Правовые основы перевозок туристов железнодорожным транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы перевозок туристов железнодорожным транспортом



Под железнодорожным туризмом понимается путешествие, совершаемое физическими лицами по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, продолжительностью от 24 часов до одного года менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных познавательных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.

Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая конвенция о международных перевозках, объединившая бернские конвенции, принятые в конце XIX в., рядом европейских стран. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении. Железнодорожные перевозки, осуществляемые между государствами, регулируются также рядом многосторонних и двухсторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами.

Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются ФЗ № 153 «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.). Закон определяет железнодорожный транспорт как основу транспортной системы РФ, которая должна обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, а также жизнедеятельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчеркивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сферы государства, определяются его роль и место в осуществлении международных перевозок. «Устав железнодорожного транспорта РФ» (от 10.01. 2003 г.), ФЗ № 147 «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др.

Перевозочные документы

Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на железных дорогах, представляют собой предмет договора, который заключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажа – грузобагажной квитанцией.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформленные через автоматизированную систему резервирования «Экспресс – 2».

Картонные билеты – это проездные документы, оформленные на плотной бумаге, с обеих сторон покрытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. Билет выдается на 1 человека. Эти билеты печатаются для железнодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или, наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении. Катушечные билеты – продаются проводниками в пригородных и пассажирских поездах на участках, где отсутствуют билетные кассы. Бланковые билеты – оформляются на поезда дальнего следования. Они бывают ручной выписки или оформленные через автоматизированную систему бронирования билетов «Экспресс – 2». Такие бланковые билеты различаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский – синий, льготный – оранжевый, групповой – сиреневый.

Проезд пассажира в пригородном сообщении осуществляется по договору перевозки, оформленному билетом для разовой поездки «туда» или «обратно» или абонементным билетом установленной формы (абонементным льготным, абонементным «Выходного дня») для многоразовых поездок.

Обычный разовый билет печатается на бумажной ленте автоматами, где указываются:

- наименование железной дороги;

- станция выдачи билета;

- станция назначения;

- дата и время выдачи билета;

- номер билета, а также определенная служебная информация;

- вид билета (полный, льготный, детский);

- цена билета.

Абонементные пригородные билетыдают право пассажиру в поездах пригородного сообщения совершать многократные поездки между определенными станциями в течение определенного времени. Они оформляются вручную и выдаются сроком на 1 год, полгода, сезон (квартал), 1 мес.

Помимо билетов при осуществлении перевозок во внутреннем сообщении используются также квитанции разных сборов, багажные квитанции и грузобагажные квитанции.

С помощью квитанции разных сборов оформляется проезд пассажира, допущенного в «штабной» вагон без билета, а также изменение условий поездки.

Перевозка пассажиром багажа сопровождается выдачей ему багажной квитанции, состоящей из трех частей: собственно багажной квитанции, дорожной ведомости и корешка. Аналогичный документ – грузобагажная квитанции– оформляется на перевозку грузобагажа.

Тарифы, льготы, сборы

Под железнодорожными тарифами понимается установленная система плата, включающая цены за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и груза и правил их начисления. В связи с этим различают тарифы пассажирские, багажные, грузобагажные и грузовые.

В РФ существуют два вида пассажирских тарифов. Общий пассажирский тариф – зависит от расстояния поездки, типа вагона и категории поезда; пригородные пассажирские тарифы – устанавливаются местными органами власти по предложению перевозчиков. Пригородные тарифы бывают нескольких видов:

- зонные тарифыдействуют в пригородном сообщении крупных городов, где участки железных дорого разбиты на тарифные зоны определенной протяженности. На российской железнодорожной сети, на долю зонных тарифов приходится около 70% всех пригородных тарифов;

- пригородный общийи покилометровый тарифы без взимания страхового тарифа применяются на малодеятельных участках железных дорого, пригородные зоны которых характеризуются небольшим пассажиропотоком. Они рассчитываются в зависимости от действительного или фактического расстояния перевозки.

- абонементные тарифы дают право любому пассажиру приобретать билеты на длительный срок (месяц, сезон, полгода, год) на проезд между определенными станциями. В основе их расчета лежит покилометровый или общий тариф и количество поездок.

- детские тарифы распространяются на детей в возрасте от 5 до 10 лет, а также на детей моложе 5 лет, если ребенку предоставляется отдельное место. Детский тариф в дальних поездах прямого сообщения составляет приблизительно 35% взрослого и рассчитывается по таблицам соответствующего прейскуранта. В пригородном сообщении он составляет 25% стоимости взрослого тарифа и распространяется на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

В международном сообщении со странами дальнего зарубежья существует два типа пассажирских тарифов: «Восток – Запад» и «Восток». Тариф «Восток – Запад» действует при перевозках между РФ, Западной Европой и Скандинавией. По тарифу «Восток» осуществляются перевозки между РФ, Китаем, Монголией и Кореей.

Тариф «Восток – Запад» рассчитывается в денежных единица Евро, а тариф «Восток» - в швейцарских франках. В обоих случаях провозная плата переводится в валюту той страны, где производится платеж.

Детские тарифы в международном сообщениисо странами дальнего зарубежья устанавливаются как 50% скидка от стоимости взрослого тарифа и распространяются на детей от 4 до 12 лет и младше 4 лет с предоставлением ребенку отдельного места.

Для перевозки ручной клади, багажа и грузобагажа применяются багажныеи грузобагажные тарифы, величина которых зависит от массы перевозимых вещей и расстояния перевозки. Правила расчета и применения таких тарифов в различных странах различны. Для определения багажных и грузобагажных тарифов также используются таблицы соответствующего прейскуранта, причем в таблицы может включаться сбор за объявленную ценность вещей. Грузовые тарифы устанавливаются на перевозку грузов и зависят от их себестоимости, расстояния перевозки и вида отправки груза – повагонным, контейнерным способами или мелкой грузовой отправкой.

При железнодорожных перевозках пассажирам на станциях и в пути следования предоставляется ряд операций за дополнительную плату, осуществляемую по определенным ставкам. Эти платы называются сборами. Часть их может быть включена в стоимость перевозочного документа, часть взимается самостоятельно. К первой группе относятся: 1) сбор за оформление билетов (он взимается от 9 суток до момента отправления поезда); 2) сбор за доставку билетов на дом или по месту работы; 3) сбор за объявление ценности багажа или грузобагажа и др. Ко второй группе относятся: 1) сбор за операцию возврата денег на неиспользованный проездной документ; 2) сбор на перевозку ручной клади в вагоне – передвижной камере хранения; 3) сбор за хранения прибывшего багажа и др.

Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов должны доводиться до населения через СМИ не позднее чем за 5 дней до их введения в действие, а сведения об изменении тарифов на перевозку грузов (и соответствующих сборов) – не позднее чем за 10 дней до их введения в действие.

Контрольные вопросы:

1. Перечислить категории поездов.

2. Необходимые сведения, которые должны быть предоставлены пассажиру-туристу по железной дороге.

3. Права и обязанности пассажира-туриста.

4. Условия перевозки пассажира.

Практическая работа № 3

«Речные путешествия. Правила и условия перевозки пассажиров»

Цель работы: изучить актуальные проблемы речных путешествий.

Задание: ознакомиться со специфическими особенностями правил речных путешествий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.009 с.)