Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень информационных технологий

Поиск

 

Информационные технологии, используемые при проведении практики: электронные учебно-методические материалы; компьютерная программа по диагностике нарушений письменной речи; компьютерный вариант учебника «Произношение. Мир звуков» (авторы Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская); компьютерная программа коррекции просодической стороны речи «Дельфа»; компьютерные программы «Видимая речь 3», «Учимся говорить правильно. Развитие речи», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Профессор Хиггинс».

Кроме того, используются информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися (контроль и консультирование): электронная почта, форумы, скайп, чаты.

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Кабинет учителя-логопеда, специально оборудованные мультимейдийными демонстрационными комплексами; специально оборудованный кабинет логопеда, соответствующий действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при организации образовательного процесса; АРМ учителя; методические кабинеты и специализированные библиотеки.

 

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 


 

 

Схема анализа индивидуального логопедического занятия

1. Тема занятия в структуре тематического планирования (какое по счету, период).

2. Цели (образовательные, коррекционные, воспитательные с коррекционной направленностью).

3. Соответствие материала занятия его целям.

4. Активизация умственной деятельности учащихся (приёмы логопеда).

5. Поведение логопеда в случае неправильных ответов учащихся.

6. Реализация принципа развития (с одной стороны речевой материал должен преподноситься в доступной форме, но задания должны быть повышенной степени сложности).

7. Необходимая или достаточная наглядность.

8. Знания логопеда индивидуальных и психоэмоциональных особенностей учащихся разного возраста. Как знания реализуются на занятии.

9. Разнообразие видов работ и методических приемов.

10. Темп ведения занятия или урока.

11. Заинтересованность и активность учащихся на занятии.

12. Содержание последних заданий должны показать, что цели достигнуты.

Схема анализа подгруппового занятия

1. Обоснование формулировки темы, цели и задач урока, исходя из его места в системе уроков по данной тематике и уровня подготовки учащихся.

2. Доказательства реализации задач урока.

3. Комментарий к учебному материалу урока; объем, уровень сложно­сти, посильность и доступность, возможные трудности его усвоения, опреде­ление образовательной, коррекционной и методической ценности материала урока.

4. Оценка адекватности, эффективности и коррекционной направлен­ности оборудования урока (использование учебных пособий, средств нагляд­ности, ТСО. дидактического материала и др.).

5. Методическая характеристика использованных приемов обучения, обоснование их целесообразности, соответствие задачам урока и конкретной педагогической ситуации (учет уровня речевого и общего развития учащих­ся, этапа обучения, дидактических принципов, вида урока; коррекционная направленность приемов).

6. Комментарий к структуре урока (количество этапов, логика их сле­дования, связность, длительность каждого из этапов, оптимальность прове­дения и резервы эффективности).

7. Реализация на уроке общедидактических и специальных принципов обучения.

8. Оценка приемов текущего контроля знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков.

9. Использование приемов исправления ошибок учащихся.

10. Оценка деятельности учащихся: соответствие уровня знаний и уме­ний программным требованиям, уровень познавательной активности, прояв­ление интереса к уроку, дисциплинированность; отношение к учителю.

11. Оценка деятельности учителя -логопеда: умение организовать работу детей, поддерживать дисциплину, видеть всех учеников класса; стиль отношений с учениками, педагогический такт, владение культурой и техникой речи.

12. Обобщение результатов проведения урока: психологическая атмо­сфера, результативность, методические рекомендации по совершенствова­нию учебной работы.

 

 


13.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Анкетные данные

1. Фамилия, имя _____________________________________________

2. Возраст___________________________________________________

3. Школа, класс ______________________________________________

4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье_____________________________________________________________

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание 1-й и 2-й половин беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических – особенно облучения – факторов, инфекционных заболеваний – особенно краснухи, гриппа и др., – токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.)

3. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др., использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов).

4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов, кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой); когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, замены, смешения, дефектную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произнесении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произнесение которого исследуется.

 

Инструкция для ребенка

Повторяй за мной слова.

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).

 

Примерный речевой и наглядный материал для исследования произнесения звука [р]

1. Исследование произнесения звука [р] в слогах. Повторение слогов:

РА АР ДОР ТРА АТР

РО ОР ЗАР ДРО ОДР

РУ УР ГУР ГРУ УТР

РЫ ИР ВЫР КРЫ ЫДР

РЭ ЮР ЛИР МРЭ ИМР

2. Исследование произнесения звука [р] в словах. Название предметных картинок.

Предлагаются картинки, в названиях которых звук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.

Примерные картинки:

РАК РОЗА РУКА РЫБА

ЛЮСТРА ГОРЫ КАРАНДАШ ТИГР

ТОПОР ВЕДРО ПОМИДОР СВЕТОФОР

3. Исследование произнесения звука [р] во фразах.

Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение.

В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.

Повторение скороговорок:

Сорок сорок в короткий срок съели сырок. Карл у Клары украл кораллы. На дворе трава, на траве дрова.

4. Исследование произнесения звука [р] в тексте.

4.1. Чтение стихотворного текста (по программе 2-го класса). Например:

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

 

И тихо дремлет бор зеленый,

И в серебре лесных озер

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор.

И. Бунин

 

Мороз — красный нос

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Н.А. Некрасов

4.2. Пересказ текста.

Рысь

В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом – попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу.

Е. Чарушин

Журавль

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!

Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош: ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.011 с.)