ТОП 10:

Методические указания к выполнению контрольной работы



Данные методические указания к контрольным работам имеют целью помочь студентам (курсантам) подготовиться к их выполнению.

Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов всех специальностей очной и вечерней форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология».

Изучение дисциплины «Социология» имеет целью: овладение общекультурными компетенциями, определяющими культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; использование основные положения и методов социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; развитие способности анализировать социально значимые проблемы и процессы; формирование способности понимать значение гуманитарных и социальных наук, важность оценки социально-экономических, гуманитарных последствий научных открытий и новых технических решений.

Достижение указанных целей предусматривает выполнение контрольной работы для оценки полноты освоения содержания изучаемых тем и проверку знаний, умения, навыков интерпретации основных понятий, входящих в тематику контрольных работ дисциплины «Социология».

Количество контрольных работ определяется рабочей программой специальности, направления по дисциплине «Социология».

Студенты должны знать содержание основных понятий, составляющих методологию изучения конкретной темы, для этого следует использовать конспекты лекций, методические указания к самостоятельной работе и практическим занятиям, в которых содержится рекомендованная литература дисциплины «Социология», словарю основных понятий «Общая социология» (электронная версия), размещенном на сайте кафедры истории и социологии МГТУ.

При подготовке к контрольной работе следует руководствоваться структурным содержанием темы на основе которого составить план контрольной работы в соответствии с которым в лаконичной форме последовательно раскрыть пункты плана, используя самостоятельно отобранные понятия из прилагаемых «Основных понятий дисциплины социология», которым дать максимально точную интерпретацию.

Например, контрольная работа № 22 Понятие, факторы социализации.

План.

Социализация личности: виды, факторы.

Стадии и этапы социализации (социальная адаптация и интериоризация).

Институты и агенты социализации.

Список использованной литературы.

Раскрытие темы предполагает самостоятельное осуществление отбора, использования и интерпретации в контрольной работе следующих понятий: адаптация социальная, (адаптация вынужденная, негативная, позитивная, добровольная), адаптации формы Р. Мертона (конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж), интериоризация, личность (личности дезорганизация, деперсонализация, депривация, десоциализация), институт, личность, (личность базисная/базовая, модальная, современная, маргинальная, социобельная, конформная, девиантная), личности деградация, социализация (социализация первичная, вторичная /ресоциализация, маргинальная), социализации стадии (Ж. Пиаже), экстериоризация.

При использовании информационных источников обратите внимание на корректность их библиографического описания, при необходимости обратитесь на сайт библиотеки МГТУ.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 страниц. Работа считается зачтенной при выполнении требований к полноте ее структурного содержания и оформления.

Номер темы контрольной работы студент выбирает по первой букве фамилии и в зависимости от факультета выполняет одну или две работы из предложенных в таблице.

Первая буква фамилии студента Номер темы контрольной работы Первая буква фамилии студента Номер темы контрольной работы
А, Р, Ц, Я ], 12, 15,24,30 Ж, Н, Щ, Е 3, 14, 19,22,34
Б, П, X, У 5,8, 18,26,34 3, Л, О, С 7, 10, 17,27,31
В, М, Ф, Ш 2, 11,20,23,29 К, Ч, Э. Ю 4, 13,21,25,33
Г, Д, Т, И 6,9, 16,28,32    

Студент может предложить и свою тему контрольной работы, но в этом случае ее необходимо согласовать с преподавателем. К каждой теме предлагается план и список литературы, который по желанию можно дополнить источниками, не указанными в данном списке.

 

Приложение 4

(образец оформления 1-ой страницы контрольной работы)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра истории и социологии

 

 

Контрольная работа №22

по дисциплине «социология»

на тему

 

"Понятие, факторы социализации"

Выполнил: А.В. Сергеев, Эп-4

Проверил: д.с.н., проф. В.В. Рябев

 

 

Мурманск

Приложение 5

(образец оформления 2-ой страницы контрольной работы)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..2

1. Социализация личности: виды, факторы………………………..3

2. Стадии и этапы социализации (социальная адаптация и интериоризация)……………………………………………………..5

3. Институты и агенты социализации………………………………7

Заключение………………………………………………………...…8

Список использованной литературы……………………………...10


 

Приложение 6

(образец оформления содержания контрольной работы)

 

Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

 

Х. ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХ

 

Х.Х. Хххххххххххх ххх ххххххххххх ххххххххххххх хххххххххх

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх. "Хххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх".[2]

Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.

и т.д.

 

 


Верхнее поле – 20-25 мм

Нижнее поле – 20-25 мм

Левое поле – 25 мм

Правое поле – 10 мм


Межстрочный интервал – 1,5

Число строк на листе – 28-32

Абзац – 1,25


 

Вопросы к зачету

1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания. Понятийный аппарат социологии. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.

2. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.

3. Органическая теория Г. Спенсера.

4. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

5. «Понимающая» социология М. Вебера.

6. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.

7. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).

8. Социология П. Сорокина.

9. Социология в XX веке: особенности развития, основные парадигмы.

10. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Социальные связи и отношения: формы и виды.

11. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

12. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

13. Понятие общество в классической и современной социологической теории.

14. Основные типы современных обществ.

15. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса.

16. Основные понятия социологического анализа культуры:артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе.

19. Социальные факторы и последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

20. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.

21. Типология организаций. Трудовая организация и трудовой коллектив.

22. Понятие «социальный институт». Виды социальных институтов, их взаимосвязь.

23. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.

24. Брак как социальный институт. Формы брака.

25. Социологический анализ семьи как социального института. Исторические и современные формы семьи.

26. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.

27. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.

28. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов.

29. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

30. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.

31. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера.

32. Классовые теории У. Уорнера, Э. Райта.

33. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).

34. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.

35. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, религиозные, территориальные.

36. ,Этнические общности.

37. Этнические процессы, факторы, социальные последствия.

38. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия.

39. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

40. Социологический анализ структуры личности.

41. Социологические теории личности.

42. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

43. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.

44. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.

45. Социальный контроль и его формы.

46. Конформное и нонконформное поведение.

47. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.

48. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.

49. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.

50. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.

51. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.

52. Современное российское общество и проблемы преодоления социального неравенства и бедности.

53. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.

54. Этапы прикладного социологического исследования.

55. Выборочный метод в социологических исследованиях.

56. Метод наблюдения.

57. Социологический эксперимент.

58. Опросные методы.

59. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.

60. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.

 

Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет социологии: категория «социальное» и «социальная реальность». Специфика социологического знания.

2. Специфика социологических понятий. Понятийный аппарат социологии: понятие идеального типа, модельные и аналитические понятия, статистические категории.

3. Структура социологического знания. Функции и методы социологии.

4. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.

5. Органическая теория Г. Спенсера.

6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

7. «Понимающая» социология М. Вебера.

8. Социально-исторический детерминизм К. Маркса.

9. Стадии развития социологической мысли в России конца XIX – начала XX века (основные течения и школы).

10. Социология П. Сорокина.

11. Социология в XX веке: особенности развития, основные течения и школы.

12. Понятие «социальное действие и взаимодействие». Концепции «действия» М. Вебер, Т. Парсонс. Сорокин П. концепция взаимодействия. Социальные связи и отношения. Формы и виды социальных связей и отношений.

13. Структура и структурная дифференциация, атрибуты социальной системы. Концепция социальной системы Т. Парсонса. Иерархия социальных систем.

14. Факторы интеграции социальных систем: статусы, роли, нормы, ценности, социальный контроль и санкции.

15. Понятие общество в классической и современной социологической теории. Атрибуты, структура общества Т. Парсонса. Основные типы современных обществ.

16. Основные понятия социологического анализа культуры:артефакт, культурный контакт, образец, объект, признак, цикл, плюрализм, барьер.

17. Основные типы культуры. Субкультура и контркультура.

18. Социокультурные процессы и изменения в современном обществе. Факторы, социальные последствия мультикультурализма, этноцентризма, культурной интеграции.

19. Социальная организация: понятие, структура. Организационные связи и отношения кооперации, координации, субординации, реординации. Формализация структуры организации, организационная иерархия, цели организации.

20. Типология организаций: формальная, неформальная, внеформальная, социально-психологическая. Трудовая организация и трудовой коллектив.

21. Понятие «социальный институт». Общество как совокупность социальных институтов. Виды социальных институтов, их взаимосвязь.

22. Процессы институциализации и деинституциализации. Функции и дисфункции социальных институтов.

23. Брак как социальный институт, его институциональные атрибуты. Формы брака: моногамия, полигамия, экзо - и эндогамия. Гражданский брак и сожительство.

24. Социологический анализ семьи как социального института: институциональные атрибуты. Универсальные и специфические институциональные функции семьи. Исторические и современные формы семьи.

25. Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно-брачных связей и отношений и их социальные последствия.

26. Социальная структура общества. Социальная дифференциация и неравенство: понятие, формы, факторы, социальные последствия. Тенденции изменения социального неравенства в российском обществе и их социальные последствия.

27. Статусная структура общества: понятие, виды, измеряемые показатели статусов. Статусные различия: социальная дистанция, статусная идентификация и диспозиция, выравнивание статусов, статусное несоответствие и несовместимость.

28. Понятие «группа» в социологии. Проблема выделения реальных и номинальных групп в социологии. Первичные, референтные, вторичные, формальные и неформальные группы.

29. Классовые теории К. Маркса, М. Вебера, У. Уорнера, Э. Райта.

30. Понятие социального класса. Классовая дифференциация и классовая структура общества. Понятие «средний класс» («старый» и «новый» средний класс).

31. Основные виды и критерии стратификации. Концепция стратификации П. Сорокина. Стратификационная модель современного российского общества.

32. Социальные общности: целевые, профессиональные, массовые, коллективные, религиозные, территориальные, этнические.

33. Этнические процессы, факторы, социальные последствия: этническая идентификация и консолидация, этническая миксация и аккомодация, аккультурация и ассимиляция, билингвизм, мультикультурализм, этническая сегрегация и этноцентризм, ксенофобия, расовая и национальная нетерпимость, геноцид.

34. Социальные процессы мобильности, миграции, маргинализации: факторы, виды, социальные последствия, специфика в российском обществе.

35. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социологический анализ структуры личности.

36. Социологические теории личности (Ч. Кули, Р. Мертон, Г. Мид, Т. Парсонс).

37. Социализация личности: виды, агенты, факторы. Этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

38. Понятие «поведение» в социологии. Социологический анализ факторов детерминации поведения. Типология поведения социальных субъектов.

39. Социальная девиация и ее факторы (стигматизация). Виды девиантного и проявления делинквентного поведения, факторы их распространения в российском обществе.

40. Социальный контроль и его формы. Конформное и нонконформное поведение.

41. Социальный конфликт как форма социальных взаимодействий, его виды. Структура, субъекты и формы протекания и разрешения конфликта.

42. Понятие «гражданское общество». Социальные и институциональные факторы становления гражданского общества.

43. Общественное мнение как институт гражданского общества: атрибуты, структура, функции.

44. Характеристика и соотношение понятий «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие». Концепции социального прогресса.

45. Понятие, типы и виды социальных движений. Жизненные циклы социальных движений.

46. Современное российское общество и проблемы преодоления социального неравенства и бедности.

47. Прикладные социологические исследования: сущность, виды.

48. Этапы прикладного социологического исследования.

49. Выборочный метод в социологических исследованиях.

50. Метод наблюдения.

51. Опросные методы (анкетирование, интервьюирование).

52. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов.

53. Метод анализа документов: качественный, контент-анализ.

54. Социологический эксперимент.

 


[1] Фролов, С.С. Социология. – М. : Градарика, 2013. – С. 48.

(сноски печатаются через полтора интервала).

[2] Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс. – М. : Феникс, 2013. – С. 48.

(сноски печатаются через полтора интервала).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.017 с.)