Участие в научных исследованиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие в научных исследованиях.



1.1. Студенты всех курсов могут привлекаться с их согласия к участию в научных исследованиях по общекафедральной тематике или в инициативных исследованиях, проводимых отдельными преподавателями.

1.2. Студенты могут принимать участие в исследованиях как на разных этапах, так и в различных функциональных позициях: в качестве разработчика, то есть члена творческого коллектива по созданию концепции исследования; в качестве исполнителя на различных этапах исследования (составление библиографических списков, сбор первичных эмпирических данных, обработка полученной информации и т.п.); в качестве соавтора исследования при условии активного участия на всех его этапах.

1.3. В случае если исследование проводится при поддержке какого-либо фонда (в виде гранта), участие студентов и его условия оговариваются в заявке на получение гранта и при его распределении.

Участие в студенческих и иных научных конференциях.

2.1. Студенты-психологи имеют право выступать с докладами и сообщениями на студенческих и иных научных конференциях, организуемых на факультете философии и психологии, в других подразделениях ВГУ, а также проводимых в других вузах города и страны (в том числе в ежегодной Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», организуемой МГУ им. Ломоносова) на условиях, выдвигаемых соответствующими оргкомитетами.

2.2. Ежегодно на факультете философии и психологии проводится студенческая научная конференция в рамках научной сессии ВГУ, участие в которой и его оценка (призы и дипломы) регулируются соответствующими положениями и приказами ректора.

2.3. На факультете философии и психологии могут проводиться конференции по инициативе самих студентов.

Публикация тезисов и статей.

3.1. Студенты имеют право публиковать как индивидуально, так и в соавторстве с преподавателями кафедры свои научные статьи и тезисы сделанных на конференциях докладов (сообщений) в различных изданиях периодической психологической печати, тематических сборниках, сборниках, выпускаемых по материалам конференций и др. Условия публикации студентами материалов определяется требованиями соответствующих редакционных коллегий (редакторов).

3.2. В ежегодном Вестнике научной сессии факультета философии и психологии ВГУ публикуются доклады студентов, получивших призовые места по итогам ежегодной студенческой научной конференции на условиях, определяемых редакционной коллегией Вестника.

3.3. На факультете философии и психологии ежегодно издается Вестник студенческой научной сессии, в котором публикуются тексты докладов всех ее участников.

3.4. В случае проведения на факультете конференции по инициативе самих студентов руководство факультета обеспечивает организационную, методическую и финансовую поддержку издания сборника ее материалов.

4. Участие в Открытом конкурсе Министерства образования и науки РФ и других конкурсах студенческих научных работ.

4.1. Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов вузов Российской Федерации по естественным, техническим и гуманитарным наукам проводится ежегодно в целях развития научно-исследовательской работы студентов. В нем могут принимать участие отдельные студенты и студенческие коллективы (до 3 человек). Условия и требования к участникам конкурса определяются соответствующим приказом Министра образования РФ и Положением об открытом конкурсе, с которыми студенты могут ознакомиться как на сайте факультета философии и психологии, так и непосредственно на кафедре общей и социальной психологии.

4.2. Студенты-психологи имеют право принимать участие в других конкурсах студенческих научных работ – проводимых Администрацией Воронежской области (Областной конкурс Главного управления образования Воронежской области на лучшую научную работу среди студентов высших учебных заведений в области гуманитарных наук), другими вузами, различными фондами и ассоциациями.

4.3. Кафедра общей и социальной психологии на своем заседании может рекомендовать к участию в том или ином конкурсе лучшие работы студентов и оказать им необходимую помощь при подготовке соответствующих материалов для представления в оргкомитет конкурса.

По результатам успешной учебы и активной научной деятельности, в том числе при наличии ряда научных публикаций, студенты-психологи могут участвовать в различных конкурсах поощрительного характера, в частности, на получение следующих стипендий: стипендии Ученого совета ВГУ за особые успехи в учебной и научной деятельности, стипендии Администрации Воронежской области за особые успехи в учебной и научной деятельности, стипендии Оксфордского Российского Фонда, стипендии благотворительного фонда В. Потанина и других.

Коллектив авторов пособия желает студентам успеха в различных видах научной работы: К. М. Гайдар (разделы «Предварительные замечания», 1, 5, научная редакция пособия), А. А. Меланьина (раздел 1), О. П. Макушина, М. В. Петрушина, В. А. Тенькова (раздел 2), М. А. Харченко (разделы 3 и 4), И. В. Завгородняя, С. Э. Кокотек, О. В. Тимофеева (раздел 5), Н. М. Пинегина (раздел «Приложения»).

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ: ВСЕМУ ГОЛОВА

 

Введение к курсовой или выпускной квалификационной работе отражает основные характеристики исследования, к которым относятся: актуальность и проблема исследования; его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; методологическая основа и теоретическая база; используемые методы; база эмпирического исследования; научная новизна, теоретическая и практическая значимость; этапы проведения исследования, описание апробации (внедрения) его результатов; структура работы как письменного научного отчета о выполненном исследовании. При этом такие фрагменты введения, как проблема исследования, методологическая основа, теоретическая база, этапы проведения исследования, описание апробации (внедрения) его результатов и структура обязательны только для выпускной квалификационной работы.

Ниже выделим главные моменты при описании каждой из позиций, которые должны содержаться во Введении.

Актуальность исследования.

Актуальность исследования позволяет ответить на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо его проведение, как оно связано с современной ситуацией развития общества, состоянием самой психологической науки и т.п. Актуальность может быть теоретической, если выявленная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.д., или практической, то есть вытекающей из злободневных запросов практики в той области социально-культурной или производственной, экономической жизни, где остро ощущается недостаток научно обоснованных психологических рекомендаций.

Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

§ необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

§ потребность в новых научных фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

§ потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

§ потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

§ потребность в методах (способах, приемах, технологиях), имеющих более широкие возможности и / или эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, применения в профессиональной деятельности психологов или других специалистов.

В пользу актуальности темы исследования не могут выдвигаться такие аргументы, как недостаточность информации, содержащейся в литературе по изучаемой проблематике, или слабая разработанность данной темы в психологической науке.

Актуальность исследования представляется доказательно и убедительно, показывается связь проблемы с современной ситуацией.

Требуется раскрыть актуальность изучения не только объекта, но и предмета исследования. Например, если разрабатывается темы идентичности группового субъекта, то недостаточно описать актуальность исследования группы как субъекта, надо показать и актуальность изучения такого феномена, как групповая идентичность. Или: если работа посвящена психологическим аспектам качества брака молодой семьи, то нельзя ограничиться указанием на актуальность исследования современной семьи вообще, нужно доказать еще и актуальность изучения такого вопроса, как качество брака молодой семьи[6].

Одновременно автором работы может быть выделена как теоретическая, так и практическая актуальность исследования.

С характеристикой актуальности исследования непосредственно связано описание степени разработанности интересующей студента тематики в психологической науке. Для этого требуется назвать фамилии авторов, работающих в данной проблемной области, и сослаться на соответствующие источники из списка литературы. Должны быть также обозначены еще неразработанные (мало исследованные) вопросы, аспекты и т.д., в том числе и те, вокруг которых будет сконцентрировано внимание студента в проводимом им исследовании.

Здесь же уместно дать рабочее (предварительное) определение ключевого понятия (ключевых понятий) исследования.

Объем этой части введения не должен превышать 1,0–1,5 страниц.

Проблема исследования.

Проблемавыступает исходным толчком, порождает саму необходимость исследования. Выделение проблемы проясняет, зачем исследование вообще было проведено.

Проблема исследования есть осознание какого-то объективного противоречия. Скажем, обнаруживается несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации (привлечения работников организации к участию в ее управлении) и предъявляемыми к ней требованиями. Или констатируется наличие противоположных точек зрения ученых на изучаемое явление или процесс, различий в объяснении одного и того же научного факта (к примеру, поляризации индивидуальных мнений в ходе группового принятия решений). Подобные противоречия относятся к так называемым внешним противоречиям. Однако, возможно, студенту удастся обнаружить и внутреннее – диалектическое – противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса. Например, при исследовании учебно-профессиональной мотивации студентов выявляется противоречие между их высокой удовлетворенностью избранной профессией и стремлением после окончания вуза заниматься творческим трудом и намерением приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной работы.

Таким образом, проблема исследования формулируется как противоречие либо в самом предмете исследования, либо между подходами различных авторов к изучаемому предмету, либо между данными, полученными разными учеными. Проблему исследования нельзя формулировать как противоречие между важностью, актуальностью исследования конкретного вопроса, предмета и одновременно его недостаточной изученностью в науке.

 

  Пример № 1
Неправильно: Правильно:
1. «Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».   2. «В качестве проблемы исследования мы выделяем противоречие между неразработанностью проблемы идентичности на групповом уровне и ее значением для оптимизации деятельности малых групп как субъектов». 1. «Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно…». 2. «В качестве проблемы исследования мы выделяем противоречие между различными представлениями об идентичности на групповом уровне, имеющимися в науке. С точки зрения ряда авторов (А. Г. Костинская, Дж. Тернер, Г. Тэджфел и др.), групповая идентичность представляет собой осознание членами группы своей принадлежности к этой группе [26, 50, 51]. По мнению других авторов (Г. Бриквелл, У. Дойс и др.), идентичность на групповом уровне определяется как тождественность группы самой себе (или выделение ее из множества других групп) [58, 59]».

 

Цель исследования.

Цель исследования – ожидаемый результат исследования, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть следующие.

Определить характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию или теоретическую концепцию. Следует продумать, какие именно характеристики будут изучаться. Важно, чтобы их набор не был случайным, относился к одному или нескольким аспектам явления, выделенным посредством теоретического анализа. Желательно указать также, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.

Выявить взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

Изучить возрастную динамику явления. Исследования, ориентированные на возрастную переменную, имеют специфический характер и предполагают их проведение в двух основных формах (с использованием двух методов организации исследования): в форме возрастных «поперечных» срезов либо в форме «продольных» срезов (так называемая лонгитюдная форма).

Описать новый феномен, эффект. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.

Открыть новую (другую) природу явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Оно встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение.

Обобщить, то есть вывести более общие закономерности, чем описанные в литературе.

Создать классификацию, типологию. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование ее критериев, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая, в свою очередь, должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.

Создать психодиагностическую методику. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомненную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлен комплекс всех психометрических процедур, отвечающих требованиям современной психодиагностики.

Адаптировать имеющуюся методику к новым условиям или контингенту испытуемых. Как правило, такая цель ставится в прикладном исследовании при переносе уже созданной методики в новые социо-культурные условия. Требования к психометрической проверке здесь не менее жесткие, чем при создании новой методики. В первую очередь это относится ко многим современным зарубежным методикам, вся «адаптация» которых традиционно сводилась лишь к переводу на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

Доказать эффективность разработанной психокоррекционной методики, развивающей (тренинговой) программы. Такая цель достижима лишь в экспериментальной процедуре с использованием «контрольной группы». Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное психологическое воздействие является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения, а также что эти изменения действительно отражают улучшение в той или иной области психических процессов, сфере личности, межличностных отношениях и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.027 с.)