Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Эффективность государственного управления

Поиск

Методологические подходы к оценке эффективности управленческой деятельности. Основные направления повышения эффективности госуправления. Законность и ответственность в государственном управлении. Механизм оказания государственных услуг. Стандарты услуг в государственных органах. Система административного контроля. Оценка деятельности работы государственных органов власти и управления.

Основные направления совершенствования государственного управления. Порядок разработки и содержание проекта совершенствования управления. Анализ как первый этап разработки проекта. Объективность, обоснованность, своевременность и глубина анализа.

^ Контрольные вопросы:

1. Роль политических партий в процессе развития и оценки
государственной политики.

2. Цели и формы деятельности групп интересов, механизм их влияния на
политику и принимаемые органами государственной власти решения.

3. Что такое общественное мнение и как оно влияет на содержание и
реализацию государственной политики?

4. Основные средства и методы формировании общественного мнения
органами государственной и муниципальной власти

5. Назовите основные принципы построения и совершенствования системы государственного управления.

Рекомендуемая литература:

1. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. – 632 с.
2. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. М.: Питер, 2004. – 186 с.
3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. С-Петерб. ГУ. М.: РОССПЭН, 2007. -495 с.
4. Мэннинг Ник. Реформа государственного управления: международный опыт. –М.: Весь мир, 2003. - 495 с.
5. Лобанов В.В. Современные административные реформы: монография. М.: ГУУ, 2006. - 80 с.
6. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. Пять стратегий обновления государства: пер. с англ. М.: Прогресс, 2001. - 536 с.
7. Реформы государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год /А.Г.Барабашев и др. М.: Весь Мир. 2003. - 304 с.
8. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm
9. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

^

4.3. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

№ п/п Наименование последующих дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин1
         
1. Система муниципального управления Х Х     Х
2. Государственные и муниципальные финансы   Х Х Х  
3. Государственная и муниципальная служба Х Х Х    

Образовательные технологии

 

Содержание дисциплины предусматривает приобретение бакалаврами практических навыков по решению задач государственного и муниципального управления. Поэтому одним из наиболее важных и эффективных образовательных технологий, применяемых в процессе усвоения знаний по данной дисциплине, является технология «кейс-стади». Разбор кейсов предполагается на практических занятиях, причем изучение наиболее сложных из них может быть дано бакалаврам в качестве домашнего задания.

Применение аналитических материалов органов государственной власти, практического опыта органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций по использованию современных кадровых технологий в государственном и муниципальном управлении и on-line доступа к ведущим мировым практикам (электронно-образовательные ресурсы библиотеки ГУУ) позволяют сформировать у студента адекватное представление о современном состоянии, развитии и решении проблем в данной области.

 

IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения в ходже семинарских занятий рассмотренных на лекциях вопросов, разбора кейсов, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий.

Перечень контрольных вопросов по дисциплине призван способствовать систематизации самостоятельной работы обучающихся, в том числе, при подготовке к экзамену.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов, которая предполагает знакомство с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализ научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем, а также работа по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам.

Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (в форме кейсов, тестов, кроссвордов).

Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются тесты (3) по ключевым темам читаемой дисциплины.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

· общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

· тестирование,

· творческая работа,

· итоговое испытание.

Задание для студентов:

1) Выделить не менее трех цели государственной политики в выбранной сфере или отрасли.

2) Изложить законодательные и нормативные основы политики в соответствии с многоуровневой моделью правового обеспечения.

3) Показать финансовые основы государственной политики, опираясь на анализ федерального бюджета РФ.

4) Описать организационную (институциональную) структуру государственного управления в данной сфере политики.

5) Описать-проанализировать-разработать механизмы разработки, реализации и оценки реализации государственной политики в выбранной сфере (направлении).

Формой итогового контроля знаний студентов является устный зачет в конце первого семестра и устный экзамен по завершении двухсеместрового курса, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения проблемных задач. Оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

    1. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации

по итогам освоения дисциплины

1. Каково соотношение и содержание понятий: государственное управление – государственно-административное управление – муниципальное управление – менеджмент?

2. Что Вы «вкладываете» в понятие «система государственного управления»?

3. В чем специфика системы госуправления в ряду социальных систем?

4. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.

5. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?

6. Какие Вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?

7. Что содержит в себе понятие «социальное государство»?

8. Какие пути и способы взаимодействия госорганов с гражданами Вы можете предложить как необходимые?

9. Каково соотношение понятий: власть публичная и власть государственная?

10. Охарактеризуйте институт президента в Российской Федерации в совокупности его составляющих: статус, функции, полномочия Президента РФ.

11. Что Вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?

12. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?

13. Каковы подходы (принципы) выделения уровней местного самоуправления?

14. На каких принципах целесообразно строить сотрудничество государственной власти и местного самоуправления?

15. Как определена компетенция трех уровней публичной власти в Конституции и законодательстве России?

16. В чем специфика функций государственного управления, их соотношение с общеродовым понятием «функция»?

17. В чем различие функций политических и административно-правовых?

18. Что такое «управленческая информация»? Каким требованиям она должна отвечать?

19. Объясните различия между политическими и административными отношениями.

20. Рассмотрите важнейшие компоненты профессиональной культуры управления.

21. Как вы понимаете гуманистическую направленность государственной службы?

22. Характеристика сущности и роли государственной политики в развитии общества и решении социально-экономических проблем.

23. Основные этапы развития государственной политики, их содержание и цели.

24. Характеристика общей модели реализации современной государственной политики, ее основных механизмов и методов.

25. Основные методы и средства координации деятельности участников реализации политики.

26. Сущность и методы контроля в государственной политике.

27. Главные элементы системы мониторинга в государственном управлении.

28. Основные типы и методы оценки результатов и последствий государственной политики.

29. Роль политических партий в процессе развития и оценки
государственной политики.

30. Цели и формы деятельности групп интересов, механизм их влияния на
политику и принимаемые органами государственной власти решения.

31. Что такое общественное мнение и как оно влияет на содержание и
реализацию государственной политики?

32. Основные средства и методы формировании общественного мнения
органами государственной и муниципальной власти.

33. Назовите основные принципы построения и совершенствования системы государственного управления.

34. Каков общий порядок проведения анализа системы государственного управления?

35. Как определяется его социально-экономическая эффективность государственного управления, политики, реформ?

2. Во втором семестре студенты должны написать и защитить курсовую работу по одной из сфер (направлений) государственной политики.

п/п Сферы и направления государственной политики п/п Сферы и направления государственной политики
  Промышленная политика   Политика в сфере высоких технологий
  Инновационная политика   Медицинская политика
  Научно-техническая политика   Законодательная политика
  Антимонопольная политика   Религиозно-конфессиональная политика
  Инвестиционная политика   Жилищная политика
  Банковская политика   Криминальная политика
  Аграрная политика   Региональная политика
  Нефтегазовая политика   Оборонная (военная) политика
  Энергетическая политика   Внешняя (иностранная) политика
  Транспортная политика   Судебная политика
  Денежно-кредитная политика   Пенсионная политика
  Бюджетно-налоговая политика   Кадровая политика
  Информационная политика   Национальная политика
  Экологическая политика   Культурная политика
  Внешнеэкономическая политика   Антикризисная политика
  Военно-промышленная политика   Политика в сфере нац. безопасности
  Миграционная политика   Политика в сфере занятости
  Образовательная политика   Политика в сфере доходов
  Демографическая политика   Европейская политика
  Молодежная политика   Иное, по согласованию с преподавателем

V Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:
1. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. – 632 с.
2. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. М.: Питер, 2004. – 186 с.
3. Государственная политика и управление. Уч-к в 2-х ч. / Л.В.Сморгунов и др. С-Петерб. ГУ. М.: РОССПЭН, 2007. - 495 с.
4. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ЮНИТИ, 2008.
5. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
б) дополнительная литература:
1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. курс лекций. Изд. 2-е доп. М.: Омега-А. 2004.
2 Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления. / Т.Верхайен и др. М.: Всемирный банк, 2006. -200 с.
3 Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
4 Яновский В.В. Введение в специальность: государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. -208 с.
5 Лобанов В.В. Современные административные реформы: монография. М.: ГУУ, 2006. - 80 с.
  1. Мэннинг Ник. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь мир, 2003. - 495 с.
  1. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие: Допущено Минобр. РФ. – 4-е изд. стер. М.:ГУУ, 2010. – 226 с.
  1. Основы концепции современного государственного управления: учебное пособие. /ред. Н.И.Глазунова, Ю.Л.Старостин. ч. 1-2. М.: ГУУ, 2008.
  1. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти: подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации / Е.Добролюбова и др. М.: Всемирный банк, 2005. – 180 с.
  1. Реформы государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год: А.Г.Барабашев и др. М.: Весь Мир. 2003. -304 с.
11 Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. Под ред. К. Плоккер и М. Николаева. М.: ЛЕНАНД. 2006.
12 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003.
13 Стратегия устойчивого развития России. М., 2002.
14 Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: для студентов вузов. М.: НОРМА, 2008.
15 Энциклопедия государственного управления в России: в 2-х тт. РАГС, Т.1-2, 2008. -550 с.

 

VI Материально-техническое обеспечение дисциплины

а) программное обеспечение: Изучение дисциплины предполагает проведение лекционных занятий с использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint.

б) техническое и лабораторное обеспечение

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ студенты используют компьютерное оборудование, информационную среду Интернет.

 

VII МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю

Экзамен является формой внутривузовского контроля знаний студентов. Целью проведения экзамена является выявление уровня знаний, навыков и умений применительно к конкретной дисциплине в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к получаемой в ВУЗе специальности.

К экзамену допускаются студенты, освоившие программу курса и выполнившие установленный кафедрой и деканом (учебной частью) перечень контрольных мероприятий.

На экзамен выносятся наиболее существенные, узловые вопросы из программы курса. В билете 2 вопроса, в том числе один из вопросов может отражать степень усвоения практических навыков. Экзаменационные вопросы обсуждаются на заседании кафедры за 1-1,5 месяца до начала сессии. Периодически (не реже одного раза в 2-3 года) экзаменационные вопросы пересматриваются и обновляются.

Экзамен по дисциплине принимает преподаватель, прочитавший курс лекций. В случае его отсутствия по болезни или другой уважительной причине прием курсового экзамена может осуществить другой преподаватель, но при обязательном согласии заведующего кафедрой. При проведении экзамена студентам разрешается пользоваться «Программой дисциплины», методическими пособиями.

При непосредственном приеме не рекомендуется перебивать студента, но можно задавать уточняющие и наводящие вопросы. На проведение экзамена отводится до 30 минут. Время на ответы по вопросам билета студент распределяет по своему усмотрению. В конце ответов экзаменатору целесообразно указать студенту на ошибки, упущения и неточности, допущенные при ответе. Окончательная оценка может учитывать не только ответы студента на вопросы экзаменационного билета, но и его активность в познании учебного материала в течение семестра.

Методические рекомендации студенту

 

При подготовке к лекции студенты должны предварительно ознакомиться с учебным материалом по данной теме и при конспектировании лекции акцентировать внимание на новых теоретических положениях, правовых и иных данных, не нашедших отражения в учебной литературе.

Программа курса отводит время для самостоятельной работы студента. Предполагается, что эти часы будут заполнены подготовкой к семинарским и практическим занятиям, посещением библиотек, чтением учебников, статей и монографий, просмотром материалов в электронных библиотеках, базах данных и в Интернете.

Желательно сразу же настроиться на систематическую самостоятельную работу, четко распланировать время, которое можно уделить учебной дисциплине, и постараться выдерживать этот план.

Самостоятельная работа требует изучения законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющихся по данной проблематике, научных исследований, статей, аналитических обзоров, специализированных изданий, периодической печати. Накопленные студентами знания по теме семинарского занятия могут быть отражены в форме доклада, проблемного сообщения, иного самостоятельного выступления, а также дополнения сообщений студентов, выступавших в ходе дискуссии по вопросам семинара.

Кроме того, она расширит общекультурный и научный кругозор и поможет стать действительно образованным человеком, широко мыслить и уметь формулировать свои идеи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.014 с.)