ТОП 10:

Специальный менеджмент. Интегративная модель управления



 

Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Так же, как и ме­неджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление органи­зацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.

Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличаю­щие менеджмент в государственной службе.

Под менеджментом в государственной службе понимается:

· процесс управления в рамках учреждений государственной службы;

· наука об этом управлении;

· искусство управления;

· набор соответствующих навыков;

· персонал государственного управления.

Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в органи­зационной структуре в результате системных организационных преобразо­ваний, а повторяющиеся и стандартные действия — в управленческих про­цедурах в результате операционного управления.

Независимо от природы организации в управлении ею проявляются об­щие закономерности и действуют общие механизмы.

Общая закономерность управления в государственной службе проявля­ется в том, что, как и в коммерческой фирме, в процессе управления про­исходит следующее:

· формулируются цели;

· определяются принципы и приоритеты;

· составляются планы и программы действий;

· закрепляются и регламентируются управленческие процедуры;

· формируется и развивается организационная структура;

· строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются про­цедуры приема на работу и продвижения по службе;

· закрепляются соответствующие процедуры контроля.

Для процесса управления в государственной службе характерно про­явление специфических законов управления. Они выражают наиболее су­щественные связи и отношения различных элементов системы управления между собой и с элементами внешней среды.


 

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории государственного управления среди законов управления можно выделить:

· закон единства и целостности системы управления;

· закон сохранения пропорциональности (оптимальной соотноситель­ности) всех элементов системы управления;

· закон зависимости, результативности системы управления от объема использования информации;

· закон единства и соподчиненное™ критериев результативности уп­равления;

· закон совместимости управляемой системы и системы управления.

Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, пре­жде всего, в целях, специфике реализации функций, методах оценки ре­зультатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.

Основные функции менеджмента в государственной службе: анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль и регу­лирование.

Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

· анализ, прогнозирование и планирование в государственных учреж­дениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими орга­нами;

· организация государственной службы, как правило, имеет иерархи­ческую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэ­тому в рамках государственной службы складывается особый администра­тивно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих ор­ганизациях;

· контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осу­ществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой инфор­мации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации;

· мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большой мере на стимулах неденежного


 

характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возмож­ность дальнейшей карьеры и пр.).

Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначает­ся емкими терминами: «администрирование» и «бюрократия». Эти поня­тия обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе ‘ к «автократической модели управления»1, в которой ключевыми характе­ристиками менеджмента являются:

· следование инструкциям;

· разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

· концентрация власти и политической воли;

· ограничение свободы;

· административный контроль;

· авторитарный стиль управления.

В условиях происходящих изменений в экономической модели во все большем числе конкретных направлений деятельности государственной службы требуются нестандартные решения, постоянно возникают новые за­дачи. Традиционная бюрократическая модель становится неэффективной, является преградой на пути экономического развития. Объект админист­рирования, действующий в условиях и на принципах рынка, испытывает постоянное давление со стороны субъекта — государственного чиновника, действующего в условиях и на принципах классического администратора. Практически отсутствует адекватная эффективная обратная связь, что прин­ципиально разрывает логическую цепь управления, разрушает его структу­ру и процесс. Он становится однонаправленным, исчезает конструктивное взаимодействие между объектом и субъектом.

Возникающее фундаментальное противоречие, низкая эффективность существующей модели администрирования и, как следствие, «серые» тех-

 

 


[I] Теоретические основы автократической модели управления получили развитие в начале XIX в. Первая фаза ее развития связана с работами американского ис­следователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его работе «Принципы научного ме­неджмента» (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рациона­лизации действий работника. Примерно в то же время, что и работы Ф.Тейлора, в свет выходят труды немецкого социолога и философа М. Вебера (1864—1920), посвященные анализу бюрократических систем. М. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он ис­ходил из того, что в рамках идеальной бюрократии пребывание в должности зави­сит от компетентности, в основе принятия решений лежат правила и процедуры, а рационально действующий менеджер должен быть хорошо информирован.

нологии управления, — все это диктует условия трансформации тради­ционной модели управления в государственной службе, необходимость интеграции модели классического администрирования и маркетинговой модели управления (табл. 1.1). Именно их сочетание позволяет наиболее последовательно использовать технологии маркетинг-менеджмента в го­сударственном управлении, приблизить философию государственного уп­равления к философии коммерческой фирмы, главным субъектом которой является потребитель. В рамках интегративной модели может быть наибо­лее адекватно выстроен канал обратной связи, реализована концепция го­сударственных услуг.

 

Таблица 1.1

Трансформация модели управления в государственной службе

Модель классического администрирования Маркетинговая модель управления Интегративная модель управления
• Авторитарное управ- • Человек - клиент, потре- • Клиент, потребитель.
ление. битель. • Государственные слуги.
• Монополия. • Услуги. • Маркетинг услуг.
• Система государствен- • Маркетинг услуг. • Организационно-экономи-
ных функций. • Экономические механиз- ческие механизмы (госу-
• Соблюдение правил и мы рынка. дарственное регулирова-
процедур. • Маркетинговый монито- ние).
• Механизм бюрокра- ринг. • Маркетинговый монито-
тии. • Ориентация на миссию, ринг.
• Борьба с неугодными стратегию, цели. • Ориентация на миссию,
(административный • Корпоративная культура. стратегию, цели.
ресурс). • Команда единомышлен- • Корпоративная культура.
• Бюрократический ников. • Команда единомышленни-
контроль. • Ориентация на результат. ков.
• Затратный механизм. • Человек-помеха в деятельности • Маркетинг-менеджмент • Общий и специальный менеджмент. • Бюджетирование, ориенти­рованное на результат. • Общественный контроль

 

Традиционная бюрократическая система управления начинает посте­пенно замещаться интегративной, в которой присутствуют элементы ад­министрирования рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба постепенно превращается в сферу специфических услуг.


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.82.74 (0.005 с.)