Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический анализ Проблемы: вот в чем соль

Поиск

Теоретический анализ проблемы исследования – один из самых ответственных этапов при выполнении научного исследования, поскольку он помогает автору уяснить то, что уже достигнуто в науке, открыто другими исследователями, выполнить теоретическое обоснование предлагаемого им решения заявленной проблемы, сформулировать и уточнить гипотезу собственного исследования. Только так студент может подтвердить выполнение принятой во всем научном мире нормы: перед тем, как внести свой вклад в науку, нужно продемонстрировать знание того, что было известным ранее. Это требует, в свою очередь, умений ориентироваться в огромном море современной информации, работать с научной литературой как в «своей» предметной области, так и в сфере смежных наук, эффективно осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию изучаемых теоретических материалов, формулировать на этой основе собственную исследовательскую позицию.

В качестве исходного потребуется список литературных источников, которые относятся к избранной студентом теме. Затем начинается кропотливая работа по дополнению и уточнению этого списка. Желательно, чтобы в нем содержались, во-первых, как уже ставшие классическими труды известных психологов, так и современные работы; во-вторых, издания и отечественных, и зарубежных исследователей; в-третьих, работы разных научных «жанров»: монографии, сборники научных трудов, статьи из научных журналов, диссертации и авторефераты диссертаций.

Параллельно с составлением списка литературы необходимо приступить к систематизации почерпнутой из изученных источников информации. Начинать лучше с наиболее известных цитируемых авторов и тех, кто стоял у истоков разработки выбранной тематики. Так легче понять более поздние публикации.

Проработанные студентом материалы должны быть логично скомпонованы в несколько параграфов теоретической главы (глав).

Собранные литературные материалы могут быть сгруппированы по хронологическому принципу, который позволяет описать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными (не обязательно только психологами). Тем самым раскрывается «история вопроса», прослеживается историческая преемственность в работах различных авторов, посвященных изучению одной или нескольких сходных проблем.

Возможно также тематическое построение теоретической главы. Для этого в вводной части ее текста обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты. Именно при таком подходе к изложению материала часто обнаруживаются «разрывы» в общем массиве данных (что-то изучено лучше, что-то – хуже, а что-то не изучено вовсе) или противоречия в выводах исследователей, несогласованность представленных в литературе эмпирических данных, что, несомненно, облегчает формулирование проблемы, гипотезы и обоснование целей эмпирического исследования.

Логическое построение предпочтительнее, поскольку помогает студенту лучше разобраться в существе проблемы. Изложение материала необходимо строить по принципу «от общего к частному». Таким образом, логика повествования должна отражать, в первую очередь, раскрытие объекта исследования, а лишь затем – последовательный переход к предмету и его анализ на основании имеющихся в изученной литературе концепций, теорий, положений, фактов. При использовании логического принципа изложения первый параграф теоретической главы необходимо содержит описание объекта исследования.

 

  Пример № 11
1. Тема выпускной квалификационной работы: «Связь компонентов групповой идентичности с типами субъектности группы. Объект исследования – групповая идентичность, предмет – связь компонентов групповой идентичности с типами субъектности группы. Соответственно, структура теоретической части работы может быть представлена следующими двумя главами. Глава 1. Представления о группе как субъекте в современной социальной психологии 1.1. Субъектный подход к психологии малых групп 1.2. Соотношение понятий «групповой субъект», «групповая субъектность» и «групповая субъективность»; «групповой субъект» и «коллективный субъект» 1.3. Типы субъектности группы и их особенности Глава 2. Теоретические основы психологического изучения групповой идентификации и групповой идентичности 2.1. Идентификация и ее общая характеристика. Идентификация и идентичность 2.2. Феномен идентификации в социальной психологии. Соотношение понятий личностной, социальной и групповой идентичности и идентификации 2.3. Групповая идентичность. Ее структура и функции   2. Тема курсовой работы: «Особенности страхов в младшем школьном возрасте». Объект исследования – страх как эмоция, предмет – особенности страхов младших школьников. Соответственно, структура теоретической главы может быть представлена следующим образом. Глава 1. Теоретические основы исследования страхов младших школьников 1.1. Анализ эмоции страха в психологии 1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 1.3. Особенности возникновения и переживания страхов у младших школьников

 

Материал в каждом параграфе также должен быть представлен в логике «от общего к частному», а именно: вначале необходимо провести анализ подходов к определению изучаемого феномена, сопоставить точки зрения различных авторов и представить собственную позицию. Далее необходимо дать феноменологическое описание исследуемого явления, то есть отразить область его проявлений, их частоту, временны́е и другие качественные характеристики.

Следующим шагом выступает рассмотрение места изучаемого феномена среди других явлений в данной научной области, обозначение его специфики в сравнении со сходными явлениями (так, в приведенном выше примере изучаемый феномен страха необходимо сопоставить с близкими ему понятиями тревоги и фобии, указав на его специфику), а также взаимосвязи с ними и взаимовлияния.

Необходимо провести анализ факторов, обусловливающих возникновение и развитие исследуемого феномена, и его влияние на другие проявления психики.

Затем изучаемое явление анализируется с опорой на заявленные во Введении методологические принципы.

Важно уделить особое внимание описанию структуры изучаемого явления, закономерностей его развития и / или функционирования, характерных свойств, функций.

В завершении анализа требуется, по возможности, указать прикладное, практическое использование явления (его свойств, функций и т.д.)[12].

Все приведенные в списке литературы источники должны быть отражены в тексте работы. Но это не означает, что при написании теоретической части работы студент может ограничиться простым перечислением авторов тех работ, названия которых как-то перекликаются с изучаемой темой. Он должен продемонстрировать сформированные умения и навыки осуществления аналитической работы с литературой.

В анализируемых текстах необходимо обращать внимание на то, в чем сходство и различие в точках зрения разных авторов, в их определениях, классификациях и т.д. Все это должно быть отражено в тексте теоретической главы. Смысл проводимого анализа состоит, во-первых, не только в том, чтобы описать предмет исследования, но и показать степень и характер его изученности в науке и, во-вторых, не в том, чтобы просто описать взгляды разных авторов, но также обозначить собственную позицию как исследователя в отношении изучаемого явления. Поэтому от студента ожидается, что он выскажет собственную точку зрения по разрабатываемой проблеме, согласиться с тем или иным автором или, напротив, выскажет свое несогласие, сделает вывод о том, что подходы разных ученых взаимно дополняют друг друга либо же предложит свой взгляд на обсуждаемый вопрос. Но так или иначе, формулируемая студентом собственная исследовательская позиция должна иметь аргументированное обоснование, звучать доказательно, не страдать голословностью.

Весь материал излагается научным языком. Стиль не должен быть популярным, то есть не допускается обращений автора к читателю и / или апелляций к его личному опыту. Необходимо избегать приведения конкретных житейских примеров. Внимание студента должно быть сконцентрировано на общих закономерностях.

При этом результаты проведенного анализа определенных литературных источников могут излагаться своими словами (в этом случае делается ссылка лишь на их номера в списке литературы), а может осуществляться дословное цитирование авторов отдельных работ (в этом случае приводимая сразу после конца цитаты ссылка содержит не только номер источника в списке литературы, но и указание на конкретную страницу этого источника, откуда заимствована цитата). Обычно в научных работах присутствуют оба варианта. Необходимо подчеркнуть, что здесь важно чувство меры: нежелательны как многочисленные ссылки на странице, от которых, что называется, пестрит в глазах, так и отсутствие каких бы то ни было ссылок на литературу на протяжении трех и более страниц текста подряд. Не рекомендуется также приведение двух ссылок подряд на одного и того же автора.

И еще о правилах цитирования. Оно должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Если студент, приводя цитату, выделяет в ней какие-то слова, важные для текста, то п о с л е такого выделения в скобках сообщается об этом вмешательстве в цитируемый фрагмент: (курсив мой – В. Т.[13]), (подчеркнуто мною – К. Г.), (разрядка наша – М. П., О. М.). Оптимальное количество цитат – не более двух на странице. Цитата не должна быть «голой». Она не несет самостоятельного смысла, поэтому всегда должна подтверждать мысль автора работы.

Объем теоретической части работы – 25–40 страниц.

Каждый параграф теоретической главы должен заканчиваться выводами, которые включают в себя ключевые аспекты содержания, а также место данного параграфа в целостной структуре работы, его связь с предметом исследования. Выводы должны быть содержательные, краткие и емкие. Не допускается просто констатация того, какие вопросы были рассмотрены в том или ином параграфе.

В конце теоретической главы необходимо сделать общие выводы по всему проведенному анализу. Если они занимают пять и более страниц, то целесообразно выделить их в отдельный параграф. В противном случае выводы размещаются в конце последнего параграфа данной главы. Здесь же осуществляется переход к эмпирической главе. Этот «мостик» текстуально выглядит как формулирование предположений, нуждающихся в дальнейшей эмпирической проверке, к которым автор пришел в результате теоретического анализа исследуемого явления, теоретического обоснования возможности его изучения.

 

 

Раздел 3

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО…

Эмпирическая глава курсовой или выпускной квалификационной работы представляет собой отчет о проделанной студентом работе по сбору и анализу эмпирических, то есть опытных, данных. Стандартная структура этой главы содержит в себе следующие два параграфа.

2.1. Программа эмпирического исследования.

2.2. Анализ, обсуждение результатов и выводы.

В этом разделе пособия подробно остановимся на программе эмпирического исследования. Она демонстрирует умение студента планировать, организовывать и проводить научное исследование. Формальная структура соответствующего параграфа включает в себя обоснование актуальности эмпирического исследования, его гипотезы, уточнение цели и задач, описание базы эмпирического исследования и его объекта, характеристику выборки, методов и конкретных методик сбора эмпирических данных, этапов и процедуры исследования (требуется только в выпускной квалификационной работе), методов обработки полученных данных.

Начинается параграф с актуальности собственно эмпирического исследования. В одном-двух абзацах (которые не должны дословно повторять сказанное об актуальности проблемы во введении!) кратко формулируются итоги теоретического анализа проблемы, которые и привели автора к выдвижению гипотезы. Если необходимо, здесь же следует привести обоснование методологической базы исследования, благодаря которой производится операционализация – «перевод» ключевых теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные, которые будут измеряться.

Цель эмпирического исследования, как правило, заключается или в выявлении определенных особенностей изучаемого явления, или в проверке гипотезы – научного предположения, следующего из теории и выражающего конкретную идею проводимого исследования. Гипотеза, сформулированная во Введении в более общем виде, в Программе эмпирического исследования конкретизируется и может быть представлена в виде в несколько частных гипотез или в виде основной и дополнительной к ней гипотезе.

Одна из классификаций эмпирических гипотез, исходя из возможностей организации психологического эмпирического исследования, делит их на экспериментальные гипотезы и гипотезы корреляционного исследования. Под экспериментальной гипотезойпонимаетсяпредположение о соотношении между уровнями независимой и зависимой переменных при определенном уровне дополнительных (внешних) переменных. Гипотеза корреляционного исследования – это предположение о наличии конкретного вида статистической связи между измеряемыми переменными (линейной положительной, линейной отрицательной, нелинейной связи). Экспериментальная гипотеза формулируется в терминах «влияние», «фактор» или «зависимость А от Б», в то время как гипотеза корреляционного исследования – в терминах «связьмежду А и Б». Поэтому ориентируясь лишь на сформулированную тему исследования, уже можно представить, как оно должно быть организовано.

Помимо указанных видов эмпирических гипотез, возможно также выдвижение гипотезы о различиях в изучаемом явлении, например, у разных групп испытуемых. Такие гипотезы формулируются в соответствующих терминах: «существуют различия между А и Б».

Далее в работе следует описание задач, решаемых в эмпирическом исследовании. Как правило, это целый комплекс задач:

§ методические задачи: подобрать комплекс (батарею) психодиагностических методик, апробировать комплекс методик, модифицировать существующую методику в соответствии с целью исследования, создать оригинальную методику в соответствии с целью исследования и т.п.;

§ исследовательские (эмпирические) задачи: описать изучаемый феномен (эффект), описать характеристики явления или природу явления, выявить его особенности, определить уровень конкретной переменной, установить связь между переменными, изучить возрастную динамику явления, вывести его закономерности, разработать классификацию и пр.;

§ практические (прикладные) задачи: разработать развивающую (тренинговую, психокоррекционную) программу, доказать ее эффективность, выработать практические рекомендации отдельным категориям граждан и т.д.

Эмпирических задач может быть несколько, формулировки задач эмпирического исследования не должны дословно повторять задачи, обозначенные во Введении. Обратим внимание, что теоретические задачи, содержащиеся во Введении, в Программе эмпирического исследования вообще не упоминаются.

Следующий пункт программы – база эмпирического (экспериментального) исследования (место и условия проведения исследования) и его объект (контингент испытуемых, их социальные, психологические, возрастные и иные характеристики, общий объем выборки, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.).

Затем обосновывается (в отличие от простого перечисления во Введении) выбор методов сбора эмпирических данных. Надежней всего это делать, опираясь на характер поставленных задач, для решения которых и подбираются адекватные им методы, каждый из которых реализуется в конкретных методиках. Последовательность описания методик определяется логикой исследования, его задачами и порядком перечисления эмпирических методов во Введении.

I. При описании обсервационных методов (различных вариантов наблюдения) указывается схема наблюдения (например, оригинальная или модифицированная схема Р. Бейлза), описываются категории наблюдения, обосновывается подведение наблюдаемого акта под ту или иную категорию. В Приложении приводится образец протокола наблюдения (табл. 8).

 

 

  Пример № 12  
Таблица 8 Образец протокола наблюдения по схеме такой-то  
Заголовок Заголовок Заголовок Заголовок
А Б заголовок заголовок
1. Текст            
             

 

II. Метод эксперимента описывается по следующей схеме.

Уточняется цель применения эксперимента в эмпирическом исследовании (например, установление влияния одних переменных на другие).

Подробно описывается независимая переменная, ее экспериментальные и контрольное условия, экспериментальная схема (например, позиционное уравнивание, латинский квадрат, межгрупповая схема или какая-то другая), используемое в эксперименте оборудование и экспериментальный материал. Задание, предъявляемое в экспериментальном и контрольном условиях испытуемым, описывается подробно вместе с инструкцией.

Характеризуются зависимая (регистрируемая) переменная и методики, с помощью которых оцениваются ее показатели (см. п. III. Психодиагностические и праксиметрические методы), а также дополнительные и побочные переменные, контролируемые в ходе эксперимента.

III. Психодиагностические и праксиметрические методы. Здесь приводится полное и правильное название методики, ее автор(-ы), цель, ссылка на источник в списке литературы, из которого взята методика, при необходимости (к примеру, если методика малоизвестна) – небольшая историческая справка о ее создании, краткое описание порядка работы с методикой. Инструкция испытуемым, текст методики, статистические нормы, таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (z -оценки, T -баллы, показатели IQ или стены) размещаются в Приложении.

Для вновь созданных методик, или редко используемых в психологической практике, или заново апробированных методик необходимо указать, чем вызвана необходимость их использования и / или разработки и, кроме вышеперечисленного, привести более подробное описание, включающее: цель методики, полный текст с инструкцией (в Приложении), процедуру проведения; процедуру ее разработки, психометрические характеристики и способ стандартизации результатов (для стандартизированных методик), таблицы перевода «сырых» баллов в нормализованные показатели (эти сведения также могут быть даны в Приложении, особенно в тех случаях, когда занимают большой объем текста).

Если студент самостоятельно адаптирует или модифицирует известную методику, исходя из целей своего исследования, то при ее описании он должен указать, в чем именно состояла ее адаптация или модификация и чем она была обусловлена.

После описания методов подробно описываются этапы и процедур а эмпирического исследования. Здесь необходимо ответить на вопрос: что следовало за чем?, упомянув все обстоятельства, способные хотя бы предположительно повлиять на полученные данные. Если исследование проводится традиционным образом, не предусматривает соблюдение каких-то специальных условий, не предъявляет особых требований к последовательности предъявления методик, то достаточно в этом пункте Программы эмпирического исследования ограничиться фразой: «Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении одновременно всем испытуемым (или: в индивидуальном порядке) описанного выше комплекса методик. Программа эмпирического исследования не требовала соблюдения каких-либо особых условий».

Наконец, описываются методы обработки данных. В этом разделе Программы эмпирического исследования должно быть четко указано, к каким данным применялись способы качественного анализа и к каким данным и с какой целью применялись конкретные способы количественного анализа. Например, с целью установления значимости различий между показателями экспериментальной и контрольной групп испытуемых применяется критерий Стьюдента; для определения связи между переменными А и Б – коэффициент линейной корреляции Пирсона; для установления однородности трех экспериментальных групп – критерий Пирсона «хи–квадрат» и т.д.

Выбор способов статистической обработки результатов должен быть обоснован типом измерительной шкалы (порядковая / интервальная / реляционная), количеством сравниваемых параметров, имеющимися ограничениями. При описании статистических критериев, коэффициентов корреляции формулы не приводятся, достаточно сделать ссылку на соответствующий литературный источник, где они представлены.

Методы качественного анализа заключаются в дифференциации полученного эмпирического материала по типам, группам, вариантам и предполагают их развернутое описание и психологическую интерпретацию с опорой на избранную теоретическую позицию. При этом могут описываться как случаи, наиболее полно выражающие выделенные типы, группы, варианты (типичные случаи, так называемые «психологические портреты»), так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил (жанры «анализ отдельного случая» и «индивидуальный вариант развития»).

 

 

Раздел 4

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТА РАБОТА!

 

Во втором параграфе эмпирической главы излагаются основные результаты проведенного исследования, их анализ и обсуждение.

Начинается этот параграф с описания полученных данных. Первоначально они представляются в виде «сырых» значений, например, усредненных по выборке тестовых баллов, процентных долей испытуемых в выборке и т.п. Описание данных должно быть предельно строгим, то есть содержать в себе только факты с их качественными (есть / нет) и / или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.). Как правило, при этом используются следующие фразы-клише: «В ходе наблюдения за …, проводившегося по методу …, нами было выделено …» или: «В результате использования методики … на выборке испытуемых все они были разделены нами на … дифференцированные группы, отличающиеся … (далее следует характеристика каждой группы испытуемых). Это позволило нам установить, что…».

При описании эмпирических данных целесообразно пользоваться наглядными средствами их презентации, что значительно облегчает читателю работы задачу понимания смысла и значения проведенного студентом исследования.

Наиболее удобный вид представления данных – таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. В таблице обязательно указываются единицы измерения – в названии таблицы (если для всей таблицы используются единые единицы измерения) или в заголовках столбцов (если эти единицы различаются). Большие сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные результаты вычислений, лучше поместить в Приложениях.

 

  Пример № 13  
Таблица 9 Сопоставительный анализ уровня межличностной толерантности у наркоманов с различными видами зависимостей (в %)  
Вид зависимости Показатели уровня межличностной толерантности
показатель 1 показатель 2 показатель 3 показатель 4
Никотиновая 23,0 45,0 12,0 10,0
Химическая 34,0 56,0 5,0 5,0
Нехимическая 13,0   14,0 6,0
           

 

Кроме табличной формы представления количественных данных можно использовать также:

§ диаграммы для изображения соотношений между величинами при помощи секторов условного круга, площади которых пропорциональны этим величинам (секторная диаграмма – пример на рис. 2), либо при помощи столбцов частотного распределения, высота которых соответствует количеству наблюдений данного факта в абсолютном числе случаев или в процентах от общего числа наблюдений (столбчатаядиаграмма, или гистограмма – пример на рис. 3);

§ графики для представления характера функциональной зависимости между переменными (пример на рис. 4);

§ корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами (пример на рис. 5).

 

  Рисунок 2. Процентное соотношение отдельных компонентов в структуре стереотипного образа ребенка Рисунок 3. Процентное соотношение в выборке испытуемых-наркоманов с разными видами зависимости

 

  прямая связь обратная связь
Рисунок 4. Уровни разных видов зависимости в выборке испытуемых-наркоманов Рисунок 5. Корреляционная плеяда, характеризующая взаимосвязи показателей самоотношения у игроманов

 

Если название таблицы приводится над ней, то подписи ко всем остальным нетекстовым вставкам (рисункам, графикам, схемам и т.п.) помещаются внизу, то есть под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений. Важно обращать внимание на формулировки: название рисунка (графика, схемы) должно точно отражать его содержание.

 

  Пример № 14
Неправильно: Правильно:
"Рис. 3. Результаты по методике измерения самооценки в ходе тренинга" "Рис. 3. Динамика уровня самооценки участников группы в ходе тренинговых занятий"

 

Все надписи и подписи к нетекстовым вставкам выполняются с ориентацией «по центру». Дополнительная информация об оформлении таблиц и рисунков представлена в Приложении А.

После того, как проведено описание эмпирических данных, излагается порядок и способы (методы) их обработки. В самом тексте работы лучше представлять лишь итоговые результаты обработки данных (например, коэффициенты корреляции, значения статистических критериев и др.), для чего полезно использовать таблицы, диаграммы, графики и пр. Громоздкие таблицы выносятся в Приложения.

 

  Пример № 15
1. «Полученные по перечисленным методикам данные обрабатывались с помощью методов количественного, в том числе статистического, и качественного анализа [53]. В частности, с целью проверки однородности полученных результатов в изучаемых группах был проведен кластерный анализ; для установления статистической значимости различий между уровнем развития трех компонентов групповой идентичности и типов субъектности в каждой из изучаемых групп мы использовали параметрический t –критерий Стьюдента; связь доминирующих структурных компонентов групповой идентичности с характерными для изучаемых студенческих групп типами субъектности проверялась нами с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона). Предварительно значения, полученные по диагностическим методикам, переводились в z– оценки с целью обеспечения возможности работать с сильной шкалой». 2. «Обработка данных эмпирического исследования заключалась в следующем. На основании полученных по методике … данных были рассчитаны значения показателей …, которые затем были подвергнуты процедуре процентильной нормализации и переведены сначала в интервальные z –оценки, а затем в стандартные Т –баллы. Таким образом уровень межличностной толерантности наркоманов с никотиновой зависимостью оценивался четырьмя показателями, измеренными в интервальной Т –шкале и объединенными в интегральный показатель ИТ = <ФОРМУЛА>, что позволило нам впоследствии для математической обработки результатов использовать методы параметрической статистики (однофакторный дисперсионный анализ, критерии Фишера и Стьюдента)». 3. «Уровень самооценки участников тренинга оценивался показателем, измеренным в порядковой шкале, что ограничило наш выбор средств математической обработки результатов непараметрическими критериями».

 

После этого можно переходить непосредственно к подробному анализу, обсуждению и интерпретации результатов исследования. Общая логика анализа и обсуждения строится с опорой на положения ранее выдвинутой гипотезы, которая и проверялась в эмпирическом исследовании. В ходе изложения материала полезно ссылаться на те рисунки, таблицы, диаграммы и др., которые размещены в тексте параграфа.

Научный анализ не предполагает лишь констатацию выявленных фактов. Он подразумевает установление их психологического содержания, требует от автора работы размышлений о том, что могли бы означать полученные данные для решения обнаруженной им проблемы в системе определенных научных понятий и категорий, какие тенденции / закономерности изучаемого явления они (факты) собой демонстрируют. Важно также проанализировать причины (хотя бы предположительно), которые стоят за выявленными фактами, тенденциями, закономерностями. Для объяснения и интерпретации результатов могут и должны привлекаться теоретические положения из соответствующей главы курсовой или выпускной квалификационной работы. Вполне уместна ссылка на изученные студентом работы тех ученых, которыми были получены сходные результаты либо же результаты, позволяющие проинтерпретировать и объяснить его собственные данные. Иными словами, следует раскрыть значение выявленных в исследовании фактов с точки зрения психологической теории.

Заканчивается данный параграф – и собственно эмпирическая глава – выводами, которые делаются на основе анализа полученных данных. Выводы должны соответствовать задачам эмпирического исследования и подтверждать или опровергать выдвинутую гипотезу. Обычно не рекомендуется формулировать более пяти выводов. Несмотря на небольшой объем данного фрагмента научной работы студента, он выступает важнейшей ее частью. В них автор подводит итог выполненного исследования и показывает, насколько сформированы у него профессиональные умения обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиции избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей.

 

 

Раздел 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Заключение – краткое изложение содержания итогов научного исследования.

В первом абзаце заключения необходимо кратко напомнить читателю актуальность темы, которая разрабатывалась студентом (однако не стоит дословно повторять то, что говорилось об актуальности во Введении), смысл и содержание выполненного исследования, определить его место среди других направлений исследований в данной проблемной области.

Далее требуется указать объект, предмет, гипотезу исследования, причем здесь как раз нужно дословно повторить формулировки из Введения.

Затем следует описать итоги проведенного исследования – как теоретической, так и эмпирической его частей, дать общую оценку полученных результатов, остановиться на научной новизне (обозначить, что автору удалось внести нового в научное знание), перечислить общие выводы по работе (и теоретические, и эмпирические). Еще раз напомним, что выводы должны быть четко структурированы, изложены в логике задач, решавшихся в исследовании. Для придания им большей структуры, можно пронумеровать их или же использовать перечисление: «во-первых, во-вторых и т.д.».

По возможности, необходимо указать на практический выход полученных в исследовании материалов и данных. Важно продемонстрировать экологическую валидность проведенного исследования, то есть раскрыть, в какой области и как именно его результаты могут быть применены, для каких групп населения, на кого можно распространить полученные автором данные.

После выводов чаще всего следуют психологические рекомендации (в случае прикладного характера исследования они являются неотъемлемой частью Заключения). Рекомендации должны логически вытекать из результатов и выводов исследования, быть конкретными, то есть иметь вполне определенное содержание, адресата и указание на способ их осуществления. Например, если речь идет о психологическом просвещении отдельных категорий населения с использованием материалов курсовой (выпускной квалификационной) работы, то необходимо описать, с какими именно категориями слушателей рекомендуется проводить эту работу и в какой форме ее целесообразно реализовывать (беседы, лекции, стендовые сообщения и т.п.). Кроме того, всегда необходимо помнить, что действенность предлагаемых рекомендаций непосредственно связана с понятностью их содержания для адресатов и с возникающей у них уверенностью, что эти рекомендации выполнимы, причем не только с помощью психолога, но и самостоятельно (во всяком случае, часть из них). Поэтому студенту рекомендуется особенно тщательно продумывать формулировки в этом фрагменте Заключения. Иначе он рискует «скатиться» к благим пожеланиям («не принимать близко к сердцу…»), «рецептам» («советуем сделать только так и не как иначе») или к императивным наставлениям («необходимо», «обязательно», «должны»), которые весьма далеки от научно-обоснованных психологических рекомендаций и свидетельствуют о недостаточном уровне профессионализма их автора.

 

  Пример № 16
Тема выпускной квалификационной работы «Опыт развития групповой идентичности методами активного социально-психологического обучения». «В связи с результатами проведенного нами исследования мы можем предложить следующие рекомендации, направленные на оптимизацию в студенческих группах процесса формирования групповой идентичности. 1. Рекомендации для студентов и студенческих групп. Полезно больше времени проводить со своей учебной группой, найти деятельность, которой можно заниматься вместе, получая от нее и пользу, и удовольствие. Важно хорошо знать каждого члена группы, установить с ним удобный для обеих сторон стиль общения, … (как в учебной, так и внеучебной сферах). Это будет способствовать не только …, но и …, поможет в будущей профессиональной деятельности лучше понимать механизмы формирования группы, в которой придется работать,... Одновременно позитивные изменения в групповой идентичности отдельных членов группы создадут хорошую основу для …, что позволит ее участникам ощутить общую «психологическую силу» и в то же время защищенность в группе. 2. Рекомендации для кураторов студенческих групп. Требуется следить за тем, как развивается групповая идентичность в курируемой группе, обращать внимание на динамику этого процесса и поддерживать все те положительны


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.016 с.)