Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таможенный менеджмент - теория управления таможенным деломСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особые требования на современном этапе предъявляются к руководителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления. Очень широк спектр принимаемых решений: от строго регламентированных оперативных до инновационных решений стратегического характера — по развитию таможенных институтов, таможенных органов, таможенного персонала, включая вопросы взаимодействия и сотрудничества с конкретными таможенными администрациями и мировым таможенным сообществом в целом. При этом любые акции, предпринимаемые как таможенным инспектором, так и руководителем любого таможенного органа любого
уровня администрирования, должны быть своевременными, предельно выверенными и доказательными, строго соответствовать российскому законодательству и межгосударственным соглашениям по таможенным вопросам. Качественное решение таких фундаментальных вопросов может быть достигнуто только на основе соответствующим образом разработанной теоретической платформы. Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию управления таможенным делом. Введем ее самые общие параметры, включая: понятия таможенного менеджмента и их определения, морфологическую структуру определений, объект и предмет таможенного менеджмента и его структуру, основные задачи таможенного менеджмента. Дадим следующие определения таможенного менеджмента. Первое определение. Таможенный менеджмент в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления; Второе определение. Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле — форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах. Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. Соответствующая морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории представлена на рис. 1.7. Третье определение. Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы1. Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект таможенного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конструктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления. Расставленные в определении акценты позволяют наиболее эффективно использовать это определение в ходе исследования таможенного дела (в плане функционирования и развития) в виде «черного ящика» как целостного объекта.
[I] См.: Ершов А. Д. Менеджмент: учеб, пособие. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
Рис. 1.7. Морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории
Четвертое определение. Таможенный менеджмент — это теория управления функционированием и развитием таможенных институтов, организаций, технологий и таможенного персонала с целью результативного исполнения государственных функций и предоставления государственных таможенных услуг. В упрошенном варианте — теория управления таможенными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостности взаимосвязи. Данное определение, как и предыдущее, отражает функциональный аспект таможенного дела и аспекты его развития. В то же время оно раскрывает структуру основного объекта теории. Следовательно, позволяет не только эффективно исследовать таможенное дело в виде «черного ящика», но и дает возможность структурировать объект, представить и исследовать его на разных взаимосвязанных моделях. В дальнейшем данное определение в силу его общности будем рассматривать как базовое. Возможны и более частные определения понятия «таможенный менеджмент» (ТМ). Примеры соответствующих определений представлены в табл. 1.2. Они сформулированы по аналогии с подобными определениями в общем менеджменте или в государственном управлении. В таких определениях доминирует какой-то определенный аспект, определяющий его специфику, например, определенное свойство, функцию, определенный механизм или процесс реализации целей.
Таблица 1.2 Частные определения понятия «таможенный менеджмент»
1.7. Объект и предмет таможенного менеджмента
Таможенное дело в качестве предмета изучения полимодельно. Оно представляется в виде иерархической системы моделей (теоретических, математических, физических, вербальных и др.): от модели регулирования ВЭД таможенными методами и средствами до моделей выполнения таможенных операций таможенным инспектором в процессе таможенного оформления и контроля. В результате их изучения подготавливается специалист по таможенному делу. Он должен обладать достаточными возможностями для постижения знаний о теории и практике таможенного дела в объеме усваиваемых моделей (комплекса моделей) и сформировать необходимые компетенции для реализации изучаемых моделей на практике.
[I] Механизм (от греч. mechane — машина): система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел.; устройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. (Синоним — конструкция, структура.)
Таможенное дело как объект изучения, исследования и управления имеет свою особую специфику и предъявляет особые требования к будущему специалисту. Как уже говорилось, это инструмент государственного регулирования российской экономики, и прежде всего сферы внешнеторговой деятельности, а следовательно, он содержит в себе все базовые признаки открытой развивающейся системы управления — системы таможенного администрирования. С другой стороны, сотрудники таможенных органов, непосредственно участвуя в процессе таможенного оформления и контроля, контроля таможенной стоимости и валютных платежей, осуществляя процедуры правоохранительного характера, ведения статистики ВЭД и специальной статистики, проводя специальные таможенные процедуры, реализуют определенные процедуры и таможенные технологии. В этих условиях таможенные органы представляют собой особую технологическую систему, непосредственно предоставляющую (в определенном контексте — производящую) государственные таможенные услуги для участников ВЭД. Объект и предмет таможенного менеджмента представлены на рис. 1.8.
Рис. 1.8. Объект и предмет таможенного менеджмента
Один из вариантов структуризации таможенного дела в качестве объекта теории детально показан на рис. 1.9, где таможенное дело представлено как развивающаяся общегосударственная функция — таможенный институт, как организация — таможенные органы и их подразделения, как процесс — деятельность таможенных органов и их подразделений и как персонал, осуществляющий такую деятельность. Показаны представления объекта теории и их взаимосвязь. Отражены последовательность и основные результаты управления на каждом уровне:
· проблемы (П); · цели (Ц); · идеи (И); · правила (П), правовые нормы; · механизм (М); · организация (О). Формы представления теоретического объекта, их содержательное наполнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к описанию и исследованию таможенного дела как объекта теории. Примеры интерпретации и детализации объекта с позиций наиболее распространенных процессного и организационного подходов содержатся в табл. 1.3.
Таблица 1.3 Представление таможенного дела как объекта теории на основе процессного и ситуационных подходов
1.8. Традиционная модель управления
В теории управления существует множество подходов и методов управления: управление по целям, управление по результатам, управление по отклонениям, ситуационное управление. В этих подходах управление представляет собой некоторое воздействие на систему как часть среды,
призванное скорректировать функционирование этой системы, определяемое начальными условиями, исходным состоянием и обменными процессами в системе и с внешней средой ради достижения определенной цели. Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними. В базовой принципиальной модели управления таможенными органами в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и предопределяет роль управления. К субъектам управления таможенными органами относятся все субъекты таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления таможенными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рис. 1.10. Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управления. Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам. Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказы-
вают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер. Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. В отличие от него информационное воздействие — это форма взаимосвязи несоподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления. Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решать задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме. Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых, собственно, и создается таможенный орган. Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социальными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху». Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнообразным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновременно является не только управляемой системой, но и системой управления, т. е. субъектом и объектом управления. Так, по отношению к Правительству РФ ФТС России является управляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление входящими в ее структуру элементами. Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает:
Рис. 1.10. Базовая модель системы управления таможенными органами
· специалистов, объединенных в органы управления; · используемый комплекс методов управления; · организационную и вычислительную технику; · связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; · документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления в интересах достижения целей, поставленных перед таможенной системой. Система управления таможенными органами обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей. Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных
решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т. д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов. Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловливает существование достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т. п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управления, согласованность деятельности многочисленных структурных подразделений по решению возникающих задач. Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной. Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересованность субъекта управления любого уровня в максимально полной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей — это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений. Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, прежде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, — участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т. д. Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность. С внешней средой таможенные органы также связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке —
и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния. По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функционирования информационные и управляющие воздействия. Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи. Общая схема управления таможенными процессами и системами включает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обработка информации; формирование гипотезы о состоянии таможенной системы; выбор критерия общего плана действий; определение общего плана действий; определение плановых мероприятий; определение и реализация управляющих воздействий. Все приведенные этапы являются характерными и для процедуры управления таможенными процессами и системами.
1.9. Инновационная модель управления
Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами
самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами для их практической реализации. Только такой институт может эффективно конкурировать в сфере государственных услуг, решать проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов. Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными идеями по таможенному администрированию, по их системной реализации. При такой постановке значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель должен вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. Маркетинг — термин англоязычного происхождения (исходное словосочетание, появившееся в 1910 г. в США, — «market getting»). Сегодня в распоряжении читателя сотни книг по маркетингу, тысячи веб-сайтов, посвященных этой тематике. Среди наиболее известных специалистов, общепризнанных в мировой практике, — Филип Котлер, Питер Друкер, Джек Траут, Сержио Зимен, Сэт Годин и многие другие1. Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В частности, выделяют следующие основные группы определений, по-разному характеризующих маркетинг2. В них он представляется как: - отрасль науки, изучающая рынок; - практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; - философия бизнеса; - система управления, вид менеджмента. Первые два подхода вряд ли требуют дополнительных пояснений. Однако следует заметить, что они могут быть продуктивны, лишь дополняя друг друга. В современном менеджменте маркетинговый подход может быть понят, прежде всего, как рыночно ориентированная система управления. Однако
1 См.: Бойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. М.: Эксма, 2004. 2 См.: Общий и специальный менеджмент: учебник. М.: Изд-во РАГС, 2000.
это не управление производством, финансами или персоналом, это вообще не система внутрифирменного управления. Развивающийся маркетинг — это системное управление организацией, ориентированное на запросы рынка, на устойчивое долговременное воздействие на окружающую рыночную среду, ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. При этом понимание маркетинга как философии предпринимательства не ограничивает его сферу действия сугубо коммерческими интересами. В современных условиях в перспективе широко ставится вопрос о маркетинге в сфере государственного управления, тем самым значительно расширяется и видоизменяется его прикладная, инструментальная, технологическая база. В частном случае маркетинг — это инструментарий для тщательного анализа потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предоставляемых услуг, способов их создания и реализации1. В любом случае маркетинг призван поставить субъекта рыночных отношений перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами. До 1970 г. теория маркетинга фактически рассматривала лишь фирмы, работающие ради прибыли, т. е. продающие свои товары и услуги, а другие организации — общественные и государственные — не рассматривала. Маркетинг на этом этапе приравнивался к сбыту, и все внимание специалистов концентрировалось на факте покупки товара или услуги. Преобладала политика единичных продаж вместо того, чтобы постоянно удерживать клиента, отсутствовал интегрированный подход к маркетингу средств коммуникации, каждое средство коммуникации планировалось отдельно. На более поздних этапах политика компаний в области маркетинга значительно изменяется2. Они: - изучают потребителя своего товара, технологию контактов с клиентами, учитывают особенности их бизнеса; - привлекают потребителя к участию в создании товара, разрабатывают гибкие рыночные предложения; - широко используют средства массовой информации и интегрированные маркетинговые средства коммуникации; - осваивают такие информационные технологии, как видеоконференции, электронная торговля (е-технологии), пользуются информационными сетями (Интернет);
1 См.: Дойль 77. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2002. 2 См. там же.
• борются за выгодных клиентов и вводят в действие несколько уровней обслуживания. Иными словами, современные компании и государственные организации нашли способы выхода на новый уровень работы с потребителем. Эволюция функции маркетинга связана также с изменением ее роли в деятельности организации. Роль современного маркетинга существенно выходит за рамки функции продажи товара и изучения спроса. Развитие маркетинга способствует изменению всей философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению и конкурентному стратегическому маркетингу. Современный маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении организацией. Пронизывая все направления деятельности, маркетинг обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду. Маркетинг и управление находятся в диалектическом взаимодействии. С одной стороны, развитие маркетинга, наряду с другими процессами, способствует переходу к эффективному управлению, что служит мощным импульсом для изменения его роли в фирме. С другой стороны, именно стратегический менеджмент выдвигает маркетинг на передний план, чем существенно повышает его значимость в развитии организации. Современная философия таможенного дела ориентирует таможенные органы на содействие бизнесу в сфере внешнеэкономической деятельности. Фактически речь идет о маркетинговой концепции ориентации на потребителя. В то же время, несомненно, значимыми для таможенного дела остаются и другие маркетинговые концепции: повышения качества, совершенствования обслуживания, доминирования в секторе таможенных услуг (оптимизации сектора государственных таможенных услуг), создания бренда и бренд-менеджмента. Правильные ориентиры, выбранные в начале становления таможенной службы РФ, ставка на информационные технологии и на определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на нормах международных конвенций и рекомендаций, позволили таможенной службе РФ за прошедшие годы стать таможенной администрацией, отвечающей в основном базовым принципам деятельности таможенных служб ведущих стран мира. На современном этапе таможенное администрирование рассматривается как система правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов России в условиях развивающихся рыночных отношений.
Таможенная система решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования. Решая такие задачи с использованием своих специфических технологий, система оказывает комплекс услуг государству по достижению его целей, прежде всего в сфере ВЭД, в частном случае — в международной цепи поставки товаров. В результате решения задач таможенного администрирования внешнеторговый сектор российского рынка определенным образом структурируется и технологизируется, а успешное регулирование внешнеторговой деятельности России таможенными методами и инструментами обеспечивает устойчивость позиции самой таможенной системы в сфере государственных услуг. Таможенная система «выносит» на «рынок» государственных услуг (для потребителя под названием «государство») услуги по таможенному регулированию и контролю сферы внешнеторговой деятельности. Именно болев успешное выполнение этой общегосударственной функции делает таможенную систему конкурентоспособной в сфере государственных услуг, обеспечивает соответствующее преимущество и устойчивость такой позиции среди других государственных структур. Для устойчивого позиционирования в этой сфере услуг идеология, цели и стратегия, организация и технологии таможенной системы должны быть ориентированы на социальный эффект и согласованы с общегосударственной стратегией развития страны. В соответствии с Федеральной целевой программой «Административная реформа» (2005—2010 гг.) деятельность таможенных органов РФ должна способствовать созданию сервисного государства, устранению избыточного вмешательства в экономику и принятию мер для планирования и контроля не затрат, а результатов деятельности на основе сопоставления эффективности тех или иных бюджетных программ. Схематически контуры таможенной деятельности, или сферы государственных таможенных услуг, представлены на рис. 1.11. Сфера таможенных услуг — это область взаимоотношений производителя и потребителя таможенных услуг по поводу их предоставления. Рассматривая таможенную деятельность как услуговую1, мы имеем возможность адаптировать и применить весь современный инструментарий, накопленный в теории и практике маркетинга, для повышения ее качества и эффективности в условиях российского рынка. Самая широкая цель таможенного маркетинга в таком случае — определение путей обеспечения кон-
1 Услуговая деятельность — деятельность таможенных органов России по предоставлению государственных таможенных услуг.
курентоспособности таможенной службы в решении общегосударственных задач по экономическому росту и социальному благополучию общества при безусловном соблюдении законодательства РФ в таможенной сфере.
Рис. 1.11. Область таможенных услуг С учетом вышеизложенного маркетинг — это базовый инструментарий формирования сферы таможенных услуг. В современных условиях необходимость постановки и решения проблемы таможенного маркетинга актуализируют следующие основные факторы: · внедрение Рамочных стандартов безопасности и содействия торговле; · комплексная реформа бюджетной системы на основе реализации метода «бюджетирования, ориентированного на результат»; · непосредственное влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию таможенного администрирования; · развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД; · дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере. Взаимосвязь основных факторов, воздействующих на таможенную систему, с возникающими при этом проблемами маркетинга таможенных услуг и современным инструментарием их решения схематично демонстрируется на рис. 1.12. Здесь маркетинг рассматривается как базовая теоретико-методологическая платформа институциализации таможенного дела, управления таможенными органами, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров. Формирование и реализация идеологии маркетинга таможенных услуг на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда системных проблем. Главными среди них являются проблемы организационного, функционально-технологического и научно-прикладного характера.
Рис. 1.12. Морфологическая схема актуализации проблемы маркетинга таможенных услуг В условиях стратегических изменений в таможенном деле, формирования системы таможенных услуг в международной цепи поставки товаров, качественное их решение, несомненно, актуально и значимо как в научном, так и в прикладном плане. В процессе решения проблем институционального характера целесообразно создать иерархическую организационную систему (институт) государственных таможенных услуг в сфере ВЭД, включающую как общегосударственный уровень, так и организационные уровни таможенных органов. При этом, если на высшем (общегосударственном) уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации. Решение проблем функционально-технологического характера охватывает те уровни и основные задачи, при решении которых формируется система таможенных услуг: · методический уровень (выбор мер тарифного и нетарифного регулирования, оптимизация структуры таможенных режимов); · функциональный уровень (определение услуг, предоставляемых в процессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих таможенных функций);
· процед |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 10133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.012 с.) |