Тема 5. Организационная структура Евразийской экономической комиссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Организационная структура Евразийской экономической комиссии



Сегодня Республика Беларусь интегрируется в транснациональные процессы. Наша страна вступила в Таможенный союз. Управление таможенным делом в связи с этим приобрело новое значение. Фак­тически данная отрасль государственной экономики стала управляться наднациональными органами.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. в Минске Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании к 1 июля 2010 г. единой тамо­женной территории Таможенного союза и практическом начале функ­ционирования Таможенного союза с 1 января 2010 г.

Таким практическим началом стало применение в Беларуси, Казах­стане и России с 1 января 2010 г.:

● Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ);

● Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятель­ности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

● Единой системы тарифных преференций Таможенного союза (СТП);

● Единого перечня товаров ввоз (вывоз) которых запрещен или огра­ничен в торговле с третьими странами.

Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 г. № 18 и 19 утверждены:

● Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельно­сти Таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

● Единый таможенный тариф Таможенного союза;

Перечни, необходимые для применения тарифных преференций, – это:

● Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

● Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тариф­ных преференций Таможенного союза;

● Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции;

● Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками Таможен­ного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торгов­ле с третьими странами;

● Положения о применении ограничений.

● Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, подписанный главами государств в г. Минске 27 ноября 2009 г.

Таможенный кодекс Таможенного союза разработан с учетом стан­дартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 г., Республика Беларусь и Российская Федерации в 2010 г.

Использование Киотской конвенции как основы при его подготовке нашло отражение в структуре кодекса, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.

Таможенный кодекс Таможенного союза разработан в целях создания единых правовых основ таможенного регулирования на таможенной терриории таможенного союза непосредственно прямого действия.

Это надгосударственный международный правовой акт, который регламентирует функции и порядок действий таможенных органов в условиях единой таможенной территории и единой таможенной границы таможенного союза в целях обеспечения экономических и иных инте­ресов государств-членов таможенного союза.

Правовые нормы Кодекса, не имеющие бланкетного (отсылочного) характера, будут являться нормами прямого действия. Национальное за­конодательство в области таможенного дела будет трансформироваться под правовые нормы Кодекса.

Система таможенного законодательства Таможенного союза:

● Таможенный кодекс Таможенного союза;

● международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;

● решения Комиссии Таможенного союза (с 1 января 2012 г. – Евразийской экономической комиссии), издаваемые во исполнение поло­жений Таможенного кодекса Таможенного союза и международных до­говоров государств-членов Таможенного союза.

Законодательство государств-членов Таможенного союза будет при­меняться по вопросам, не урегулированным таможенным законодательством Таможенного союза либо отнесенным к компетенции национального законодательства.

Таможенное законодательство Таможенного союза действует на таможенной территории Таможенного союза. Основными принципами организации таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза является:

● отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах государств-членов Таможенного союза;

● отмена таможенного оформления товаров, выпущенных в свобод­ное обращение и перемещаемых в пределах Беларуси, России и Казах­стана;

● единая система таможенного транзита товаров по таможенной территории Таможенного союза;

● возможность подачи таможенной декларации любому таможен­ному органу государств-членов Таможенного союза (на завершающем этапе формирования Таможенного Союза ).

Высшим органом Таможенного Союза является Высший евразийский экономический совет (до 1 января 2012 г. – Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), в который входят главы государств и правительств Тамо­женного союза (Единого экономического пространства). Данный орган собирается не реже одного раза в год и принимает решения, касающиеся стратегии развития евразийского интеграционного объединения.

6 октября 2007 г. в Душанбе главы трех государств подписали ряд важнейших документов, необходимых для формирования таможенного союза, среди которых необходимо особо выделить Договор о Комиссии Таможенного союза (далее – Договор).

Договором стороны учредили Комиссию Таможенного союза, которая 26 декабря 2011 г. преобразована в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК) – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – ТС–ЕЭП). Три государства впервые создали такой наднацио­нальный орган, не подчиненного какому-либо из правительств трех стран. Решения ЕЭК обязательны для исполнения на территории трех стран.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функцио­нирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему разви­тию интеграции.

Договором определено, что ЕЭК осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных соглашениями о ТС и ЕЭП, другими международными договорами между сторонами, а также реше­ниями высшего органа таможенного союза – Высшего евразийского экономического совета (далее – ВЕЭС).

В соответствии с Договором Комиссия осуществляет следующие функции:

● исполняет решения, принятые ВЕЭС;

● осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию ЕЭП;

● разрабатывает при участии правительств стран-участниц рекомендации для ВЕЭС по вопросам формирования и функционирования ЕЭП;

● обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию между­народных договоров, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП;

● оказывает содействие странам-участницам в урегулировании спо­ров в рамках ТС–ЕЭП до обращения в Суд ЕврАзЭС;

● осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти стран-членов ТС–ЕЭП;

● выполняет функции депозитария международных договоров по формированию ЕЭП.

В рамках ЕЭК функционирует Совет Комиссии, который осуществляет общее руководство данного органа. В Совет ЕЭК входят по одному представителю от каждой Стороны, занимающему пост вице-премьера в составе своего национального правительства. В Совете ЕЭК Республику Беларусь представляет Сергей Румас, Республику Казахстан – Кайрат Келимбетов, Российскую Федерацию – Игорь Шувалов. Председательство в Совете ЕЭК осуществляется поочередно в течение 1 года в порядке кирилличного (русского) алфавита по наименованию Стороны. В 2012 г. председательствовал С. Румас, с 1 января 2013 г. Совет ЕЭК возглавит представитель Казахстана. Решения в Совете ЕЭК принимаются консенсусом.

Главным исполнительным органом ЕЭК является Коллегия (прототип союзного совета министров), осуществляющая выработку единых право­вых документов и предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС–ЕЭП. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов, обладающих статусом союзного (федерального) министра (по 3 члена Коллегии от каждой Стороны) и работающих на постоянной основе. Из числа членов Коллегии ЕЭК решением Высшего евразийского экономического совета назначается ее Председатель. Решения на Коллегии ЕЭК принимаются большинством в две трети голосов. Каждый член Коллегии обладает одним голосом. Полномочия председателя и членов ЕЭК решением Высшего Евразийского экономического совета определены сроком на 4 года с возможным продлением полномочий.

Председатель Коллегии ЕЭК, которым на данный момент является бывший министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко, отвечает за вопросы, связанные с интеграционным взаимодействием в рамках ЕЭП, отвечающего за распределение расходов из бюджета Комиссии, а также за подготовку и организацию заседаний Высшего Евразийского экономического совета.

Членом Коллегии, ответственным за вопросы таможенного сотрудничества в рамках ЕЭП, назначен бывший первый заместитель Председателя ГТК Республики Беларусь Владимир Гошин. Он отвечает за реализацию функций ЕЭК в сфере таможенного законодательства и администрирования. В должности члена Коллегии (министра), отвеча­ющего за вопросы технического регулирования в рамках ЕЭК, работает Валерий Корешков, бывший Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Его деятельность связана с под­готовкой технических регламентов, вопросами аккредитации, санитар­ных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Еще один представитель Республики Беларусь в составе Коллегии ЕЭК – бывший глава бело­русского правительства Сергей Сидорский – курирует развитие про­мышленности и агропромышленного комплекса в рамках ЕЭК.

В составе ЕЭК входит 25 департаментов и 9 секретариатов (послед­ние возглавляются членами Коллегии). Реализация единой таможенной политики и общих принципов таможенного администрирования в рамках ЕЭК возложена на следующие структурные подразделения:

● Секретариат по таможенному законодательству;

● Секретариат по вопросам технического регулирования;

● Департамент торговой политики;

● Департамент таможенного администрирования;

● Департамент финансовой политики;

● Правовой департамент;

● Административный департамент;

● Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

● Департамент политики в сфере технического регулирования, сани­тарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

● Департамент Статистики (Центр таможенной статистики);

● Департамент по защитным мерам во внешней торговле.

Количество департаментов Секретариата и их штатная численность определяются решением Высшего евразийского экономического совета.

Для разрешения различных споров в рамках ЕЭП был образован Экономический суд ЕврАзЭС (далее – Суд), который:

а) рассматривает дела о соответствии актов органов ТС–ЕЭП между­народным договорам, составляющим договорно-правовую базу ТС–ЕЭП;

б) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездей­ствия) органов ТС–ЕЭП;

в) дает толкование международных договоров, составляющих дого­ворно-правовую базу ТС–ЕЭП, актов, принятых органами интеграцион­ного объединения;

г) разрешает споры между ЕЭК и государствами, входящими в ТС–ЕЭП, а также между государствами-членами ТС–ЕЭП по выполнению ими обязательств, принятых в рамках объединения.

5. К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС и ТС–ЕЭП.

6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается Судом.

Если иное не предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС, споры рассматриваются Судом по заявлению:

а) Сторон;

б) органов ЕврАзЭС.

Суд рассматривает дела в рамках ТС–ЕЭП по заявлению:

а) государств-членов ТС–ЕЭП;

б) органов ТС–ЕЭП;

в) хозяйствующих субъектов государств-членов ТС–ЕЭП.

Обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судо­производства по ним определяются международным договором.

На национальные органы государственного управления возлагается исполнение решений принятых ЕЭК. В Республике Беларусь общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь, органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государ­ственный таможенный комитет Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.03 с.)