Раздел 5. Практические аспекты организации управленческой деятельности в таможенных органах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Практические аспекты организации управленческой деятельности в таможенных органах



Тема 5.1. Нормативно-правовое обеспечение организации таможенных процедур и таможенного контроля товаров

I. Задания для самостоятельной работы

Изучить нормативные правовые документы по утверждению типовых положений подразделений применения системы управления рисками таможни, региональных таможенных управлений, об особенностях действий должностных лиц отделов таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками.

 

II. План практического занятия

(очная форма обучения)

1. Нормативные правовые документы, учебная литература по системам управления рисками.

2. Подразделения таможенных органов, занимающихся вопросами, связанными с системами управления рисками.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Начать изучение тематики желательно с нормативных правовых документов по утверждению типовых положений подразделений применения системы управления рисками таможен, региональных таможенных управлений, об особенностях действий должностных лиц отделов таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Управление таможенной деятельностью: Учебник. В.Ф. Волков / под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2012.

2. Управление таможенным делом: Учебное пособие. Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н., Дианова В.Ю., Барамзин С.В., Волков В.Ф./ под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010.

Дополнительная литература

1. Основы управления таможенными органами России: Учебник Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

2. Основы организации тылового обеспечения таможенных органов и учреждений ФТС России: Учебное пособие. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.

3.Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: Учебное пособие. Ершов А.Д., Черных В.А. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009. Тутова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – ФТС, Ростов фил. РТА. – Ростов н/Д.: РИО Ростов фил. РТА, 2007.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие документы необходимы для таможенного инспектора при организации таможенных процедур и таможенного контроля?

2. Чем руководствуется структурное подразделение при организации таможенного контроля товаров?

Тема 5.2. Организация управления в таможенных органах: практика, опыт

I. Задания для самостоятельной работы

Изучить типовые структуры таможенных органов России, положения о структурных подразделениях таможни, таможенного поста, организационно-штатную структуру таможен. Знать права, функциональные обязанности и ответственность должностных лиц таможенных постов, таможен, применительно к направлениям дальнейшей служебной деятельности студентов. Ознакомиться с планами и отчетами работы структурных подразделений таможенных органов, применительно к дальнейшей деятельности студентов.

 

II. План практического занятия

(очная и заочная формы обучения)

1. Схемы (презентация, фильм) о структурном подразделении.

2. Особенности изменения в численном и структурном составе подразделения таможенных органов?

 

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Целесообразно начать изучение со структуры, положения и функций структурного подразделения, в котором студент проходит практику (планирует служебную деятельность).

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Управление таможенным делом: Учебное пособие. Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н., Дианова В.Ю., Барамзин С.В., Волков В.Ф./ под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010.

Дополнительная литература

1. Основы управления таможенными органами России: Учебник Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

Доложите основные функции структурного подразделения.

2. Какова динамика деятельности структурного подразделения в основных показателях за последние 5 лет?


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

Преподавание дисциплины нацелено на формирование у студентов системных представлений о теории и практике государственного управления, освоение ими методологических и инструментальных приемов государственного управления.

Программа данного курса базируется на знании дисциплин: экономическая теория, история экономических учений, менеджмент, социология, психология.

Усвоение данной дисциплины должно способствовать подготовке специалистов с новым управленческим мировоззрением, способных ориентироваться и принимать решения в новых экономических условиях.

Проведение занятий предусматривает обеспечение студентов учебно-методическими указаниями или раздаточным материалом, необходимым для выполнения полученного задания.

Основными формами работы студентов является посещение лекций и работа на практических занятиях, выполнение домашних работ и контрольных заданий.

Практические занятия проводятся в специализированных компьютерных классах, с выделением каждому обучаемому отдельного рабочего места. Основу занятия составляет индивидуальная практическая работа студента на закрепленном за ним рабочим месте компьютерного класса.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. Во время практических занятий и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.

Формы контроля:

– текущий контроль: осуществляется в виде самостоятельной работы студентов при выполнении письменных заданий (тестов, решении задач), а также в виде выборочного опроса студентов по пройденному материалу. Оценки по видам текущего контроля выставляются в рабочую ведомость преподавателя.

– промежуточный контроль: осуществляется в письменной форме после изучения каждого раздела дисциплины и включает в себя выполнение письменного задания (в форме теста).

– итоговый контроль: осуществляется в форме экзамена.

Подготовка к сдаче экзамена заключатся в повторении учебного материала и прочтении недостаточно усвоенных разделов. Студент, используя рекомендованную по дисциплине литературу, должен найти соответствующие разделы и изучить их.

Учебный курс предполагает систематическую самостоятельную работу студентов, направленную на углубленное изучение дисциплины и закрепление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях. Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Управление таможенной деятельностью» состоит в выполнении следующих видов работ: конспектирование необходимых материалов, подготовка докладов и сообщений к практическим занятиям, подготовка к тестированию по модулям и сдаче экзамена.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- выработка навыков восприятия и анализа отечественных и зарубежных источников по вопросам теории и практики государственного управления;

- формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности к пониманию роли управления в решении различных социально-экономических проблем и проблем, возникающих в сфере государственного управления;

- развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем в области государственного управления, в процессе практического освоения современных методов принятия управленческих решений.

Для решения таких задач студентам рекомендуются для изучения и анализа работы, раскрывающие содержание основных научных школ и направлений теории государственного управления (либо их разделы). Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к управленческой аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» в различных управленческих ситуациях, развития либо опровержения той или иной альтернативы управленческого решения.

Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной справочной экономической литературе, изданиям по таможенной тематике, нормативно-правовой базе ФТС России. Проверка выполнения заданий осуществляется как на практических занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное различным подходам в управлении, методологии управления по сбалансированной системе показателей, проблемам совершенствования управления таможенной деятельностью в современных условиях. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде тренингов, ролевых и деловых игр, при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, каждая из которых решает конкретную задачу в рамках общей обсуждаемой или решаемой проблемы.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа (доклады, презентации), итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания формулируются в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.

Примеры тестовых заданий

1. Система таможенных органов не включает:

a) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

b) региональные таможенные управления;

c) таможни и таможенные посты;

d) учреждения для обеспечения деятельности таможенных органов;

e) учреждения и государственные унитарные предприятия, тесно взаимодействующие с таможенными органами.

2. Структура системы управления таможенных органов имеет вид:

a) иерархичный;

b) последовательный;

c) линейный;

d) выборочный.

3. К объекту управления в таможенных органах относятся:

a) элементы и подсистемы таможни, РТУ и ФТС России;

b) специалисты таможенного дела, таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и др.);

c) таможенные посты;

d) управляющая система таможенных органов.

4. Планирование – это …

a) основная функция управления, посредством которой вырабатывается организационное начало предстоящей деятельности;

b) общая функция управления, в результате осуществления которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

5. Принятие решения в общем случае включает:

a) уяснение целей и задач, оценку исходных условий, определение состава сил и средств, способов и порядка их действий;

b) уяснение проблемной ситуации и действий субъектов управления;

c) прогнозирование в изменении исходной условий и поведения системы в прогнозируемых условиях.

Примерная тематика КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Место таможенной деятельности в экономике России.

2. Теория и методология систем управления таможенными процессами.

3. Управление качеством таможенной деятельности.

4. МС ИСО серии 9000 «Система менеджмента качества»: назначение, структура, основные требования.

5. Управление формированием комплекса таможенно-тарифных мер реализации таможенной политики.

6. Методология создания системы управления таможенным органом по критерию качества результатов.

7. Порядок освоения в таможенных органах требований МС ИСО серии 9000.

8. Факторы, определяющие качество результатов управления таможенной деятельностью.

9. Программа повышения качества результатов труда и эффективности таможенной деятельности.

10. Основы управленческой деятельности и ее организации.

11. Методологические основы организации управленческой деятельности.

12. Методы организации управленческой деятельности.

13. Виды управленческой деятельности.

14. Принципы и методы управленческой деятельности.

15. Функциональная и информационная структура управления таможенной деятельностью.

16. Технологическая структура управления таможенной деятельностью.

17. Общая структура решения задач системного управления таможенной деятельностью.

18. Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия решений в управлении таможенной деятельностью.

19. Организация основных процессов управления таможенной деятельности.

20. Правовое и организационное обеспечение таможенной деятельностью.

21. Методическое обеспечение управления таможенной деятельностью.

22. Информационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

23. Документационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

24. Информационные технологии управления таможенной деятельностью.

25. Экспертные системы в управлении таможенной деятельностью.

26. Технологии управленческой деятельности.

27. Современные методы в технологиях управленческой деятельности.

28. Модели управления персоналом в таможенных органах.

29. Модели сетевого планирования и управления таможенной деятельностью.

30. Технологии стратегического (перспективного) планирования.

31. Технологии оперативного планирования.

32. Технология работы органов управления при планировании выполнения поставленных задач.

33. Технологии организации выполнения решений (планов).

34. Стиль управленческой деятельности: методы диагностики и организации.

35. Система управления таможенными органами.

36. Организация системы управления таможенными органами Российской Федерации.

37. Структура взаимосвязей комплекса систем: ВЭД, таможенное дело, управление таможенным делом.

38. Таможенное дело России. Казуальная последовательность эволюции понятия.

39. Методологические принципы управления организацией.

40. Современные таможенные органы России как функциональная система и система администрирования.

41. Системные факторы, определяющие необходимость таможенного администрирования на современном этапе.

42. Международные таможенные стандарты безопасности и обеспечения мировой торговли ВТО (ИСО).

43. Управление развитием таможенного дела на основе институционального подхода.

44. Особенности таможенной службы как института.

45. Аналитическая функция в управлении таможенными органами.

46. Стратегическое управление таможенными органами Российской Федерации.

47. Базовая составляющая рамочных стандартов безопасности и обеспечения мировой торговли ВТО: цели, принципы, основные элементы.

48. Базовая модель системы управления таможенными органами. Субъекты и объекты.

49. Таможенная служба как система. Структурно-организационное представление таможенного объекта системного анализа.

50. Структура управления таможенными органами: уровни и процесс управления.

51. Организационное взаимодействие в системе таможенных органов.

52. Законы организации и их специфика реализации.

53. Элементы управления таможенными органами: организация, регулирование.

54. Общие принципы организации управления таможенными органами.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Основные направления Стратегии ФТС России до 2020 года.

2. Задачи по реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места приближенные к государственной границе Российской Федерации.

3. Основные целевые ведомственные программы ФТС России.

4. Сущность и особенности управленческой деятельности в таможенном органе.

5. Виды управленческой деятельности.

6. Структура управленческой деятельности.

7. Принципы и методы управленческой деятельности.

8. Функциональная и информационная структура управленческой деятельности.

9. Технологическая структура управленческой деятельности.

10. Стиль управленческой деятельности.

11. Цель, сущность и содержание управления таможенной деятельностью.

12. Принципы организации управления таможенной деятельностью.

13. Методы организации управления таможенной деятельностью.

14. Организация основных процессов управленческой деятельности.

15. Правовое и организационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

16. Информационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

17. Технологии управления таможенной деятельностью.

18. Методы и процесс принятия решений в управлении таможенной деятельностью.

19. Методы оптимизации принимаемых решений, метод «исследования операций».

20. Управление направлениями таможенной деятельности.

21. Управление организацией таможенного регулирования.

22. Формы и методы взаимодействия таможенных органов с государственными органами.

23. Формы и методы взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.

24. Управление экономической и финансовой деятельностью.

25. Управление кадровым и социальным обеспечением.

26. Основные направления совершенствования социального обеспечения должностных лиц таможенных органов.

27. Методы руководства социальной защитой должностных лиц и членов их семей.

28. Управление тыловым обеспечением таможенных органов и учреждений ФТС России.

29. Актуальные проблемы совершенствования управления таможенной деятельностью.

30. Диагностика эффективности деятельности таможенных администраций.

31. Руководство деятельностью органов управления и его технологии.

32. Роль Федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности.

33. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления.

34. Роль и место Федеральной таможенной службы в системе органов государственной исполнительной власти.

35. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления.

36. Законы и принципы управления таможенными органами.

37. Организационная структура таможенных органов.

38. Методы и механизмы управления таможенными органами.

39. Особенности принятия решений в системе государственного управления.

40. Сущность и основные положения концепции стратегического управления.

41. Этапы стратегического управления.

42. Система стратегического управления в таможенных органах.

43. Современные тенденции территориальной организации таможенных органов в Российской Федерации.

44. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности.

45. Архитектура и функциональное значение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

46. Основные направления обеспечения качества таможенных услуг.

47. Особенности инновационной модели управления таможенными органами.

48. Роль таможенных органов в достижении социально-экономических целей государства.

49. Основные параметры таможенного менеджмента как теории управления таможенным делом.

50. Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов.


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

Дисциплина: «Основы управления таможенной деятельностью»

Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»

 

Автор

Владимир Федорович Волков

 

Издано в авторской редакции

Печатается с готового оригинал-макета, представленного

кафедрой управления

 

 
 


[*] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения.

[†] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения.

[‡] Для студентов заочной формы обучения.

[§] Для студентов заочной формы обучения.

[**] Для студентов заочной формы обучения.

[††] Для студентов заочной формы обучения.

[‡‡] Для студентов заочной формы обучения.

[§§] Для студентов заочной формы обучения.

[***] Для студентов заочной формы обучения.

[†††] Для студентов заочной формы обучения.

[‡‡‡] Для студентов заочной формы обучения.

[§§§] Для студентов заочной формы обучения.

[****] Для студентов заочной формы обучения.

[††††] Для студентов заочной формы обучения.

[‡‡‡‡] Для студентов заочной формы обучения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.024 с.)