Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Таможенный союз: генезис понятия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таможенный союз, как форма межгосударственного сотрудничества имеет многовековую историю. На протяжении этого времени менялось содержание понятия, его место в системе общественных отношений, степень воздействия на мировую политику и экономические отношения. Можно утверждать, что возникновение таможенных союзов было связано с наличием трех составляющих: государства, как формы общественного устройства, системы взимания налогов с населения и таможенного тарифа как свода ставок таможенных пошлин. Для нарождавшейся капиталистической промышленности и развивающейся торговли был необходим более благоприятный режим с ликвидацией, хотя бы частичной, внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем более обширных таможенных территорий. В течение долгого времени количество внутренних таможен постепенно уменьшалось, территории объединялись, однако и тогда еще продолжали сосуществовать приграничные и внутренние сборы. Таким образом, лишь с развитием товарно-денежных отношений, образованием национальных государств появляется возможность рассматривать государство как единое целое, осуществляющее централизованную власть в пределах своих границ и устанавливающее при этом единый для всей территории таможенный режим. В условиях Нового времени таможенный союз становится необходимым условием экономического роста, который ранее тормозился искусственными таможенными барьерами. Подобные соглашения в ряду с другими факторами способствовали формированию общего национального рынка и образованию в Европе современных национальных государств. Этот процесс протекал достаточно медленно, в силу неравномерности развития товарообмена в разных регионах. Развитие капиталистических отношений и связанное с этим расширение торговых связей вывели таможенные союзы на новый уровень регулирования отношений, просуществовавший с начала XX века до конца Второй мировой войны. В этот период таможенные союзы уже становятся существенным фактором экономического и политического существования и развития. В качестве примера здесь можно привести попытку Австрии и Германии образовать таможенный союз, который в условиях международного экономического кризиса должен был существенно упрочить положение обоих участников. Последствия Второй мировой войны привели к необходимости выработки общепризнанных правил в сфере международной торговли; эти правила не могли не затронуть сферу таможенного регулирования. Уже в проекте Гаванской хартии дается весьма подробное и обоснованное определение таможенного союза, удовлетворяющее критериям экономической науки и политических принципов того времени. Однако, в силу ряда причин, как политического, так и экономического характера, Гаванская хартия осталась проектом. Заключенное вместо нее временное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) предусматривало более расплывчатое понятие таможенного союза. Кроме этого, возникли дополнительные препятствия, связанные с предоставлением режима наибольшего благоприятствования в рамках членства в ГАТТ. С этого момента можно вести отсчет существования таможенных союзов в современном понимании этого слова. Истоки понятия "таможенный союз" можно найти в Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.). Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 г., учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз [25]. Классическое определение таможенного союза, опирающееся на опыт XIX и начала XX вв. нам дает Джейкоб Вайнер (Jacob Viner, 1892-1970) в своей фундаментальной работе «The Customs Union Issue». Завершенный таможенный союз, по его мнению, основывается на следующих предпосылках: 1) полная отмена тарифов между территориями членов; 2) установление единого тарифа на импорт извне союза; 3) распределение таможенных доходов между членами в соответствии с договоренностью [28]. В тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий, при которой: а) таможенные пошлины и другие ограничительные меры в области торговли между государствами отменяются в отношении основной части торговых обменов между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении основной части обменов товарами, происходящими с этих территорий (внутренний аспект); б) с некоторыми оговорками таможенные пошлины и другие регламентирующие меры, применяемые каждым из членов союза в торговле с территориями, не входящими в союз, являются, по существу, идентичными (внешний аспект). Определение таможенного союза близкое к приведенному, содержится и в глоссарии таможенных терминов Всемирной таможенной организации [52, с. 18]. Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид исследовали теорию таможенного союза, провели анализ экономического развития его стран-участниц, выделили и подробно описали критерии экономической эффективности данного интеграционного объединения стран. Вайнер считал, что воздействие таможенного союза на благосостояние и международную торговлю неопределенно, оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. В основе анализа таможенных союзов Дж. Вайнера лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. По Вайнеру, в результате образования таможенного союза прослеживается два варианта последствий для экономики каждой из них: · статические эффекты - последствия, возникающие в первые же годы, непосредственно при вступлении любой страны в таможенный союз; · динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. Статические эффекты участия в таможенном союзе сводятся к двум видам: «создание торговли» и «отклонение торговли» [35, с. 39]. Эффект «создания торговли» (trade creation) проявляется в ускоренном росте торговли между его участниками – в результате внедрения свободной торговли (отмене тарифов и нетарифных барьеров). Указанный эффект возникает в результате замещения неэффективного национального производства, имеющего повышенные расходы, соответствующим импортом из страны-участницы интеграционного объединения. В результате возникновения таможенного союза, обеспечивающего эффект создания торговли, масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, а благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции – повышается. Расширяется («создается») внутрирегиональная торговля, повышается ее доля во внешнеторговом обороте стран-участниц [37]. Эффект «отклонения торговли» (trade diversion) возникает в отношениях членов интеграционного объединения с третьими странами в результате замещения импорта из третьих стран соответствующим импортом из стран-участниц интеграционной группировки. Хотя при этом товары третьих стран могут изготовляться с меньшими расходами, чем товары, импортирующиеся другими членами интеграционного объединения, к такому перераспределению товарных потоков приводит свойственный интеграционным объединением протекционизм относительно третьих стран, эффективный уровень которого при внедрении свободной торговли внутри объединения растет [36, с. 40, с. 44]. Кроме указанных статических эффектов, к ним можно также отнести: 1) уменьшение административных расходов, связанных с осуществлением торговых операций на содержание таможенных и пограничных органов (вследствие устранения торговых барьеров, упрощения процедур таможенного оформления уменьшается или исчезает потребность в сложной системе контроля за движением товаров и услуг, пересекающих общие границы членов объединения); 2) улучшение совокупных условий торговли в отношениях с третьими странами по сравнению с условиями торговли отдельных стран; каждый участник интеграционного объединения благодаря членству в нем может усилить свои рыночные позиции в мировом хозяйстве, в том числе в отношениях с третьими странами [43]. Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции - повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. Практические оценки объемов создания торговли и отклонения торговли, даже применительно к наиболее развитым интеграционным группировкам, весьма затруднены, поскольку приходится сравнивать существующие торговые потоки между странами, входящими в таможенный союз, с теми торговыми потоками, которые гипотетически могли бы существовать, если бы таможенного союза не было [37]. Динамические эффекты позволяют констатировать, что союз с течением времени генерирует дополнительные преимущества, которые не учитываются в статическом анализе. К динамическим эффектам принадлежат: · расширение рынка для производителей стран-участниц таможенного союза в результате снятия ограничений относительно доступа на рынки стран-партнеров. Как следствие - расширение производства, увеличения количества рабочих мест; · усиление конкуренции, стимулирующей повышение качества товаров, разработки новых видов продукции, уменьшение расходов производства, трансакционных издержек и цен, сокращение неэффективных производств; · рост инвестиций в новое технологическое оборудование и перспективные научные исследования; · содействие увеличению иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в интеграционное объединение, пытаются сохранить за собой рынки, защищенные общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран (например, объем прямых инвестиций США в странах ЕС возрос за период 1958-1983 гг. с 4 млрд. до 78,9 млрд. долл.); · развитие соответствующей инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и тому подобного); · повышение уверенности производителей в стабильности сбыта их продукции, что повышает возможности перспективного стратегического планирования объемов производства и продажи [66, с. 15]. Дж. Вайнер в своей работе «Проблемы таможенного союза» выделил ряд условий, при которых таможенный союз, по всей вероятности, будет способствовать движению к свободной торговле. Данный результат может быть достигнут, по его мнению, в тем большей степени: 1) чем крупнее экономический регион, охватываемый союзом; 2) чем ниже «средний» уровень тарифов на импорт товаров из-за пределов союза по сравнению с тем уровнем, на котором могли бы находиться эти тарифы при отсутствии союза; 3) чем больше различия между удельными издержками производства в защищенных отраслях в различных районах союза и, соответственно, чем большую экономию может обеспечить свободная торговля продукцией этих отраслей в пределах зоны таможенного союза; 4) чем выше уровень тарифов на потенциальных экспортных рынках за пределами зоны союза для товаров, в производстве которых страны-члены союза в условиях свободной торговли имели бы сравнительное преимущество, и, соответственно, чем меньше тот ущерб, который возникает вследствие уменьшения степени специализации производства между зоной таможенного союза и остальным миром и т.д. [9]. Также следует отметить заслугу в разработке теории таможенного союза английского экономиста Джеймса Мида (1907–1995) - автора известных работ «Теория международной экономической политики» (1951) и «Торговля и благосостояние» (1955). Занимался проблемами таможенных и экономических союзов, которые считал центральными в теории международной экономики. Он считал, что образование таможенного союза с большей вероятностью приведет к чистому увеличению экономического благосостояния, если экономики стран-партнеров потенциально взаимодополняемы и различны. Создание таможенного союза с тем большей вероятностью увеличит экономическое благосостояние, чем выше первоначальные пошлины на импорт в странах-партнерах. Мид полагал, что «наилучшим принципом для сокращения торговых барьеров является всеохватывающее соглашение, в которое входят все страны и все товары, сводящееся к сокращению на недискриминационной основе всех пошлин». Эта идея материализовалась в создании Всемирной торговой организации в 1995 г. Также необходимо отметить, что существует теория таможенного союза, впервые разработанная в 19 веке юристом, философом и экономистом Фридрихом фон Листом (1789-1846), в его основополагающем труде «Национальная система политической экономии». Это была конкретная книга о германской экономике и путях ее подъема, в которой Лист спорит с либеральными экономистами Давидом Рикардо и Адамом Смитом. Согласно Смиту и Рикардо, если государство снимает всякие таможенные барьеры и полностью освобождает внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни государства. Лист сделал вывод, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд концентрируется в неразвитой стране, а дивиденды получает развитая страна. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Фридрих Лист предложил третий путь, суть его заключалась в том, что стране нельзя открываться для мировой экономики полностью, но и нельзя пребывать в изоляции. Воплощением этого пути развития и явился таможенный союз. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом интегрироваться во внешнюю торговлю, рационально контролируя поток товаров через границы стран таможенного союза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.008 с.) |