Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-исследовательская работа↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 16.12.2010 г., протокол № 1400-10.
Составители: К. М. Гайдар, И. В. Завгородняя, С. Э. Кокотек, О. П. Макушина, А. А. Меланьина, М. В. Петрушина, Н. М. Пинегина, В. А. Тенькова, О. В. Тимофеева, М. А. Харченко
Научный редактор доцент К. М. Гайдар
Рецензент профессор Ю. А. Бубнов
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендовано для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности и направления «Психология» факультета философии и психологии, руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ.
Для специальности: 030301 – Психология. Для направления: 030300 – Психология.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Научно-исследовательская работа студента – неотъемлемый и важнейший компонент профессиональной подготовки обучающихся по специальности и по направлению «Психология», что определяют Государственный образовательный стандарт специальности (2000) и Федеральный Государственный образовательный стандарт направления (2009). Данное положение отражают рабочие учебные планы, в которых в качестве обязательного вида учебно-профессиональной работы студента зафиксировано ежегодное выполнение курсовых работ и – на завершающем курсе обучения – выпускной квалификационной работы. Цель настоящего учебно-методического пособия – дать студентам необходимые ориентиры для самоорганизации своей научно-исследовательской работы в ходе обучения на факультете, определения ее логики и содержания, повышения эффективности осуществляемой деятельности. Хотя бóльшая часть пособия посвящена обязательному виду научно-исследовательской работы студентов, авторы сочли необходимым в вводной части кратко описать и другие виды этой работы, не являющиеся для студента обязательными, но крайне полезные для его профессионального становления, в частности для активизации научно-исследовательской деятельности, развития инициативности и «психологического» мышления, раскрытия и совершенствования своих способностей и профессионально важных качеств. И курсовая, и выпускная квалификационная работа по специальности / направлению «Психология» является самостоятельным научным исследованием студента. В соответствии с этим они должны отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному исследованию: содержать логично выстроенную теоретическую и корректно проведенную эмпирическую части и быть оформленными согласно принятым стандартам. В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, выпускная квалификационная работа представляет собой систематизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения квалифицированно использовать психодиагностические методы и методики, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве дипломированного специалиста в области психологии. Качественно выполненная выпускная квалификационная или курсовая работа должна свидетельствовать об умениях студента четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности, обосновывать выбранные методы решения поставленных задач, самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами, отбирать в них нужные сведения, анализировать и интерпретировать научную информацию, а также представлять ее в графической или иной иллюстративной форме, делать обоснованные выводы, формулировать практические рекомендации, излагать свои мысли грамотно, правильно оформлять текст работы. Курсовые работы пишутся студентами специальности «Психология» очной формы обучения на 1, 2, 3 и 4 курсах, очно-заочной (вечерней) формы – на 1, 2 и 3 курсах. Выпускная квалификационная работа выполняется студентами очной формы обучения на 5 курсе и очно-заочной (вечерней) формы – на 4 курсе[1]. В качестве руководителей выступают члены профессорско-преподавательского состава кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Тематика курсовых работ студентов 3–4 курсов очной и 2–3 курсов очно-заочной (вечерней) формы обучения специальности «Психология», а также выпускных квалификационных работ должна соответствовать выбранной студентом специализации, а для студентов, обучающихся по направлению «Психология», – профилю профессиональной подготовки. Курсовая работа 1 курса ограничивается теоретическим исследованием избранной темы. На 2 курсе, помимо теоретического анализа, студент разрабатывает и представляет в курсовой работе также программу эмпирического исследования. Начиная с 3 курса, курсовая работа является развернутым научно-психологическим исследованием, включающим в себя обязательные теоретическую и эмпирическую части. Аналогичное требование относится и к выпускной квалификационной работе. Как курсовая, так и выпускная квалификационная работа имеет стандартную структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей текста. 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Теоретическая глава[2]. 5. Эмпирическая глава. 6. Заключение. 7. Список литературы. 8. Приложения. Все курсовые работы студентов 4 курса очной формы обучения и 3 курса очно-заочной (вечерней) формы обучения, а также выпускные квалификационные работы подлежат обязательной публичной защите. На 3 курсе очной формы обучения курсовые работы защищают только студенты, претендующие на оценку «отлично». Исключение составляют те студенты 3 курса, которые принимали участие в качестве докладчиков в студенческой научной сессии факультета философии и психологии или / и в Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ «Ломоносов»[3]. Им оценка «отлично» в случае своевременной сдачи оформленного текста работы выставляется автоматически. Курсовые работы защищаются в кафедральных комиссиях, выпускные квалификационные работы – в Государственной аттестационной комиссии. На кафедре общей и социальной психологии ежегодно разрабатывается порядок и сроки выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Они представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 Порядок и сроки выполнения курсовых работ студентами-психологами
Таблица 2 Порядок и сроки выполнения выпускных квалификационных работ (ВКР) студентами-психологами
Поскольку к курсовым работам, выполняемым на разных этапах обучения, предъявляются несколько различные требования, то к оценке завершенной студентом работы кафедра подходит дифференцированно, разработав для каждого курса свою систему критериев оценки (табл. 3-6). Предварительное знакомство студентов с ними, безусловно, полезно, поскольку позволяет заранее сориентироваться на желаемый результат и избежать ненужных ошибок. Таблица 3 Критерии оценок курсовых работ 1 курса
Таблица 4 Критерии оценок курсовых работ 2 курса
Таблица 5 Критерии оценок курсовых работ 3 курса
Таблица 6 Критерии оценок курсовых работ 4 курса
Так же как студенту важно знать, по каким критериям будет оцениваться его курсовая работа, выпускнику необходимо знание того, какими критериями руководствуется Государственная аттестационная комиссия при выставлении оценки на защите выпускной квалификационной работы. Используется следующая шкала: § «отлично» – соответствует квалификационным требованиям не менее, чем на 85%; § «хорошо» – соответствует квалификационным требованиям не менее, чем на 70%; § «удовлетворительно» – соответствует квалификационным требованиям более, чем на 50%; § «неудовлетворительно» – соответствует квалификационным требованиям менее, чем на 50%. Критерии оценки выпускной квалификационной работы и соответствующая оценочная шкала представлены в таблице 7. Таблица 7 Критерии оценок выпускных квалификационных работ
Помимо обязательной научно-исследовательской работы студенты-психологи имеют широкие возможности для проявления инициативы и творчества в научной области. Кратко охарактеризуем другие виды научно-исследовательской работы студентов. Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ: ВСЕМУ ГОЛОВА
Введение к курсовой или выпускной квалификационной работе отражает основные характеристики исследования, к которым относятся: актуальность и проблема исследования; его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; методологическая основа и теоретическая база; используемые методы; база эмпирического исследования; научная новизна, теоретическая и практическая значимость; этапы проведения исследования, описание апробации (внедрения) его результатов; структура работы как письменного научного отчета о выполненном исследовании. При этом такие фрагменты введения, как проблема исследования, методологическая основа, теоретическая база, этапы проведения исследования, описание апробации (внедрения) его результатов и структура обязательны только для выпускной квалификационной работы. Ниже выделим главные моменты при описании каждой из позиций, которые должны содержаться во Введении. Актуальность исследования. Актуальность исследования позволяет ответить на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо его проведение, как оно связано с современной ситуацией развития общества, состоянием самой психологической науки и т.п. Актуальность может быть теоретической, если выявленная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.д., или практической, то есть вытекающей из злободневных запросов практики в той области социально-культурной или производственной, экономической жизни, где остро ощущается недостаток научно обоснованных психологических рекомендаций. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть: § необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; § потребность в новых научных фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения; § потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения. § потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных; § потребность в методах (способах, приемах, технологиях), имеющих более широкие возможности и / или эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, применения в профессиональной деятельности психологов или других специалистов. В пользу актуальности темы исследования не могут выдвигаться такие аргументы, как недостаточность информации, содержащейся в литературе по изучаемой проблематике, или слабая разработанность данной темы в психологической науке. Актуальность исследования представляется доказательно и убедительно, показывается связь проблемы с современной ситуацией. Требуется раскрыть актуальность изучения не только объекта, но и предмета исследования. Например, если разрабатывается темы идентичности группового субъекта, то недостаточно описать актуальность исследования группы как субъекта, надо показать и актуальность изучения такого феномена, как групповая идентичность. Или: если работа посвящена психологическим аспектам качества брака молодой семьи, то нельзя ограничиться указанием на актуальность исследования современной семьи вообще, нужно доказать еще и актуальность изучения такого вопроса, как качество брака молодой семьи[6]. Одновременно автором работы может быть выделена как теоретическая, так и практическая актуальность исследования. С характеристикой актуальности исследования непосредственно связано описание степени разработанности интересующей студента тематики в психологической науке. Для этого требуется назвать фамилии авторов, работающих в данной проблемной области, и сослаться на соответствующие источники из списка литературы. Должны быть также обозначены еще неразработанные (мало исследованные) вопросы, аспекты и т.д., в том числе и те, вокруг которых будет сконцентрировано внимание студента в проводимом им исследовании. Здесь же уместно дать рабочее (предварительное) определение ключевого понятия (ключевых понятий) исследования. Объем этой части введения не должен превышать 1,0–1,5 страниц. Проблема исследования. Проблемавыступает исходным толчком, порождает саму необходимость исследования. Выделение проблемы проясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема исследования есть осознание какого-то объективного противоречия. Скажем, обнаруживается несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации (привлечения работников организации к участию в ее управлении) и предъявляемыми к ней требованиями. Или констатируется наличие противоположных точек зрения ученых на изучаемое явление или процесс, различий в объяснении одного и того же научного факта (к примеру, поляризации индивидуальных мнений в ходе группового принятия решений). Подобные противоречия относятся к так называемым внешним противоречиям. Однако, возможно, студенту удастся обнаружить и внутреннее – диалектическое – противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса. Например, при исследовании учебно-профессиональной мотивации студентов выявляется противоречие между их высокой удовлетворенностью избранной профессией и стремлением после окончания вуза заниматься творческим трудом и намерением приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной работы. Таким образом, проблема исследования формулируется как противоречие либо в самом предмете исследования, либо между подходами различных авторов к изучаемому предмету, либо между данными, полученными разными учеными. Проблему исследования нельзя формулировать как противоречие между важностью, актуальностью исследования конкретного вопроса, предмета и одновременно его недостаточной изученностью в науке.
Цель исследования. Цель исследования – ожидаемый результат исследования, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть следующие. Определить характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена при попытке составить целостную картину свойств явления, опираясь на выбранную методологию или теоретическую концепцию. Следует продумать, какие именно характеристики будут изучаться. Важно, чтобы их набор не был случайным, относился к одному или нескольким аспектам явления, выделенным посредством теоретического анализа. Желательно указать также, какое значение имеет изучение данных характеристик: теоретическое, методическое, практическое, прикладное. Выявить взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п. Изучить возрастную динамику явления. Исследования, ориентированные на возрастную переменную, имеют специфический характер и предполагают их проведение в двух основных формах (с использованием двух методов организации исследования): в форме возрастных «поперечных» срезов либо в форме «продольных» срезов (так называемая лонгитюдная форма). Описать новый феномен, эффект. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена. Открыть новую (другую) природу явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Оно встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение. Обобщить, то есть вывести более общие закономерности, чем описанные в литературе. Создать классификацию, типологию. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование ее критериев, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая, в свою очередь, должна быть ясно соотнесена с определенной теорией. Создать психодиагностическую методику. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомненную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.011 с.) |