Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производственная практика на школьном логопункте↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ _______________________________________________________________ Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат Профильная направленность: «Логопедия»
Челябинск 2014
Лист согласования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «_ 27 _» _ июня _ 2014 г. Протокол № _ 10 Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: «Логопедия»
Челябинск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Общие сведения Таблица 1 Общие сведения о практике
1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений специалиста-логопеда в МСКОУ. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в общеобразовательной школе реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и исследовательская.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы. Практика на логопункте при общеобразовательной школе является обязательным видом учебной работы студента, входит в раздел «Учебная и производственная практики» (Б2.П.2) и является одним из видов педагогической практики студентов. Трудоемкость дисциплины составляет 9 ЗЕТ (324 часа). Продолжительность практики составляет 6 недель. При выборе баз практики учитывались следующие критерии: - укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем; - уровень оснащённости специальной научной и учебно-методической литературой; - наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации); - наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий. Студенты выходят на практику на основе распоряжения о направлении на практику и договора о базе практики между ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и образовательным учреждением.
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится второй в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2 Система практик при овладении образовательной программой
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями выводить логопедической заключение, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями речи; умениями выбирать программу логопедической коррекции после тщательной логопедической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями составлять конспекты уроков для учащихся начальной школы, имеющих речевые нарушения; умениями консультировать семьи детей с речевым недоразвитием и педагогов, работающих с детьми, имеющих проблемы в речевом развитии. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями ведения уроков и индивидуальных и подгрупповых занятий в начальной школе для детей с речевым недоразвитием; навыками и приёмами консультирования; проектирования собственной профессиональной деятельности. Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Профессиональная деятельность учителя-логопеда», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Онтогенез речевой деятельности», «Основы дошкольной логопедии», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; и прохождения практик в IV и VI семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи», «Производственная практика в С(К)ОУ для детей с ТНР»
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», «Итоговая государственная аттестация».
1.4. Цель и задачи практики. Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи. Задачи практики: - о знакомление с задачами и функциями учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации; - изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей; - овладение у мениями анализировать занятия учителя-логопеда, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников, имеющих нарушения речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения консультаций с родителями. 1.5. Перечень планируемых результатов обучения(таблица 3).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ 2.1. Содержание практики представлено в таблице 4. Таблица 4 Содержание практики
16: 20: 28: 36 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I II III | распознавание, запоминание, понимание применение владение | I: II: III
: 7: 9 | I: II: III
: 7: 9 36: 28: 36 |
4.3. Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации.
4.3.1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
4.3.2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний (действия по алгоритму).
4.3.3. Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности (производственная практика).
4.4. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции.
4.4.1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:
Кy=n/m;
где:
Кy – коэффициент успешности;
n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.
4.4.2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.
Успешность выполнения разноуровневых заданий (таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в контроль включено три разноуровневых задания (таблица 10 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.
4.5. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся
В соответствии с Положением об организации практик процесс организации практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый (п. 1.1.).
Текущий контроль осуществляется в основной и итоговый периоды практики.
В основной период практики студенты выполняют программу практики:
– во время производственной практики посещают и анализируют занятия (уроки), ведут дневник практики, готовят конспекты, разрабатывают технологические карты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики и пр. (в соответствии с содержанием программы практики);
На основе представленных студентами индивидуальных планов работы (расписания) групповые руководители и другие преподаватели кафедр проводят консультации и посещают студентов на местах практик (п. 1.2). Руководители практики осуществляют контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).
На заключительном этапе практики (п. 1.3.) анализируются студенческие отчеты групповым и другими руководителями практики. На совещании руководителей и организаторов практики подводятся итоги текущего контроля (на основе анализа характеристик с мест прохождения практики, листа экспертной оценки результатов практики обучающегося и собственно отчетной документации студента (в соответствии с программой практики, таблица 5 «Отчетная документация по практике»)). На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля. Коэффициенты представляются в таблице (таблица 5).
Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля, анализа листа экспертной оценки (приложение 1) и отчета студентов на итоговой конференции по практике.
Итоговая конференция по практике проводится руководителем практики в ходе круглого стола и защиты презентации. Обучающийся на итоговой конференции по практике представляет (защищает) отчет. Защита отчета может проходить в индивидуальной и групповой форме. В приложении 2 представлен план презентации.
Руководитель практики оценивает результаты практики на основе критериев, представленных в таблице 8.
Таблица 8
Примерные критерии оценивания обучающихся по практике
Критерии | Отметка |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 12; – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации); – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру | «отлично» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,692; – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности | «хорошо» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,592; – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач | «удовлетвори-тельно» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,52; – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий); – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию | «неудовлетвори-тельно» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИК
Основная литература
1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011, - 64 с.
2. Положение об организации практики студентов заочного отделения ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет / Утверждено учёным советом ЧГПУ, протокол № 6 от 31 января 2013 г.
3. Положение об организации практик студентов очной формы обучения ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» / Утверждено учёным советом ЧГПУ, протокол № 7 от 05 апреля 2011 г.
Дополнительная литература
4. Волкова, Л.С. Методическое наследие. Кн. 5. Дисграфия. Дислексия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. - М.: «Владос», 2004.
5. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова.–СПб., 2003.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. –М., 2005.
7. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б. Иншакова. - М., 2001.
8. Калягин, В.А., Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - СПб,: «Каро», 2004.
9. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - СПб.: «Союз», 2002.
10. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. -СПб.: «Союз», 2001.
11. Логопедия в школе /под ред. В.С. Кукушина. -Ростов на Дону: Феникс; «МарТ», 2004.
Литература для самостоятельной работы
12. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
13. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова.-М.,1996.
14. Ефименкова, Л.Н.: Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2001.
15. Корнев А.Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев. Итоги и перспективы: Материалы I Медународной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Москв.соц-гуманит. ин-та, 2004. - С. 117-125.
16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Спб.: Речь, 2003. – 330 с.
17. Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии и прогнозе ее компенсации / А.Н. Корнев. Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена,1986.-С. 96-101.
18. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениям чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р.Е. Левиной / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – с. 3-17.
19. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия) / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1940. – 72 с.
20. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей с отклонениями в развитии / Р.Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 1951. – 120с.
21. Методы обследования речи у детей / под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. - М., 1996.
22. Прищепова, И.В.: Дизорфотография младших школьников / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006.
23. Российская Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией / Е.Н.Российская // Дефектология. – М.: Шк. – Пресс, 2007. – №1. – С.73-81.
24. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук / М.Н. Русецкая. – М., 2003. - 166 с.
25. Русецкая М.Н. Дефицит зрительных функций у младших школьников с дислексией / М.Н. Русецкая. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного. института, 2004. – С. 214-226.
26. Русецкая М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: Автореферат дис. …док. пед. наук / М.Н. Русецкая. – М., 2009. – 45 с.
27. Селиверстов В.И. Практикум по детской логопедии / В.И. Селиверстов. - М.: «Владос», 1997.
28. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. … канд. пед. наук / Г.В. Чиркина. – М., 1967. – 18с.
29. Чиркина Г.В. Обучение грамоте ребенка,
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.214 (0.013 с.)