ТОП 10:

Таможенное дело в качестве объекта или субъекта управления



 

Таможенное дело - специфическое социально-экономическое явление, • развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, боль­шой, сложный, недостаточно структурированный объект управления — сис­тему1, а с другой — особый специальный предмет изучения.

Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела явля­ется то, что оно в явном виде содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможен­ным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о та­моженном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного ре­гулирования и контроля (рис. 1.6).

 

 

Система таможенного администрирования (таможенного регулирования и контроля)

 

Рис. 1.6. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления

 

[I] Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого — основной постулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтоло­гическим моментом теории.


 

Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в дан­ном случае органами управления — субъектом управления и собственно та­моженным делом как объектом управления.

Таможенное дело как объект управления — это система таможенных ин­ститутов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соот­ветственно управление таможенным делом — это управление данными объ­ектами.

В силу сложной природы такого явления, как таможенное дело, нали­чия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процессов самоорганизации и саморазвития однозначно определить субъ­ект-структуру органов управления таможенным делом достаточно пробле­матично. В зависимости от принимаемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации начиная с этапа формирования таможенных институтов и идентифицировать факторы и ус­ловия формирования институциональной среды с уровня международных организаций, что и происходит на практике в настоящее время, то в соответ­ствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня, формируется следу­ющая иерархия: президент, законодательные, исполнительные и судебные органы власти России; ЦА ФТС России; РТУ, таможни, таможенные пос­ты, структурные подразделения таможенных органов России.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую под­систему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело как субъект управления — это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную грани­цу, — объектами управления. Такое управление осуществляется в форме та­моженного регулирования и контроля; шире — это система таможенного администрирования (далее — СТА).

С позиции теории систем управление таможенным делом является вло­женной системой по отношению к системе таможенного администриро­вания. Поэтому, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные ре­зультаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем реше­ния по изменениям собственно в таможенном деле и/или в сфере ВЭД.

В подобной постановке речь идет об управлении таможенным адми­нистрированием. В представленном подходе такое управление начинается


 

с международного уровня, например с уровня ВТО, содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские про­токолы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации тамо­женного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенно­го инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должност­ных обязанностей.

Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организацион­ных, технологических и иных динамических изменений системно-эволю­ционного характера.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в ми­рохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятель­ности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела — «конт­роль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.

Стратегической целью развития таможенных органов является повыше­ние уровня экономической безопасности России, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных то­варопроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе по­вышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:

· повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, на­логов и таможенных сборов;

· повышение качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятель­ности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможен­ным контролем;

· повышение эффективности работы таможенных органов по выявле­нию и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.


 

Перспектива развития ФТС России определяет и существенные изме­нения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях та­моженной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традицион­ными процедурами таможенного регулирования и контроля формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с госу­дарственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.

На сегодняшний день разработаны и введены в действие новые фор­мы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документами, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряется система предварительного информирования таможенных органов и тех­нология электронных способов обмена информацией с участниками вне­шнеэкономической деятельности, таможенный аудит. В ближайшее деся­тилетие будут реализованы требования Рамочных стандартов безопасности и содействия ВТО, протоколов Киотской конвенции, программные поло­жения Концепции развития таможенных органов России и других органи­ческих институтообразующих решений.

В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления явля­ется открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подго­товки специалиста по таможенному делу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.004 с.)