Проявления протекционизма и фритредерства в таможенном регулировании в конце XX – начале XXI века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявления протекционизма и фритредерства в таможенном регулировании в конце XX – начале XXI века.



А) Таможенно – тарифная система в XVIII веке

В царствование Петра I получает развитие таможенный протекционизм. Свое законодательное подтверждение он получил в таможенном тарифе 1724 года. Около половины привозных и отпускных товаров были обложены адвалорными пошлинами1. Остальные – специфическими пошлинами.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

Тариф 1731 г. отличался от предыдущего не только пониженными ставками, но и самим способом начисления пошлин. преобладали специфические ставки. Адвалорные пошлины были оставлены лишь на галантерейные товары. Пошлины по тарифу 1731 г. как с привозных, так и с отпускных товаров надлежало взимать «полновесными ефимками в фунте по 14 ефимков с довесом, считая каждый ефимок по 50 коп.». Русские купцы при этом имели привилегию уплаты таможенной пошлины российской валютой по курсу 125 коп. за ефимок. В годы царствования Елизаветы Петровны таможенно-тарифная политика характеризовалась покровительством национальной промышленности, отмена внутренних таможенных и мелочных сборов.

Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекционизмом. Согласно тарифу 1757 г. ввозимые сырье и полуфабрикаты для российских мануфактур были обложены низкими пошлинами; Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз. Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России.

Вскоре после воцарения Екатерины II в стране началась работа по пересмотру таможенного законодательства. 1 сентября 1766 г. новый тариф был опубликован. Особенностью тарифа было и то, что половину таможенной пошлины положено было взимать русскими деньгами, а другую половину ефимками, реальный курс которых в то время составлял 125 коп. за 1 ефимок. С 1772 г. пошлина с иностранцев взималась полновесными ефимками. Это правило не распространялось на русских и английских купцов.

В конце 1781 г. Комиссия о коммерции приступила к работе по составлению нового тарифа. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. В черноморских портах пошлины должны были взиматься с уменьшением на 25 %. Для товаров, привезенных к балтийским портам, не было сделано никаких отступлений от нового тарифа, но для товаров литовского и польского происхождения, вывозимых через Ригу, был выработан особый тариф, приложенный к тарифу 1782 г.

Тариф 1782 г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10 % пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.

События Французской революции послужили поводом к дальнейшему ужесточению курса торгово-таможенной политики России. 8 февраля 1793 г. Екатерина II подписала указ, прекративший действие российско-французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом

В 1793г. Екатерина повелела Комиссии о коммерции приступить к составлению нового таможенного тарифа. С помощью нового тарифа правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить интересы казначейства.

Важнейшая перемена заключалась в том, что пошлины было постановлено взимать ефимками, считая по 1 руб. 25 коп. за штуку, как с иностранцев, так и с русских купцов. Одновременно расширялись права таможенных чиновников, стимулировалась их деятельность, направленная на задержание незаконно перемещаемых товаров и транспортных средств. Отныне, если товар, облагаемый ценовой пошлиной, заявлялся по слишком низкой цене, то таможенники имели право оставлять его себе за объявленную цену с приплатой купцу 10 % интереса, а не 20 %, как было прежде.

Новый таможенный тариф, опубликованный 14 сентября 1796 г., должен был вступить в силу с 1января 1797г. В ноябре 1796 г. на российский престол вступил Павел I. В начале 1797 г. он разрешил ввоз голландских и французских товаров (запрет на привоз мануфактур и предметов роскоши сохранялся) на нейтральных судах. 14 октября 1797 г. -опубликование тарифа. На большинство товаров пошлина была сохранена с незначительным округлением. Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов.

Б) Таможенно – тарифная система в XIX веке

С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала более последовательной. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.

В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М. Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф.

После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.

В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, имевший ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара. Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.

В целом таможенно-тарифная политика открыла новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от конкуренции западных фирм. Таможенная политика оказывала влияние на отечественную индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа также в сельском хозяйстве

Пересмотр таможенной политики России, начавшийся после ухода с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина, был ориентирован на отмену вывозных и снижение ввозных пошлин. Основным мероприятием в этом деле стала подготовка проекта нового таможенного тарифа, утвержденного в 1850 году. По этому тарифу снижались пошлины прежде всего на колониальные товары и продукты питания. В среднем на 10-15 % снижались пошлины на готовые изделия. Тариф 1850 г. положил начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась в тарифах 1857 и 1868 гг. По 299 статьям тарифа 1850 г. пошлины были уменьшены, по 12 сняты запрещения к ввозу. Особенно облегчен ввоз сырых и полуобработанных материалов.

Начавшиеся буржуазные реформы побуждали правительство к смягчению запретительной системы. Новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Он сохранил и закрепил сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза

В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции.

Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров. Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года.

Новый тариф 1868 г. также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода

Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии торгового баланса страны – за 1869 – 1876 гг. среднегодовое отрицательное сальдо составило огромную сумму в 75,6 млн. руб.

Несмотря на определенные успехи, таможенно-торговая политика России в период фритредерства в целом не оправдала надежд правительства. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс. За 1851-1876 гг. Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально-экономического положения.

Период с 1877 по 1891 г. ознаменовался переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса, попыткой приостановить экономическую экспансию иностранных государств (и в первую очередь Германии) против России. По оценке специалистов и статистическим данным, 1877 г. является годом перехода к протекционизму. Тем не менее в последующие годы таможенные пошлины неуклонно росли, а также вводились новые на многие товары, ранее пропускавшимися по тарифу 1868 г. беспошлинно. Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо.

Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Новый протекционистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года. Отличительная особенность тарифа заключалась в том, что он носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, были скоординированы пошлины в группе металлов: на руду, чугун, железо и на изделия из этих металлов.

К началу 90-х годов в стране сформировалась разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышавшими обычные ставки. Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор.

Таможенный тариф 1891 г. являлся кульминационным пунктом во взаимоотношениях между Россией и Германией, так как ставки пошлин по некоторым его статьям были столь высоки, что носили прямо запретительный характер. В условиях осуществления со стороны России охранительной таможенной политики в 90-е гг. и принятия тарифа 1891 г., это соперничество между двумя странами привело к таможенной войне. В результате Россия фактически устранялась с Германского рынка.

Давление таможенной войны не выдержала Германия. 29 января 1894 г. был заключен русско-германский торговый договор сроком на десять лет. Согласно договору, был разработан и принят Конвенционный тариф. «Конвенционный тариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%.

После заключения торгового договора с Германией наступил этап господства конвенционных тарифов, что отражало общую тенденцию роста экономических связей между странами в период империализма, и невозможность в этих условиях проводить сугубо автономную таможенную политику. Конвенциональные соглашения были заключены Россией не только с Германией, но также с Францией (еще в 1983 г.), Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. Практически тариф положил начало новому подходу к таможенной политике. В нем заново была переработана редакция и номенклатура товаров. По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне.

Зоны таможенного контроля.

Согласно ст. 97 ТК ТС, зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов ТС.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-членов ТС.

Общие положения о временном хранении товаров.

Согласно ст. 167 ТК ТС, временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК ТС.

Таможенное декларирование.

Общие положения о таможенном декларировании товаров

1) Заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

2) Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

3) Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

4) Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Таможенная декларация

Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

1. При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.

2. В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

3. Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Декларант

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Декларантами могут быть:

1) лицо государства-члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

 

Выпуск, условный выпуск.

Выпуск – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.

Выпуск относится к таможенным операциям, связанным с помещением под таможенную процедуру.

Согласно ст. 195 ТК ТС, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов ТС, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов ТС указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 ТК ТС - законодательством государств - членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств-членов ТС, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Согласно ст. 196 ТК ТС, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа – не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Решением Комиссии таможенного союза и (или) законодательством государств-членов ТС могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров.

Согласно ст. 200 ТК ТС, условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, после выпуска товаров;

3) государством-членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства-члена ТС, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Для приобретения статуса товаров ТС условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенная инфраструктура.

Таможенная инфраструктура – совокупность административных зданий, сооружений, помещений, площадок и технических средств таможенного и иных видов контроля, информационных и телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, иных материальных ценностей (элементы таможенной инфраструктуры), находящихся в собственности, либо переданных в пользование таможенным органам, и предназначенных для обеспечения деятельности таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных органов государств-членов ТС, в местах перемещения товаров через таможенную границу, на территориях складов временного хранения, таможенных складов, свободных (специальных, особых) экономических зон и иных местах, определенных в соответствии с законодательством государств-членов ТС.

Таможенная инфраструктура – стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, склады временного хранения и таможенные склады, учрежденные таможенными органами, а также административные здания, информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, сети связи, вычислительные центры таможенных органов.

Состав:

  1. Материально-техническая база:
    • здания;
    • помещения;
    • терминалы;
    • пункты пропуска;
    • склады;
    • автотранспорт.
  1. Системы и средства:
    • ТСТК;
    • ЕАИС;
    • Системы контроля;
    • Средства связи.
  1. Объекты для создания условий жизнедеятельности:

· учебные заведения и центры;

· медицинские учреждения;

· санатории;

· пансионаты;

· базы отдыха.

Показатели:

· Оснащенность пунктов пропуска;

· Состояние сети коммуникации;

· Система защищенности обмена данными, в том числе с другими госорганами.

Классификация:

· Досмотровые сооружения;

· Складские помещения;

· Навесы, площадки;

· Сети;

· Инженерная инфраструктура;

· Инженерные сооружения и оборудование;

· Сооружения для ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта;

· Объекты культурно-бытового назначения, учебно-тренировочные и спортивные сооружения;

· Прочие объекты.

Требования к обустройству пунктов пропуска.

Оборудование и материально-техническое оснащение (далее − обустройство) зданий, помещений и сооружений осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, с учетом:

· вида транспортного сообщения (автомобильный (автодорожный), воздушный, железнодорожный, морской, речной (озерный), смешанный, пешеходный);

· режима работы пункта пропуска;

· интенсивности движения транспортных средств;

· интенсивности пассажиропотока, в том числе пешего движения;

· установленного норматива времени проведения обязательных контрольных

· процедур;

· специальных требований компетентных органов государств-членов Таможенного союза к оборудованию и материально-техническому оснащению;

· установленных правил режима в пункте пропуска;

· наличия и состояния инженерно-технического оборудования;

· ограждения и освещения территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров.

Здания, помещения, сооружения, необходимые для организации государственного контроля в пункте пропуска обустраиваются, исходя из необходимости обеспечения условий для проведения контроля лиц, транспортных средств и товаров, перемещаемых через внешнюю границу Таможенного союза.

В пункте пропуска с учётом утвержденных ведомственных нормативов обеспечения должностных лиц площадями и помещениями предусматриваются:

· рабочие места для проведения государственного контроля;

· служебные помещения подразделения пограничного органа;

· служебные помещения подразделения таможенного органа;

· помещение для проведения личного досмотра лиц;

· служебные помещения для размещения санитарно-карантинного пункта

· (СКП), пограничного контрольного ветеринарного пункта (ПКВП) и пограничного

· пункта по карантину растений (фитосанитарного контрольного поста);

· специальные помещения СКП, ПКВП, ППКР (ФКП) и поста транспортного

· контроля;

· лаборатории и изоляторы СКП, ПКВП, ППКР (ФКП);

· залы для пассажиров с санитарно-бытовыми условиями для временного

· пребывания на период проведения контроля;

· зал для официальных встреч;

· помещения для хранения оружия;

· помещения для размещения серверных, узлов связи;

· помещения для приёма пищи и отдыха;

· санитарные узлы;

· помещения (вольеры) для содержания служебных собак;

· помещения для системы электропитания и резервного электропитания.

А) Таможенно – тарифная система в XVIII веке

В царствование Петра I получает развитие таможенный протекционизм. Свое законодательное подтверждение он получил в таможенном тарифе 1724 года. Около половины привозных и отпускных товаров были обложены адвалорными пошлинами1. Остальные – специфическими пошлинами.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

Тариф 1731 г. отличался от предыдущего не только пониженными ставками, но и самим способом начисления пошлин. преобладали специфические ставки. Адвалорные пошлины были оставлены лишь на галантерейные товары. Пошлины по тарифу 1731 г. как с привозных, так и с отпускных товаров надлежало взимать «полновесными ефимками в фунте по 14 ефимков с довесом, считая каждый ефимок по 50 коп.». Русские купцы при этом имели привилегию уплаты таможенной пошлины российской валютой по курсу 125 коп. за ефимок. В годы царствования Елизаветы Петровны таможенно-тарифная политика характеризовалась покровительством национальной промышленности, отмена внутренних таможенных и мелочных сборов.

Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекционизмом. Согласно тарифу 1757 г. ввозимые сырье и полуфабрикаты для российских мануфактур были обложены низкими пошлинами; Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз. Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России.

Вскоре после воцарения Екатерины II в стране началась работа по пересмотру таможенного законодательства. 1 сентября 1766 г. новый тариф был опубликован. Особенностью тарифа было и то, что половину таможенной пошлины положено было взимать русскими деньгами, а другую половину ефимками, реальный курс которых в то время составлял 125 коп. за 1 ефимок. С 1772 г. пошлина с иностранцев взималась полновесными ефимками. Это правило не распространялось на русских и английских купцов.

В конце 1781 г. Комиссия о коммерции приступила к работе по составлению нового тарифа. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. В черноморских портах пошлины должны были взиматься с уменьшением на 25 %. Для товаров, привезенных к балтийским портам, не было сделано никаких отступлений от нового тарифа, но для товаров литовского и польского происхождения, вывозимых через Ригу, был выработан особый тариф, приложенный к тарифу 1782 г.

Тариф 1782 г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10 % пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.

События Французской революции послужили поводом к дальнейшему ужесточению курса торгово-таможенной политики России. 8 февраля 1793 г. Екатерина II подписала указ, прекративший действие российско-французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом

В 1793г. Екатерина повелела Комиссии о коммерции приступить к составлению нового таможенного тарифа. С помощью нового тарифа правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить интересы казначейства.

Важнейшая перемена заключалась в том, что пошлины было постановлено взимать ефимками, считая по 1 руб. 25 коп. за штуку, как с иностранцев, так и с русских купцов. Одновременно расширялись права таможенных чиновников, стимулировалась их деятельность, направленная на задержание незаконно перемещаемых товаров и транспортных средств. Отныне, если товар, облагаемый ценовой пошлиной, заявлялся по слишком низкой цене, то таможенники имели право оставлять его себе за объявленную цену с приплатой купцу 10 % интереса, а не 20 %, как было прежде.

Новый таможенный тариф, опубликованный 14 сентября 1796 г., должен был вступить в силу с 1января 1797г. В ноябре 1796 г. на российский престол вступил Павел I. В начале 1797 г. он разрешил ввоз голландских и французских товаров (запрет на привоз мануфактур и предметов роскоши сохранялся) на нейтральных судах. 14 октября 1797 г. -опубликование тарифа. На большинство товаров пошлина была сохранена с незначительным округлением. Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов.

Б) Таможенно – тарифная система в XIX веке

С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала более последовательной. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.

В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией под руководством М.М. Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф.

После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.93.231 (0.114 с.)