Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Геополитические и геоэкномические в становлении и функционировании еэпСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение. Создание в ноябре 2009 г. таможенного союза, объединившего три бывшие советские республики – Беларусь, Казахстан и Российскую Федерацию, было воспринято большинством экспертного сообщества достаточно скептически. Многие критиковали поспешность его создания, отмечая, что на данный момент невозможно переломить дезинтеграционные тенденции в развитии постсоветских государств. Многие российские аналитики, ориентированные на Запад, приводили доводы о том, что объективно страны СНГ настолько разошлись, что, например, доля 11 бывших нероссийских советских республик, ныне входящих в Сообщество, в товарообороте России в начале ХХI века составляет не более 8–9%. Исходя из такого положения дел, указанные выше эксперты делали неверный посыл: страны СНГ в долгосрочной перспективе для России останутся дотационной вотчиной, маргинальной частью ее экономических интересов. По их мнению России следовало бы делать основную ставку на развитие внешней торговли с Европейским Союзом, США, Китаем и другими странами БРИК. Однако они не учитывают очевидного: в геополитике не существует вакуума, и российская доминанта в странах так называемого «ближнего зарубежья» оказалась отнюдь не такая уж незыблемая. Бывшие западные окраины России (Беларусь, Украина и Молдова), южное российское «подбрюшье» (Кавказ и Центральная Азия) давно находятся в фокусе пристального внимания признанных игроков на мировой арене: таких, как Евросоюз, США, Китай, а также активно развивающихся в последнее время региональных лидеров – прежде всего Польши, Турции и Ирана. В 90-е годы ХХ в – начале нынешнего тысячелетия указанные участники этой всемирной игры активно взаимодействуют с постсоветскими государствами в различных областях: экономике, политике и военной сфере, тем самым стремясь закрепить свое присутствие в регионе. Новое российское руководство после выхода из экономического кризиса, вызванного дефолтом 1998 г., оценила все возможные риски и угрозы для своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов и сделало ставку прежде всего на восстановление своих «исконных» позиций на постсоветском пространстве. С другой стороны, современный глобальный финансово-экономический кризис, больно ударивший по экономикам постсоветских государств, подтолкнул руководства Беларуси и Казахстана к тесному союзу с Россией и интенсификации договорного процесса по созданию тройственного таможенного союза в ноябре 2009 г. Время показало жизнеспособность нового регионального объединения. За 2009–2011 гг. в рамках тройственного Таможенного союза (далее – ТС) была сформирована единая таможенная территория – без внутренних административных барьеров и таможенного оформления. В результате создания ТС, а также унификации и упрощения таможенных процедур рост взаимной торговли за 9 месяцев 2011 г. в рамках указанного интеграционного объединения составил по отношению к прошлому году 44%. Это в два раза больше, чем рост международной торговли в целом. На рубежах ТС активно растет приграничная торговля, успешно развивается торговля товарами, наиболее чувствительными к простоям на границах (продукция агропромышленного комплекса), где меры нетарифного регулирования ВЭД (механизмы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля) часто использовались для достижения специфических целей. Очень важный момент, с которым связывают эффективность формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства – создание по решению глав государств и правительств союзной «тройки» наднационального органа – Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) – которому делегирована часть национальных полномочий по формированию единой внешнеэкономической и таможенной политики. ЕЭК предоставлены значительные полномочия, они сейчас весьма обширны и охватывают вопросы таможенного регулирования и отчасти внешней торговли (принятие решений по импортным пошлинам, по количественным ограничениям по осуществлению ВЭД, по формированию норм санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, принятию технических регламентов и др.). ЕЭК фактически отвечает за создание всей нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП, ее согласование и применение. Как отметил ее бывший отвественный секретарь, академик РАН Сергей Глазьев, данная Комиссия, с одной стороны, функционирует, как межгосударственный орган, «не сочиняет и работает по инициативам национальных правительств», а, с другой, это наднациональный орган, решения которого обязательны к исполнению. Интересы стран-участниц объединения в ЕЭК представляют первые вице-премьеры национальных правительств и другие высокие чиновники, возведенные в ранг федеральных министров Российской Федерации. Общая численность экспертов и должностных лиц, участвовавших в этом процессе, составляла свыше 300 человек. Как видим, в структуре задач, выполнение которых связано с функционированием ТС и ЕЭП можно выделить экономические, социальные, политические, юридические, военные и технические. Значительную роль здесь играют факторы геополитики и геоэкономики. Необходимо учитывать, что любая стратегия интеграционного развития реальна только при объективной оценке комплекса факторов, определяющих: экономическое и политическое значение для страны того или иного вектора развития интеграционных процессов. Нужно исходить прежде всего не из текущих конъюнктурных интересов, а со стратегически значимых предвидений изменений в соотношении сил не только на региональном уровне, но и, в целом, на мировой арене на перспективу. Нужно понимать реальность осуществления приоритетного развития по выбранному вектору, твердо ориентируясь на реально существующий уровень развития национальной экономики и экономик союзных государств, а также достигнутой интернационализации объединенных экономик регионального интеграционного блока. В том числе следует иметь в виду тот негативный потенциал инерционных процессов, возникающий при ломки устоявшейся прежней геоэкономической ориентации, связанной с советским прошлым. Создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для экономического развития нашей страны несет за собой как положительные, так и негативные последствия. Участие в этом межгосударственном объединении обеспечивает Беларуси в ближайшей перспективе выгодные условия для свободного перемещения белорусских товаров на рынках России и Казахстана, дает возможность по-прежнему получать российские энергоносители по низким ценам. По теории, с июля 2011 г. в рамках единой таможенной территории любой товар, произведенный на данной территории, получает статус товара Таможенного союза и может беспрепятственно перемещаться от Бреста до Владивостока, независимо от степени участия в его производстве зарубежных компонентов. Иностранный капитал, исходя из этих предпосылок, получает возможность выгодно инвестировать свои деньги в белорусское производство и реализовывать свою продукцию на рынке всего таможенного союза. Во-вторых, при возникновении возможных проблем на мировых рынках, спровоцированных, например, политическими причинами, страны участники ТС могут смогут консолидировано выступить в защиту своих экономических интересов. В сегодняшних условиях Республика Беларусь, чтобы защитить свой экспорт, в праве рассчитывать на внешнеполитическую поддержку своих союзников. Возросшая конкуренция среди товаропроизводителей в границах единого таможенного пространства потенциально должна содействовать повышению эффективности и рентабельности отечественных производителей. После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) конкуренция на рынке ТС значительно усилиться. В прежних тепличных условиях, при постоянной государственной поддержке, белорусский производитель не торопился искать резервы для интенсификации производства и повышения его рентабельности. В переходный период, пока Беларусь и Казахстан еще не являются членами ВТО, а России дано время к адаптации к новым условиям хозяйствования, указанным странам нужно проделать огромную работу для усиления конкурентной способности своей продукции. В этом плане условия деятельности участников ВЭД является как бы генеральной репетицией перед ВТО. Однако, с другой стороны, не вполне рыночные условия деятельности отечественных производителей при заниженных ценах на российские и казахские энергоносители и сырье будут сильно тормозить процесс интенсификации экономического развития, задерживать перевод народнохозяйственного комплекса на рыночные рельсы и не позволят в быстрые сроки завершить модернизацию национальных экономик стран-участниц ТС. Юридическое оформление ТС не сняло с повестки дня проблем политико-экономического характера. В мире существует свыше десяти подобных интеграционных группировок, соответствующих критериям таможенного союза, но подобного ТС, объединившего 3 постсоветских государства, в мировой практике не было, учитывая, что рассматриваемый тройственный Таможенный союз в геополитическом, демографическом и геоэкономическом плане – союз «гиганта» (Россией) с «карликами» (Казахстаном и Беларусью). Бывший руководитель Центра по исследованию проблем СНГ Института международных экономических и политических исследований РАН Р.С. Гринберг, еще в 1997 г. был весьма откровенен при обсуждении в Совете Федерации России перспектив создания таможенного союза на постсоветском пространстве: «Мир не знает таких интеграционных группировок, где на одну страну приходилось бы больше двух третей всяких индикаторов. Я думаю, что, например, ведь не случайно в региональной группировке, где США, Мексика и Канада, нет продвижения в сторону какого-то большого сближения. Просто США – это «слон», в любом случае он будет подавлять. Поэтому в лучшем случае речь может идти о зоне свободной торговли». Можно назвать и другие объективные факторы помимо разновеликости стран разного геоэкономического «калибра», участвующих в формировании ЕЭП на основе ТС. Это разные темпы экономических реформ, разная степень открытости экономик, отличная отраслевая структура, низкий уровень внутриотраслевой торговли, технологическая отсталость и изношенность производственных фондов, слабая инфраструктура и несовершенство транспортных коммуникаций. Сырьевая монополизация прибыльных добывающих производств способствует в первую очередь России и Казахстану концентрировать у себя огромные финансовые средства за счет продажи по высоким конъюнктурным ценам на международных рынках энергоносителей и других сырьевых ресурсов. Это способствует усилению государственного вмешательства в экономику, распространению влияния производителей из сырьевого сектора на прочие секторы экономики и формированию могущественных финансово-промышленных групп. При этом интересы натуральных монополистов, как правило не совпадают с продекламированными целями и задачами евразийской интеграции. В условиях несовершенства государственных и общественных институтов практически в указанных странах это часто приводит к различным проявлениям экономической неэффективности – образованию монополий, поддержке нежизнеспособных производств, субсидированным ценам. А это чревато тем, что создаются стимулы для расточительного использования ресурсов, их контрабанды, реализации волюнтаристских амбициозных проектов, направленных на удовлетворение личных пристрастий лидеров стран, а не на достижение общественной пользы. Существенными являются и политико-экономические последствия концентрации доходов от экспорта сырьевых ресурсов: усиление авторитарных тенденций в общественно-политической жизни и ослабление демократических механизмов государственного управления. [5] Непрозрачность перераспределения этих «нефтяных», «газовых», «солевых» и прочих доходов приводит к росту коррупции и прочим негативным социальным последствиям. И, наконец, следует заострить внимание на отсутствие единства в определении идейного и геоэкономичского ядра евразийской интеграции, вызванного разностью политических интересов политических элит стран-участниц ТС, а также разным пониманием рационализации своих народнохозяйственных комплексов. С одной стороны, определенные круги в России стремятся использовать евразийскую идею в своих экспансионистских целях, а, с другой, Беларусь и отчасти Казахстан, а также другие страны-участницы ЕврАзЭС надеются получить от «старшего брата» щедрую финансовую и экономическую помощь, дешевое сырье для осуществления модернизации своей промышленности и сельского хозяйства. [6] Россия, не выработав до сих пор эффективного, реалистичного сценария своей модернизации, в какой-то степени вынуждена в ближайшей перспективе оплачивать модернизацию экономик своих соседей, надеясь на большие дивиденды в средне временной и дальней перспективе. Перед Российской Федерацией стоит сложнейшая задача в пределах евразийского экономического пространства активно действовать на двух направлениях: на белорусском и на казахском. Тем самым российское руководство стремится восстановить геоэкономическое и геополитическое единство большей части бывшего Советского Союза. Официальная Москва предстает тут в образе «двуликого орла», смотрящего одновременно как на восток, так и на запад. Усилия российского руководства объединить два разных по направлению внешнеэкономические стратегии продиктованы не только геополитическими, но геоэкономическими обстоятельствами: первое, это сохранить экономический смысл Союзного государства Беларуси и России, а саму Беларусь – в качестве российского «окна в Европу», участника внутрироссийской промышленной кооперации, а также как гаранта своей транзитной и военной безопасности; второе, это восстановить экономическое единство с Казахстаном, превратив его в участника своего «второго индустриального центра» (Кузбасс – Урал – Восточная Сибирь), партнера по ресурсно-энергетической кооперации, а также в качестве «дополнительного коридора» в Китай. Официальная Москва, несмотря на некоторые противоречия с Минском, активно субсидирует белорусскую экономику, а также открыла доступ белорусским производителям на свой рынок. Однако российское руководство то и дело нервирует цепкая, агрессивная экспансия белорусских товаропроизводителей у себя «дома». Нервозности России добавляет и прямая конкуренция белорусской транзитной инфраструктуры с российской в балтийском регионе, а также тесное экономическое и транзитное сотрудничество Минска с балтийскими государствами, Молдовой и Украиной. Явная асимметрия ТС, о чем говорилось выше, значительная зависимость белорусской экономики от поставок российских энергоресурсов, также непропорциональная вовлеченность белорусских производителей в российский рынок в ущерб другим, отсутствие разумной диверсификации внешнеэкономических связей несет значительную угрозу суверенитету Беларуси. Такую обеспокоенность высказал, кстати, и Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко 17 ноября 2009 г., в преддверии подписания соглашений о создании Таможенного союза: «Скажу прямо, меня беспокоит, достаточно ли мы защищены и полностью ли учтены белорусские экономические и внешнеполитические интересы на этапе согласования условий Таможенного союза… Россия и Казахстан в чем то похожи между собой, поскольку у них есть главное – углеводородное сырье. Наша экономика совсем другая… тут мы со своей экономикой можем остаться один на один со своими проблемами… Сможем ли мы компенсировать упущенные возможности от сотрудничества с третьими странами, вступая в таможенный союз, сформированный преимущественно на условиях российской стороны? Мы должны понимать, что любая ошибка, любой просчет здесь будет очень дорого стоить стране и народу». Надо сказать, что руководство нашей страны сделала все, чтобы интересы Беларуси не были ущемлены в рамках выбранного интеграционного вектора развития. Но на данный момент у нашей страны нет другой серьезной альтернативы. В Европейском Союзе в ближайшей и средней перспективе нас никто не ждет даже в качестве ассоциативного члена зоны свободной торговли. ЕС, перегруженный структурными и финансовыми проблемами, вытекающими из сегодняшнего глобального кризиса не на год, а на десятилетия не способен идти на дальнейшее расширение своих границ на восток. Безрезультативность деятельности широко разрекламированного «Восточного партнерства» – красноречивое свидетельство этому. Со стратегической геоэкономической точки зрения можно прогнозировать, что «безальтернативность» выбранного курса в дальней перспективе отнюдь не выглядит несомненной. Более того, даже реализация евразийского вектора интеграции не избавляет Беларусь от необходимости соблюдения стратегического баланса между указанным вектором и другими важными направлениями развития внешнеэкономических и политических отношений, и прежде всего нахождение правильного баланса относительно геостратегического треугольника «Европейский Союз – Россия – Китай». Можно уверенно прогнозировать неминуемую глобальную экономическую конкуренцию между восточноазиатским регионом и его флагманом в лице КНР, с одной стороны, и США в союзе с ЕС – с другой. Нужно учитывать и чрезвычайно большое значение в перспективе интеграционных процессов в рамках относительно новой региональной организации – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Огромная территория тройственного ТС делает его не только серьезным континентальным игроком, но и объектом многочисленных континентальных угроз – по крайней мере, экономических. Выводы Политическая составляющая тесного интеграционного объединения Беларуси, Казахстана и России опережает экономическую. Более глубокой и эффективной экономической интеграции на евразийском пространстве мешает существенная разница в экономическом развитии субъектов региональной группировки, в степени осуществления рыночных преобразований, несогласованности в вопросах вступления в Всемирную торговую организацию и другие причины. В этих условиях перед руководством стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства встает непростая задача решения не только внутренних, но внешнеполитических задач. Реализуя евразийский интеграционный проект, также необходимо делать корректировку на ситуацию на мировом рынке, который в последние десятилетия динамично развивается а на нем вырастают новые экономические лидеры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.009 с.) |