ТОП 10:

Таможенный менеджмент - ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ



 

Особые требования на современном этапе предъявляются к руководите­лям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления. Очень широк спектр принимаемых решений: от строго регламентирован­ных оперативных до инновационных решений стратегического характера — по развитию таможенных институтов, таможенных органов, таможенного персонала, включая вопросы взаимодействия и сотрудничества с конкрет­ными таможенными администрациями и мировым таможенным сообщест­вом в целом. При этом любые акции, предпринимаемые как таможенным инспектором, так и руководителем любого таможенного органа любого


 

уровня администрирования, должны быть своевременными, предельно выверенными и доказательными, строго соответствовать российскому за­конодательству и межгосударственным соглашениям по таможенным воп­росам.

Качественное решение таких фундаментальных вопросов может быть достигнуто только на основе соответствующим образом разработанной те­оретической платформы.

Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию уп­равления таможенным делом. Введем ее самые общие параметры, включая: понятия таможенного менеджмента и их определения, морфологическую структуру определений, объект и предмет таможенного менеджмента и его структуру, основные задачи таможенного менеджмента.

Дадим следующие определения таможенного менеджмента.

Первое определение. Таможенный менеджмент в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления;

Второе определение. Таможенный менеджмент в более узком и специ­альном смысле — форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менедж­мент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, зако­номерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элемен­тов от других. Соответствующая морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории представлена на рис. 1.7.

Третье определение. Таможенный менеджмент — это особая разновид­ность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы1.

Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект таможенного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конст­руктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления. Рас­ставленные в определении акценты позволяют наиболее эффективно ис­пользовать это определение в ходе исследования таможенного дела (в плане функционирования и развития) в виде «черного ящика» как целостного объекта.

 

[I] См.: Ершов А. Д. Менеджмент: учеб, пособие. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.

 

 

 

Рис. 1.7. Морфологическая структура определения понятия

таможенного менеджмента как теории

 

Четвертое определение. Таможенный менеджмент — это теория управ­ления функционированием и развитием таможенных институтов, органи­заций, технологий и таможенного персонала с целью результативного ис­полнения государственных функций и предоставления государственных таможенных услуг. В упрошенном варианте — теория управления таможен­ными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостности взаимосвязи.

Данное определение, как и предыдущее, отражает функциональный аспект таможенного дела и аспекты его развития. В то же время оно рас­крывает структуру основного объекта теории. Следовательно, позволяет не только эффективно исследовать таможенное дело в виде «черного ящика», но и дает возможность структурировать объект, представить и исследовать его на разных взаимосвязанных моделях. В дальнейшем данное определе­ние в силу его общности будем рассматривать как базовое.

Возможны и более частные определения понятия «таможенный ме­неджмент» (ТМ). Примеры соответствующих определений представлены в табл. 1.2. Они сформулированы по аналогии с подобными определения­ми в общем менеджменте или в государственном управлении. В таких оп­ределениях доминирует какой-то определенный аспект, определяющий его специфику, например, определенное свойство, функцию, определенный механизм или процесс реализации целей.


 

Таблица 1.2

Частные определения понятия «таможенный менеджмент»

Аспект, доминирующий в определении Определение
ТМ как свойство ТМ - это свойство государственной системы управ­ления, проявляющееся в процессе ее воздействия на сферу ВЭД
ТМ как процесс ТМ - это процесс управления, заключающийся в реализации функций анализа, планирования, организации, мотивации и контроля, реализуемых в процессе управления таможенным делом России
ТМ как механизм1 таможен­ного регулирования ТМ - это политико-правовой и организационно-тех­нологический механизм регулирования сферы ВЭД
ТМ как механизм государ­ственного управления ТМ - это системный механизм политико-правового и организационно-технологического воздействия государства на сферу ВЭД для достижения социаль­но-экономических целей страны
ТМ как область специаль­ных знаний ТМ - это область специальных знаний, позволяющих осуществлять деятельность по управлению тамо­женным делом России

 

 

1.7. Объект и предмет таможенного менеджмента
И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

 

Таможенное дело в качестве предмета изучения полимодельно. Оно пред­ставляется в виде иерархической системы моделей (теоретических, матема­тических, физических, вербальных и др.): от модели регулирования ВЭД таможенными методами и средствами до моделей выполнения таможен­ных операций таможенным инспектором в процессе таможенного оформ­ления и контроля. В результате их изучения подготавливается специалист по таможенному делу. Он должен обладать достаточными возможностями для постижения знаний о теории и практике таможенного дела в объеме усваиваемых моделей (комплекса моделей) и сформировать необходимые компетенции для реализации изучаемых моделей на практике.

 


[I] Механизм (от греч. mechane — машина): система тел, предназначенная для преоб­разования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел.; ус­тройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необ­ходимость в преобразовании движения. (Синоним — конструкция, структура.)

 

Таможенное дело как объект изучения, исследования и управления име­ет свою особую специфику и предъявляет особые требования к будущему специалисту.

Как уже говорилось, это инструмент государственного регулирования российской экономики, и прежде всего сферы внешнеторговой деятель­ности, а следовательно, он содержит в себе все базовые признаки открытой развивающейся системы управления — системы таможенного администриро­вания.

С другой стороны, сотрудники таможенных органов, непосредственно участвуя в процессе таможенного оформления и контроля, контроля тамо­женной стоимости и валютных платежей, осуществляя процедуры правоох­ранительного характера, ведения статистики ВЭД и специальной статисти­ки, проводя специальные таможенные процедуры, реализуют определенные процедуры и таможенные технологии. В этих условиях таможенные органы представляют собой особую технологическую систему, непосредственно предоставляющую (в определенном контексте — производящую) государ­ственные таможенные услуги для участников ВЭД.

Объект и предмет таможенного менеджмента представлены на рис. 1.8.

 

Рис. 1.8. Объект и предмет таможенного менеджмента

 

Один из вариантов структуризации таможенного дела в качестве объ­екта теории детально показан на рис. 1.9, где таможенное дело представ­лено как развивающаяся общегосударственная функция — таможенный институт, как организация — таможенные органы и их подразделения, как процесс — деятельность таможенных органов и их подразделений и как персонал, осуществляющий такую деятельность. Показаны представления объекта теории и их взаимосвязь. Отражены последовательность и основ­ные результаты управления на каждом уровне:


 

 


 

· проблемы (П);

· цели (Ц);

· идеи (И);

· правила (П), правовые нормы;

· механизм (М);

· организация (О).

Формы представления теоретического объекта, их содержательное на­полнение зависят от выбираемого уровня структуризации и выбираемого методологического подхода к описанию и исследованию таможенного дела как объекта теории. Примеры интерпретации и детализации объекта с по­зиций наиболее распространенных процессного и организационного под­ходов содержатся в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3

Представление таможенного дела как объекта теории на основе процессного и ситуационных подходов

Процессный (деятельный) подход Организационный подход
Таможенное дело Всемирная таможенная организация как меж­дународный институт таможенного админист­рирования
Таможенная деятельность Национальная система государственного администрирования
Деятельность таможенных органов ФТС России
Деятельность таможенного органа Система таможенных органов, Центральный аппарат ФТС (ЦА ФТС) России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТиТП)
Деятельность таможенных подразде­лений Главные управления, управления ЦА ФТС России, управления, отделы РТУ, отделы, отде­ления Т, ТП
Деятельность таможенного персонала Таможенный персонал

 

 

1.8. Традиционная модель управления
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ЕЕ СПЕЦИФИКА

 

В теории управления существует множество подходов и методов уп­равления: управление по целям, управление по результатам, управление по отклонениям, ситуационное управление. В этих подходах управление представляет собой некоторое воздействие на систему как часть среды,


 

призванное скорректировать функционирование этой системы, определя­емое начальными условиями, исходным состоянием и обменными процес­сами в системе и с внешней средой ради достижения определенной цели.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необхо­димо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.

В базовой принципиальной модели управления таможенными органами в качестве объектов управления выступают собственно таможенные ор­ганы (ЦА ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материаль­ные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для дости­жения целей деятельности таможенных органов и предопределяет роль уп­равления.

К субъектам управления таможенными органами относятся все субъек­ты таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т. е. процесс це­ленаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в уп­равляемой системе.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления таможенными органами. Базо­вая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рис. 1.10.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управле­ние таможенными органами носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объ­ект управления.

Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компо­нентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осу­ществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа опре­деленным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказы-


 

вают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.

Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием ко­торого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможен­ный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления.

В отличие от него информационное воздействие — это форма взаимо­связи несоподчиненных структурных элементов одного таможенного орга­на либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления.

Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его струк­турное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определен­ным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функ­ции. Однако лишь таможня как целостная система способна решать задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме.

Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой систе­мы определяется кругом задач, для выполнения которых, собственно, и со­здается таможенный орган.

Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социаль­ными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объек­тов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху».

Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнооб­разным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновремен­но является не только управляемой системой, но и системой управления, т. е. субъектом и объектом управления.

Так, по отношению к Правительству РФ ФТС России является управля­емой системой. В то же время она сама осуществляет управление входящи­ми в ее структуру элементами.

Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную де­ятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает:


 

Рис. 1.10. Базовая модель системы управления таможенными органами

 

· специалистов, объединенных в органы управления;

· используемый комплекс методов управления;

· организационную и вычислительную технику;

· связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;

· документооборот, необходимый для выполнения функций, распреде­ленных между органами управления в интересах достижения целей, постав­ленных перед таможенной системой.

Система управления таможенными органами обладает свойством иерар­хичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях меж­ду таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по от­ношению к менее сложной нижестоящей.

Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осу­ществления которого обусловливается сложностью и спецификой реша­емых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных


 

решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобиль­ности и максимальной управляемости, и т. д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов.

Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловли­вает существование достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различ­ная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т. п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управле­ния сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управ­ления.

Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управле­ния, согласованность деятельности многочисленных структурных подраз­делений по решению возникающих задач.

Система обратных связей, по которой к субъектам управления посту­пает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной.

Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятель­ствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересо­ванность субъекта управления любого уровня в максимально полной ин­формации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объек­тов, результатах собственного управляющего воздействия. Во-вторых, гиб­кость и подвижность системы обратных связей — это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей раз­вернутую систему связей объектов с субъектами управлений.

Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, пре­жде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, — участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т. д.

Во внешней среде существуют различные объективные условия и фак­торы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.

С внешней средой таможенные органы также связаны каналами пря­мой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается ин­формационное, а при необходимости в установленном законом порядке —


 

и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц.

Важными компонентами внешней среды функционирования таможен­ных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая де­ятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела.

Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внеш­ней среды, добиваясь их желаемого состояния.

По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходи­мая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправлен­ный характер.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в ка­честве системы управления, которая оказывает на среду функционирова­ния информационные и управляющие воздействия.

Таким образом, управление таможенными органами осуществляет­ся в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объ­ект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оп­тимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как соци­ально-экономической организации, выполняющей специфические задачи.

Общая схема управления таможенными процессами и системами вклю­чает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обработка ин­формации; формирование гипотезы о состоянии таможенной системы; вы­бор критерия общего плана действий; определение общего плана действий; определение плановых мероприятий; определение и реализация управля­ющих воздействий. Все приведенные этапы являются характерными и для процедуры управления таможенными процессами и системами.

 

 

1.9. Инновационная модель управления
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами


 

самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механиз­мами для их практической реализации. Только такой институт может эф­фективно конкурировать в сфере государственных услуг, решать проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов.

Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инно­вационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методо­логической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными идеями по таможенному администрированию, по их систем­ной реализации.

При такой постановке значительно возрастает роль маркетинга в успе­хе таможенного администрирования, в решении проблем развития тамо­женных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможен­ными органами. Каждый руководитель должен вносить свой вклад в созда­ние и обеспечение качества таможенных услуг, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

Маркетинг — термин англоязычного происхождения (исходное сло­восочетание, появившееся в 1910 г. в США, — «market getting»). Сегодня в распоряжении читателя сотни книг по маркетингу, тысячи веб-сайтов, посвященных этой тематике. Среди наиболее известных специалистов, об­щепризнанных в мировой практике, — Филип Котлер, Питер Друкер, Джек Траут, Сержио Зимен, Сэт Годин и многие другие1.

Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В частности, выделяют следующие основные группы определений, по-раз­ному характеризующих маркетинг2. В них он представляется как:

- отрасль науки, изучающая рынок;

- практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;

- философия бизнеса;

- система управления, вид менеджмента.

Первые два подхода вряд ли требуют дополнительных пояснений. Одна­ко следует заметить, что они могут быть продуктивны, лишь дополняя друг друга.

В современном менеджменте маркетинговый подход может быть понят, прежде всего, как рыночно ориентированная система управления. Однако

 

 


1 См.: Бойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. М.: Эксма, 2004.

2 См.: Общий и специальный менеджмент: учебник. М.: Изд-во РАГС, 2000.


 

это не управление производством, финансами или персоналом, это вообще не система внутрифирменного управления. Развивающийся маркетинг — это системное управление организацией, ориентированное на запросы рынка, на устойчивое долговременное воздействие на окружающую рыноч­ную среду, ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. При этом понимание маркетинга как философии предпринимательства не ограничи­вает его сферу действия сугубо коммерческими интересами. В современных условиях в перспективе широко ставится вопрос о маркетинге в сфере госу­дарственного управления, тем самым значительно расширяется и видоиз­меняется его прикладная, инструментальная, технологическая база.

В частном случаемаркетинг — это инструментарий для тщательного анали­за потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предо­ставляемых услуг, способов их создания и реализации1.

В любом случае маркетинг призван поставить субъекта рыночных отно­шений перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимо­выгодное сотрудничество между производителем и его клиентами.

До 1970 г. теория маркетинга фактически рассматривала лишь фирмы, работающие ради прибыли, т. е. продающие свои товары и услуги, а другие организации — общественные и государственные — не рассматривала. Мар­кетинг на этом этапе приравнивался к сбыту, и все внимание специалистов концентрировалось на факте покупки товара или услуги. Преобладала по­литика единичных продаж вместо того, чтобы постоянно удерживать кли­ента, отсутствовал интегрированный подход к маркетингу средств комму­никации, каждое средство коммуникации планировалось отдельно.

На более поздних этапах политика компаний в области маркетинга зна­чительно изменяется2. Они:

- изучают потребителя своего товара, технологию контактов с клиента­ми, учитывают особенности их бизнеса;

- привлекают потребителя к участию в создании товара, разрабатывают гибкие рыночные предложения;

- широко используют средства массовой информации и интегрирован­ные маркетинговые средства коммуникации;

- осваивают такие информационные технологии, как видеоконферен­ции, электронная торговля (е-технологии), пользуются информационны­ми сетями (Интернет);

 


1 См.: Дойль 77. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2002.

2 См. там же.


 

• борются за выгодных клиентов и вводят в действие несколько уров­ней обслуживания.

Иными словами, современные компании и государственные организа­ции нашли способы выхода на новый уровень работы с потребителем.

Эволюция функции маркетинга связана также с изменением ее роли в деятельности организации. Роль современного маркетинга существенно выходит за рамки функции продажи товара и изучения спроса. Развитие маркетинга способствует изменению всей философии менеджмента, пе­реходу к стратегическому управлению и конкурентному стратегическому маркетингу.

Современный маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении организацией. Пронизывая все направления деятельности, маркетинг обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в ок­ружающую среду.

Маркетинг и управление находятся в диалектическом взаимодействии. С одной стороны, развитие маркетинга, наряду с другими процессами, способствует переходу к эффективному управлению, что служит мощным импульсом для изменения его роли в фирме. С другой стороны, именно стратегический менеджмент выдвигает маркетинг на передний план, чем существенно повышает его значимость в развитии организации.

Современная философия таможенного дела ориентирует таможенные органы на содействие бизнесу в сфере внешнеэкономической деятель­ности. Фактически речь идет о маркетинговой концепции ориентации на потребителя. В то же время, несомненно, значимыми для таможенного дела остаются и другие маркетинговые концепции: повышения качества, совершенствования обслуживания, доминирования в секторе таможенных услуг (оптимизации сектора государственных таможенных услуг), создания бренда и бренд-менеджмента.

Правильные ориентиры, выбранные в начале становления таможенной службы РФ, ставка на информационные технологии и на определение чет­ких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на нор­мах международных конвенций и рекомендаций, позволили таможенной службе РФ за прошедшие годы стать таможенной администрацией, отве­чающей в основном базовым принципам деятельности таможенных служб ведущих стран мира.

На современном этапе таможенное администрирование рассматри­вается как система правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов России в условиях развива­ющихся рыночных отношений.


 

Таможенная система решает задачу формирования экономико-право­вых и процедурно-технологических условий функционирования внешне­торгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдения таких условий в процессе реального функционирования. Решая такие зада­чи с использованием своих специфических технологий, система оказывает комплекс услуг государству по достижению его целей, прежде всего в сфере ВЭД, в частном случае — в международной цепи поставки товаров.

В результате решения задач таможенного администрирования внешне­торговый сектор российского рынка определенным образом структурируется и технологизируется, а успешное регулирование внешнеторговой деятельнос­ти России таможенными методами и инструментами обеспечивает устойчи­вость позиции самой таможенной системы в сфере государственных услуг.

Таможенная система «выносит» на «рынок» государственных услуг (для потребителя под названием «государство») услуги по таможенному регули­рованию и контролю сферы внешнеторговой деятельности. Именно болев успешное выполнение этой общегосударственной функции делает таможен­ную систему конкурентоспособной в сфере государственных услуг, обеспе­чивает соответствующее преимущество и устойчивость такой позиции сре­ди других государственных структур. Для устойчивого позиционирования в этой сфере услуг идеология, цели и стратегия, организация и технологии таможенной системы должны быть ориентированы на социальный эффект и согласованы с общегосударственной стратегией развития страны.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Административ­ная реформа» (2005—2010 гг.) деятельность таможенных органов РФ должна способствовать созданию сервисного государства, устранению избыточного вмешательства в экономику и принятию мер для планирования и контроля не затрат, а результатов деятельности на основе сопоставления эффектив­ности тех или иных бюджетных программ.

Схематически контуры таможенной деятельности, или сферы государ­ственных таможенных услуг, представлены на рис. 1.11. Сфера таможенных услуг — это область взаимоотношений производителя и потребителя тамо­женных услуг по поводу их предоставления.

Рассматривая таможенную деятельность как услуговую1, мы имеем воз­можность адаптировать и применить весь современный инструментарий, накопленный в теории и практике маркетинга, для повышения ее качества и эффективности в условиях российского рынка. Самая широкая цель тамо­женного маркетинга в таком случае — определение путей обеспечения кон-

 


1 Услуговая деятельность — деятельность таможенных органов России по предо­ставлению государственных таможенных услуг.


 

курентоспособности таможенной службы в решении общегосударственных задач по экономическому росту и социальному благополучию общества при безусловном соблюдении законодательства РФ в таможенной сфере.

 

Рис. 1.11. Область таможенных услуг

С учетом вышеизложенного маркетинг — это базовый инструментарий формирования сферы таможенных услуг. В современных условиях необхо­димость постановки и решения проблемы таможенного маркетинга актуа­лизируют следующие основные факторы:

· внедрение Рамочных стандартов безопасности и содействия торговле;

· комплексная реформа бюджетной системы на основе реализации ме­тода «бюджетирования, ориентированного на результат»;

· непосредственное влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию таможенного администрирования;

· развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД;

· дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере.

Взаимосвязь основных факторов, воздействующих на таможенную сис­тему, с возникающими при этом проблемами маркетинга таможенных услуг и современным инструментарием их решения схематично демонстрируется на рис. 1.12.

Здесь маркетинг рассматривается как базовая теоретико-методологи­ческая платформа институциализации таможенного дела, управления та­моженными органами, управления таможенными услугами в международ­ной цепи поставки товаров.

Формирование и реализация идеологии маркетинга таможенных услуг на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда систем­ных проблем. Главными среди них являются проблемы организационного, функционально-технологического и научно-прикладного характера.


 

 

Рис. 1.12. Морфологическая схема

актуализации проблемы маркетинга таможенных услуг

В условиях стратегических изменений в таможенном деле, формирования системы таможенных услуг в международной цепи поставки товаров, ка­чественное их решение, несомненно, актуально и значимо как в научном, так и в прикладном плане.

В процессе решения проблем институционального характера целесооб­разно создать иерархическую организационную систему (институт) госу­дарственных таможенных услуг в сфере ВЭД, включающую как общегосу­дарственный уровень, так и организационные уровни таможенных органов. При этом, если на высшем (общегосударственном) уровне должна форми­роваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качест­венной и эффективной реализации.

Решение проблем функционально-технологического характера охваты­вает те уровни и основные задачи, при решении которых формируется сис­тема таможенных услуг:

· методический уровень (выбор мер тарифного и нетарифного регулиро­вания, оптимизация структуры таможенных режимов);

· функциональный уровень (определение услуг, предоставляемых в про­цессе реализации экономической, правоохранительной, информационной и других системообразующих таможенных функций);


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.03 с.)