Исследование умения воспроизводить



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование умения воспроизводить



Звуко-слоговую структуру слова

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова:

скакалка кинотеатр
танкист баскетбол
космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист
сковорода термометр

Повторение цепочек слогов

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слоги:

а-и-у — у-а-и
би-ба-бо — бо-ба-би
ба-па — па-ба
са-ша — ша-са
ча-тя — тя-ча
ма — на
жа — ща
ла —ра
ма-на-ма — на-на-ма
жа-ша-ша — ша-жа-ша
ла-ра-ра — ра-ра-ла
ца-са-ца

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер имеющихся аномалий анатомическом строении:

· челюсти (верхняя, нижняя); соотношение верхней и нижней челюсти, т.е. дефекты прикуса (передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус, прогения, прогнатия)

· зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)

· язык (толстый, мясистый, «географический» язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка)

· твердое нёбо (высокое узкое, так называемое «готическое» нёбо, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер)

· мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщелина маленького язычка, отсутствие его)

· губы (излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа)

Исследование речевой моторики.

Определить особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба по следующим параметрам:

v наличие или отсутствие движений

v тонус, т.е. нормальное напряжение, вялый, чрезмерно напряженный тонус

v активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность)

v объем движений (полный, неполный)

v точность (точное или неточное выполнение движения)

v длительность выполнения движений, т. е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени

v переключаемость движений (плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход)

v темп движения (нормальный, быстрый, замедленный)

v замены одного движения другим

v наличие синкинезии, добавочных, лишних, содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Примерные артикуляционные и мимические упражнения:

Для мышц лица:

1. Нахмурить брови (рассердиться)

2. Поднять брови (удивиться)

3. Зажмурить глаза

4. Спокойно закрыть и открыть глаза

5. Последовательно закрыть правый, затем левый глаз

7. Надуть щеки «толстячок»

8. Втянуть щёки «худышка»

9. Надуть только правую щеку

Для челюстей:

1. Рот широко открыть, закрыть

2. Нижняя челюсть вправо-влево

Для губ:

1. Растянуть губы в улыбке

2. Вытянуть губы вперед трубочкой

3. Улыбка-трубочка

4. Поднять верхнюю губу

5. Опустить нижнюю губу

Для языка:

1. «Лопаточка»

2. «Жало»

3. «Лопаточка»-«Жало»

4. «Качели»

5. «Вкусное варенье»

6. «Лодочка»

7. «Чашечка»

8. «Лошадка»

9. «Маятник»

Для мягкого неба:

1. Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [а]

2. Широко открыть рот и зевнуть.

Особенности динамической стороны речи

Указать:

o темп и ритм речи (нормальный, замедленный, очень быстрый темп; нормальный ритм, дисритмия);

o употребление ударений (словесного, логического);

o употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);

o особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий; затухающий и т.д.); высота (высокий, низкий); тембр (отметить особенности тембра голоса в случаях его патологии: хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.);

o употребление основных видов интонации, их оттенков;

o выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная).

Исследование слуховой функция и восприятия речи

1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты).

2. Состояние восприятия речи (определяется логопедом в процессе беседы с ребенком и при выполнении специальных заданий).

Исследование фонематического восприятия

(дифференциации фонем)

Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т.д.

Задания.

1. Повторение серий слогов.

Серии из двух слогов

ба-па па-ба га-ка ка-га

за-са са-за са-ша ша-са са-ца

жа-ша ша-жа жа-за

ча-тя ща-ча ча-ща ся-ща

Серии из трех слогов

Ба-па-ба па-ба-па га-ка-га ка-га-ка

Да-та-да та-да-та за-са-за са-за-са

Ца-са-ца са-ца-са са-ша-са ша-са-ша

Жа-ша-жа ша-жа-ша ча-тя-ча тя-ча-тя

2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому картинок слов-квазиомонимов.

3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами. Примерный речевой материал

[п] – [п`] [б] – [б`]

почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, Паня — баня, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей — бей, запирает — забирает

[т] – [д] [т`] – [д`]

трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душ, там — дам, Толя — доля, точки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — дина, Тима — Дима

[к] – [г] [к`] – [г`]

класс — глаз, кора - гора, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, кость — гость, калька — галька, крот — грот, калина — Галина, ‚лакал — шагал, игра — икра, кит — гид

[в] – [ф] [в`] – [ф`]

фаза — ваза, Фаня— Ваня, фас — вас, сова — софа, финт — винт

[л] – [в] [л`] – [в`]

лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок

[л] – [й] [л`] – [й]

галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал — май, галька — гайка

[л] – [р]

рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — лука, ром — лом, гроза — глаза, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, править — плавить, терка — телка, укор — укол

[р`] – [л`]

репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Паря — Валя, жарь — жаль, угорь уголь, мерь — мель

[р] – [л`]

шар — шаль, сор — соль, бор — боль

[р], [р`] – [й]

рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы — бойцы, баран — баян, дар — дай, ларь — лай

[с] – [з]

суп — зуб, сайка — зайка, собор — забор, суд — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — слить, сев — зев

[с] – [ц]

свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел

[ш] – [ж]

шар — жар, шаль — жаль, шутка — жутко, шить — жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шикто — жито

[ч] – [щ]

читать — считать, челка — щелка, чет — счет, горячий — горящий, плач — плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить

[ч] – [ш]

чайка — шайка, чурка — Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка

[ч] – [т`]

челка — телка, чавкает — тявкает, честный — тесный, чинный — тинный, печка — Петька, вечер — ветер, качка — Катька, речка — редька, плечи — плети, мяч — мять, меч — медь, врач — врать, бич – бить

[с] – [ш]

сок — шок, сайка — шайка, миска — мишка, крыса — крыша; каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Машка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — уши, басня — башня

[с] – [ж]

сук — жук, сыр — жир, ссора — Жора, усы — ужи, сало — жало, косы — кожи

[с], [с’] – [щ]

писать — питать, лес — лет, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ

[с ],[с` ] – [щ]

каска — качка, сайка — чайка, нос — ночь, бис — бич, село — чело

[з] – [ж]

зал — жал, роза — рожа, разок – рожок, луза — лужа

[м] – [м’]

мышка — миска, мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил

[л] – [л`]

ел — ель, юла — Юля, лук — люк, галка — галька, угол – уголь, ложка — Лешка, мол — моль


Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания:

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются): дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-лок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лась поч-ка.

Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Задания:

— Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

— Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, крон, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание:

— Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист; палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задания:

— Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание:

— Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Задания:

— Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

— Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша

Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л`]; [т`][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [а][л][ф][а][в][и][т].

5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания:

— Назвать слова, в которых есть звук [ш]

— Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

— Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.013 с.)