ТОП 10:

Системный подход и системный анализ



 

Одним из основных методологических компонентов системных иссле­дований является системный подход и вытекающая из него системная кон­цепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей дейс­твительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» — зна­чит обнаружить у него свойства, присущие системам.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее систем­ными качествами и условиями окружающей среды;

3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

4) Системный подход является для исследователя «поставщиком» объек­тов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

- иерархичность познания;

- изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскры­тие базисных механизмов интеграции целого;

- нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных за­дач, в которых объект исследований представляется в виде системы.


 

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей сре­ды;

3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выяв­ляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или созда­ния, а также относительно теоретических и методических основ исследова­ния или создания систем.

Как следует из сущности системных исследований, объектом исследо­вания или создания являются системы.

Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется раз­работка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

Основы концепции исследования системы:

1) философские основания;

2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности про­цесса исследования;

4) системная технология исследования.

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим?
Главные компоненты концепции:

- цель построения системы;

- принципы построения;

- модель системы и ее системные характеристики;

- стратегия достижения цели;

- механизм реализации стратегии.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолирован­но, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой


 

связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и част­ными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассмат­риваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональ­ном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе сис­темного подхода отображены на рис. 6.8.

 

 

Рис. 6.8. Уровни декомпозиции систем

 

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к об­щему;

2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к част­ному;

3) процедура гибридного типа.

Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

П р еимущество подхода — в уменьшении риска (ошибок, не­адекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного по­шагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

Недостаток подхода — необходимость большого числа прорабо­ток, предшествующих непосредственной разработке системы.


 

Во втором случае предполагается первоначальная разработка концеп­ции или концептуальной модели системы. Последующие шаги — это дета­лизация элементов модели и их взаимосвязей.

Достоинство — строгая логичность процедуры синтеза системы.

Недостаток — сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных про­цедур.

Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «сис­темный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

- общеметодологическом, тождественном понятию «системные иссле­дования»;

- прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика

(рис. 6.9).

 

 

Рис. 6.9. Объекты системного анализа

 

Предметом системного анализа являются общесистемные характеристи­ки систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функ­ционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимо­действия их с окружением.

Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

В первом случае системный анализ — это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии систем­ного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных про­блем политического, социального, экономического, научного и техничес­кого характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

Во втором случае системный анализ — это анализ в классическом смысле этого метода, т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.


 

Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, само­стоятельный метод исследования объектов типа системы.

Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методо­логии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом — соединени­ем элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией — поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

 

 

Рис. 6. 10. Отличие системного анализа от анализа классического

 

Системный анализ отличается тем, что его основное содержание — это теоретические и прикладные исследования системных связей и законо­мерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повы­шение эффективности функционирования, управления и развития иссле­дуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа — это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

- способы описания и упрощения систем;

- синтез и декомпозицию систем;

- принципы и технологию интегрирования различных методов;

- проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

- проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь вырабо­тать невозможно. Разработка каждой практической процедуры — это твор­ческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность ис­следователя.


 

Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информаци­онно-технических систем.

Понятия, используемые в анализе систем, — это понятия, характеризу­ющие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

 

 

Рис. 6.11. Основные понятия, характеризующие систему

 

В добавление к этим категориям системный анализ характеризуется та­кими понятиями, как проблема, стратегия, решение, модель, управление, операция, эффективность и др.

Источником развития сложных систем выступают проблемы — противо­речия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состо­янию системы, является стратегическим решением.

Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправ­ленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с уп­равлением процессом развития или системным (стратегическим) управ­лением.

В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

Отличительные признаки системного анализа как дисциплины.

- объектом анализа является система;

- система находится в целостной взаимосвязи с окружающей сре­дой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент


 

макросистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и пара­метрам динамики эволюции;

1) цель системного анализа — формирование системы (концепции сис­темы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

2) главная системная концепция — это эволюция структур-стратегий системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффектив­ная) устойчиво развивающаяся система;

3) стратегия достижения цели — последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

4) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характери­зующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, приня­тых для ее преодоления.

 

 

6.4. Подходы К ФОРМИРОВАНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Таможенное дело как единство системы таможенных органов и их де­ятельности должно быть организовано таким образом, чтобы в наибольшей степени быть приспособленным к выполнению возложенных на него задач. Любая целенаправленная деятельность предполагает результат и, соответс­твенно, его оценку. Для оценивания деятельности используются параметры, показатели и критерии — характеристики, имеющие определенное значе­ние в соответствующей области существования. Более правильно понятие «параметр» отнести к статике, т. е. к системе как структуре, а показатели и критерии — к динамике, т. е. к деятельности.

Таможенная деятельность рассматривается как развивающаяся непре­рывная операция, как целенаправленный процесс функционирования еди­ной системы таможенных органов (ЕСТО), в соответствии с чем математи­ческая модель таможенной деятельности может быть описана в следующем виде:

 

 

где W{t) — критерий оценки или показатель эффективности;


 

x1(f),...,xm(f) — управляемые параметры;

y1(f),...,yn(f) — неуправляемые параметры;

Gk(t) — функции, выражающие ограничения.

Поскольку таможенное дело в общем случае есть единство таможенной деятельности и ЕСТО, совокупный результат таможенного дела зависит как от деятельности ЕСТО, так и их структуры, т. е. состава, отношений и свя­зей и выполняемых функций.

В связи с этим понятие «эффективность» для любой функционирующей системы всегда связано с понятием «качество». Не являются исключением в данном случае и ЕСТО, и таможенная деятельность, и таможенное дело в целом.

Что же такое качество? Каждый исследуемый объект обладает свойства­ми, которые и определяют его качество, в том числе и такого объекта, как таможенная система, к которой относится любая сущность из таможенной сферы, удовлетворяющая системным атрибутам. Очевидно, что в таможен­ном деле имеются две основные сущности: деятельность и ЕСТО.

Качество таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в целом — это свойство или совокупность свойств, обусловливающих при­годность таможенной деятельности или ЕСТО, или таможенного дела в це­лом для использования по назначению.

Данное положение иллюстрируется нижеприведенной схемой (рис. 6.12).

 

 

Рис. 6.12. Структура качества таможенного дела как процесса и как ЕСТО

 

Поскольку ЕСТО и их деятельность — взаимосвязанные таможенные системы (ТС), их качества взаимосвязаны. Это позволяет рассматривать только один класс ТС, например таможенную деятельность, перенося


 

выводы, сделанные относительно одной ТС, и на другие объекты исследо­вания — ТС. В дальнейшем будем использовать для выделенных видов тамо­женных систем определение «объект», т. е. различные ТС есть объекты сис­темного анализа. Поскольку на практике под системой понимается обычно материальное образование, то сузим понятие ТС до ЕСТО и ее подсистем.

Каждое из свойств объекта может быть охарактеризовано количествен­но с помощью некоторой переменной, значение которой отражает уровень его качества (степень соответствия) относительно этого свойства. Эту пере­менную называют показателем свойства.

Таможенная система характеризуется множеством свойств, для харак­теристики которых необходимо множество соответствующих показате­лей. Это множество показателей и образует совокупный или интегральный показатель качества ТС. Следовательно, показатель качества таможенной деятельности — вектор, а его компоненты суть показатели его единич­ных свойств (единичные) показатели качества. Аналогичное множество показателей может быть сформировано и для таможенной деятельности (рис. 6.13).

 

 

Рис. 6.13. Структура показателей качества таможенной деятельности

 

Эти компоненты могут быть как количественными (числовыми), так и качественными. При этом если количественное выражение показателя может принимать любое численное значение, то для качественного пока­зателя используются обычно два его значения «годен — не годен», «цель до­стигнута — не достигнута» и т. д., т. е. оценивание осуществляется по так называемой бинарной схеме. С применением аппарата теории нечетких множеств спектр значений качественных показателей может быть расши­рен. Оценивание в этом случае происходит по полинарной (множествен­ной) схеме. Например, очень плохой, плохой, посредственный, удовлет­ворительный, хороший, очень хороший, отличный, превосходный и т. д.


 

Исходя из вложенности подсистем в систему высшего уровня, можно за­ключить, что существует такое же соотношение и между показателями ка­чества подсистем и вышестоящей системы.

Понятие качества может быть отнесено к различным сущностям тамо­женной системы, в том числе к ее строению, деятельности и результатам функционирования, т. е. различают качество системы (строения), качество целенаправленной деятельности системы, т. е. операции, и качество резуль­татов деятельности этой системы.

К свойствам таможенной деятельности можно отнести свойства, при­сущие каждому процессу: сложность, непрерывность, периодичность, слу­чайность, детерминированность. Наличие у деятельности такого специфи­ческого свойства, как целенаправленность, приводит к появлению у нее следующих свойств: длительность, точность, устойчивость, оперативность, планомерность, масштабность, результативность, ресурсоемкость и т. д. (рис. 6.14).

 

 

Рис. 6.14. Показатели качества таможенной деятельности

 

Эти свойства являются простыми. Кроме них таможенной дело и тамо­женная деятельность обладают рядом сложных или комплексных свойств, т. е. между простыми свойствами и интегральным свойством объекта име­ются промежуточные ступени, являющиеся композициями различных свойств в различных сочетаниях.

Наибольший интерес в таможенной деятельности вызывают такие слож­ные свойства, как экономичность и эффективность.

Экономичность — свойство, характеризующее рациональность исполь­зования ресурсов в ходе их преобразования в результат.


 

Эффективность — свойство таможенной деятельности давать эффект вообще.

Обычно речь идет только о положительном значении эффекта. Из дан­ного определения также следует, что эффективность - это термин, упо­требляемый для обозначения качества процесса (деятельности), т. е. его ввели для того, чтобы различать качество динамики и качество статики. Эти свойства являются производными от ряда простых свойств таможен­ной деятельности. Экономичность определяется результативностью и ре- сурсоемкостью, эффективность - результативностью, ресурсоемкостью и оперативностью.

Иногда экономичность определяют как экономическую эффектив­ность, а собственно эффективность, характеризующую деятельность, связанную с выполнением основной функции, — как функциональную эффективность. Из сопоставления показателей этих «частных» видов эф­фективности возникло соотношение «эффективность — стоимость». В то же время появление в ходе системного анализа «частных» эффективностей свидетельствует о недостаточной системности исследования, так как эф­фективность — комплексное свойство всей деятельности, а не отдельных ее аспектов. Однако с методической точки зрения такое рассмотрение может оказаться полезным.

Из данного выше определения следует, что эффективность не является свойством таможенной системы как таможенного органа, а является свойс­твом целенаправленного процесса функционирования таможенной системы, т. е. таможенной деятельности.

Понятие «эффективность» связано с понятием «эффект». Термин «эф­фект» многозначен, и из всех его значений для характеристики таможенной деятельности отвечает лишь одно: эффект — это действие, производимое чем-либо, результат этого действия. Отсюда эффективный —дающий эф­фект, результативный, действенный. Таким образом, эффективность та­моженной деятельности — это свойство таможенной деятельности давать эффект.

Так, таможенная деятельность — активная сторона ТС. Эффективность таможенной деятельности — комплексное свойство, характеризующее при­способленность или пригодность таможенной деятельности к достижению цели, реализуемой ЕСТО.

Можно заключить, что между категориями «качество» и «эффектив­ность» имеется определенная связь. Эффективность ТД как операции в то же время есть и наиболее общее свойство ТД, выражающее качество ТД, т. е. в применении к процессу функционирования оценка качества функци­онирования может осуществляться по его эффективности.


 

Другими словами, понятие «качество функционирования» равнозначно понятию «эффективность функционирования», взятому в полном смысло­вом объеме, поскольку свойство эффективности, как и свойство пригод­ности, зависит от свойств всех факторов.

Однако этого нельзя сказать применительно к ЕСТО. Качество тамо­женных органов — это не эффективность ТО, это эффективность их дея­тельности, т. е. эффективность — это свойство или качество процесса, действия.

Соотношения между подсистемами таможенного дела и показателями показано на рис. 6.15.

 

 

Рис. 6.15. Взаимосвязь основных понятий оценивания эффективности ТД

 

В то же время выделение из общей эффективности ее частных видов делает эффективность составным свойством интегрального качества, т. е. категория «эффективность деятельности» может быть в определенных слу­чаях уже категории «качество деятельности».

Однако в повседневном обиходе постоянно употребляется фраза: «эф­фективность системы, эффективность какого-либо технического средства и т. д.». Такое употребление не корректно и его следует понимать в смыс­ле успешности и потенциальных возможностей давать ожидаемый эффект. Поэтому понятие «эффективность функционирования ЕСТО» шире «понятия качества ЕСТО», а понятие «качество функционирования ЕСТО» в смысле пригодности к использованию по назначению в предельном случае может служить синонимом понятия «эффективность функционирования ЕСТО», так как непригодное функционирование не может быть эффективным


 

(успешным), равно как и неэффективное (неуспешное) функционирование или деятельность не может быть признана пригодной.

В дальнейшем будем употреблять категорию «эффективность», имея в виду эффективность деятельности, функционирования, применения и т. п., т. е. эффективность целенаправленного процесса или операции.

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятель­ности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями вы­ражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности. Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможен­ной деятельности (рис. 6.16).

 

 

Рис. 6.16. Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности

 

Из рис. 6.16 следует, что в данном варианте эффективность таможенной деятельности оценивается по смешанному варианту: как по вкладу в эф­фективность системы более высокого уровня, так и по частным критериям эффективности.

Возможно разбиение и на другие группы задач, например по общесис­темным функциям и т. д. При этом важно обеспечить полноту охвата всех аспектов таможенной деятельности.

Из рис. 6.16 видно, что вся таможенная деятельность разбита на три на­правления, каждое из которых нацелено на определенное множество задач таможенной деятельности. В каждом из этих направлений можно выде­лить множество задач более низкого уровня. В конечном итоге необходимо иметь множество показателей, отражающих все множество задач и все


 

уровни ЕСТО. Системные показатели для таможни, исходя из требований к эффективности ее функционирования, следующие (рис. 6.17):

 

 

Рис. 6.17. Показатели деятельности таможни

 

Пример построения такой системы показателей для уровня ФТС приве­ден на рис. 6.18.

На уровне РТУ может быть использован такой же набор показателей.

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможен­ной деятельности не осуществляется. Поэтому в этом процессе широко ис­пользуются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Вариант оценки влия­ния на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показан в табл. 6.3.

 

 

Таблица 6.3

Вариант оценки влияния видов деятельности экспертами

Вид деятельности Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятельности
Управленческая 0,061 0,076 0,0133
Оперативная 0,255 0,386 0,375
Правоохранительная 0,144 0,121 0,253
Экономическая 0,313 0,27 0,15
Обеспечивающая 0,069 0,036 0,038
Информационно-техническая 0,144 0,154 0,106

 

Практически невозможно составить универсальный набор показателей, пригодных для всех таможенных органов. Однако можно предложить еди­ную процедуру их формирования (рис. 6.19).


Рис. 6.18. Пример формирования показателей эффективности таможенной деятельности ФТС России


Рис. 6.19. Процедура формирования системы показателей оценки деятельности

таможенных органов

 

Показатели деятельности таможенных органов распределяются соот­ветственно уровню таможенного органа и накапливаются в базе данных ГНИВЦ. Из базы данных показатели отбираются в соответствии с потреб­ностями задач анализа таможенного органа. В ходе отбора используются созданные для оказания помощи экспертам-аналитикам программные па­кеты: MS Excel, Statistics. На следующем этапе из отобранного множества показателей формируются группировки показателей по направлениям, из множества которых на заключительном этапе создается окончательный комплекс показателей или, возможно, даже и один показатель. Процедура формирования показателей представляет сложную задачу и является од­ним из важных направлений деятельности информационно-аналитических структур.

Перечень критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов и система показателей одобрены на заседании Правительства РФ (раздел I п. 2 протокола заседания Правительства РФ от 05.07.2007 № 26).

Рассмотрим эти категории.

Первый критерий — «Повышение уровня соблюдения таможенного законо­дательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.4).


Таблица 6.4

Содержание первого критерия

 

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по кото­рым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотрен­ных судами %
Доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием/опротестованием, в общем количестве возбужденных дел %
Исполнение федерального закона о федеральном бюд­жете в части перечисления таможенных платежей %
Доля таможенных платежей, перечисленных участни­ками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет % 0,175 0,17
Доля взысканных таможенных платежей в результате корректировок таможенной стоимости товаров в общей сумме доначисленных таможенных платежей по резуль­татам корректировки таможенной стоимости товаров % 95,8

Второй критерий — «Повышение качества предоставления услуг таможен­ными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической де­ятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможен­ным контролем».

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.5).

 

 

Та б л и ц а 6.5

Содержание второго критерия

 

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования ч
Время на выполнение таможенных процедур в авто­мобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ мин.

Окончание табл. 6.5

 

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля государственных услуг и функций, предоставляе­мых и исполняемых ФТС России в соответствии с адми­нистративными регламентами, в общем объеме госу­дарственных услуг и функций ФТС России % 33,3 42,8
Доля участников ВЭД, в целом положительно оцени­вающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных %    
Доля аэропортов, портов (морских, речных, озерных и т. д.), в которых при перемещении через таможенную границу РФ ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров применяется «зеленый коридор», в их общем числе % 10,5
2.6 Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска авто./ сут. 5 890 11 350
2.7 Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собствен­ной безопасности таможенных органов, в общем коли­честве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов %

Третий критерий — «Выявление и пресечение контрабанды оружия, нарко­тиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Рос­сийскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен».

 

Количественная оценка достижения данного критерия будет осущест­вляться на основе анализа степени соответствия плановых и фактических значений следующих показателей (табл. 6.6).

 

 

Та б л и ц а б.б

Содержание третьего критерия

 

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля ввезенных на таможенную территорию РФ то­варов, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений законодательства РФ, в общем количестве ввезенных товаров % 1,55 1,6
Доля уголовных дел, возбужденных таможенными орга­нами, в общем объеме зарегистрированных преступле­ний, отнесенных к компетенции таможенных органов %

Окончание табл. 6.6

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Доля выявленных случаев несоблюдения ограничений, установленных законодательством РФ в отношении лицензируемых товаров и товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, перемещаемых че­рез Государственную границу РФ, в общем количестве случаев таких нарушений, выявленных всеми контроли­рующими органами %

 

Процесс выбора показателей не завершен. Достаточно трудно выбрать общий показатель эффективности, характеризующий ТД в целом. В этом случае можно использовать, например, вклад эффективности ТД в такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала.

Контрольные вопросы

 

Дайте определения следующих ключевых понятий и раскройте их со­держание:

1) Система, элемент, связи, структура, подсистема, функции, внешняя среда, цель, критерий, эффективность, качество.

2) Главный методологический принцип системных исследований.

3) Основные свойства, обусловливающие существование систем.

4) Параметрическое представление и описание системы.

5) Структурное представление и описание системы.

6) Системные исследования и их структура.

7) Актуальные направления системных исследований.

8) Основные положения системного подхода.

9) Уровни декомпозиции систем.

10) Методологические процедуры системного подхода.

11) Основные определения понятия «системный анализ».

12) Общее и различия в понятиях «анализ» и «системный анализ».

13) Системообразующие понятия системного анализа.

14) Отличительные признаки системного анализа как научной дисцип­лины.

15) Понятия «качество», «эффективность» примененительно к тамо­женному делу.

16) Качество таможен ной деятельности.

17) Качество единой системы таможенных органов.

18) Качество ГТД.


19) Интегральный показатель качества ТС.

20) Свойства таможенной деятельности.

21) Экономичность таможенной деятельности.

22) Эффективность таможенной деятельности.

23) Подходы к выбору показателей эффективности таможенной де­ятельности.

24) Показатели таможенной службы и эффективности таможенной де­ятельности.

 

 

Список литературы

 

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит., 1981.

2. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1986. 208 с.

3. Информатика. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Красе М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

5. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1979. Т. 1. 504 с.

6. Макрусев В. В. Основы системного анализа. М.: РИО РТА, 2006.

7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука; Главная редакция физико-математической литературы, 1980. 488 с.

8. Основы таможенного дела: учебное пособие: в 2 т. М.: РИО РТА, 2005.

9. Прангишвили И. В. Системный подход и системные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.

10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.

11. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «МИР», 2005. 688 с.


Приложение







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.033 с.)