Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 социально-философские предпосылки социологии как науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и социальная реальность. Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа, модельные и аналитические понятия, статистические категории. Структурирование социологического знания. Типы социологических теорий. Функции социологии. Методы социологии. Цель – изучение социально-философских предпосылок социологии как науки, которая возникла в результате теоретического поиска и обоснования знания, сложившегося в рамках философского (социально-философского) и эмпирического представлений об обществе, объединяющего теорию с эмпирическим обоснованием и позволяющего субъектам достигать практических успехов. По данной теме необходимо: Знать социально-философские и политические концепции (Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.); содержание эмпирического знания об обществе, возникшего для решения практических задач (Л. Кетле и др.); особенности объекта и предмета социологии; понятие «идеальный тип», модельные, аналитические и операциональные понятия, статистические категории; структуру и уровни социологического знания; общие социологические и специальные (частные) социологические теории, теории среднего уровня; функции социологии; общенаучные и специальные методы социологического исследования. Уметь определять объект социологии как «социальную реальность», представления о которой складываются на основе индивидуального и коллективного опыта повседневной жизни; выявлять предметную область социологии, выражаемую категорией «социальное» и характеризующую социальные связи, отношения и закономерности в обществе как продукты жизнедеятельности человека; использовать методы социологии в качестве средств получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Методические указания по изучению темы При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля. При изучении вопросов, охватывающих предысторию и социально-философские предпосылки социологии как науки, следует обратить внимание на то, что до появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль-Луи Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, раскрывающие основные социальные тенденции новой эпохи, центральное место в которых занял гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. Ламбер Кетле утверждал, что социальная жизнь и физические явления подчиняются законам одного порядка и должны изучаться точными методами математической статистики, ввел понятие «социальная физика». Решение практических задач в области государственного управления, способствовало развитию теорий, расширяющих применение математических методов для анализа социальных изменений в обществе. При изучении вопроса об объекте и предмете социологии, следует исходить из того, что в качестве объекта исследования науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Предмет науки является логической реконструкцией объекта науки посредством принимаемой исследователем системы понятий и категорий. Предмет науки содержит воспроизведение определенного фрагмента реальности на абстрактном уровне посредством установления, составляющих его закономерных связей и отношений. Обращаясь к анализу понятийного аппарата социологии, следует иметь в виду, что любая наука в качестве инструмента теоретической реконструкции использует собственные познавательные средства и методы, понятийный и категориальный аппарат. В социологии используются модельные, аналитические, операциональные понятия, особая роль принадлежит понятию «идеальный тип» и статистическим категориям. При изучении вопроса о структуре социологического знания следует исходить из того, что в социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Социологическое знание - содержит в себя знание о знании (методологическое знание, выступающие в единстве мировоззренческих и методологических принципов) и знание о предмете, как специально конструируемые классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные. При изучении типов социологических теорий следует учитывать многомерность структуры социологического знания и возможность ее описания посредством следующих групп теорий: по объекту знания (общая и отраслевая социология), по функции знания (фундаментальная и прикладная), по уровню знания (теоретическая и эмпирическая). Необходимо рассмотреть общие социологические теории,претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом и выступающие в качестве парадигм социологического знания. Далее выделить специальные социологические теории,изучающие социальные закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категориями «социальное», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальная сфера». Дополняющие их теории формируются на границе социологии с другими науками экономикой, политологией, этнографией и др. Их называют отраслевыми. Эти теории изучают формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества. Следует иметь в виду, что к общей социологии приложимы характеристики социологии фундаментальной и теоретической, а отраслевая социология, чаще всего имеет эмпирический и прикладной характер. Социологические теории можно также различать по их преимущественной ориентации: фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Прикладные теории ориентированы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта, поиск средств для достижения намечаемых обществом практических целей. Стремясь преодолеть разрыв между теориями наиболее абстрактного уровня и эмпирическими исследованиями, Роберт Мертон ввел понятие «теорий среднего уровня», предмет исследования которых охватывает отдельные сегменты социальной реальности. В социологии применяются частнонаучные методы(например, наблюдение, опрос) и общенаучные(например, статистические). Они включают: принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок (схему или план) действий. К теоретическим методам относят структурно-функциональный и сравнительный, к методам эмпирической (прикладной) социологии – метод опроса, наблюдения, социологического эксперимента, выборочный метод, контент-анализ. Литература Основная: [9, гл. 1, с. 3-18]; [139, гл. 1, с. 15-51, гл. 3, с. 78-107, гл.5, с. 126-140]; [147, гл. 1, 2 с.14-49, гл.4, с. 66-80]; [206, гл. 1, с. 6-9, гл. 2, с. 20-35]; [146, гл. 1, с. 7-12]; [100, гл. 1, с. 9-45]; [183, Раздел 1, с. 7-21, Раздел 3, с. 77-160]; [187, Раздел 1, с. 9-44]; [58]; [85]; [98]; [167]. Дополнительная: [116]; [191]; [204]; [162]. Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит специфика и отличие объекта и предмета социологии? 2. Что означает термин «социальное» и «социальная реальность»? 3. Что представляет собой понятийно-категориальный аппарат социологии? 4. Какие типы социологических теорий, входят в социологию?
Тема 2 Парадигмы социологического знания. Классические социологические теории. Социологический проект О.Конта. Позитивизм, закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статике и социальной динамике. Органическая теория Г. Спенсера. Социологические воззрения Э. Дюркгейма. Понимающая социология М. Вебера. Социально-исторический детерминизм К. Маркса. Русская социологическая мысль конца XIX – начала XX века (стадии развития, основные течения и школы). Социология П. Сорокина. Современные социологические теории: структурно-функциональный анализ (Р. Мертон, Т. Парсонс), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид), феноменологическая социология (А. Шюц) и этнометодология (Г. Гарфинкель), системно-функциональный подход (Н. Луман) и др. Цель изучение социологических парадигм, способствующих пониманию основных проблем социологии и характеризующих ее как полипарадигмальную дисциплину, обосновывающих наличие и значение различных элементов социальной реальности в соответствии с социологическими теориями, интерпретирующими взаимодействие различных комбинаций этих элементов и раскрывающими их значение в жизни общества. По данной теме необходимо: Знать понятие «парадигма»; основные социологические парадигмы, сложившиеся в современной социологии (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма); научные социологические идеи, изложенные в рамках классической (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), неклассической (Г. Зиммель, М. Вебер) и синтетической (К. Маркс) методологий; стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы); социологическую концепцию П. Сорокина. Уметь объяснить социологические идеи позитивизма, органицизма, социологизма, понимающей социологии, социально-исторического детерминизма; последовательно излагать стадии развития и институциализации социологии в России, а также причины ее административного запрета и последующего возрождения; выявлять особенности социологических концепций, получивших развитие в современной западной социологии XX – начала XXI веков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.) |