Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-правовая и международно-правовая регламентация таможенных правоотношений

Поиск

Таможенное регулирование осуществляется на основе таможенного права, международно-правовое таможенное регулирование — на основе международного таможенного права. Таможенное право функционирует в сфере внеш­неторговых отношений, которые имеют международный характер. Международный характер отношений предпола­гает специфический порядок их регулирования с использо­ванием элементов унификации с другими правовыми систе­мами. Поэтому огромное значение в таможенно-правовом регулировании играет международное право.

Отношения между государствами, связанные с пере­мещением из одного из них в другое товаров и транспорт­ных средств, является предметом специального правового регулирования. Это обусловило необходимость выделения в отдельный институт таможенного права международного таможенного права. Международное таможенное право можно определить как систему принципов и норм, регули­рующих отношения между государствами и иными субъек-


5.1. Национально-правовая и международно-правовая регламентация... 163

тами международного товарного оборота в сфере тамо­женного дела.

Международное таможенное право формируется В результате правового взаимодействия государств в сфере таможенного дела, включая вопросы регулирования между­народной торговли и таможенных отношений. Основной задачей, которую выполняет международное таможенное право, является унификация национальных таможенных законодательств, таможенных норм и процедур, направ­ленная на облегчение международной торговли, а также на эффективное международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможен­ных правил.

Субъектами международного таможенного права явля­ются:

• государства и уполномоченные органы государств и области таможенного дела;

• международные организации, осуществляющие лея-цельность в области международной торговли и таможен­ного дела;

• юридические и физические лица — участники ВЭД пли их представители;

• физические лица при пересечении таможенных гра- iiiiii;

• иные юридические и физические лица, находящиеся К нзаимосвязи с вышеуказанными субъектами (правоохра-п и гельные, судебные органы, адвокаты и т.п.).

Международное правовое регулирование представляет гобой сложную, но единую и гармоничную систему, осно-н.пшую на комплексе единых принципов, определяющих ее шин, характер и функциональное назначение. Принципы международного таможенного права представляют собой п< покополагающие начала международного таможенного |м| улирования, определяющие все его положения и нахо-i шшс свое выражение в конкретных нормах.

()сповные принципы общего международного публич- \т\о нрава и Устава ООН, такие как уважение нацио-

н..... ной независимости и суверенитета, невмешательство

№ ин утренние дела, полное равноправие, уважение нацио-м.1 ti.ni.ix интересов, взаимной выгоды, недискриминация И i и, служат одновременно и основой международного (Женного права.

И основе принципов международного таможенного Ирина лежат основополагающие побудительные мотивы,


164 Глава 5. Международно-правовые основы таможенного регулирования

направленные на развитие двустороннего и многосторон­него сотрудничества государств в сфере таможенного дела и международной торговли, которые в ходе своего истори­ческого развития приняли характер незакрепленных в пра­вовом смысле норм поведения, которых стремятся придер­живаться взаимодействующие государства. Со временем такие нормы закрепляются в традициях межгосударствен­ных отношений (или оформляются документально) и при­обретают характер принципов.

Основными источниками международного таможен­ного права являются международные договоры, правовые обычаи международного характера, решения международ­ных организаций, обязательные для стран — участниц этих организаций.

Наибольшую роль в международном таможенно-право-вом регулировании играют международные договоры — межгосударственные соглашения, содержащие общеобяза­тельные правила поведения в таможенной сфере. В сфере таможенных отношений существует довольно значитель­ный массив международных соглашений и конвенций. Для их более полного изучения необходимо их классифициро­вать. Оснований для такой классификации можно выде­лить несколько.

По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными (объединяющими все или большинство стран мира, выра­жающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), региональными (объединяющие несколько стран-соседей и выражающие интересы опреде­ленного региона земного шара) и двусторонними — связы­вающими только два государства и выражающими только их волю.

Так, например, Киотская конвенция — это универ­сальный договор; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003 — двусторонний договор.

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить на две группы. Первая группа включает в себя международ­ные договоры, действующие исключительно в сфере тамо­женного дела и не затрагивающие иные вопросы. В качестве примера таких договоров можно привести Международную конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киот-


5.2. Основные международные конвенции, договоры и соглашения... 165

скую конвенцию) 1973 г. или Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцию МДП) от 14.11.1975.

Вторая группа — международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отноше­ний (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961).

Двусторонние таможенные договоры схожи как по содер­жанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преам­булы и 10—13 статей и практически повторяют друг друга но содержанию. Основной целью таких соглашений явля­ется координация борьбы с таможенными правонаруше­ниями, упрощение и унификация таможенных процедур и таможенных операций.

Двусторонние соглашения по таможенным вопросам

призваны:

• облегчать и ускорять пассажирское и грузовое сооб­щение;

• унифицировать таможенные процедуры и таможен­ные операции;

• обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках борьбы с контрабандой и административными таможен­ными правонарушениями;

• способствовать совместному обучению сотрудников И проведению совместных исследований в области тамо­женного дела.

Кроме того, в любом Соглашении по таможенным вопро­сам в обязательном порядке определяются формы взаимо­действия, указываются уполномоченные подразделения, осуществляющие непосредственную связь и взаимодей­ствие, формы запросов, контрольные сроки ответов на них, ихиические вопросы передачи и защиты информации,.1 также отдельно оговариваются вопросы взаимодействия || рамках правоохранительной деятельности.

5.2. Основные международные конвенции, договоры и соглашения по таможенным вопросам1

Таможенная конвенция — это двустороннее или много-• шо/юннее международное соглашение, которое регулирует «опросы таможенного обложения, таможенные формально-ти ао взаимной торговле стран-участниц.

1 Вез учета договоров и соглашений в рамках таможенных союзов.


166 Глава 5. Международно-правовые основы таможенного регулирования

Главными из них являются: Киотская конвенция; Таможенная конвенция о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14.11.1975; Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 06.12.1961; Конвенция о временном ввозе (Стамбуль­ская конвенция) от 26.06.1990; Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983; Международная конвенция о вза­имном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977; Таможенная конвенция, касающаяся контей­неров, 1972 года от 02.12.1972.

Киотская конвенция вступила в силу 25 сентября 1974 г. В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной орга­низацией была одобрена новая редакция Конвенции. Пере­смотренная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г. В Киотской конвенции участвует более 70 госу­дарств, на которые приходится более 70% внешнеторгового оборота нашей страны.

Целью Конвенции является обеспечение благоприятных условий для развития международной торговли посред­ством унификации таможенных процедур и практики.

Структурно Конвенция состоит из Основного текста, Генерального приложения и Специальных приложений. Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, на основе которых государства, подписавшие Конвенцию, должны выработать конкретные правила регулирования тех или иных проце­дур, что позволит найти баланс между ускорением и упро­щением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

Генеральным приложением к Киотской конвенции зафиксированы следующие обязательные принципы, кото­рым должны следовать подписавшие Конвенцию государ­ства:

• принципы определения таможенного контроля, осно­ванные на применении системы анализа и управления рисками и позволяющие обеспечить надежность таможен­ного контроля с минимальными затратами государствен­ных ресурсов, не создавая при этом излишних препятствий для перемещения товаров через таможенную границу;


5.2. Основные международные конвенции, договоры и соглашения... 167

• механизмы использования таможенного аудита и системе мер таможенного контроля, т.е. разрешение использования товаров на территории страны ввоза с пере­носом осуществления основных контрольных мероприятий на последующий этап, что позволяет упрощать и ускорять Проведение таможенных формальностей;

• осуществление таможенной службой активного вза-имодсйствия с участниками ВЭД с целью учета потребно-i Гей торговых и транспортных организаций, поиска и вне-

фения наиболее эффективных методов работы;

• применение упрощенных таможенных процедур I отношении определенного круга лиц, отвечающих уста­новленным таможенной службой критериям;

• принципы начисления, взимания и уплаты таможен-пи ч пошлин, налогов;

• применение соответствующих международным стан-цртам информационных технологий в целях обеспечения ыможенных операций;

• процедура обжалования решений и бездействия тамо­женной службы.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения пш мпженных процедур в целях ускорения внешнеторгового i жирооборота, содействия торговле и снятия необосно-МННЫХ административных барьеров. При этом Конвенция

I одержит и ряд вполне конкретных предписаний, указы-
М. |их на то, в каких формах государство в лице тамо­
женной службы должно строить свои отношения с бизнес-
мцеством.

II соответствии с философией Киотской конвенции
щможенный контроль как способ обеспечения надлежа­
щей» применения таможенного законодательства и соблю-
|| имя предписаний других подзаконных и нормативных
...... 1 должен осуществляться при максимальном облег-

II ппп условий для международной торговли и ограничи-
'Я минимумом, необходимым для достижения основ­
ных целей, осуществляться на основе выборочное™ и при

..... пиально возможном применении методов управления

|1И1 i ими.

Россия присоединилась к Киотской конвенции в соот-1м и I нин с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ.

I шный шаг являлся необходимым этапом на пути вступле-"" i России во Всемирную торговую организацию. Вместе


168 Глава 5. Международно-правовые основы таможенного регулирования

с тем, присоединившись к Киотской конвенции, Россий­ская Федерация (в соответствии с п. 1 ст. 12 Конвенции) ограничила свои обязательства рамками Генерального при­ложения, которое содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, относящиеся ко всем институ­там таможенного дела (контроль, оформление, процедуры, платежи).

Другие государств — члены Таможенного союза в рам­ках ЕврАзЭС также присоединились к Киотской конвен­ции: Белоруссия с 10 января 2011 г., Республика Казах­стан — 20 июня 2009 г.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г. вступила в силу 20 марта 1978 г. Ее участниками являются более 50 государств мира, в том числе и Россия (как правопреемник СССР, для кото­рого Конвенция вступила в силу 12 декабря 1982 г. с неко­торыми оговорками).

Главными целями Конвенции являются содействие облегчению международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозок, упрощение и гармонизация административных, в частно­сти пограничных, формальностей в области международ­ных перевозок. Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязатель­ным требованием является то, чтобы какая-то часть пере­возок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможен­ных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа — книжки МДП — упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути.

27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить собственно таможенные процедуры и усилить контроль за правильно­стью использования книжки МДП.

Таможенная конвенция о карнете AT А для времен­ного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров,




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.008 с.)