Тема 3. Характеристика таможенного союза как формы международной экономической интеграции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Характеристика таможенного союза как формы международной экономической интеграции.



В совокупности тенденций, характеризующих основные направления развития мировой экономики, на первый план постепенно выдвигается движение стран к все более тесной и эффективной экономической интеграции. Экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами.

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стала схема Б. Балашши, которую приняли на вооружение различные международные экономические организации.

Б. Балашша различает 6 основных форм интеграции (типов интеграци­онных соглашений):

• двухсторонние и многосторонние соглашения по таможенным преференциям (преференциальные торговые соглашения);

• зона свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок;

• экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и ва­лютный союз);

• политический союз (или полная экономическая и политическая интеграция.

Как видим, таможенный союз является третьим этапом на пути углубления региональной и межрегиональной интеграции.

Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

· снятие внутренних таможенных границ между странами - членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

· унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

· введение общей для всех стран-участниц таможенного союза сис­темы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

· создание общей системы преференций.

Финальной стадией формирования Таможенного союза является провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом.

Функционирование таможенного союза требует создания постоянно действующих органов, регулирующих институтов, так как переход к единым таможенным пошлинам и совместным координационным мерам требует пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики; становится необходимой координация развития отдельных отраслей; возникает потребность в переговорах по согласованию таможенно-тарифной политики, а также координации и приспособлению внутренних рынков к общим интересам.

Таможенный союз имеет как внутреннюю, так и внешнюю сферы влияния. Это значит, что на единую таможенную территорию объединения через его внешние границы товары поставляются по унифицированным правилам. В этом случае их свободное обращение внутри стран Союзного государства не наносит экономического ущерба ни одной из стран данного сообщества. Таможенный союз является базисом формирования общего рынка (или единого экономического пространства). Таким образом, только на основе таможенного союза возможен переход к взаимной торговле по принципам общего рынка.

Основное различие между зоной свободной торговли и таможенным союзом состоит в том, что в зоне свободной торговли предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение тарифных барьеров и т.п. В рамках таможенного союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Регулирование внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри таможенного союза. Такое регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение цен и замедление их роста, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках таможенного союза.

Условия и предпосылки интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира заключаются в следующем:

· Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран.

Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Внутри групп как развитых, так и развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

· Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений в мире изначально охватывало несколько соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих достаточно развитые транспортные коммуникации. Географические особенности, например, форма рельефа может экономически как объединять, так и разъединять страны. Например, горный рельеф западной части Латинской Америки, в совокупности со слабой обустроенностью транспортной инфраструктуры, в течение длительного времени являлся существенным препятствием на пути интеграции стран-членов Общего рынка южного конуса (МЕРКОСУР) [37].

· Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами.

· Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.

· «Эффект домино».

После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные (переориентацией экономических связей стран, входящих; в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле [36, с. 27-28].

Таможенный союз, как и другая любая форма экономической интеграции, ставит перед собой следующие основные цели:

1. Использование преимуществ экономики масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций.

2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Здесь важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества в политической, военной, социальной и других неэкономических областях.

3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее.

4. Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных емких рынков.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности, так как для них возникает более широкий региональный рынок.

Критерии экономической эффективности таможенного союза.

При формировании таможенных союзов страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создать благоприятную среду для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран. Кроме того, интеграционное взаимодействие позволяет странам-участницам совместно решать наиболее острые социальные вопросы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику.

Более того, мировой опыт свидетельствует о том, что таможенные союзы способствуют укреплению не только экономических, но и политических отношений, что служит дополнительным фактором для укрепления и интенсификации экономических взаимоотношений.

Можно сделать следующие выводы относительно благосостояния стран в результате интеграции:

1) наличие большого количества стран, входящих в блок, повышает возможность ликвидации неэффективных производителей за счет внутренней конкуренции;

2) конкурирующий, но не дополняющий характер взаимодействия экономии облегчает специализацию в производстве и развитие торговли [40].

Оценка геоэкономических и геополитических последствий создания таможенного союза.

Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств. Однако не меньшую роль в интеграции стран играют факторы геополитики и геоэкономики.

Становление таможенных союзов, как свидетельствуют теория и практика, сопровождают два разнонаправленных движения: в сторону снижения таможенных барьеров и усиления нетарифных скрытых торговых барьеров. Второе пытается уравновесить первое. Сказывается естественная тяга любого государства или экономического оператора к защите своего от чужого.

Примирить противоположности стремится общая экономическая политика, сопровождающая строительство таможенного союза. Логика этой политики состоит в том, чтобы добиться сочетания противоречащих целей, таких как либерализация и защита, развитие торговли между государствами и предотвращение потрясений в экономике союза, усиление конкуренции внутри группировки и повышение конкурентоспособности союза в целом.

Как свидетельствует опыт, участие в таможенном союзе, добровольное принятие на себя принципов и норм его функционирования, означают не только существенную перестановку всего хозяйственного механизма, но и ломку устоявшихся стереотипов управления экономикой, изменение психологии руководящих кадров.

Важнейшая глобальная задача в условиях формирования таможенного союза - преодолеть так называемый интеграционный эгоизм, стремление получить бесплатные дотации от наиболее обеспеченных сырьевыми ресурсами и развитой экономикой государств.

Теоретики интеграции говорят о возможности образования как политических, так и экономических союзов. Однако многое из того, что есть в политике, диктуется экономикой. Поэтому интеграция, затеваемая из политических (а скорее даже геополитических) соображений, как правило, выбирает экономическое русло. В процессе же ее углубления необходимым элементом становится таможенный союз, создаваемый на базе существующей между участниками зоны свободной торговли. Наглядный пример этого демонстрирует ЕС. Страны Западной Европы на определенном этапе своего развития ощутили потребность в таком союзе, который и был учрежден Римским договором 1957 года.

Рассмотрев все формы региональной экономической интеграции, можно сделать вывод, что таможенный союз выступает в качестве особого типа международных интеграционных процессов, направленных на создание единой таможенной территории посредством введения общего таможенного тарифа и единой системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами. Данный шаг предполагает согласованную систему национальных таможенных тарифов странами-участницами такого союза и введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, что позволит им обеспечить защиту от внешней конкуренции, контрабанды и реэкспорта, в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения.

Также нужно отметить, что создание таможенного союза предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преиму­щества:

· снижение расходов на создание, пере­работку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории тамо­женного союза;

· уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;

· сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо прохо­дить для ввоза товаров из третьих стран;

· открытие новых рынков сбыта;

· упрощение таможенного законодатель­ства в силу его унификации.


Тема 4.Этапы становления Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

В настоящее время безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве принадлежит Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), в состав которого входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан.

ЕврАзЭС как качественно новая интеграционная организация, созданная в октябре 2000 г., имеет сформулированную современную концепцию развития. Основной задачей взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС является экономическая интеграция, предполагающая три этапа: создание зоны свободной торговли, формирование таможенного союза и единого экономического пространства.

ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную, исторически обусловленную общность и большие, реально существующие0 различия политических и социально-экономических условий.

Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств-членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

Построение таможенного союза в рамках ЕврАзЭС отличалось рядом особенностей при сравнении с моделью таможенного союза Европейского союза.

Отметим, что в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) одним из главных направлений движения к более высоким уровням интеграции стало именно становление и развитие таможенного союза.

В этой связи следует отметить подписанный 24 сентября 1993 г. Договор о создании Экономического союза. Таким образом, страны СНГ решили объединить свои экономики на новой рыночной основе путем последовательного прохождения целого ряда этапов. На первом этапе должна была быть создана зона свободной торговли. На втором этапе предусматривалось образование Таможенного союза. На третьем этапе должен быть сформирован общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического союза.

Однако Содружество так и не смогло претворить в жизнь ни один из вышеуказанных интеграционных проектов ввиду непреодолимых разногласий между его участниками. Идея построения таможенного союза не нашла способа реализации в формате Содружества.

В первоначальном своем варианте Таможенный Союз был создан по Соглашению о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г. Впоследствии к Союзу присоединились Республика Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Государства подписали Соглашение, определявшее принципы, механизм и этапы создания Таможенного союза.

Соглашения определили таможенный союз как экономическое объединение государств, опирающегося на наличие единой таможенной территории, отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, имеющих эквивалентное значение, а также количественных ограничений, введение общего таможенного тарифа и применения единой системы мер нетарифного регулирования.

Соглашение 1995 г. можно оценить как значительное достижение в рамках СНГ, однако недостаточное для принятия кон­кретных действий. На тот момент отсутствовали национальные правовые ак­ты, подтверждавшие готовность государств-участников работать по созда­нию союза. В свое время государства Европейского Союза утвердили про­грамму строительства таможенного союза, закреплявшую перечень конкрет­ных мероприятий, осуществляемых государствами-участниками во исполне­ние международных договоренностей.

Начало следующего этапа было отмечено подписанием Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г., подписанного между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

Данный договор поставил цель создать в перспективе «сообщество интегрированных государств» посредством «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон».

Этим Договором была учреждена новая региональная организация, получившая название Таможенный союз (ТС). Стороны договорились направить совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга.

Среди целей интеграции были заявлены формирование единого экономического пространства, гармонизация законодательства, согласование внешнеполитического курса. Новым явилось четкое обязательство сторон завершить к 1996 г. процесс создания общей таможенной территории с обеспечением общей системы управления.

Высшим органом управления в Таможенном союзе являлся Межгосударственный Совет, в состав которого входили главы государств, главы правительств, министры иностранных дел. Важным нововведением явилось предоставление Межгосударственному Совету права принимать решения, имеющие обязательный характер для органов и организаций сторон, либо решения, подлежащие трансформации в национальное законодательство сторон.

Здесь налицо параллель с нормативными актами Европейских Сообществ, а именно постановлениями и директивами. Однако сравнительный анализ позволяет выявить, что в тех же Европейских Сообществах статус таких актов, механизм их принятия и применения подробно расписан в самих «учредительных» договорах ЕС. Более того - это потребовало внесения изменений в национальные конституции государств-членов ЕС, и применение этих актов напрямую зависело от функционирования Суда ЕС, который выполняет роль арбитра и последней инстанции; аналогичный орган на постсоветском пространстве был учрежден намного позже [25].

Несмотря на громкие прокламации, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения таможенного союза, был, однако незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства-участники ТС видели единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении защитных барьеров друг от друга.

Тем не менее, результатом экономического кризиса стал не окончательный развал формирующегося альянса, а принятие им 26 февраля 1999г. Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно - к построению Общего рынка. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан.

Таможенный союз теперь позиционируется как один из этапов формирования единого экономического пространства, что позволяет сторо­нам договора сосредоточиться на проблеме целиком, уйдя от обсуждения конкретных мероприятий по первоначальным задачам формирования самого союза.

В соответствии со статьей 21 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения предполагает наличие:

а) единой таможенной территории;

б) общего таможенного тарифа;

в) режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором;

г) упрощения и последующей отмены таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

д) однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

е) органов управления, обеспечивающих условия функционирования и развития таможенного союза;

ж) единой таможенной политики и применения единых таможенных режимов.

Таким образом, Договор 1999 г. можно оценить как акт, наметивший основные проблемы в процессе построения таможенного союза, но не предложивший их решения. Документ, носящий промежуточный характер, на се­годняшний день является основным актом, регулирующим процесс создания таможенного союза. Даже более поздние акты об учреждении и становлении Евразийского экономического сообщества как международной организации, в части таможенного союза опираются на этот договор.

Формирование Таможенного союза затруднялось значительными факторами, среди которых следует отметить различи я в уровнях развития экономик, отраслевой структур е производства, особенностях географического положения стран, слабое развитие инфраструктуры, а также значительное различие национальных транспортных тарифов.

Ликвидация таможенной границы проводилась без введения общего внешнего таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы, что может привести только к дезорганизации внутренних рынков стран-участниц.

Однако нужно отметить, ее институциональная система, где главенствовал консенсус и отсутствовал наднациональный уровень управления, оказалась непригодной для продвижения к искомой цели - завершения создания таможенного союза. Для достижения поставленной цели требовались новые организационно-правовые решения, поиск которых нашел свое отражение в подписании 10 октября 2000 г. в Астане Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) главами государств России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Таким образом, В соответствии с Договором таможенный союз был преобразован в международную организацию, имеющую четкую институциональную структуру, статус юридического лица и более четкие полномочия. В январе 2006 г. членом ЕврАзЭС стал Узбекистан, который, однако, вышел из его состава в ноябре 2008 г.

Цель новой организации - формирование единого экономического пространства на территории пяти государств. ЕврАзЭС - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка [4].

В отличие от предыдущих попыток создания таможенного союза, на этот раз имелась согласованная концепция Таможенного союза и четкий план его строительства. В частности, заранее был сформирован перечень документов, необходимых для его создания, и утвержден План действий по созданию Таможенного союза.

В 2001–2002 гг. были сформированы и начали работу основные органы ЕврАзЭС. Центральным органом стал Интеграционный комитет. Созданы также Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. К 2004 году была сформирована новая система институтов и принятия решений.

Не смотря на не совсем удачный опыт предыдущих региональных инициатив в сентябре 2003 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина подписали соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Основной целью этого соглашения являлось создание зоны свободной торговли между вышеназванными государствами (к чему всегда стремилась Украина), но в то же время соглашение предусматривало гармонизацию их макроэкономической политики и создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (т.е. создания таможенного союза и общего рынка, что всегда было задачей первой тройки государств).

Однако Украина четко обозначила свою позицию, согласно которой она была против созданию наднациональных органов и согласна была участвовать в данном торговом соглашении только если оно было сформировано как зона свободной торговли без изъятий и ограничений. К тому же, Украина сделала оговорку о том, что ЕЭП не должен противоречить стратегической цели страны – интеграции в Европейский Союз. Вышеназванные противоречия привели к провалу данной региональной инициативы.

Новая волна регионализма возникла в ЕврАзЭС в 2007 г., когда страны-члены поняли, что данное торговое соглашение так и не вышло за рамки не до конца созданной зоны свободной торговли, в которой по-прежнему актуальными являются проблемы различного рода торговых барьеров и имеющиеся противоречия остаются неурегулированными. Поэтому государствами ЕврАзЭС было принято решение использовать метод разноскоростной интеграции, т.е. три страны – Беларусь, Казахстан и Россия создают таможенный союз и формируют единый внешний таможенный тариф, а остальные страны пока находятся в зоне свободной торговли. При этом ЕврАзЭС продолжает функционировать.

Решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС ЕврАзЭС) было принято 16 августа 2006 г. Данное интеграционное объединение России, Беларуси и Казахстана было объявлено открытым для присоединения к нему остальных государств-членов ЕврАзЭС по мере их готовности. Формирование таможенного союза должно было завершиться до 2011 года. Это был первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития.

6 октября 2007 г. на саммите ЕврАзЭС главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств: Договор о Комиссии таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, а также утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [5].

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Указанным Договором определено, что «таможенный союз» - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Остальные 9 документов, формирующие правовую базу таможенного союза трех государств, подписаны главами правительств 25 января 2008 г. Это соглашения:

· о едином таможенно-тарифном регулировании;

· о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран;

· о единых правилах определения страны происхождения товаров;

· о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран;

· о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;

· о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;

· об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;

· о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза;

· о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

В 2007 году на 20-м заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭс (высшего органа таможенного союза) принято решение завершить формирование таможенного союза в составе тройки лидеров - России, Беларуси и Казахстана - к концу 2010 года. Остальные страны будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

12 декабря 2008 г. на уровне глав правительств утверждены документы, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии таможенного союза (в том числе подписано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза). Также подписано 13 международных договоров, направленных на дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза.

9 июня 2009 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

27 ноября 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС принял решение о введении в действие с 1 января 2010 г. соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению.

Несомненно, тот факт, что впервые с 1995 г. странам удалось преодолеть многочисленные противоречия и подписать пакет соглашений, касающихся Единого таможенного тарифа, является важным шагом на пути создания реального таможенного союза, поскольку все предпринимавшиеся ранее усилия не приносили желаемых результатов, в первую очередь, в связи с тем, что страны на практике не охотно шли на унификацию национальных тарифных режимов.

В рамках Таможенного союза уже сформирована институциональная структура, состоящая из Межгосударственного совета ЕврАзЭС, Комиссии Таможенного союза (постоянно действующего органа, осуществляющего оперативное управление), Суда ЕврАзЭС и Экспертного совета.

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган таможенного союза) построен на двух уровнях - на уровне глав государств и на уровне глав правительств. Основной задачей Совета является принятие решений, которые носят обязательный характер на территории государств-членов Евразийского экономического сообщества и подписание международных договоров, а также принятие этих международных договоров.

Помимо Межгосовета по вопросам таможенного союза вправе принимать решения и Суд ЕврАзЭС. Суд ЕврАзЭС так и не был создан как самостоятельный суд. Его функции по соглашению с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС выполняет Экономический суд СНГ.

В отличие от ЕврАзЭС, где исполнительным органом является Интеграционный комитет в Таможенном союзе им является Комиссия таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер. Так, на основании достигнутых международных договоренностей Решением Межгоссовета Комиссии переданы функции по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

Решения принимаются большинством в две трети голосов. Если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии, вопрос вносится на рассмотрение Межгоссовета ЕврАзЭС, который принимает решение консенсусом.

Экспертный совет является пока единственным органом, куда могут непосредственно обращаться и юридические лица, и граждане. Одной из его задач является проведение медиации (внесудебного разрешения) по спорам между частными лицами и Комиссией Таможенного союза.

Таким образом, впервые главы государств согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу. Это подтверждает понимание государствами-участниками очевидных преимуществ, которые они получают от вхождения в таможенный союз. Если провести параллель с ЕС, то можно констатировать, что именно там, в середине прошлого столетия, впервые в истории государств Европы было осуществлено делегирование части функций национальных правительств высшему руководящему органу. Этот орган состоял из выбранных представителей, но действовал независимо и обладал полномочиями принимать решения в общих интересах государств Евросоюза.

Предложение решить проблему создания таможенного союза с использованием наднационального органа - это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь в том же качестве, что Евросоюз для европейских стран, - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

19 декабря 2009 г. главы государств-членов Таможенного союза утвердили План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Следующий этап строительства Таможенного союза пришелся на 2010 г.:

· с 1 января 2010 г. три объединившихся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран. При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами - только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.

· с 1 июля 2010 г. - введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин; отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза.

Факт принятия кодекса на начальном этапе формирования таможенного союза может сыграть важную роль в успешном продвижении интеграции. Это в некотором смысле является преимуществом перед Европейским союзом, где Таможенный кодекс был принят уже после завершения формирования таможенного союза ЕС в 1968 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.088 с.)