Организационная структура таможенных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура таможенных органов



Систему таможенных органов РФ составляют:

а) Федеральная таможенная служба, уполномоченная в области тамо­женного дела;

б) РТУ;


в) таможни;

г) таможенные посты.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ФТС России.

Типовые структуры таможенных органов утверждены приказом ФТС России от 16.05.2006 № 443.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоох­ранительными органами учреждения, которые находятся в ведении феде­ральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обес­печения деятельности таможенных органов.

Непосредственное руководство таможенным регулированием осущест­вляет ФТС России, все составные части таможенного дела постоянно на­ходятся в центре внимания руководства этого органа, его коллегии, управ­лений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связан­ных и действующих под его руководством.

В соответствии с ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» на этот орган возло­жены многие функции и задачи, из которых можно сгруппировать четыре взаимосвязанных блока: экономический; правоохранительный; информа­ционно-аналитический; социальной защиты должностных лиц.

Для выполнения этих функций ФТС России определяет особенности правового регулирования таможенных режимов; ограничивает или запре­щает ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещает их на свободные склады; участвует в разработке и организу­ет соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходи­мость четкого организационного построения системы, создания органи­зационной структуры таможенного органа, т. е. согласованности состав­ляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Региональные таможенные управления являются промежуточным зве­ном между ФТС России и таможнями. РТУ входят в единую систему та­моженных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осущест­вляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непо­средственным руководством регионального таможенного управления, ко­торому она подчинена. При этом отдельные таможни по решению ФТС


 

России могут быть подчинены ей непосредственно, как, например, Вну­ковская, Домодедовская и Шереметьевская таможни.

Территория региона деятельности (подведомственного региона) тамож­ни определяется ФТС России по представлению либо с учетом мнения РТУ. В порядке, определяемом ФТС России, РТУ вправе изменять подведомст­венный регион непосредственно подчиненной таможни.

Пределы подведомственного таможне региона могут как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов РФ.

С позиции местонахождения региона деятельности таможни условно подразделяются на пограничные и внутренние.

Пограничные таможни располагаются на таможенной границе, как пра­вило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодорож­ные станции). Примерами таких таможен могут служить Балтийская, Бел­городская, Благовещенская, Калининградская, Краснодарская, Мурман­ская, Пыталовская и Уссурийская. К внутренним относятся, в частности, Брянская, Владимирская, Ивановская, Казанская, Магнитогорская, Ниже­городская и Ростовская таможни.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ФТС России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен, непосредствен­но подчиненных РТУ, осуществляют по представлению либо с учетом мне­ния РТУ.

В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты, за исключе­нием непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.

Таможни решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Эти задачи они осуществляют через непосредственно подчиненные (нижестоя­щие) таможенные посты, а также во взаимодействии с территориальными органами других федеральных округов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Правовой статус таможни опреде­ляется Общим положением о таможне.

Специальными нормативными актами ФТС России может определять как специфические особенности деятельности отдельных таможен, так и деятельность специализированных таможен.

Специализированные таможни выполняют специальные таможенные операции либо осуществляют таможенный контроль за перемещением че­рез таможенную границу отдельных (специфических) товаров. Примером такой таможни является Центральная энергетическая таможня РФ (далее — ЦЭТ РФ), Центральная акцизная таможня (далее — ЦАТ РФ), которые


 

подчинены непосредственно ФТС России. С точки зрения специфики действий, которые проводят таможенные органы и их должностные лица в отношении товаров и транспортных средств при таможенном оформле­нии, различаются таможни сухопутные, морские, воздушные, речные.

Основные функции таможни продиктованы возложенными на нее зада­чами. В Общем положении указано 65 функций. Специфика деятельности за­ключается в том, что по вопросам работы с кадрами таможня ведет работу по подбору, расстановке кадров таможни и нижестоящих таможенных постов; формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности и про­водит их обучение; проводит аттестацию своих сотрудников и сотрудников нижестоящих таможенных постов; обеспечивает их первичную профессио­нальную подготовку и переподготовку, повышение их квалификации.

Таможня вправе распределять и перераспределять между структурными подразделениями и нижестоящими таможенными постами штатную чис­ленность в пределах выделяемого ФТС России фонда оплаты труда и общей (предельной) штатной численности таможни и нижестоящих таможенных постов; утверждать и вносить изменения в структуру таможни и нижестоя­щих таможенных постов с учетом типовой структуры таможни и таможен­ного поста.

Структуру, штатную численность таможни и фонд оплаты труда утверж­дает ФТС России. Вышестоящий таможенный орган вправе вносить до­полнения и изменения в структуру таможни и численность ее структурных подразделений, а также устанавливать общую (предельную) штатную чис­ленность таможни.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобож­даемый от должности приказом ФТС России. Начальник таможни, подчи­ненный РТУ, назначается на должность и освобождается от должности по представлению либо с учетом мнения начальника этого управления.

Первый заместитель начальника таможни, главный бухгалтер (началь­ник отдела бухгалтерского учета и контроля) таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ФТС России. В отно­шении таможни, подчиненной РТУ, указанные лица назначаются на долж­ность и освобождаются от нее по представлению начальника РТУ, которому таможня непосредственно подчинена.

Заместители начальника таможни назначаются и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представле­нию начальника таможни и по согласованию с соответствующими функци­ональными подразделениями ФТС России.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений тамож­ни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами


 

таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразде­лением вышестоящего таможенного органа.

Начальники иных самостоятельных структурных подразделений тамож­ни назначаются на должность и освобождаются от нее приказами таможни по согласованию с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа.

Начальники и сотрудники подразделений собственной безопасности таможни назначаются на должности и освобождаются от должности на ос­новании отдельных правовых актов ФТС России.

Начальник таможни руководит деятельностью таможни на основе прин­ципа единоначалия; он осуществляет общее руководство деятельностью та­моженных постов и контроль за ними; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможню задач и функций; распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их от­ветственности; на основе и во исполнение законодательства подписывает (утверждает) приказы и иные правовые акты и документы, организует про­верки их исполнения; представляет таможню в государственных органах; утверждает положения о структурных подразделениях таможни; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников таможни, а в уста­новленных случаях — и нижестоящих таможенных постов и т. д.

Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и РТУ и под непосредственным руководством таможни либо РТУ (в случае непосредственного подчинения управлению).

Решение о непосредственном подчинении таможенного поста тому или иному РТУ принимает ФТС России, в том числе по представлению либо с учетом мнения соответствующего управления. Отдельные таможенные посты могут быть по решению ФТС России подчинены непосредственно ей. ФТС России определяет и территорию региона деятельности (подве­домственного региона) таможенного поста, которая входит в состав подве­домственного таможне региона, в непосредственном подчинении которой находится данный таможенный пост. И, наконец, ФТС России осуществля­ет создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста.

Структура таможенного поста и его штатная численность утверждается ФТС России.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначение на должность и освобождение от должности которого осуществляется: приказом ФТС России — в отношении таможенного поста, являющегося юридическим ли­цом; приказом РТУ — в отношении таможенного поста, подчиненного не­посредственно управлению; приказом РТУ по представлению начальника


 

таможни и по согласованию с соответствующими функциональными под­разделениями управления — в отношении таможенного поста, подчинен­ного непосредственно таможне; приказом таможни — в отношении тамо­женного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС России.

Иные должностные лица таможенного поста со статусом юридического лица назначаются на должность и освобождаются от нее приказом тамо­женного поста, а не имеющие статус юридического лица — приказом та­можни.

Начальник таможенного поста руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия.

Структура управления в организации направлена на установление чет­ких взаимосвязей между ее отдельными подразделениями, на распределе­ние между ними прав и ответственности. Она определяет состав и систему подчинения в обшей структуре иерархии управления. При этом наилучшей считается структура, которая оптимальным образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распреде­лять и направлять усилия своих сотрудников на достижение общей цели.

Существуют два основных типа оргструктур: бюрократические (или ие­рархические) и адаптивные. К настоящему времени таможенные органы России сложились в иерархическую структуру, представляющую собой че­тырехуровневую систему управления.

Большинство организаций переходят сегодня к адаптивным структурам управления. Существуют три типа таких структур: матричные, трехмерные, виртуальные.

Вопросы совершенствования организационной структуры штатной численности таможенных органов занимают важное место в совершенство­вании управления.

В ФТС России, Центральном, Западном, Северо-Западном таможенных управлениях, в ряде таможенных учреждений и отделов, таких как Санкт- Петербургский и Ростовский филиалы Российской таможенной академии, отделы Иркутской, Краснодарской, Тамбовской, Ростовской, Таганрог­ской таможен, Южной таможенной лаборатории совместно с Северо-Кав­казским НИИ экономических и специальных проблем проводились иссле­довательские и практические работы по определению структуры таможен, загруженности и штатной численности таможенных органов, трудовых нормативов и нормативной численности работников таможенных органов, в результате которых были разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры таможенных ор­ганов.


 

Вместе с тем в настоящее время в таможенных органах РФ отсутствуют единые научно-методические и нормативные документы, устанавливаю­щие трудовые нормативы и нормативы численности работников по видам таможенной деятельности. В связи с этим возникают определенные трудно­сти при обосновании распределения, перераспределения, а также выделе­ния дополнительной штатной численности, при определении оптимальной структуры подразделений таможен, при прогнозировании загрузки тамо­женных органов и конкретных подразделений, при сравнении структурных подразделений таможен и выявлении менее эффективных, а также нужда­ющихся в реорганизации.

Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование яв­ляется актуальной задачей для таможенных органов, так как во многом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура меняется и со­вершенствуется при изменении внешней среды, задач организации и т. д. Таким образом, деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т. е. согласованности со­ставляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становление единой системы таможенных органов существенно по­влияли определенные политические, экономические, социальные условия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формиро­вание и развитие единой системы таможенных органов РФ, обеспечение ее дееспособности прошли ряд этапов, имеющих свои особенности.

Переломным моментом в формировании структуры таможенных орга­нов по праву можно считать принятие Федерального закона «О службе в та­моженных органах”, определяющего порядок прохождения службы в тамо­женных органах.

Проводимая в стране административная реформа также самым непо­средственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов.

Лейтмотивом данных преобразований является задача успешного осу­ществления таможенного дела, которая возлагает на таможенные орга­ны обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить кадровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы высококвалифициро­ванными специалистами и оптимизацию ее организационной структуры и т. д.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации мировой экономи­ки, интеграции российской экономики в международное экономическое


 

пространство, присоединения к ВТО возрастают роль и значение таможен­ного регулирования как элемента государственного управления внешнетор­говой деятельностью. ВТО также считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвали­фицированных кадров.

Это означает, что будут реализовываться мероприятия, направленные на изменение структуры, расширение и укрепление системы таможенных органов (оптимизация их количества и мест нахождения), совершенство­вание организации и функционирования таможенных органов, укрепление кадрового потенциала таможенных органов и социального статуса их со­трудников.

В этой связи кадровая работа направлена на укомплектование таможен­ных органов высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать задачи, стоящие перед ФТС России на современном этапе, при этом особое внимание будет уделяться профессиональной под­готовке кадрового состава таможенных постов.

Таким образом, современная организация таможенного дела не сводит­ся к количественному росту таможенных органов, увеличению их штатной численности. Все большее значение приобретает совершенствование ор­ганизационной структуры таможенных органов, адекватной их функцио­нальному назначению. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние организации таможенного дела, результативность и последствия его осуществления.

Совершенствование организационной структуры — это последова­тельный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи со­вершенствование организации единой системы таможенных органов яв­ляется решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Система управления в таможенных органах. Субъекты и объекты управления.

2. Особенности управления в таможенных органах.

3. Общие принципы управления.

 


 

4. Частные принципы управления в таможенных органах.

5. Организационно-технологические принципы управления.

6. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах.

7. Классификация методов управления и их основное содержание.

8. Основные функции управления.

9. Специфические функции управления таможенными органами.

10. Управление таможенной деятельностью.

11. Понятие о процессе управления в таможенных органах и его аспектах.

12. Основные проблемы совершенствования организационных струк­тур управления.

13. Направления совершенствования управления в таможенных органах.

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Пан- крухина. М: Изд-во РАГС, 2005.
  2. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход: учебник. М.: ИКЦ «Март», 2007.
  3. Основы таможенного дела: учеб, пособие. Т. 1. М.: РИО РТА, 2005.

 

 

Г л а в а 3
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.035 с.)