Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование умения воспроизводитьСодержание книги Поиск на нашем сайте
Звуко-слоговую структуру слова Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова: скакалка кинотеатр Повторение цепочек слогов Инструкция для ребенка Повторяй за мной слоги: а-и-у — у-а-и Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Анатомическое строение артикуляционного аппарата Отметить наличие и характер имеющихся аномалий анатомическом строении: · челюсти (верхняя, нижняя); соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия) · зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами) · язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) · твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер) · мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщелина маленького язычка, отсутствие его) · губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа) Исследование речевой моторики. Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам: v наличие или отсутствие движений v тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус v активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность) v объем движений (полный, неполный) v точность (точное или неточное выполнение движения) v длительность выполнения движений, т. е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени v переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход) v темп движения (нормальный, быстрый, замедленный) v замены одного движения другим v наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений. Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений. Примерные артикуляционные и мимические упражнения: Для мышц лица: 1. Нахмурить брови (рассердиться) 2. Поднять брови (удивиться) 3. Зажмурить глаза 4. Спокойно закрыть и открыть глаза 5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз 7. Надуть щеки «толстячок» 8. Втянуть щёки «худышка» 9. Надуть только правую щеку Для челюстей: 1. Рот широко открыть, закрыть 2. Нижняя челюсть вправо-влево Для губ: 1. Растянуть губы в улыбке 2. Вытянуть губы вперед трубочкой 3. Улыбка-трубочка 4. Поднять верхнюю губу 5. Опустить нижнюю губу Для языка: 1. «Лопаточка» 2. «Жало» 3. «Лопаточка»-«Жало» 4. «Качели» 5. «Вкусное варенье» 6. «Лодочка» 7. «Чашечка» 8. «Лошадка» 9. «Маятник» Для мягкого неба: 1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а] 2. Широко открыть рот и зевнуть. Особенности динамической стороны речи Указать: o темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия); o употребление ударений (словесного, логического); o употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое); o особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий; затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.); o употребление основных видов интонации, их оттенков; o выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная). Исследование слуховой функция и восприятия речи 1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты). 2. Состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных заданий). Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем) Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д. Задания. 1. Повторение серий слогов. Серии из двух слогов ба-па па-ба га-ка ка-га за-са са-за са-ша ша-са са-ца жа-ша ша-жа жа-за ча-тя ща-ча ча-ща ся-ща Серии из трех слогов Ба-па-ба па-ба-па га-ка-га ка-га-ка Да-та-да та-да-та за-са-за са-за-са Ца-са-ца са-ца-са са-ша-са ша-са-ша Жа-ша-жа ша-жа-ша ча-тя-ча тя-ча-тя 2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов. 3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами. Примерный речевой материал [п] – [п`] [б] – [б`] почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, Паня — баня, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей — бей, запирает — забирает [т] – [д] [т`] – [д`] трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душ, там — дам, Толя — доля, точки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — дина, Тима — Дима [к] – [г] [к`] – [г`] класс — глаз, кора - гора, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, кость — гость, калька — галька, крот — грот, калина — Галина, ‚лакал — шагал, игра — икра, кит — гид [в] – [ф] [в`] – [ф`] фаза — ваза, Фаня— Ваня, фас — вас, сова — софа, финт — винт [л] – [в] [л`] – [в`] лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок [л] – [й] [л`] – [й] галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал — май, галька — гайка [л] – [р] рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — лука, ром — лом, гроза — глаза, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, править — плавить, терка — телка, укор — укол [р`] – [л`] репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Паря — Валя, жарь — жаль, угорь уголь, мерь — мель [р] – [л`] шар — шаль, сор — соль, бор — боль [р], [р`] – [й] рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы — бойцы, баран — баян, дар — дай, ларь — лай [с] – [з] суп — зуб, сайка — зайка, собор — забор, суд — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — слить, сев — зев [с] – [ц] свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел [ш] – [ж] шар — жар, шаль — жаль, шутка — жутко, шить — жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шикто — жито [ч] – [щ] читать — считать, челка — щелка, чет — счет, горячий — горящий, плач — плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить [ч] – [ш] чайка — шайка, чурка — Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка [ч] – [т`] челка — телка, чавкает — тявкает, честный — тесный, чинный — тинный, печка — Петька, вечер — ветер, качка — Катька, речка — редька, плечи — плети, мяч — мять, меч — медь, врач — врать, бич – бить [с] – [ш] сок — шок, сайка — шайка, миска — мишка, крыса — крыша; каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Машка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — уши, басня — башня [с] – [ж] сук — жук, сыр — жир, ссора — Жора, усы — ужи, сало — жало, косы — кожи [с], [с’] – [щ] писать — питать, лес — лет, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ [с ],[с` ] – [щ] каска — качка, сайка — чайка, нос — ночь, бис — бич, село — чело [з] – [ж] зал — жал, роза — рожа, разок – рожок, луза — лужа [м] – [м’] мышка — миска, мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил [л] – [л`] ел — ель, юла — Юля, лук — люк, галка — галька, угол – уголь, ложка — Лешка, мол — моль Исследование языкового анализа и синтеза 1. Анализ состава предложения. Определить количество, последовательность и место слов в предложении. Примерный речевой материал: Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной. 2. Слоговой анализ и синтез. Определить количество слогов в слове. Задания: 2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее. 2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются): дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед. 2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам. Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-лок, бу-ма-га. Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лась поч-ка. Фонематический анализ. Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа. 3.1. Выделение звука из слова. Задания: — Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа? — Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка? 3.2. Выделение первого звука в слове. Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, крон, гребешок, свисток, дрова, рваный? 3.3. Выделение последнего звука в слове. Задание: — Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист; палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга? 3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задания: — Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор? – Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец? 3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ). Задание: — Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант? 3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ). Задания: — Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия? — Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша Фонематический синтез. Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука. [ч][а][с]; [п][ы][л`]; [т`][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [а][л][ф][а][в][и][т]. 5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений). Задания: — Назвать слова, в которых есть звук [ш] — Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. — Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.009 с.) |