Отчетная документация по практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчетная документация по практике



· Дневник практики.

· Характеристика школьной психологической службы;

· Оценочный лист с отмеченными видами работы и ее оценкой педагога-психолога (вузовского методиста), заверенной его подписью;

· Протокол психологического анализа урока (3 шт.);

· Индивидуальная психологическая карта школьника;

· Протокол психодиагностического обследования (представлены методика, протоколы наблюдений, данные бесед и интервью, результаты исследований и их интерпретация, рекомендации психолога) (-3 образца);

· Программа коррекционно-развивающей работы;

· Конспекты индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий (не менее3);

· Отчет по производственной практике;

· Характеристика деятельности студента-практиканта за время практики (составляется школьным психологом, заверяется администрацией школы).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

 

Задания

Тема 1: Составление индивидуального плана работы студента в период практики в общеобразовательной школе.

· Индивидуальный план работы студента должен согласовывается с планом работы школьного психолога, его расписанием;

· Планируются

- сроки выполнения учебно-исследовательских заданий по практике,

- виды профессиональной деятельности (проведение и посещение индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проведение психологического анализа уроков, наблюдение и проведение занятия по психологическому просвещению),

- субъекты взаимодействия психолого-педагогического процесса;

· Индивидуальный план работы одновременно является и оценочным листом, который утверждается педагогом-психологом;

· Наблюдение, анализ документации школьного психолога, присутствие на КРЗ, консультативная деятельность, пропедевтическая деятельность, воспитательные мероприятия, посещение и анализ уроков, изучение литературы и выполнение других видов профессиональной деятельности по запросу педагога-психолога оцениваются базовым методистом по двухбалльной системе (зачет - незачет). Психокоррекционная и психодиагностическая деятельность оценивается по четырехбалльной (2, 3, 4 или 5 баллов) системе, при этом отметка (в зависимости от видов деятельности и решаемых задач) проставляется педагогом-психологом, вузовским методистом или факультетским руководителем практики. В необходимых случаях, например, групповой деятельности студентов, по совместному решению педагога-психолога школы и вузовского методиста допускается использование экспертной оценки, в формировании которой принимают участие и студенты-практиканты, присутствующие на занятиях в роли независимых экспертов-психологов;

· По окончании практики в оценочном листе студенту выставляется:

- общая оценка педагога-психолога,

- оценка методиста вуза,

- итоговая оценка за практику;

· Утверждается индивидуальный план работы студента печатью школы.

 

Индивидуальный план работы студента ведется по следующей примерной форме:

 

  №   Дата   Наименование профессиональной деятельности Субъекты взаимодействия: учащиеся, родители, педагоги.   Оценка психолога-методиста

 

Тема 2: Исследование школьной психологической службы

· изучение и анализ

- истории социально-психологической службы школы (когда была основана, этапы развития); структура социально-психологической службы, ее функции, задачи; сотрудники, их квалификация;

- обязанностей педагога-психолога как работника службы;

- перечня нормативно-содержательного оформления профессиональной деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения (правовые документы, приказы, формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов и др.);

- важнейших направлений деятельности педагога-психолога, текущие виды работ школьного психолога;

- типичных запросов на работу психолога, основных психологических исследований, их проблематика, тематика психологических консультаций и просветительских выступлений, традиционные и оригинальные формы занятий;

- оборудования кабинета школьного психолога;

· предоставляются выводы об уровне развития школьной психологической службы, перспективы развития.

 

Тема 3: Проведение психологического анализа урока, составление протокола наблюдений

· при составлении анализа урока студент может выбрать по своему усмотрению любой тип анализа урока (см. Приложение 1);

· основным методом изучения урока при подготовке психологического заключения является наблюдение;

· предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Студент может наблюдать:

- речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.);

- выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

- движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений и пр.);

- физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.);

· при процедуре наблюдения студент должен придерживаться следующих этапов:

- определяется предмет наблюдения (поведение), объект (отдельный учащийся или класс), ситуации;

- выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

- строится план наблюдения (ситуации – объект - время);

- выбирается метод обработки результатов;

- проводится обработка и интерпретация полученной информации;

· результаты наблюдения (сплошного или выборочного) фиксируются в дневнике (протоколе, карточке, специальной рабочей тетради).

Наблюдение и анализ уроков преподавателей школы могут выполняться студентами-практикантами как индивидуально, так и в форме коллективной исследовательской работы. Ее организация предусматривает постановку перед студентами специальной задачи, объединение студентов-практикантов в группу (не более 4-х человек), где каждый участник выполняет определенную задачу, которая входит в общий комплекс исследовательской программы педагога-психолога.

Студент-практикант обязан представить к отчету 8 материалов, раскрывающий психологическое содержание педагогической деятельности учителя на уроке. При этом 1 протокол анализа урока выполняется на отметку и обязательно оформляется в печатном виде. Остальные протоколы предоставляются для проверки в печатном или рукописном варианте и оцениваются по системе зачет-незачет.

 

Тема 4: Проведение психодиагностического обследования

· В зависимости от объекта обследования психодиагностика может иметь как групповой, так и индивидуальный характер.

· При психодиагностическом обследовании используется комплекс методов (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, биографический метод, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.) (см. Приложение 2,3).

· Психодиагностическое обследование может включать следующие этапы:

- этап изучения отношений ребенка, избранного для составления краткой стандартизированной характеристики, к сверстникам, к родителям, к учителям. На данном этапе осуществляется анализ межличностных отношений школьников избранного в качестве базы исследования класса. Указанные виды работы реализуются посредством включенного наблюдения и применения социометрического метода, а также методики Т. Лири, опросников мотивации;

- этап психологической диагностики индивидуально-типологических свойств (см. Приложение 5), черт личности учащихся. Этот вид работы проводится на основе рекомендаций педагога-психолога. Для реализации данной работы должны использоваться психологические методики, прошедшие стандартизацию и рекомендованные РПО (российским психологическим обществом) к применению в образовании;

- этап психологической диагностики познавательных психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти) и речемыслительной деятельности. Требования к этой деятельности те же (см. выше);

- этап психологической диагностики индивидуального сознания учащегося, на котором выявляются смысловые установки, имплицитные теории личности, смыслообразующие конструкты и др., определяющие способы согласования внутреннего мира личности и реальности.

Сведения, полученные в ходе индивидуального психодиагностического обследования, используются для оформления карты индивидуального развития учащегося. Получение данных для заполнения индивидуальной психологической карты может осуществляться частично в результате анализа данных группового обследования (направленного, например, на диагностику познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений и т.д.).

· Итогом психодиагностической работы являются

- постановка психологического заключения (диагноза), имеющего прогностическую ценность для наиболее оптимальной организации отношений взаимодействия «ученик – учитель». Психологический диагноз фиксируется в соответствующем разделе протокола психодиагностического обследования и в индивидуальной психологической карте;

- психологическая характеристика качественного своеобразия изученных с применением диагностических методики психических процессов младшего школьника, подростка. Фиксируется в индивидуальной психологической карте учащегося;

- описание смысловой структуры индивидуального сознания или же индивидуальных способов регуляции учащимся своего субъективного отношения и поведения в целом. Фиксируется в индивидуальной психологической карте учащегося.

· В ходе психодиагностической работы студент-практикант должен:

- стремиться к большей самостоятельности в отработке конкретных методов и методик (часть из них дана в Приложении);

- подбирать комплекс диагностических методик, руководствуясь принципом целесообразности и требованием психологической диагностики – добиваться максимального результата минимальными средствами;

- следовать требованиям, предъявляемым к пользователю психодиагностических методик и принципу конфиденциальности;

- согласовывать с педагогом-психологом окончательные заключения, предоставляя в его дальнейшее пользование дубликаты добытых материалов, а также заверять у него все окончательно подготовленные заключения;

- предъявлять материалы диагностической работы (протоколы, бланки, профили, графики, рисунки, заключения по испытаниям, рекомендации) факультетскому руководителю практики и прилагать с этой целью к индивидуальному отчету для оценки их качества.

Тема 5: Составление индивидуальной психологической карты школьника

· индивидуальная психологическая карта школьника составляется на основе индивидуального психодиагностического обследования;

· в структуру индивидуальной психологической карты школьника входят следующие полагающие:

- Ф.И.О. ребенка (код);

- общие сведения: дата рождения, сведения о семье, адрес;

- особенности адаптации ребенка к образовательному учреждению: сведения об адаптации в ДОУ, начальной школе, среднем звене; вывод их психолого-педагогической характеристики ДОУ при поступлении ребенка в школу; психолого-педагогическая характеристика при переходе ребенка под сопровождение другого психолога;

- проведенные психодиагностические обследования, результаты.

- выводы (по результатам наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью школьника, выводы о поведении ребенка на психодиагностических испытаниях);

- рекомендации (к дальнейшему тому или иному обследованию ребенка);

- психологический диагноз (может представлять собой краткую психолого-педагогическую характеристику школьника или обобщенные данные психодиагностического исследования);

- психокоррекционная работа, ее результаты (если проводилась);

- рекомендации (ученику, педагогам, родителям, направление на консультацию специалистов, планирование коррекционно-развивающей работы и т.д.);

· утверждается индивидуальная психологическая карта школьника педагогом-психологом общеобразовательного учреждения.

 

Тема 6. Составление программы коррекционно-развивающей работы

· программа корекционно-развивающей работы подбирается (составляется) на основе выводов сделанных в результате психодиагностического обследования и рекомендаций, отраженных в индивидуально-психологической карте или в заключениях по групповому психодиагностическому обследованию;

· программа может отражать содержание работы с детьми, испытывающими определенные трудности в обучении, нуждающимися в формировании тех или иных умений, функций, способностей. Программа может также раскрывать воспитательно-коррекционные действия психолога-педагога в работе с учащимися, которые по тем или иным причинам (поведение, установки, межличностное взаимодействие, позиция и др.) могут быть отнесены к разряду «трудных» и потому нуждаются в организации для них специальных занятий;

· программа корекционно-развивающей работы может быть как индивидуальной (для конкретного учащегося) так и групповой (для группы учеников) в зависимости от того, какой вид психодиагностического обследования был использован студентом;

· обычно программа КРР рассчитывается на срок от двух месяцев до пяти (учебное полугодие), включает от 8-16 занятий (два месяца) до 16-32 занятий (полугодие);

· при составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты[1]:

- четко сформулировать цели коррекционной работы, определить круг задач, которые конкретизируют эти цели;

- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

- четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с учащимся;

- отобрать методики и техники коррекционной работы;

- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч. на заключительном этапе);

- разработать коррекционные программы и определить содержание коррекционных занятий;

- планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

- реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

- подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы (ее части) с оценкой ее эффективности;

· в случае, если студент выбирает для коррекции уже использованную ранее программу коррекционно-развивающей работы, ему необходимо адаптировать ее для конкретной личности или группы школьников;

· программа коррекционно-развивающей работы утверждается педагогом-психологом образовательного учреждения.

 

Программа коррекционно-развивающей работы составляется по следующей примерной форме:

 

1. Пояснительная записка - Актуальность, цель программы (объяснить значимость программы для работы с данным учащимся, с данной группой). - Возраст ученика. - Задачи (обучение, развитие или коррекция). - Содержание (название разделов). - Общее количество, периодичность и хронометраж занятий (в соответствии с возрастными нормами).
2. Тематический план занятий
Тема занятия Цели, задачи занятия Наименование форм работы, упражнений.
3. Используемая литература

 

Тема 7. Составление и проведение коррекционно-развивающего занятия

· Содержание коррекционной деятельности студента-практиканта определяется задачей подготовки к профессиональному взаимодействию педагога-психолога с детьми, родителями и учителями.

· В коррекционной деятельности студент-практикант должен

- стремиться к использованию знаний о динамических и формальных характеристиках внутреннего диалога, определяющих меру дезинтеграции личности и ее «уход» от продуктивной деятельности, отказ от самореализации и саморазвития в доступных для нее формах действий и отношений;

- научиться определять на основе результатов диагностической работы и собеседования основную задачу коррекционной работы;

- овладеть подготовкой интегрального заключения, в котором должны отражаться основные характеристики, образующие симптомокомплекс и объясняющие психологическую проблему личности (ребенка, взрослого), обратившегося за квалифицированной помощью (см.: Приложение 7);

· Коррекционно-развивающие занятия разрабатываются на основе конкретной психокоррекционной программы. За время практики студент проводит не менее 5 (пяти) психокоррекционных занятий для учащихся. Каждое занятие оценивается базовым методистом, отметка выставляется в индивидуальный план работы практиканта. К отчетной документации прилагается конспект одного занятия, который оценивается вузовским методистом.

· Не позже, чем за 2 дня до проведения занятия, студент представляет готовый конспект на проверку базовому методисту. Материалы анализируются педагогом-психологом, знающим проблемы школьников, нуждающихся в психологическом сопровождении. В случае необходимости конспект корректируется и перерабатывается. Студент допускается до проведения занятия только после утверждения конспекта базовым методистом.

· Под руководством педагога-психолога практикант осуществляет психологический анализ как минимум двух коррекционных занятий, проведенных в период практики сокурсниками. Выполнение данного вида работы фиксируется в индивидуальном плане практиканта (оценочном листе). Грамотность проведенного студентом анализа учитывается базовым методистом при выставлении итоговой отметки за практику.

· Практикант может разрабатывать и проводить воспитательно-развивающее или просветительское занятие как коллективную деятельность. Для этого возможна организация творческой группы (не более 3-х человек) из числа студентов-практикантов. В этом случае факультетскому руководителю для оценки занятия предоставляется только один экземпляр конспекта, в котором указывается состав творческой группы и распределенные между ними обязанности (направления деятельности). Однако общее число занятий, проведенных в коллективной форме должно быть равно количеству человек, составляющих творческую группу.

· Структура коррекционно-развивающего занятия должна быть следующая:

- название, тема;

- с кем проводиться занятие (возраст участников);

- цель, задачи занятия;

- форма занятия (развивающее, коррекционное, коррекционно-развивающее, просветительское);

- оборудование занятия;

- план занятия (хронометраж по этапам, общее время занятия);

- ход занятия (поэтапное описание занятия с указанием задач каждого этапа, форм коррекционно-развивающей работы, инструкций к упражнениям, переходов, обобщений);

- литература, используемая при разработке занятия.

· Материалы, подготовленные студентом и используемые им на зачетном коррекционном занятии, в обязательном порядке прилагаются к основной документации.

 

Тема 8. Отчет по производственной практике

· Данный вид документации предполагает подробный анализ собственной деятельности студента в период производственной практики, обобщение впечатлений, приведение конкретных примеров;

· анализ необходимо структурировать по следующим параметрам:

- удовлетворенность практикой;

- характеристика видов профессиональной деятельности педагога-психолога, формы работы, которые наиболее удавались;

- перечень конкретных изданий, которые были полезны в период практики;

- оценка собственного опыта профессиональной деятельности во время прохождения практики, т.е. проведение самодиагностики сформированности умений, навыков по следующим видам деятельности:

1. индивидуальная диагностика (познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, др.);

2. групповая диагностика (познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, межличностные отношения, др.);

3. диагностики родителей и педагогов;

4. индивидуальная коррекционная работа;

5. групповая коррекционная работа;

6. проведение тренингов (младшеклассники, подростки, учителя, родители);

7. психопросветительская работа (родители, учащиеся, учителя);

8. профессиональная ориентация;

9. организация работы в классах коррекционного и компенсирующего обучения;

10. психологический анализ урока.

- готовность студента к работе в качестве педагога-психолога общеобразовательного учреждения;

- дальнейший план профессионального самосовершенствования студента;

- предложения по совершенствованию программы практики.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Схема психолого-педагогического анализа урока (1-й вариант)

Класс ______________

Учитель _________________

Предмет __________________

Дата __________

Анализ деятельности учителя

1.1. Информационная функция учителя.

1. Объяснение материала (точность, логичность, умение выделять главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой)  
2. Умение прогнозировать усвоение информации учащимися, оценивать качество усвоения  

1.2. Перцептивная функция учителя.

1. Умение воспринимать психические состояния учащихся (активное состояние, утомление, тревогу, неуверенность, раздражительность, апатию).  

1.3. Организаторская функция учителя.

1. Организация учителем собственной деятельности на протяжении урока.  
2. Организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины на разных этапах урока  

1.4. Функция контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.244 (0.081 с.)