Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву, В.В. Столину



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву, В.В. Столину



Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

-объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

-стандартизованные самоотчеты:

-тесты-опросники, открытые опросники;

-шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация;

-индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;

-проективные техники;

-диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

Методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода Объективные тесты (возможны правильные ответы, тесты интеллекта, способности) Стандартизированные самоотчеты (тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, проективные диалогические техники (беседа, опрос, интервью)).
Мера вовлеченности психод. в ситуацию обследования Минимум   Максимум Объективные тесты, опросники, шкальные техники     Диалогические техники, проективные методики
     

18. Психодиагностическое обследование: определение и планирование

Психодиагностическое обследование- деятельность психолога, конечным результатом которой является психодиагностический диагноз. Этапы: 1) ознакомление с некоторым комплексом информации об обследуемом

2) этап сбора данных(завершается представлением результатов в виде, который задан типом методики)

3) интерпретация данных: -клинич. подход ориентирован на опыт исследователя, на профессионализм, интуицию диагноста; -статистич. подход предусматривает учет количественных показателей и их статистическую обработку;

4) этап упорядочивания диагностических показателей( колич-ых и кач)

5) этап принятия решения- составление заключения

6) разработка программы дальнейших действий

Планирование психодиагностического обследования.

Вопросы, от которых зависит планирование обследования:

1) для чего нужно проводить обследование.

Задачи:

-гностические- необходимо получить знание о ком-либо;

-преобразовательные- предполагают дальнейшее вмешательство и коррекцию;

2) какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования(степень глубины знания)- насколько информация обширна и обобщена;

3) как нужно диагностировать- о выборе средств и методов диагностики.

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования:

1) направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност;

2) качество психометрических показателей(валидность, надежность);

3) пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях;

4) трудоемкость в плане затрат на подготовку и проведение, обработку и интерпретацию результатов;

5) уровень квалификации исследователя и помощников.

19. Требования к программе психодиагностического обследования (программе методик или батареи тестов) и соотношению методик в ней.

Батарея тестов состоит из нескольких тестов для изучения различных аспектов одного качества. Набор тестов состоит из нескольких тестов, посредством которых исследуется несколько разных, качеств.

В подборе методик в батарею (программу обследования) психолог исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надёжности при минимуме затрат.
При формировании батареи, подборе тестов для психодиагностического обследования необходимо исходить из:

целей и задач психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать);

сложности изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться;

параметров, возможностей методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);

особенностей обследуемых;

времени, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими);

взаимодополняемости методик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска).

Для того, чтобы выбор методик осуществлялся исходя из стоящих задач, а не наличия тех или иных тестов, банк психодиагностических методик психологической лаборатории должен быть достаточно большим, включать как широко, так и узко направленные тесты. В противном случае возможны ситуации, когда результаты обследования не будут отвечать запросам заказчика.

Прежде чем организовывать обследование, например, по методике EPI, необходимо быть уверенным, что для заказчика важно, экстравертом или интравертом является тот или иной человек или, по крайней мере, эти характеристики имеют значимую корреляцию с другими важными для него характеристиками. Оторванность психодиагностических обследований от нужд заказчика, по заявке которого оно проводится, может вызвать их неудовлетворённость результатами.
Например, если заказчика интересует, например, готовность сотрудника действовать в экстремальных ситуациях, допуск к оружию, то батарея должна, по всей видимости, содержать методики, измеряющие такие показатели, как тревожность, нервно-психическую устойчивость, волевой самоконтроль, склонность к риску..., в то время как многие громоздкие личностные опросники в данном случае могут не дать полезных сведений. Иногда небольшой батареи из узко направленных методик будет достаточно для быстрого решения конкретной задачи. Таким образом, характер формулируемого заказа (чётко или размыто, широко или узко поставленная задача), прежде всего, определяет состав формируемой батареи.

Важно также учитывать тот факт, что при постоянном применении одних и тех же методик потенциальный обследуемый со временем становится более подготовленным.

Для быстрого получения необходимой информации в набор должно входить минимальное, но достаточное число методик. Поэтому при подборе более важным является не широта охвата, а точность попадания используемых методов в цель, которая ставится психологу. Опять-таки это возможно только в том случае, если он владеет самими разнообразными методами – как высокоформализованными (типа WAIS, IST, MMPI), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и пр.).

Можно выделить интенсивный и экстенсивный подход к организации психодиагностического обследования.
В первом случае ведущей является тенденция провести большее число методик на меньшем числе обследуемых.
Во втором случае меньшее число методик проводится на большой выборке. Необходимо чётко различать задачи, стоящие перед обследованиями в рамках обоих подходов. Поскольку в первом случае требуются гораздо большие затраты времени, на выходе получаются более низкие количественные показатели, может возникнуть тенденция к предпочтению экстенсивного метода работы даже в тех случаях, когда в них нет необходимости. В конечном счёте, это может отрицательно сказаться на качестве работы. Такие обследования, несомненно, дают большие показатели в количественном выражении, однако, не могут в полной мере отражать качество и глубину работы психолога.

Для написания психологического портрета формируемая батарея, набор взаимопроверяющих и взаимодополняющих тестов должен содержать не менее 4-5 методик.

Набор или батарея тестов формируется в зависимости от задач обследования на основе базового, - используемого в большинстве психодиагностических обследований (тест Люшера, 16 PF...) и специального набора методик (например, при изучении суицидального поведения необходимо включать в батарею специализированные методики для изучения данного аспекта). Кроме того, входящие в программу обследования методики можно делить на основные и дополнительные. Объём дополнительных методик определяется временными ресурсами, имеющимися в распоряжении психолога.

Важно уделять большое внимание стандартности проведения обследования. Для исключения влияния различных факторов процедура проведения (инструкция, порядок работы...) должна быть одинаковой для всех испытуемых. Необходимо использовать стандартные бланки с прилагаемыми ключами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.011 с.)