Метод экспертных оценок. Типы экспертиз.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод экспертных оценок. Типы экспертиз.



Экспертная оценка - диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок путём организации работы со специалистами-экспертами и обработки их мнений. Источником информации,в данном случае, являются знания, опыт и интуиция специалистов, работающих в данной области. Существует две группы экспертных оценок:

1)Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.

2)Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.

Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Оценка тех или иных качеств личности, определяемая одним экспертом, является случайной величиной. Однако общая закономерность распределения этих оценок практически не зависит от отдельных оценок, отражающих индивидуальные особенности мышления. Следовательно, полученные таким образом результаты обработки данных экспертного опроса можно считать близкими к объективным. Поэтому, чтобы повысить достоверность опроса, необходимо увеличивать количество экспертов, участвующих в оценке.

Где применяется:

В психологическом исследовании экспертные оценки выступают в качестве внешнего критерия для проверки валидности тестов и опросников (если эксперты согласованно считают одних более способными, других - менее, и когда данные по тесту коррелируют с данными экс­пертизы, то принимается, что тест является валидным и его можно далее примерять и в других подобных ситуациях).

Может применяться при профотборе, когда группа экспертов устанавливает необходимые качества личности для определенного вида деятельности.

Может применяться при проведении личностной и поведенческой психодиагностики. В качестве экспертов здесь выступают хорошо знающие оцениваемого субъекта люди - преподаватели, товарищи по учебе, коллеги, которые имели возможность общаться с ним в различных ситуациях. Так можно создать интегративный психологический "портрет" испытуемого, описать его личностные особенности как систему взаимосвязанных, взаимозависимых качеств. Это делает реальным более качественный прогноз обучаемости, позволяет целенаправленно выбирать средства воздействия с учетом возможной реакции на них данной личности, открывает пути к определению перспектив ее психологического и профессионального становления и развития.

Для определения соответствия на роль эксперта используются документальные данные о стаже производственной и научной деятельности в исследуемой области, о научных степенях и званиях претендентов; проводится тестирование и анкетирование с помощью специально разработанных вопросников, часто дополнительно используется метод самооценки.

Этапы:

1. Начальный этап (организация экспертизы) включает:

- Определение цели и задачи экспертизы, постановку проблемы.

- Определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов.

- Установление сроков проведения экспертизы.

-Подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности)

2. Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.

3. Завершающий этап экспертизы - опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения - основы для решения по тем или иным вопросам.

Типы экспертиз.

Классификация экспертиз осуществляется по критериям независимости экспертов друг от друга, а также очности и заочности. Заочная экспертиза проводится, например, с помощью Интернета.

При индивидуальной экспертизе, в очной или заочной форме, эксперт высказывает свое мнение, ничего не зная о других экспертах и об их мнениях. Он полностью независим, что и хорошо, и плохо. Обычно такая ситуация соответствует однотуровой экспертизе.

При коллективной форме экспертизы можно выделить:

Заочная анонимная экспертиза, например, как в методе Дельфи, означает, что эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное положение. Следовательно, в экспертизе должно быть предусмотрено хотя бы два тура.

Заочная экспертиза без анонимности, когда эксперт может без ограничений ознакомиться с выводами других экспертов.

Плюсы заочной экспертизы: нет необходимости собирать экспертов вместе, находить для этого удобное время и место; дешевле.

При очных экспертизах эксперты говорят, а не пишут, как при заочных, и потому успевают за то же время сказать существенно больше.

Очная экспертиза с ограничениями весьма распространена. Это - собрание, идущее по фиксированному регламенту. Примером является военный совет в императорской русской армии, когда эксперты (офицеры и генералы) высказывались в порядке от младшего (по чину и должности) к старшему.

Очная экспертиза без ограничений - это свободная дискуссия.

Все очные экспертизы имеют недостатки, такие как отрицательное влияние на их проведение социально-психологических свойств и пристрастий участников, а также неравенства их профессионального, должностного, научного статусов.

9. "Архивный метод” (анализ продуктов деятельности)

В американской научной литературе принят термин “архивный метод” для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как “анализ продуктов деятельности”, или праксиметрический метод.
В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Этот метод дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей личности.
Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А.Р.Лурии “Потерянный и возвращенный мир”. Все изложение построено на основе изучения и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из зон коры головного мозга.
Исследователь может проводить исследование текстов, предметных продуктов деятельности с различными целями. По целям и конкретным приемам реализации “архивного метода” выделяют его разновидности.
Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
К разновидностям “архивного метода” относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных, строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует (выражает качественные признаки в количественной форме) полученные данные. Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Простейший - регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д.
Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.
Проективный метод является методом “промежуточным” по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т. е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т. д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. К проективным методикам изучения продуктов творчества можно отнести: тест “Рисунок дома”, тест Гудинаф и Маховер “Фигура человека”, тест “Рисунок дерева” и т. д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов. К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест “чернильных пятен”, анализ почерка и т. д.

Все проективные тесты имеют набор признаков:

1) неопределенность материала или инструкции к заданию;

2) к сведению принимаются все реакции испытуемого;

3) отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.004 с.)