К настоящему времени наметились три основных направления очистки загрязнённых вод:

1. Механический сбор с поверхности воды мусора и нефтяных плёнок, химическое воздействие на нефтяные плёнки и биологическое разложение плёнок.

Наибольшее распространение получили механические методы, выполняющие разные по степени сложности операции - от простого сбора мусора до улавливания и сепарации нефтепродуктов.

2. Немаловажное значение имеет система мер, направленная па предотвращение загрязнения окружающей среды в рамках морских и речных портов. Строительство надёжных крытых межсезонных хранилищ и складов для грузов, предотвращающих нежелательное рассеивание в окружающей среде мусора.

3. Водные виды транспорта незначительно загрязняют воздушный бассейн и литосферу. В то же время, несмотря на постоянный рост флота, объёма перевозок и грузооборота водного вида транспорта намечается явная тенденция к сокращению его негативного воздействия на окружающую среду.

 

Железнодорожный транспорт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.114 с.)