Тема 2. Таможенный союз: генезис понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Таможенный союз: генезис понятия.



Таможенный союз, как форма межгосударственного сотрудничества имеет многовековую историю. На протяжении этого времени менялось содержание понятия, его место в системе общественных отношений, степень воздействия на мировую политику и экономические отношения. Можно утверждать, что возникновение таможенных союзов было связано с наличием трех составляющих: государства, как формы общественного устройства, системы взимания налогов с населения и таможенного тарифа как свода ставок таможенных пошлин.

Для нарождавшейся капиталистической промышленности и развивающейся торговли был необходим более благоприятный режим с ликвидацией, хотя бы частичной, внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем более обширных таможенных территорий. В течение долгого времени количество внутренних таможен постепенно уменьшалось, территории объединялись, однако и тогда еще продолжали сосуществовать приграничные и внутренние сборы.

Таким образом, лишь с развитием товарно-денежных отношений, образованием национальных государств появляется возможность рассматривать государство как единое целое, осуществляющее централизованную власть в пределах своих границ и устанавливающее при этом единый для всей территории таможенный режим.

В условиях Нового времени таможенный союз становится необходимым условием экономического роста, который ранее тормозился искусственными таможенными барьерами. Подобные соглашения в ряду с другими факторами способствовали формированию общего национального рынка и образованию в Европе современных национальных государств. Этот процесс протекал достаточно медленно, в силу неравномерности развития товарообмена в разных регионах.

Развитие капиталистических отношений и связанное с этим расширение торговых связей вывели таможенные союзы на новый уровень регулирования отношений, просуществовавший с начала XX века до конца Второй мировой войны. В этот период таможенные союзы уже становятся существенным фактором экономического и политического существования и развития. В качестве примера здесь можно привести попытку Австрии и Германии образовать таможенный союз, который в условиях международного экономического кризиса должен был существенно упрочить положение обоих участников.

Последствия Второй мировой войны привели к необходимости выработки общепризнанных правил в сфере международной торговли; эти прави­ла не могли не затронуть сферу таможенного регулирования. Уже в проекте Гаванской хартии дается весьма подробное и обоснованное определение таможенного союза, удовлетворяющее критериям экономической науки и политических принципов того времени. Однако, в силу ряда причин, как политического, так и экономического характера, Гаванская хартия осталась проектом.

Заключенное вместо нее временное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) предусматривало более расплывчатое понятие таможенного союза. Кроме этого, возникли дополнительные препятствия, связанные с предоставлением режима наибольшего благоприятствования в рамках членства в ГАТТ. С этого момента можно вести отсчет существования таможенных союзов в современном понимании этого слова.

Истоки понятия "таможенный союз" можно найти в Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.). Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 г., учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз [25].

Классическое определение таможенного союза, опирающееся на опыт XIX и начала XX вв. нам дает Джейкоб Вайнер (Jacob Viner, 1892-1970) в своей фун­даментальной работе «The Customs Union Issue».

Завершенный таможенный союз, по его мнению, основывается на следующих предпосылках:

1) полная отмена тарифов между территориями членов;

2) установление единого тарифа на импорт извне союза;

3) распределение таможенных доходов между членами в соответствии с договоренностью [28].

В тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий, при которой:

а) таможенные пошлины и другие ограничительные меры в области торговли между государствами отменяются в отношении основной части торговых обменов между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении основной части обменов товарами, происходящими с этих территорий (внутренний аспект);

б) с некоторыми оговорками таможенные пошлины и другие регламентирующие меры, применяемые каждым из членов союза в торговле с территориями, не входящими в союз, являются, по существу, идентичными (внешний аспект).

Определение таможенного союза близкое к приведенному, содержится и в глоссарии таможенных терминов Всемирной таможенной организации [52, с. 18].

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид исследовали теорию таможенного союза, провели анализ экономического развития его стран-участниц, выделили и подробно описали критерии экономической эффективности данного интеграционного объединения стран.

Вайнер считал, что воздействие таможенного союза на благосостояние и международную торговлю неопределенно, оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. В основе анализа таможенных союзов Дж. Вайнера лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. По Вайнеру, в результате образования таможенного союза прослеживается два варианта последствий для экономики каждой из них:

· статические эффекты - последствия, возникающие в первые же годы, непосредственно при вступлении любой страны в таможенный союз;

· динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Статические эффекты участия в таможенном союзе сводятся к двум видам: «создание торговли» и «отклонение торговли» [35, с. 39].

Эффект «создания торговли» (trade creation) проявляется в ускоренном росте торговли между его участниками – в результате внедрения свободной торговли (отмене тарифов и нетарифных барьеров). Указанный эффект возникает в результате замещения неэффективного национального производства, имеющего повышенные расходы, соответствующим импортом из страны-участницы интеграционного объединения.

В результате возникновения таможенного союза, обеспечивающего эффект создания торговли, масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, а благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции – повышается. Расширяется («создается») внутрирегиональная торговля, повышается ее доля во внешнеторговом обороте стран-участниц [37].

Эффект «отклонения торговли» (trade diversion) возникает в отношениях членов интеграционного объединения с третьими странами в результате замещения импорта из третьих стран соответствующим импортом из стран-участниц интеграционной группировки. Хотя при этом товары третьих стран могут изготовляться с меньшими расходами, чем товары, импортирующиеся другими членами интеграционного объединения, к такому перераспределению товарных потоков приводит свойственный интеграционным объединением протекционизм относительно третьих стран, эффективный уровень которого при внедрении свободной торговли внутри объединения растет [36, с. 40, с. 44].

Кроме указанных статических эффектов, к ним можно также отнести:

1) уменьшение административных расходов, связанных с осуществлением торговых операций на содержание таможенных и пограничных органов (вследствие устранения торговых барьеров, упрощения процедур таможенного оформления уменьшается или исчезает потребность в сложной системе контроля за движением товаров и услуг, пересекающих общие границы членов объединения);

2) улучшение совокупных условий торговли в отношениях с третьими странами по сравнению с условиями торговли отдельных стран; каждый участник интеграционного объединения благодаря членству в нем может усилить свои рыночные позиции в мировом хозяйстве, в том числе в отношениях с третьими странами [43].

Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляю­щейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в ин­теграции - повышается. Если в результате образования таможенного сою­за возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным раз­мерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эф­фект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли.

Практические оценки объемов создания торговли и отклонения торговли, даже применительно к наиболее развитым интеграционным группировкам, весьма затруднены, поскольку приходится сравнивать существующие торговые потоки между странами, входящими в таможенный союз, с теми торговыми потоками, которые гипотетически могли бы существовать, если бы таможенного союза не было [37].

Динамические эффекты позволяют констатировать, что союз с течением времени генерирует дополнительные преимущества, которые не учитыва­ются в статическом анализе.

К динамическим эффектам принадлежат:

· расширение рынка для производителей стран-участниц таможенного союза в результате снятия ограничений относительно доступа на рынки стран-партнеров. Как следствие - расширение производства, увеличения количества рабочих мест;

· усиление конкуренции, стимулирующей повышение качества товаров, разработки новых видов продукции, уменьшение расходов производства, трансакционных издержек и цен, сокращение неэффективных производств;

· рост инвестиций в новое технологическое оборудование и перспективные научные исследования;

· содействие увеличению иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в интеграционное объединение, пытаются сохранить за собой рынки, защищенные общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран (например, объем прямых инвестиций США в странах ЕС возрос за период 1958-1983 гг. с 4 млрд. до 78,9 млрд. долл.);

· развитие соответствующей инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и тому подобного);

· повышение уверенности производителей в стабильности сбыта их продукции, что повышает возможности перспективного стратегического планирования объемов производства и продажи [66, с. 15].

Дж. Вайнер в своей работе «Проблемы таможенного союза» выделил ряд условий, при которых таможенный союз, по всей вероятности, будет способствовать движению к свободной торговле. Данный результат может быть достигнут, по его мнению, в тем большей степени:

1) чем крупнее экономический регион, охватываемый союзом;

2) чем ниже «средний» уровень тарифов на импорт товаров из-за пределов союза по сравнению с тем уровнем, на котором могли бы находиться эти тарифы при отсутствии сою­за;

3) чем больше различия между удельными издержками производства в защищенных отраслях в различных районах союза и, соответственно, чем большую экономию может обеспечить свободная торговля продукцией этих отраслей в пределах зоны таможенного союза;

4) чем выше уровень тарифов на потенциальных экспортных рынках за пределами зоны союза для товаров, в производстве которых страны-члены союза в условиях свободной торговли имели бы сравнительное преимущество, и, соответственно, чем меньше тот ущерб, который возникает вследствие уменьшения степени специализации производства между зоной таможенного союза и остальным миром и т.д. [9].

Также следует отметить заслугу в разработке теории таможенного союза английского экономиста Джеймса Мида (1907–1995) - автора известных работ «Теория международной экономической политики» (1951) и «Торговля и благосостояние» (1955). Занимался проблемами таможенных и экономических союзов, которые считал центральными в теории международной экономики. Он считал, что образование таможенного союза с большей вероятностью приведет к чистому увеличению экономического благосостояния, если экономики стран-партнеров потенциально взаимодополняемы и различны. Создание таможенного союза с тем большей вероятностью увеличит экономическое благосостояние, чем выше первоначальные пошлины на импорт в странах-партнерах.

Мид полагал, что «наилучшим принципом для сокращения торговых барьеров является всеохватывающее соглашение, в которое входят все страны и все товары, сводящееся к сокращению на недискриминационной основе всех пошлин». Эта идея материализовалась в создании Всемирной торговой организации в 1995 г.

Также необходимо отметить, что существует теория таможенного союза, впервые разработанная в 19 веке юристом, философом и экономистом Фридрихом фон Листом (1789-1846), в его основополагающем труде «Национальная система политической экономии». Это была конкретная книга о германской экономике и путях ее подъема, в которой Лист спорит с либеральными экономистами Давидом Рикардо и Адамом Смитом. Согласно Смиту и Рикардо, если государство снимает всякие таможенные барьеры и полностью освобождает внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни государства. Лист сделал вывод, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд концентрируется в неразвитой стране, а дивиденды получает развитая страна. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Фридрих Лист предложил третий путь, суть его заключалась в том, что стране нельзя открываться для мировой экономики полностью, но и нельзя пребывать в изоляции. Воплощением этого пути развития и явился таможенный союз. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом интегрироваться во внешнюю торговлю, рационально контролируя поток товаров через границы стран таможенного союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.019 с.)