Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13 Методы социологического исследования.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Социологическое исследование: содержание, структура, виды. Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Общая характеристика количественных и качественных методов социологического исследования: опрос, наблюдение, метод экспертных оценок; анализ документов, эксперимент. Основное содержание выборочного метода и виды выборки. Цель – изучение методов, техник и процедур прикладного социологического исследования, функционально объединенных и эмпирически применяемых для получения достоверной информации об изучаемом социальном явлении или процессе. По данной теме необходимо: Знать общенаучные и специальные методы социологического исследования; количественные и качественные методы в социологии; этапы социологического исследования; понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность выборки», «ошибка выборки»; составляющие ошибки выборки; методы и технические приемы сбора и анализа социологической информации. Уметь охарактеризовать отличительные признаки опросных методов (анкетирование, интервью, экспертный опрос), наблюдения, социологического эксперимента и анализа документов; при помощи, полученной в ходе исследования социологической информации, обеспечить информационно-коммуникативную поддержку в решении социальных и профессиональных задач. Методические указания по изучению темы При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля. В начале изучения данной темы необходимо определить понятие социологического исследования как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью. Главным условием социологического исследования является его направленность на социальную реальность, на практику социального управления. При изучении классификации социологических исследований необходимо обратить внимание, что в зависимости от типа конечных результатов исследования выделяются теоретико-прикладные социологические исследования и прикладные социологические исследования. Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных, по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение специалиста репрезентативную информацию. Обращаем внимание, что в прикладной социологии в зависимости от объекта и предмета исследования, его целей и задач, а также применяемой методологии и методов исследования выделяются следующие виды социологических исследований: пилотажное (пробное) исследование; полевое исследование; монографическое исследование; сравнительное исследование; выборочное исследование; исследования ориентированные на изучение развития явлений и процессов во времени, или повторные, к которым относятся панельные, лонгитюдные, трендовые и когортные. Изучая процедуру социологического исследования, которая представляется в виде определенной последовательности действий исследовательского коллектива, чтобы наиболее точно и эффективно получить ответ на поставленную проблему, следует обратить особое внимание на этапы социологического исследования. Этапами социологического исследования являются: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; этап подготовки к обработке и обработка собранной информации; этап анализа информации и подготовка итоговых документов исследования. Основное внимание при изучении подготовительного этапа исследования необходимо обратить на конструирование программы социологического исследования, которая включает следующие обязательные разделы: методологический или раздел разработки теоретической концепции исследования, методический и организационно-технический. Второй этап социологического исследования – полевой или этап сбора эмпирических данных. На этом этапе социолог добывает первичную социологическую информацию. Следующий этап характеризуется подготовкой (шифровка, кодирование) и обработкой информации, производимой, как правило, при помощи компьютера и представлении полученных результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной) форме. Заключительный этап социологического исследования – анализ информации и подготовка итоговых документов, т.е. происходит подготовка отчета по результатам, формулируются выводы и практические рекомендации. При изучении данной темы следует обратить внимание на то, чем обусловлено обращение к стратегиям формирования и сбора данных на основе выборочного метода исследования. Изучение данного вопроса следует начать с определения понятий объект исследования (при различении концептуального, проектируемого, реального), генеральной и выборочной совокупности. Изучая процедуру формирования выборки, следует определить следующие понятия: «основа и репрезентативность выборки», «единицы отбора» и «единица наблюдения», «объем выборки». Организация процедур формирования выборочной совокупности включает следующие основные выборки: одноступенчатую, случайную (вероятностный отбор) и неслучайную, гнездовую, систематическую, районированную (стратифицированная), квотную, многоступенчатую, территориальную, производственную, метод типичных представителей. Для сбора эмпирической информации, в зависимости от применяемых методов исследования, в структуре социологического знания различают методы: наблюдения – включенного и невключенного; анализа документов – формализованного (контент-анализ) и неформализованного; опроса, включающего анкетные методы и социологическое интервью. Литература Основная: [9, гл. 4, с. 120-152]; [147, гл. 32, 33, 34, 35, 36, 37, с. 607-678, гл. 39, 40, с. 693-742]; [178, гл. 3, с. 56-65, гл. 5, с. 87-180, гл. 6, с. 181-201]; [183, Раздел 5, с. 278-294]; [1]; [83]; [130]; [77]; [79]; [181]; [202]. Дополнительная: [234, с. 26-33]; [236]; [237]; [243]; [244]; [245, с. 3-157, с. 243-350, с. 415-808]. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам социологического исследования. 2. Перечислите этапы социологического исследования. 3. Назовите разделы Программы социологического исследования. Какие процедуры они включают в себя? 4. Какие типы социологических исследований вы знаете? 5. Что дает системный анализ объекта исследования? 6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании? 7. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования? 8. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным? 9. Что такое систематическая и случайная ошибки выборки? 10. Что представляет собой процедура операционализации? 11. В чем специфика пилотажного исследования? 12. Какие методы и технические приемы сбора социологической информации вы знаете?
Примерная тематика рефератов 1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии. 2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903). 3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). 4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). 5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). 6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). 7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917). 8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). 9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937). 10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924). 11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929). 12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930). 13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920). 14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918). 15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931). 16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929). 17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986). 18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959). 19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). 20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917). 21. Структура личности и её социальные действия в социальном психоанализе Зигмунда Фрейда (1856-1939). 22. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980). 23. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990). 24. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989). 25. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918). 26. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). 27. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979). 28. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003). 29. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982). 30. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995). 31. Теория структурации Энтони Гидденса (1938). 32. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002). 33. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929). 34. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984). 35. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930). 36. Теория общества риска Ульриха Бека (1944). 37. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925). 38. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929). 39. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940). 40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера. 41. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта. 42. Бедные: социальные показатели (количественные и качественные) в России. 43. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений. 44. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 80-х XX века по настоящее время). 45. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия. 46. Этносоциальная стратификация современной России. 47. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда. 48. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования. 49. Неравенство социального положения экономически активного населения крупных, монопрофильных и малых городов. 50. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики. 51. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с 1990 года по настоящее время). 52. Партийная система современной России: федеральный и региональный уровень. 53. Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции. 54. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества. 55. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности. 56. Системные кризисы в современном обществе: факторы и социальные последствия. 57. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда. 58. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России. 59. Проблемы формирования "общенациональной идеи" (идеологии) в России. 60. Процессы образования и трансформации элит в российском обществе (с конца 80-х годов XX века по настоящее время). 61. Процессы углубления социального неравенства в России: факторы, социальные последствия. 62. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания. 63. Регион как объект социологического анализа. 64. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области. 65. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности. 66. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. 67. Социальная сегрегация и дискриминация на рынке труда: эволюция в условиях переходной экономики. 68. Социальная структура бедных семей и факторы воспроизводства бедности в России. 69. Социальная структура региона: факторы и модели сегментации потребителей. 70. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России. 71. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе. 72. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности. 73. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе. 74. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе. 75. Социальные атрибуты массы как социальной общности. 76. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс. 77. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития. 78. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели. 79. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере). 80. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества. 81. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования. 82. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства. 83. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения. 84. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей. 85. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения. 86. Факторы и социальные последствия воспроизводства бедности в России. 87. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область). 88. Формы, факторы социального неравенства в современной России. 89. Этническая структура и миграционные процессы в Мурманской области (с 1990 года по настоящее время). 90. Влияние процессов глобализации на современную Россию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.008 с.) |