Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы экспериментального исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ι. Формулируем определение темы. Тема ограничивает область исследования, круг проблем, выбор объекта, предмета, методов. ΙΙ. Работа с научной литературой ΙΙΙ. Уточнение гипотезы и определение переменных. Экспериментальная гипотеза должна быть сформулирована в виде высказывания «если-то». Ι V. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволил бы ему: 1)управлять независимой переменной 2)регистрировать зависимую перемену. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. V.Планирование экспериментального исследования центральный этап всего исследования. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Планирование- это выбор экспериментального плана. Его выбор зависит от: - экспериментальной гипотезы -числа внешних переменных, которые контролируются в эксперименте. -от ситуации VΙ. Отбор и распределение испытуемых. Вся совокупность потенциальных испытуемых- генеральная совокупность. Выборка- множество людей, которые участвуют в исследовании. Выбора должна быть репрезентативной, т.к. выводы, которые получаются в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей выборки. VΙΙ. Проведение эксперимента. Самая ответственная часть эксперимента. Основные этапы: 1) Подготовка эксперимента. Готовят помещение и оборудование. Возможно проведение пробного эксперимента, опытов. Разработка подробной инструкции для испытуемых. Особенности инструкции: - краткие предложения - с помощью абзацев выделяют смысл блоков 2) Инструктирование и мотивирование испытуемых. 3) Экспериментирование. Убеждаемся, что испытуемые здоровы и желают участвовать в эксперимента. Наличие ассистента, выполняют все вспомогательные действия. 4) Постэкспериментальное интервью. VΙΙΙ. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов. Методы статистической обработки выбираются на стадии планирования эксперимента. Экспериментальную гипотезу преобразуют в статистическую. Типы статистических гипотез: -о сходстве и различии 2-х или более групп -о взаимодействии независимых переменных -о статистической связи независимых и зависимых переменных ΙX. Выводы и интерпретация результатов. Итог может быть: подтверждать или опровергать гипотезу, о причинных зависимостях между переменными, подтверждать статистическую гипотезу. Выводы сопоставляются с выводами других авторов. X. Научный отчет Коммуникативные эффекты (артефакты) в эксперименте и способы их преодоления. По сути, основное предназначение эксперимента заключается в достоверном выявлении научных фактов и закономерностей. Его результаты должны быть независимы от особенностей личности исследователя. В то же время, подавляющее большинство экспериментов можно рассматривать как ситуации опосредованного общения испытуемых и ученого. При этом важно не допустить проявлений некоторых искажающих достоверность выводов коммуникативных эффектов, называемых обычно артефактами (от лат. «искусственно сделанный»). В литературе наиболее часто упоминаются следующие из них: Эффект плацебо (от лат. «поправляюсь») - это обнаруженное в медицине изменение физиологического или психологического состояния людей под влиянием препаратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении. Эффект Хоторна является своеобразным вариантом предыдущего типа артефактов в экспериментальной психологии. Он заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых. В частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора. Эффект Пигмалиона - так по имени героя древнегреческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить её, американский психолог Роберт Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемых таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонаций, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемыми. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя. Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого. Обычно при этом лучше и быстрее выполняется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интеллектуально простая. Хуже и медленнее осуществляется деятельность сложная для испытуемого или не освоенная им в полной мере. Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления от него. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу. Каким же образом исследователи стараются избегать влияния на результаты такого рода искажений? Для этого в психологической практике применяются такие способы: 1. Дезинформирование испытуемых - сообщение им ложных сведений о целях и гипотезе исследования. Нередко это оказывается необходимым условием обеспечения естественности их поведения в экспериментальной ситуации. К примеру, позволяет избежать влияния на результаты желания выглядеть в наилучшем свете или «выручить» экспериментатора. 2. Маскировка независимой переменной, то есть введение её не экспериментатором, а подставным лицом (конфедератом) или «непредвиденным случаем». 3. Метод «скрытого» эксперимента, когда исследование организовано таким образом, что испытуемые не подозревают о своем участии в нем. 4. «Двойной слепой метод» (или «плацебо вслепую»), который предусматривает незнание испытуемыми и самим экспериментатором (ассистентом) того, какая из групп является экспериментальной, а какая - контрольной. 5. Неинформирование лица, проводящего эксперимент, относительно его целей, гипотезы и ожидаемых результатов. Иногда при этом используют услуги нескольких экспериментаторов, каждый из которых знает лишь о части условий общего исследования. Следует иметь в виду, что описанные процедуры в чём-то находятся в противоречии с этическими нормами организации психологических исследований. Все они используются только в случае крайней необходимости. Кроме того, свобода научного поиска вовсе не исключает бережного отношения к личности испытуемых, стремления сохранить их достоинство, эмоциональную и физическую безопасность. Квазиэксперимент "Промежуточный" между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж.МакГиган) с методом систематического наблюдения (и это не оправданно!), при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов. Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия. виды квазиэксперимента: 1.отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. 2.Отсутствие контролирующей группы. 3.в качестве воздействия выступает реальное событие произошедшее с испытуемым. 16. Классификация методов психодиагностики (Б.Г. Ананьев) Б.Г. Ананьев разграничил следующие группы исследовательских методов в психологии. 1. Организационные: а) сравнительный — сопоставление отдельных групп испытуемых с це лью установления сходств и различий между ними; б) лонгитюдный — многократные обследования одних и тех же лиц с целью определения динамики исследуемых качеств; в) комплексный — реализация междисциплинарных исследовательских программ, в которых задействованы представители смежных наук, с целью выявления сложных взаимосвязей между явлениями разного по рядка (психическими, физиологическими, социальными и др.). 2. Эмпирические: а) обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные (формирующий, естественный и полевой экс перимент); в) психодиагностические; г) биографические; д) моделирование; е) анализ процессов и результатов деятельности. 3. Методы обработки данных: а) количественный (статистический) анализ; б) качественный анализ. 4. Интерпретационные: а) генетический (выделение фаз, стадий и критических моментов станов ления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе); б) структурный (установление структурных взаимосвязей между изучае мыми характеристиками).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.011 с.) |