Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение данных психодиагностического обследования в педагогической и социальной практике

Поиск

Укажем некоторые особенности ситуаций педагогической и социальной практики и специфику применения в них дан­ных психодиагностики. Надо отметить, что каждая конкрет­ная ситуация применения психодиагностической информации предполагает наличие у пользователя определенной «теории» о психической реальности, сообщаемое пользователю знание будет структурироваться в соответствии с его собственной «теорией»- теми отредактированными обобщениями, кото­рыми он пользуется для понимания других людей. Наличие таких теорий психодиагност должен учитывать, а при воз­можности и обсуждать их содержание с пользователем психо­логической информации.
С этой целью проведению психодиагностического обсле­дования, особенно массового, должна предшествовать работа психолога по созданию у обследуемых адекватных установок на ситуацию обследования. Сообщение в научно-популярной форме дополнительной информации о целях исследования, знакомство обследуемых с условиями хранения и использова­ния информации создает атмосферу взаимного доверия и делает ситуацию обследования не экспертной, а именно диаг­ностической.
Данные психодиагностики могут использоваться в соци­альной практике для формирования административного ре­шения, например, о содержании медицинского диагноза. В этом случае результаты психодиагностики используются спе­циалистами смежных профессий - медиков в первую очередь. Психодиагност выносит суждение о специфических индиви­дуальных особенностях клиента, о его мышлении, памяти, качествах личности, а врач ставит диагноз. Психолог не несет ответственности ни за медицинский диагноз, ни за лечение, назначенное больному. Так же происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по за­просу суда, комплексной психолого-психиатрической экспер­тизе или судебной психологической экспертизе, психодиагно­стике профессиональной компетентности работника или проф-пригодности по запросу администрации.
В педагогической практике часто бывают такие ситуации, когда данные психодиагностики - психологический диагноз -используются для воздействия на жизнь клиента другими людьми - педагогами, родителями, воспитателями и др.
Сообщая этим лицам результаты психодиагностического обследования, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и применению. По нашему мнению, целесо­образно, чтобы пользователь сформировал в отношении по­лучаемой психологической информации свою личную психологическую задачу - задачу понимания значимости этой ин­формации и для себя, и для того человека, на которого они будут воздействовать.
Надо, сообщая информацию о клиенте, в этих ситуациях использовать данные объективных, стандартизированных методов, чтобы пользователь получил более или менее дол­госрочный прогноз в отношении психологической инфор­мации о клиенте.
Например, школьный психолог, сообщая информацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возмож­ном устранении этих причин.
Психологу важно учитывать, что в большинстве случаев у пользователя оценочное отношение к психологической ин­формации и при ее сообщении. Он должен предложить соци­ально адекватное восприятие психологической информации, введя, например, контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Это позволит пользователю уйти от самостоятельной интерпретации психодиагностиче­ской информации в свете своих собственных задач взаимо­действия с обследуемым человеком.
Итак, основные проблемы применения психодиагностиче­ских данных в педагогической и социальной практике связа­ны с адекватностью восприятия психологической информа­ции пользователем. Для решения этой проблемы психодиаг­ност обязан проводить популяризацию своей профессиональ­ной деятельности для создания соответствующего ей соци­ального статуса.
Главное требование к методам - легкость перевода данных на язык клиента. Этому надо учиться самому психодиагносту, со­блюдая основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:
-сообщать информацию, а не оценивать ее;
- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования

1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования, сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации. Для эффективности обследования может быть необходимо скрывать истинную цель тестирования, тем не менее личность не должна подвергаться тестированию обманным путем.

2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир.

3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть представлены какому-либо учреждению, если испытуемый не даст на это согласия.

Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, вуза, предприятия и т.д.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации не требуется дополнительного согласия обследуемого.

4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.

При тестировании личности ребенка до 16 лет, необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей; родителям, по их просьбе должны быть сообщены результаты тестирования.

5. Доступ к результатам тестирования должен подлежать строгому контролю.

6. При сообщении результатов тестирования должны учитываться особенности того человека, кому они предназначаются.

7. Обследуемому не должны сообщаться результаты его тестирования без их грамотной интерпретации.

Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

1) благополучие обследуемого индивида;

ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание
высоких норм в своей работе;

моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

5)конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

6)отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

Помимо общих принципов, используемых в работе с психодиагностическими методиками, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной деятельности с применением тестов. Это могут быть:

А) психологи-пользователи, работающие с психодиагностическими методиками;

Б) специалисты-непсихологи смежных с психологией областей (учитель, врач, социолог, экономист и др.), применяющие в своей работе отдельные психодиагностические методики.

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ.

Психолог-пользователь должен обеспечить тщательное соблюдение при использовании методики всех стандартных требований. Он не имеет права вносить модификацию в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы.

Недопустимо тестирование по почте. Такой способ тестирования не обеспечивает необходимый контроль за соблюдением его условий, а также предполагает интерпретацию результатов без привлечения для этого требуемой информации о респонденте. В этом случае итоги тестирования могут оказаться бесполезными и даже вредными.

Психолог-пользователь лично несет ответственность за принимаемое решение по интерпретации результатов. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные результаты.

Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам для публикации научных статей и в случае необходимости отсылки таких материалов разработчикам методик.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ-НЕПСИХОЛОГАМ.

Специалисты-непсихологи, работающие в смежных с психологией областях (учителя, врачи, социологи, инженеры и др.) имеют право использовать только методики, хорошо теоретически и психометрически обоснованные, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Если правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога.

При использовании психодиагностических методик специалист-непсихолог автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

Необходимо отметить, что недопустимо принимать решения о кадровых перемещениях, приеме и увольнении и других кадровых вопросах на основании психологических тестов в отсутствии специалиста по психодиагностике, психолога.

22. Значение и исходные понятия психометрики

Психометрика - область псих. диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. Введено в 1734 Кристианом Вольфом.

Выделяют 2 направления:

Общая – относят измерения обще-психологического (свойственного всем людям) характера, т.е. функциональные зависимости между свойствами стимула и свойствами субъективных реакций).

Дифференциальная – относят измерения, касающиеся индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным способностям и прочее.

Дифференциальная психометрика по отношению к психодиакностике и дифференциальной психологии выступает в качестве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять методики их процедуру, их разработки и применения.

Требования: стандартизация, валидизация, надежность.

Основные направления дифференциальной психометрики:

1) Общая теория измерения психологических феноменов

2) конструирование на ее основе методик

3) Психометричная адаптация средств измерения к новым условиям пользования

4) анализ тестовых задач, обеспечение их надежности, валидности и репрезентативности.

Стандартизация методики

Стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки выполнения методики. Рассматривается в 2-х планах:

1) как выработка единых требований к процедуре проведения методики;

2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Этапы стандартизации:

1)создание единообразной процедуры диагностики:

- определение содержания инструкции для испытуемого;

- разработка стандартного бланка для фиксации результатов, использование которого облегчает процедуру проведения исследования и обработки результатов;

2)создание единообразия оценки результатов, получаемых при помощи данной измерительной процедуры:

- создание единой системы обработки результатов и стандартной интерпретации полученных данных;

3)определение норм выполнения методики.

Требования, которые необходимо соблюдать при проведении психометрического исследования:

- нужно проводить в одно и то же время суток, чтобы избежать погрешностей;

- одни и те же указания для всех испытуемых;

- интерпретация результатов одинаковыми словами для всех испытуемых;

- одинаковое время на выполнение для всех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.007 с.)