Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное исследование. Виды научного исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода. Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки: - это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; - это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов. Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность. В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы. Различают: 1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты. 2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы. По характеру исследование различают: Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки. Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук. Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности. Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности. По цели проведения: Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом. Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности. Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов. Еще выделяют: Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала. Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы. Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений. Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение). Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики. Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями. Этапы научного исследования Любое научное исследование включает в себя ряд этапов. 1. Постановка научной проблемы Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Виды научных проблем: - проблема описания явления -проблема выявления закономерностей -проблема объяснений -проблема предсказания. Этапы постановки проблемы: 1)обнаружение дефицита инфо 2)осознания потребности устранения этого дефицита 3)описание проблемной ситуации на естественном языке 4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах. Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов. На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов. Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются: -описание нового факта или явления; -выявление взаимосвязи психич явлений; -изучение динамики псих явления; -обобщение, как выделение наиболее существенных явлений. Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие. Существует 2 подхода определения объекта: 1)Объект- конкретные психическое явления 2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам. Объектом исследования могут быть: Индивид, диада, группа. Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель. Можно выдвинуть предварительную гипотезу. 2. Теоретический анализ проблемы Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы. 3. Формулировка гипотез исследования Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы: -адекватность проблеме -правдоподобность -проверяемость 4. Планирование исследования. Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации. 5. Проведение исследования оп намеченному плану Осуществляется фиксация результатов 6. Анализ и интерпретация полученных данных. Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности. 7. Формулирование выводов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 26063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.009 с.) |