Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и принципы управления таможенными органами

Поиск

 

Законы управления устанавливают общие, существенные и необходи­мые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей.

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы. К ним относятся: закон единства системы управления, закон про­порциональности, закон оптимального соотношения централизации и де­централизации функций управления, закон соотносительности управляю­щей и управляемой систем и другие.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрыв­ной цепи отношений управления от высших органов государственного уп­равления до низших его звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласо­ванности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов лю­дей; единстве функций и методов управления; единстве требований к со­трудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управ­ления является организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с мини­мально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение систе­мы управления и такую организацию ее функционирования, при которой су­ществует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого зве­на социально-экономической системы центральным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регла­ментации деятельности каждого звена системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под кото-


 

рым понимается максимальное соответствие форм централизации управле­ния реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

В управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой эти уровни. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факто­ров, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-­служебной деятельности.

Таким образом, основные положения теории управления группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является систем­ный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется уп­равляющая система.

В практике управления государственными органами применяются об­щие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы — это стратегические нормы управления, и они дейст­вуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационная достаточность, оптимальность, соподчиненность и ряд других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность является ведущим принципом управления. По характеру взаимоотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны, — это система с жесткой детерминированностью и организация с устойчивостью, равновесностью и линейностью развития, что и определя­ет соответствующий характер управления. С другой стороны, — это система с обменом информацией с внешним миром, со случайным, вероятным ха­рактером процессов, выводящим случайность на определяющие позиции.


 

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и со­вершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем боль­шую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информа­ция позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии сис­темы в данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих реше­ний. Разнообразие обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях не­бывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огром­ное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России, ГНИ ВЦ предприни­мают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечаю­щих задачам таможенного дела.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет принцип управления — принцип оптимальности.

Его реализация в таможенных органах возможна в связи с наличием не­обходимых органов управления, функционально соответствующих управ­ляемому объекту; принятием управленческих решений на основе инфор­мации, объективно отражающей состояние объекта управления; наличием отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управ­ления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается раз­личными методами и средствами.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в разной степени реализации такие принципы управления, как принципы соподчиненности и ряд других.

Частные принципы управления. Частные принципы подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социаль­но-политической и духовной сферах деятельности, и принципы, имеющие место в таможенных органах как государственной правоохранительной ор­ганизации.

К ним необходимо отнести принципы, законности; централизации с пре­доставлением возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстанов­ки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости


управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

С другой стороны, управление в государственных органах базируется и на таких частных принципах, как: принципы организации и действия госу­дарственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и воспитания и ряде других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей государственных органов.

К ним можно отнести принципы: единоначалия, сочетания центрального, регионального и местного управления, конкретности, разделения труда, скляр- ный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства и одного на­чальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалие. В та­моженных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия дейст­вует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в:

- полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач;

- наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;

- кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководите - лей-единоначальников;

- материальном и финансовом обеспечении правоохранительной де­ятельности со стороны государства;

- наличии государственных гарантий социальной защищенности пер­сонала военизированной и правоохранительной структуры.

 

 

2.2 Организационные основы управления
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

В управлении государственными органами важнейшее место занима­ют функции управления, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Поэтому разра­ботку организационных структур управления, применение методов и тех­нических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функций управления.


 

В наиболее общей форме функция управления определяется как вид де­ятельности, с помощью которого субъект управления оказывает воздейст­вие на управляемый объект.

Возникновение функций управления — результат разделения и специ­ализации труда в сфере управления. Образование системы функций явля­ется необходимым процессом, порождаемым сложностью и разнообразием служебной деятельности и управления ею.

Концепция функционального разделения управления основывается на положении, что функции управления объективны и постоянны по отноше­нию к их исполнителям.

Большинство авторов — это специалисты по управлению, которые под функцией управления понимают сложную деятельность, характеризующу­юся определенной однородностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления, в результате которых данная система уравновеши­вается со средой в процессе преобразования последней. Функция управле­ния — это вид управленческой деятельности и обязанность.

Признаками функций управления, как правило, являются: объек­тивность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторя­емость, обособленность и самостоятельность, составная, специализи­рованная часть управленческой деятельности, единство и однородность содержания, продукт процесса разделения и специализации управлен­ческого труда.

Несмотря на наличие различных подходов к классификации функции управления, для управления в системе таможенных органов представляется более рациональным разделить их на общие функции управления, отражаю­щие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) по видам оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они уни­версальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любое изменение состояния управ­ляемой системы.

К общим функциям управления целесообразно отнести', анализ, планиро­вание, организацию, регулирование, учет и контроль.

Такая классификация управления в государственных, некоммерческих системах управления несколько отличается от функций менедж­мента, который, как правило, отражает функции управления коммерчески­ми организациями.


 

Большинство зарубежных авторов к функциям управления относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Таможенный менеджмент США относит к основным четыре функции: планирование, организацию, управление и контроль и, кроме того, три об­щих (непрерывных) функции: анализ проблемы, принятие решения и ком­муникации.

Рассмотрим подробнее общие функции управления (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2. 7. Классификация функций управления

Объективные возможности социально-экономической системы могут быть выявлены на основе анализа как одной из важнейших функций управ­ления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ позволяет не только зафиксировать состояние компонентов системы, но и выяснить их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ в системе уп­равления распространяется не только на нее в целом, но и на каждый ком­понент управленческого цикла. Анализ использует результаты контроля.

Планирование — это основная функция управления, посредством ко­торой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых это движение обеспечивается, определяются темп движения, ма­териальные источники, обеспечивающие это движение.


 

Результатом планирования являются различные планы, которые в науке управления носят название организационных планов.

Планирование в системе управления решает следующие задачи: выра­ботка цели, прогнозирование, моделирование и программирование, кото­рые решаются планированием на всех уровнях управления, соответству­ют установившимся циклам функционирования системы и соответствуют стратегическому (перспективному) периоду, текущему (годовому, кварталь­ному и месячному) периоду и оперативному (суточному) периоду.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия, их соз­дает функция управленияорганизация. Под организацией понимается ос­новная функция управления, посредством реализации которой создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования органи­зационных планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством реализации которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной свя­зи. Оно может осуществляться путем поддержания взаимодействия, коор­динации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулирова­нием отдельных сотрудников и коллективов.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и пер­вичной обработке информации о текущем состоянии управляемой систе­мы, направлении и темпах ее движения.

Для того чтобы определить, правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль — это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется сбор данных о ходе, условиях, состоянии и резуль­татах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Главной задачей контроля является выявление положительных момен­тов, дальнейшее развитие которых может существенно повысить эффек­тивность всей деятельности; второй задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и определение причин, их порождающих.

Для того чтобы реализовать ту или иную функцию управления, необ­ходимо выполнить ряд операций (управленческих работ). При этом под операцией понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.


 

Если полная реализация основной функции управления, например пла­нирования, приводит к тому, что какая-либо деятельность переходит в но­вое качество, то выполнение отдельной управленческой работы, например анализа исходных данных, еще недостаточно для того, чтобы эта деятель­ность перешла в новое качественное состояние.

Реализация каждой конкретно взятой основной функции управления осуществляется строго определенным количеством конкретных (только для этой функции) управленческих работ.

Так, например, функция «планирование» реализуется выполнением та­ких управленческих работ, как: анализ исходных данных; определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработ­ка и принятие решения о достижении поставленной цели; разработка орга­низационного плана реализации принятого решения; согласование разра­ботанного плана в вышестоящих инстанциях; утверждение плана старшим начальником.

Функция «организация» реализуется посредством выполнения сле­дующих управленческих работ: постановка задач на выполнение разра­ботанного плана; подготовка исполнителей, включающая их обучение, инструктажи, прием зачетов и др.; создание необходимых запасов мате­риально-технических средств; подготовка техники и объектов.

Реализация функции «регулирование» напоминает реализацию других функций и включает исполнение таких управленческих работ, как: анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение ре­шения в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведе­ние регулирования; проверка действенности регулирования.

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить следующие управленческие работы: определить объекты, сроки, методы контроля; определить исполнителей контроля и подготовить их; подготовить объект контроля; осуществить контроль; обработать данные контроля.

Специфические (конкретные) функции управления. К этим функциям уп­равления в таможенных органах относятся: функции управления таможен­ной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйст­венной деятельностью.

В управлении таможенными органами при достижении основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь арсенал методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие — направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, локальные — используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.


 

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяют­ся методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государ­ства. К ним относятся правовые методы и организационно-распоряди­тельные.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психологичес­кие, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в та­моженной системе и определяют методы руководства ими, характер и со­держание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Подобными правовыми нормами являются ТК РФ, Положение о ФТС России, положения о таможенных органах РФ и ряд других.

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные пра­воотношения. Таможенные правоотношения — это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Выделяются две группы таможенных правоотношений — первичные и вторичные.

Первичные таможенные правоотношения непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу.

Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регулиро­вания через таможенную границу опосредованно, т. е. отношения по уплате таможенных налогов, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных скла­дах, в связи с ликвидацией склада и др.

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламен­тируется правовыми актами трудового, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов форми­руются организационные отношения, которые включают такие аспекты


 

деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответст­венность, дисциплинарные требования и др.

Содержанием организационных отношений является механизм исполь­зования организационно-распорядительных методов.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах как военизированных и правоохранительных состоят в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нор­мативных и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-рас­порядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинар­ные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирова­ние, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организа­ции системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организа­ционную обособленность и порядок функционирования таможенной сис­темы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; долж­ностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководителей таможенных органов его недооценивает, требования руководства и колле­гии ФТС России по этим вопросам зачастую выполняются не полностью.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия, который заключается в установлении норм и нормативов, служащих ориен­тировкой в деятельности, устанавливающих ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются не­которые нормы времени, нормативы соотносительности и др. Однако нормы выработки, нормы численности и ряд других важных норм разрабатываются крайне медленно, решения коллегий, приказы, указания и распоряжения ФТС России по этим вопросам зачастую выполняются не полностью.

Организационное нормирование определяет пути и порядок выполне­ния функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и вза-


 

имодействий в таможенной системе, поэтому более четкому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководителей всех рангов его более интенсивного внедрения.

Таким импульсом могло бы стать усиление контроля.

Инструктирование всегда имеет форму методической и информацион­ной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия. Это методы текущей ор­ганизационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной систе­ме лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции.

Распорядительное воздействие по форме может быть устным или доку­ментально оформленным.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

В ФТС России правом подписи приказов пользуются и заместители председателя комитета в пределах полномочий, предоставленных им руко­водителем ФТС России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении от­ветственности. Предназначены они для поддержания стабильности орга­низационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Указанные три группы организационно-распорядительных методов ис­пользуются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, допол­няя и обогащая друг друга.

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тес­ная зависимость между социальными характеристиками коллектива, эко­номическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значитель­ной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от


 

таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психоло­гический климат в коллективе и др.

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и раз­вития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение рас­тущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармони­ческого развития и повышение на этой основе служебной активности лич­ности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в кол­лективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус лич­ности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологи­ческие методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психоло­гического побуждения, профессионального отбора и обучения.

Таким образом, совершенствование методологии использования в уп­равлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффектив­ности системы управления таможенной деятельностью.

Под организационной структурой таможенного органа следует понимать совокупность структурных подразделений, составляющих таможенный ор­ган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руковод­ство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В его ведении находятся основные вопросы таможенного дела, соответствующие управ­ления, отделы, службы, иные структурные подразделения аппарата, а также региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Непосредственное руководство заключается, в частности, в том, что все основные вопросы таможенного дела постоянно находятся в центре внимания руководства этого органа, его коллегии, управлений и отделов, а также руководителей непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубоко связан­ных и действующих под его руководством. Одним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организацион­ных мероприятий, является нормативно-правовая деятельность, которая


 

весьма обширна и охватывает, по существу, все элементы и участки тамо­женного дела.

Организационная структура существенно сказывается на реализации та­моженным органом своих функций, что определяется главным образом степе­нью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной структуры способен функционировать лишь в строго заданных параметрах. Поэтому органы с устойчивой, узкоспе­циализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются.

Однако если социальные процессы, нуждающиеся в упорядочении, пред­ставляются неопределенно изменяющимися, то, создавая соответствующую управляющую систему, нельзя задавать ей жесткую организационную струк­туру. В противном случае созданный орган (структурное подразделение) не сможет функционировать с необходимой эффективностью, поскольку жест­кая организационная структура не позволит ему быть в достаточной мере восприимчивым к этим неопределенно изменяющимся процессам. Следова­тельно, чем сложнее и вероятнее поведение объекта управления, тем универ­сальнее, «свободнее» должна быть структура органа управления.

Но универсализация организационной структуры таможенного ор­гана может осуществляться до определенного предела. Это обусловлено тем обстоятельством, что вместе с универсальностью организационной структуры органы управления приобретают своеобразную расплывчатость, аморфность, в результате чего возникают дополнительные трудности в оп­ределении взаимоотношений между структурными подразделениями орга­нов как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с уз­коспециализированной (жесткой) либо универсальной организационной структурой. Гибкость организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предназна­чен орган управления.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходи­мость четкого организационного построения системы, создания органи­зационной структуры таможенного органа, т. е. согласованности состав­ляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Структура любого таможенного органа формируется в результате со­знательной деятельности. На ее становлении непосредственно сказывается влияние тех целей, которые сотрудники рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная


 

единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения оп­ределенных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он пред­назначается, формируется его организационная структура.

В федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в об­ласти таможенного дела, РТУ и таможнях, являющихся частями организа­ционной структуры таможенной системы, в соответствии с видами осущест­вляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, экономической работы и правоохранительной деятельности);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, ин­формационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-анали­тические, оперативно-дежурные идр.)

Следует отметить, что такая классификация структурных подразде­лений является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделе­ний таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объективно сущест­вующий процесс разделения труда вызывает необходимость последующего, более детального и глубокого расчленения основных функций и функций управления и закрепления их за соответствующими подразделениями.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоятель­ства. Между функциями и организационной структурой существуют тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых по общему пра­вилу конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответствен­ность за ее реализацию. Однако если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. При этом важную роль играет система категорирования таможенных органов.

Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура ус­ложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его


 

содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими ка­кой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффектив­ностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в дру­гих подразделениях.

Необходимость структурной перестройки может обусловливаться раз­личными факторами, главнейшими из которых являются: а) изменения в объеме и характере решаемых задач и осуществляемых функций; б) уси­ление технической базы и профессиональной подготовки личного состава; в) изменение социально-экономической и административно-территори­альной характеристик обслуживаемой территории; г) повышение требо­ваний к оперативности и обоснованности принимаемых решений. Эти, а также некоторые иные факторы необходимо учитывать и для правильного построения организационной структуры вновь создаваемых структурных подразделений.

На практике под влиянием рассматриваемых факторов создается по­ложение, когда в структуре таможенных органов, находящихся на одном уровне иерархии, имеются определенные отличия. Однако следует иметь в виду, что любая индивидуальная структура разрабатывается на основе ти­повых (примерных) структур, которые позволяют при создании органов ис­ключить необоснованный «разнобой», лишние звенья, должности, а также служат своеобразным препятствием на пути необоснованной перестройки организационной структуры.

Сказанное убеждает в том, что проблема совершенствования структу­ры любого органа управления является весьма сложной. Наиболее выпукло сложность ее решения подтверждается наличием двух противоречивых тен­денций: с одной стороны, структура должна быть, по возможности, доста­точно простой и экономичной; с другой стороны, развитие нашего общества предъявляет к таможенным органам все новые и возрастающ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 5927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.011 с.)