Метрологическое обеспечение таможенных органов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метрологическое обеспечение таможенных органов



Метрология — это наука об измерениях, методах и средствах обеспече­ния их единства и способах достижения требуемой точности. К числу ос­новных вопросов метрологии относятся: единицы физических величин, методы и средства измерений, методы определения точности измерений, эталоны и образцовые средства измерений, методы передачи размеров еди­ниц от эталонов и образцовых средств измерений к рабочим средствам из­мерений.

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» под метрологическим обеспечением деятельности понимаются установление и применение организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности из­мерений. Организационной основой метрологического обеспечения явля­ются государственная и ведомственные метрологические службы.

Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность работы таможенных органов и высокое качество таможенных услуг. В соответствии с требованиями к метрологическому обеспечению на уровне ФТС России должны решаться вопросы, входящие в компетенцию ведомственной метрологической службы:

- установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений при таможенном контроле объ­ектов внешней торговли;

- обеспечение единства и требуемой точности измерений при реализа­ции процедур таможенного контроля объектов внешней торговли;

- создание и внедрение современных методик выполнения измерений, связанных с процедурами таможенного контроля объектов внешней тор­говли, установление рациональной номенклатуры применяемых средств измерений и поверочной аппаратуры;

- организация ведомственного метрологического контроля, поверки, ремонта, калибровки и метрологической аттестации средств измерений;

- организация метрологической экспертизы таможенных органов и объектов таможенной инфраструктуры, приобретаемых технических


 

средств таможенного контроля, а также технологических схем таможенно­го контроля;

— подготовка и повышение квалификации кадров в области метро­логии.

Разрабатывая или пересматривая таможенные технологические схемы, руководство таможенного органа должно обратить внимание на квали- метрию таможенных процедур. Это предполагает выполнение измерений с применением специализированных технических средств таможенного контроля или универсальных средств измерений.

Центральным элементом метрологического обеспечения на уровне та­моженного органа является периодическая поверка средств измерений, т. е. определение погрешностей и установление пригодности средств измерений к применению. Если эта работа не может быть выполнена собственными силами, то поверка средств измерений должна осуществляться на договор­ной основе со специализированными метрологическими службами.

Управление контрольными и измерительными приборами должно най­ти отражение в соответствующих документированных процедурах или стан­дартах таможенного органа.

При совершенствовании системы управления таможенным органом в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 должна быть преду­смотрена подсистема метрологического обеспечения. Состав стандартов организации, входящих в эту подсистему, определяется уровнем развития метрологического обеспечения таможенного органа и разработанностью вопросов метрологического обеспечения в отраслевых документах.

 

5.5 Международные стандарты ИСО серии 9000
«Системы менеджмента качества»:
НАЗНАЧЕНИЕ/ СТРУКТУРА/ СОДЕРЖАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ

 

Блок международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менедж­мента качества» предназначен для того, чтобы быть международным этало­ном для единообразного создания и оценки систем качества на предприяти­ях, в организациях и учреждениях любых масштабов и форм собственности. Они определяют минимальный состав требований, которые должны быть реализованы в организации для обеспечения выпуска высококачествен­ной продукции, качественного выполнения работ или оказания качест­венных услуг. Сертифицированная аккредитованным для этой цели орга­ном система качества предприятия (организации, учреждения) является


 

дополнительной гарантией качества продукции и услуг для потребителей результатов деятельности этой организации.

Стандарты ИСО серии 9000 носят универсальный характер и распро­страняются на любые результаты деятельности — оборудование (техничес­кие средства), программное обеспечение, перерабатываемые материалы, работы, услуги. Они используются как в условиях контрактных отношений между партнерами (для доказательства надежности торгового партнера), так и независимо от наличия контрактов для оценки и совершенствования собственных систем обеспечения качества результатов деятельности.

В стандартах ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» нашел отражение концентрированный мировой опыт обеспечения качества про­дукции и услуг. Структура и содержание этих стандартов постоянно совер­шенствуются в соответствии с требованиями к обеспечению качества про­дукции и услуг.

Основу системы стандартов ИСО серии 9000 в версии 2000 г. состав­ляют:

- МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные по­ложения и словарь»;

- МС ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;

- МС ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Появление последней версии стандартов ИСО серии 9000 связывают также с развитием движения TQM — всеобщего управления качеством.

Стандарт ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» является введением в блок стандартов, содержит основные положения по системе стандартов и словарь терминов и опре­делений.

Стандарт ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требо­вания» включает минимальный набор требований к системам качества и предназначен для создания или совершенствования систем управления организациями, оценки способности организации выполнить установ­ленные требования по профилю своей деятельности (требования стандар­тов, технических регламентов, потребителей и др.), а также используется как унифицированный набор требований при сертификации систем уп­равления.

Стандарт МС ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Реко­мендации по улучшению деятельности» предназначен для предоставления методической помощи по реализации широкого спектра целей системы управления организацией, в том числе постоянного улучшения деятельнос­ти организации, ее результативности и эффективности.


 

Стандарт МС ИСО 9001:2000 содержит ряд принципиальных требова­ний, которые объединены в пять основных разделов: система менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции, измерение, анализ и улучшение.

Непременным элементом системы управления по критерию качества является политика организации в области качества результатов деятель­ности, которая определяет цели организации, включает обязательства со­ответствовать требованиям и постоянно улучшать эффективность системы менеджмента качества.

Ключевым документом системы управления по МС ИСО 9001:2000 яв­ляется Руководство по качеству (или Руководство по системе управления), определяющее структуру организации, документированные процедуры и ответственность персонала.

Одно из требований МС ИСО 9001:2000 — документированность проце­дур и управление документацией. Персонал должен в любой момент време­ни иметь на рабочем месте только актуализированную документацию. Это предполагает:

- систематическую проверку соответствия документации текущему мо­менту, внесение изменений и выдачу разрешения на ее применение;

- распределение документации и изменений к ней по всем направлени­ям ее применения;

- своевременное изъятие устаревшей документации.

Высшее руководство должно обеспечить в организации разработку со­ответствующих процессов информирования по вопросам эффективности системы менеджмента качества. Этой цели служат плановые периодичес­кие внутренние проверки системы управления со стороны руководства. Они позволяют определить ее постоянную пригодность для реализации полити­ки и достижения целей в области качества.

Организация должна определить потребность в ресурсах и обеспечить ими все процессы, необходимые для получения запланированного резуль­тата и удовлетворения требований потребителей, а также постоянного по­вышения эффективности системы управления.

Стандарт содержит требования к компетентности кадрового потенциа­ла как важнейшего ресурса организации и определяет систему мер, направ­ленных на ее формирование.

Организация должна определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для получения соответствующих результатов деятельности.

Обслуживание производства (вида деятельности) должно находиться в управляемых условиях. Это предполагает наличие информации, содержа-


 

щей характеристики результатов деятельности, а также рабочих инструк­ций персонала, применение подходящего оборудования, наличие и приме­нение средств мониторинга и измерений.

Одним из требований стандартов ИСО серии 9000 является идентифика­ция и прослеживаемость результатов труда. Организация должна идентифи­цировать результаты деятельности соответствующими средствами в ходе ее производства с учетом требований к мониторингу и измерениям. Просле­живаемость предполагает возможность в случае необходимости проследить историю создания и использования результата при помощи специальных методов идентификации (номерной печати исполнителя, шифра процеду­ры и т. и.). При смене работающего персонала и технологических процедур должны быть своевременно введены изменения в идентификацию процес­сов и результатов. Эти сведения необходимо внести в протоколы, которые должны установленным образом храниться и контролироваться.

Система управления в соответствии с МС ИСО серии 9000 построена на управлении процессами с учетом вовлечения персонала в процедуры их постоянного совершенствования. Это особенно важно в тех случаях, когда невозможно проверить результат труда во время технологического цикла и качество его можно обеспечить только документальным закреплением требований к методам и оборудованию.

Система стандартов ИСО серии 9000 нацелена на предупреждение несо­ответствий. Для этого предусматриваются систематический анализ несо­ответствий, определение мер по усовершенствованию, выработка коррек­тирующих воздействий, контроль их эффективности и при необходимости соответствующее изменение документации.

 

 

5.6 Совершенствование системы управления
ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ НА ОСНОВЕ МС ИСО СЕРИИ 9000

Необходимость решения вопросов качества таможенных услуг, став­ших в последнее время злободневными, а также новых актуальных про­блем повышения эффективности таможенной деятельности заставляет руководство таможенных органов обратиться к методам менеджмента XXI в. Однако освоение в таможенной службе требований МС ИСО серии 9000 является непростым делом. Совершенствование систем управления таможенными органами на основе этих стандартов можно осуществить поэтапно, разработав соответствующую программу с учетом особеннос­тей таможенного дела.


 

Таможенная деятельность как функция государства имеет структуру, представленную на рис. 5.2. Она включает разработку государственной та­моженной политики, формирование таможенно-тарифного механизма ре­ализации государственной таможенной политики и практическую деятель­ность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденного таможенно-тарифного механизма.

 

 

Рис. 5.2. Структура таможенной деятельности

 

Каждый элемент этой структуры как объект управления достаточно самостоятелен и имеет обособленный субъект управления, руководствую­щийся самостоятельной системой управления.

Государственная таможенная политика имеет целью определение поли­тических установок для регулирования внешней торговли в национальных интересах государства. Ее назначение — определить принципы, которыми должны руководствоваться все исполнительные органы государственной власти, причастные к регулированию внешней торговли товарами и услуга­ми. Формированием государственной таможенной политики занимаются законодательные органы власти.

Таможенно-тарифный механизм регулирования внешней торговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение — обеспечить реализацию государственной таможенной политики на основе использо­вания комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений, вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства — международных соглашений, а также норм, требований и правил Всемирной торговой организации и рекомендаций Международной таможенной организации. Формированием таможенно­тарифного механизма регулирования внешней торговли занимается Пра­вительство РФ.

Практическая реализация комплекса таможенно-тарифных мер регули­рования внешней торговли является прерогативой ФТС России.


 

Совершенствование систем управления на этих уровнях таможенной деятельности на основе требований МС ИСО серии 9000 в методическом плане практически одинаково. Примерная программа освоения требований международных стандартов рассмотрена на примере таможенных органов.

Методология реализации требований международных стандартов по уп­равлению качеством продукции предполагает поэтапный характер работы с периодической их оценкой.

Общая методическая схема совершенствования системы управления таможенным органом представлена на рис. 5.3. Она включает пять этапов. Первый этап предполагает издание приказа о начале работы по совершенс­твованию системы управления на основе МС ИСО серии 9000, проведение самооценки, обучение руководящего состава, определение целей и задач в области качества и разработку политики в области качества (рис. 5.4).

 

 

Рис. 5.3. Этапы совершенствования системы управления
таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000

 

 

 

Рис. 5.4. Подготовительный этап совершенствования системы управления
на основе МС ИСО серии 9000


 

На втором этапе проводится разработка или переработка первоочеред­ных общесистемных документов, т. е. тех, необходимость в которых оче­видна. Примерное содержание его приведено на рис. 5.5.

 

 

Рис. 5.5. Разработка и переработка первоочередных общесистемных документов

 

 

Третий этап совершенствования системы управления таможенным ор­ганом включает в разработку подсистем обеспечения качества. При этом в качестве подсистемы может рассматриваться подразделение таможенного органа или совокупность подразделений, объединенных направлением де­ятельности. Примерное содержание работ по созданию подсистемы обес­печения качества приведено на рис. 5.6.

На заключительном этапе совершенствования системы управления предполагаются разработка окончательной редакции Руководства по сис­теме управления и введение его в действие приказом руководителя тамо­женного органа. Если таможенный орган ставит задачу подтверждения соответствия системы управления требованиям МС ИСО серии 9000 неза­висимой третьей стороной, то на этом этапе он может инициировать работу по подготовке к сертификации.


 

 

Рис. 5.6. Содержание работ по созданию подсистемы обеспечения качества

 

Завершение заключительного этапа не предполагает прекращения ра­боты по совершенствованию системы управления. С этого момента на­чинается наиболее трудный этап. Необходимо добиться реального функ­ционирования системы управления и обеспечить улучшение процессов и результатов на основе анализа несоответствий. На этой стадии должен быть отшлифован организационно-экономический механизм.

Система управления таможенным органом представляет собой органи­зационную структуру, распределение ответственности, процедуры, процес­сы и ресурсы, необходимые для осуществления руководства таможенным органом. Цель ее совершенствования — повышение качества таможенной деятельности на основе реализации требований МС ИСО серии 9000.

Приступая к этой работе, необходимо убедиться, насколько система уп­равления не соответствует требованиям МС ИСО 9001:2000 «Системы ме­неджмента качества. Требования».

Для специалистов в области управления качеством эта самооценка прак­тически бесполезна, так как ее результат будет всегда однозначным — пол­ного соответствия нет и совершенствовать систему управления на основе требований стандартов ИСО серии 9000 в любом случае необходимо. Однако самооценка включается в программу для того, чтобы руководство таможен­ных органов лично убедилось в том, что действующая система управления при всех ее положительных качествах не соответствует менеджменту XXI в.

Самооценка может быть осуществлена двумя методами — с приглаше­нием профессиональных аудиторов и собственными силами.


 

Провести самооценку системы управления с приглашением професси­ональных аудиторов систем качества полезно, хотя и дорого. Это «отрез­вляет» слишком самоуверенных начальников, для которых «нет пророков в своем отечестве».

Самооценка собственными силами предпочтительнее в том смысле, что по крайней мере часть руководящего состава уже начнет знакомиться с со­держанием требований МС ИСО серии 9000 и задумываться над тем, что нужно делать для соблюдения этих требований.

Для самооценки могут быть использованы вопросники аудиторов сис­тем качества при сертификации систем управления. Они иногда публику­ются в печати. Вариант вопросника, адаптированный к таможенной де­ятельности, приведен в табл. 5.1. Он позволяет вычислить комплексную относительную оценку соответствия системы управления по 20 наиболее существенным требованиям МС ИСО 9001 с учетом весомости, которую им придает руководство таможенного органа.

 

 

Таблица 5.1

 

Вопросник для проведения самооценки
системы управления таможенным органом
на соответствие ее требованиям МС ИСО 9001:2000

 

№ п/п Вопросы для оценки Оценка (в долях единицы) Весомость показа­ теля Приве­ денная оценка
Действительно ли система управления охваты­вает все процессы и виды таможенных услуг?      
Действительно ли система управления разра­ботана, документирована, внедрена, поддер­живается в рабочем состоянии и постоянно улучшается?      
Наличие политики в области качества таможен­ной деятельности      
Наличие Руководства по системе управления      
Наличие документированных процедур (техно­логических схем, инструкций, методик и других рабочих инструкций) по всем функциям, выпол­няемым таможенным органом      
б Наличие положений о службах и подразделе­ниях      
Наличие должностных инструкций персонала      
Предусмотрены ли измерение, наблюдение и анализ производственных процессов?      

 


 

№ п/п Вопросы для оценки Оценка (в долях единицы) Весомость показа­ теля Приве­ денная оценка
Предусмотрены ли анализ достижения заплани­рованных результатов и разработка действий для улучшения процессов?      
Документированы ли процессы взаимодействия подразделений таможенного органа?      
Имеется ли документированная процедура, оп­ределяющая порядок разработки, согласования и проверки документов на адекватность до их утверждения и издания?      
Предусмотрены ли периодический анализ доку­ментов и их актуализация?      
Обеспечены ли идентификация документов, их регистрация, изъятие устаревших вариантов и доведение до исполнителей новых вариан­тов?      
Ведутся ли записи о качестве деятельности, необходимые для подтверждения соответствия требованиям и эффективности системы управ­ления?      
Обеспечены ли соблюдение таможенного зако­нодательства и выполнение законных требова­ний участников ВЭД?      
Разработаны ли цели в области качества де­ятельности по каждой функции и по каждому уровню управления?      
Назначен ли представитель руководства, от­ветственный за состояние системы управления таможенным органом?      
Имеются ли документированные процедуры для периодического анализа системы управле­ния таможенным органом?      
Определен ли уровень компетентности персо­нала, необходимой для качественной работы?      
Имеются ли документированные процедуры по обеспечению необходимой компетентности персонала?      

 

Самооценка системы управления на соответствие ее требованиям МС ИСО серии 9000 может быть проведена также по пяти универсальным вопросам аудитора. В этом случае по наиболее значимым требованиям


 

стандарта ИСО 9001 руководство таможенного органа должно дать ответы на следующие вопросы:

1) достаточно ли полно и однозначно отражают имеющиеся в таможен­ном органе документы конкретное требование стандарта и можно ли су­дить, что соблюдение требования обеспечено;

2) ознакомлен ли персонал с этими документами;

3) имеет ли персонал эти документы в своем распоряжении;

4) понимает ли персонал содержание этих документов и требования, из­ложенные в них;

5) использует ли фактически персонал эти документы в своей работе.

Важным фактором, определяющим начальный этап совершенство­вания системы управления таможенным органом и ее дальнейшее функ­ционирование, является политика таможенного органа в области качест­ва выполнения таможенных функций, представляемая общественности в виде декларации таможенного органа в отношении своего поведения на рынке таможенных услуг. Декларация должна быть одобрена персоналом таможенного органа. Публикация декларации таможенного органа в облас­ти качества таможенных услуг должна вызвать соответствующую реакцию потребителей результатов труда — участников ВЭД, брокеров, перевозчи­ков и др.

Декларация таможенного органа о политике в области обеспечения ка­чества таможенной деятельности направлена на повышение имиджа тамо­женной службы и содержит:

- заявление о гарантиях участникам ВЭД квалифицированного и объ­ективного таможенного контроля в соответствии с российским таможен­ным законодательством;

- заявление об обеспечении участникам ВЭД режима наибольшего бла­гоприятствования, о максимальном упрощении, прозрачности и сокраще­нии времени таможенного контроля.

Разработка и опубликование политики в области качества имеют колос­сальное мобилизующее значение. Это обязывает руководство непрерывно планировать целевые установки по качеству конечных результатов труда, что рассматривается как механизм достижения все новых рубежей в повы­шении эффективности работы таможенного органа.


 

5.7. Состав документации системы управления
таможенным органом

 

 

Важнейшим условием нормального функционирования системы управ­ления в соответствии с МС Й1СО серии 9000 является ее документирование. Нормы, требования, правила, функции и процедуры должны быть зафик­сированы в нормативных, организационно-распорядительных или техно­логических (процедурных) документах.

Вся документация, составляющая систему управления, должна иметь соответствующий статус, быть разборчивой, датированной, четкой и легко опознаваемой; система — содержать порядок контроля за выпуском, рас­пространением и пересмотром документов. Этот порядок должен обеспе­чить, чтобы документы были:

- утверждены уполномоченными на то лицами;

- выпущены и имелись в наличии там, где они необходимы для работы;

- понятны и доступны пользователям;

- подвергнуты анализу с целью любого необходимого пересмотра;

- изъяты в случае устаревания.

Опыт создания систем управления в соответствии с МС ИСО серии 9000 показывает, что достаточно удобно и эффективно весь массив документа­ции разделить на три группы (табл. 5.2).

 

 

Таблица 5.2

 

Классификация массива документации по системе управления таможенным органом

 

Первая группа Вторая группа Третья группа
Руководство Документы об- Документы по подсистемам управления:
по системе управления Щесистемного характера - положения о подразделениях;
    - нормативные документы вышестоящих органи­заций: законодательные акты, постановления Правительства РФ, международные и националь­ные стандарты, технические и административные регламенты, приказы и распоряжения МЭРТ России, ФТС России и региональных таможенных управлений, типовые технологические схемы; - технологические схемы и другие процедурные документы таможенного органа, рабочие инс­трукции; - персональные должностные инструкции

 


 

В первую группу входит «Руководство по системе управления» (Руко­водство), которое является своеобразным ключом к системе управления таможенным органом и отвечает на вопрос «кто и в соответствии с каким нормативным документом обеспечивает соблюдение конкретных требова­ний стандарта».

Во вторую группу включаются документы, которые носят общесистем­ный характер и направлены на обеспечение функционирования системы. Вид этих документов не регламентируется. Это могут быть стандарты тамо­женного органа, положения или инструкции. Наиболее предпочтительным видом документов в системе управления является стандарт организации или в нашем случае стандарт таможни.

Общесистемные документы, состав которых определяется на основании требований МС ИСО серии 9000 и текста Руководства, включают, напри­мер, такие стандарты таможни, как «Мотивационный механизм обеспече­ния качества труда», «Организация массовой учебы персонала на рабочих местах», «Порядок проведения внутренних проверок системы управления и ее элементов», «Автоматизированный контроль за исполнением прика­зов, распоряжений, решений и рекомендаций», «Порядок разработки по­ложений о подразделениях и персональных должностных инструкций», «Порядок анализа несоответствий и разработки корректирующих воздей­ствий», «Порядок предъявления и рассмотрения претензий между подраз­делениями», «Порядок применения статистических методов управления качеством труда» и др. Состав общесистемных документов определяется самим таможенным органом при разработке проекта Руководства.

Третья группа состоит из документов, регламентирующих конкретные действия персонала по выполнению своих функций. Они концентрируют­ся в подразделениях таможенного органа в соответствии с их специализа­цией. Практически каждое подразделение должно иметь свою подсистему управления, в которой положение о подразделении играет роль Руковод­ства. Поскольку эти подсистемы управления направлены непосредственно на регулирование трудовых процессов, их можно называть подсистемами обеспечения качества труда.

Каждая функция, включенная в сферу ответственности таможни, для реализации требует разработки конкретного нормативного или процедур­ного документа, определяющего порядок и технологию ее выполнения. Ис­черпывающий перечень нормативных и процедурных документов должен быть сформирован, исходя из принципа завершенности функции.

Важнейшим и определяющим элементом процедурных документов яв­ляется график (линейная диаграмма) выполнения вида работы и соответст­вующее описание технологических действий персонала. Это позволяет


уточнить все производственные процедуры, которые должны быть выпол­нены, и установить их рациональную последовательность. В обязательном порядке должны быть сформулированы критерии качества выполнения процесса, а также определены место, время и методы входного, поопераци­онного и окончательного контроля качества результата труда. При разра­ботке процедурных документов обращается внимание на правила исполь­зования оборудования, учет требований техники безопасности, а также применение статистических методов контроля качества и регулирования технологического процесса.

При создании подсистем обеспечения качества труда делается ставка не на обезличенные типовые должностные инструкции, а на персональные должностные инструкции, отражающие конкретные функции конкретных исполнителей.

Руководство — это ключевой документ системы управления таможен­ным органом, поэтому к его построению и изложению предъявляются осо­бые требования. Руководство определяет по каждому требованию МС ИСО 9001:2000 — кто, как, когда и во взаимосвязи с кем производит выполнение конкретного требования в таможенном органе. Если способ фактического выполнения требования изложен в отдельных стандартах таможни, инс­трукциях или положениях, то в Руководстве делается ссылка на эти доку­менты.

Руководство целесообразно разрабатывать в два этапа. Написание первой редакции Руководства позволяет определить перечень системных стандартов таможни, подсистем обеспечения качества труда и документов, которые в совокупности обеспечивают реализацию требований междуна­родного стандарта. Это дает возможность внести некоторые изменения в программу создания системы управления таможенными органами.

Окончательную редакцию Руководства целесообразно разрабатывать после написания запланированных стандартов и создания подсистем, так как их проработка может потребовать согласования ссылок и уточнения требований.

Через Руководство начальник таможенного органа определяет меру от­ветственности руководящего состава, провозглашает политику в области качества труда персонала и заявляет о гарантиях качества результата для потребителей таможенных услуг.

Для проверки правильности описания требований ИСО в Руководстве разработчики должны подвергнуть его тестированию по следующим крите­риям:

— достаточно ли набора имеющихся и запланированных к разработке документов для полной реализации требований;


 

- созданы ли условия для ознакомления персонала с нормативными и руководящими документами;

- созданы ли условия для того, чтобы необходимая документация всег­да была в распоряжении задействованного в работе персонала;

- созданы ли условия для систематического изучения персоналом тре­бований нормативной и руководящей документации и оценки понимания им требований этих документов;

- созданы ли условия для того, чтобы персонал фактически мог рабо­тать в соответствии с утвержденной нормативной и руководящей докумен­тацией.

В качестве приложения к Руководству могут быть представлены:

- организационная структура таможенного органа;

- структура системы управления;

- указатель нормативной и руководящей документации, действующей в таможенном органе;

- словарь дополнительных терминов, необходимых для однозначного понимания текста Руководства.

Подсистемы обеспечения качества разрабатываются в развитие Руко­водства с целью доведения до конкретных исполнителей политики, целей и задач в области качества труда и конкретизации технологических проце­дур выполнения закрепленных за подразделениями функций. В подсисте­мах обеспечения качества непосредственно реализуются отмеченные выше ключевые принципы совершенствования систем управления таможенны­ми органами на основе МС ИСО серии 9000.

Каждое подразделение таможенного органа должно иметь подсистему обеспечения качества, построенную на основе цикла управления качест­вом, с учетом ориентации на потребителя и требований стандартов ИСО серии 9000.

Инициатором разработки подсистемы должен быть руководитель под­разделения, который и несет ответственность за ее создание. Контроль за наличием в подразделении подсистемы обеспечения качества и ее соот­ветствием Руководству возлагается на одного из заместителей начальника таможенного органа.

Подсистема обеспечения качества должна состоять из следующих эле­ментов:

- описания подсистемы, которым выступает переработанное соответст­вующим образом положение о подразделении;

- комплекта нормативных документов, определяющих требования к видам работ и результатам труда подразделения;


 

- комплекта технологических схем и рабочих инструкций, определяю­щих технологию выполнения всех видов работ, закрепленных за подразде­лением;

- комплекта персональных должностных инструкций.

Порядок разработки подсистем обеспечения качества труда заключает­ся в реализации таких этапов, как:

- уточнение и конкретизация функций, закрепляемых за подразделе­нием, и предварительная переработка положения о подразделении;

- инвентаризация нормативной документации, устанавливающей тре­бования к порядку и качеству выполнения закрепленных функций; опреде­ление перечня недостающей и устаревшей нормативной документации;

- уточнение перечня поставщиков в подразделение информации и дру­гих предметов труда;

- решение вопроса с входным контролем всех поступающих в подраз­деление документов и других предметов труда;

- изучение Руководства, разработанного в таможенном органе, и при­ведение в соответствие с ним функций и ответственности подразделения;

- разработка (или приобретение) недостающей и пересмотр устарев­шей нормативной документации с включением в них требований из Руко­водства;

- разработка или корректировка технологических схем и рабочих инст­рукций по каждой функции, закрепленной за подразделением;

- пересмотр персональных должностных инструкций с учетом Руко­водства;

- окончательная переработка положения о подразделении с учетом Ру­ководства и персональных должностных инструкций.

Выполнение перечисленных этапов позволяет создать замкнутую систе­му обеспечения качества труда в подразделении, ориентированную на удов­летворение требований потребителей результатов труда.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.042 с.)