Управление познавательными процессами учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление познавательными процессами учащихся



Составляющие комментарии к анализу
Мотивация Мотивация общая и поэтапная (мобилизация психики учащихся). Мотивационную картину составляют: личностный фактор учителя, личностный фактор ученика, совпадение установок.
Преобладающие цели урока Преобладающие цели урока: а) дидактичекские; б) воспитательные; в) развивающие. Сочетание целей в дидактическом и развивающем уроке.
Наличие обратной связи  
Познавательная сфера: Познавательная сфера: а) ощущения, восприятия; б) внимание; в) память; г) мышление, воображение; д) речь.
Ощущение и восприятие Ощущение и восприятие, их роль в процессе познания. Нагрузка на анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический. Анализ нагрузки на анализаторы в процессе урока (замеры времени). Сочетание деятельности анализаторов.
Управление вниманием учащихся Управление вниманием учащихся: – концентрация и устойчивость внимания; приемы активизации внимания; роль профилактики утомления в управлении вниманием учащихся; – учет цикличности внимания, естественные спады внимания через 10 плюс-минус 2 мин; чередование произвольного и непроизвольного внимания; – переключение внимания с одного вида деятельности на другой; – распределение внимания на два или более объектов или видов деятельности.
Распределение внимания учителя по зонам Распределение внимания учителя по зонам: а) творчески активная зона учащихся; б) активная; в) потенциально активная - потенциально пассивная; г) пассивная. Составление схемы класса; отслеживание преимущественных зон внимания учителя на уроке; зоны внимания учителя зависят от активности учащихся и наоборот: взаимозависимость.
Управление памятью учащихся а) тесная связь памяти с восприятием учащихся. Качество восприятия влияет на память. Дидактический урок: акцент на память и логическое мышление. Развивающий урок: акцент на восприятие, мышление образное и логическое. б) какие виды памяти тренируются на уроке: зрительная, слуховая, двигательная, долговременная, кратковременная, эмоциональная и др. в) учет поэтапности памяти: Запоминание à Сохранение à Воспроизведение à Забывание Приемы лучшего запоминания, применяемые учителем (закрепление, повторение и др.).
Управление памятью учащихся а) тесная связь памяти с восприятием учащихся. Качество восприятия влияет на память. Дидактический урок: акцент на память и логическое мышление. Развивающий урок: акцент на восприятие, мышление образное и логическое. б) какие виды памяти тренируются на уроке: зрительная, слуховая, двигательная, долговременная, кратковременная, эмоциональная и др. в) учет поэтапности памяти: Запоминание à Сохранение à Воспроизведение à Забывание Приемы лучшего запоминания, применяемые учителем (закрепление, повторение и др.).
Управление памятью учащихся а) тесная связь памяти с восприятием учащихся. Качество восприятия влияет на память. Дидактический урок: акцент на память и логическое мышление. Развивающий урок: акцент на восприятие, мышление образное и логическое. б) какие виды памяти тренируются на уроке: зрительная, слуховая, двигательная, долговременная, кратковременная, эмоциональная и др. в) учет поэтапности памяти: Запоминание à Сохранение à Воспроизведение à Забывание Приемы лучшего запоминания, применяемые учителем (закрепление, повторение и др.).
Управление мышлением учащихся Управление мышлением учащихся. а) поэтапность формирования видов мышления: действенное à образное à словесно-логическое; б) преобладающий вид мышления на уроке, соответствует ли это возрастным особенностям (словесно-логическое мышление в полном объеме формируется к 12 годам); в) сочетание и чередование видов мышления учащихся на уроке; г) основные логические операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, формирование понятий, суждений и умозаключений; анализ и синтез; Управление процессом мыслительной деятельности: понятие à суждение à умозаключение/вывод; д) этапы усвоения знаний: – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение в жизни в знакомых условиях, – применение в незнакомых условиях; е) возможности применения абстрактных знаний в конкретных условиях (научные знания в бытовой деятельности являются показателем умственного развития).
Речь учителя Речь учителя. Ее основные характеристики. Темпоритм. Выразительность. Эмоциональность. Культура речи.
Речь учащихся Речь учащихся. Ее основные характеристики. Урок как монолог учителя. Диалог учителя и ученика. Диалог двух учеников.

Управление волевыми процессами учащихся и учителя.

Составляющие Комментарии к анализу
Управление волевыми процессами учащихся а) уровень произвольности познавательных процессов, его связь с возрастными особенностями учащихся; б) уровень произвольности поведенческих реакций в учебной деятельности; в) поисковая активность на уроке, ее связь с возрастными особенностями учащихся; г) самостоятельность учащихся на уроке: самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ результатов урока и т.д.).
Управление волевыми процессами учителя а) мобилизация активности психики учителя; б) преодоление стресса, напряжения; в) собранность, энергичность, спокойствие, уравновешенность; г) целенаправленность.

Управление эмоциональными состояниями учащихся и учителя

1. Учет эмоциональных состояний учащихся и управление ими.

2. Снятие утомления и приемы, активизирующие внимание.

3. Эмоциональный фон урока. Благоприятный или неблагоприятный психологический климат урока.

4. Взаимодействие учителя и учащихся (сотрудничество или подчинение).

5. Наличие или отсутствие эмоциональной поддержки учащихся со стороны учителя. Роль эмоциональной поддержки в учебно-воспитательном процессе.

6. Снятие напряжения, дискомфорта, тревожности учащихся в процессе урока.

7. Использование методов поощрения, одобрения и порицания.

8. Оценка знаний учащихся, их влияние на эмоциональное состояние.

9. Анализ результатов урока (заключительная часть урока) и удовлетворенность учащихся.

Формирование психических свойств личности учащихся.

1. Характерология: формирование черт характера с учетом особенностей темперамента.

Методы воспитательного воздействия с учетом типов темперамента.

2. Опора на положительные качества учащихся.

Создание ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности.

3. Формирование устойчивой положительной самооценки учащихся.

Роль самооценки в саморегуляции. Приемы коррекции неустойчивой и заниженной самооценки. Самооценка и уровень притязаний.

4. Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроке. Роль развивающего обучения в формировании коммуникативных навыков.

5. Формирование активной жизненной позиции учащихся. Пример личности учителя.

6. Самостоятельность и ответственность учащихся.

7. Культура речи и поведения учащихся. Пример личности учителя.

8. Сочетание дидактических, воспитательных и развивающих задач в процессе урока, его роль в формировании личности учащихся.

Дидактический урок, сочетание задач и воздействие на учащихся. Развивающий урок, сочетание задач и воздействие на учащихся.

Формирование личности учителя в учебно-воспитательном процессе.

1. Педагогическое мастерство, его характеристики. Уровень компетентности.

2. Стиль управления классом как стиль руководства (авторитарный, сотруднический или либерально-попустительский).

3. Знание психологии общения. Система общения. Поведенческая гибкость.

4. Особенности характера учителя: тактичность, выдержка и самообладание, доброта и отзывчивость, эмоциональная чуткость и способность к сопереживанию, требовательность и справедливость, честность и открытость, чувство юмора, оптимизм и т.д.

5. Навыки самоконтроля и саморегуляции.

6. Стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

 

Приложение 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.149 (0.01 с.)