Таможенные органы Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенные органы Российской Федерации



Таможенные органы Российской Федерации занимают особое место в системе правоохранительных органов страны, осуществляя защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности.

Таможенному регулированию и таможенному делу в Российской Федерации посвящена статья 1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК). В ней сказано, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница). Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В той же статье 1 ТК сказано, что общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Напомним, что таким Министерством является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития), Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 года №443 (далее – Положение о Минэкономразвития).

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела. Такой Службой является Федеральная таможенная служба (далее – ФТС). Положение о Федеральной таможенной службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 года №429 (далее – Положение о ФТС).

Согласно пункту 2 Положения о Минэкономразвития, именно это Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФТС.

ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя Службы (пункт 8 Положения о ФТС).

Минэкономразвития и ФТС в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России (статья 1 ТК).

В соответствии со статьей 401 ТК, таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Система таможенных органов установлена статьей 402 ТК. Согласно этой статье, таможенными органами являются:

ФТС;

региональные таможенные управления;

таможни;

таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются Минэкономразвития, а таможенных постов - ФТС по согласованию с Минэкономразвития.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС по согласованию с Минэкономразвития.

ФТС по согласованию с Минэкономразвития вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС по согласованию с Минэкономразвития. Следует знать, что имеются утвержденные Приказом ФТС от 12 января 2005 года №7 «Общее положение о Региональном таможенном управлении» и «Общее положение о таможне».

Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении ФТС для обеспечения деятельности таможенных органов.

Функции таможенных органов указаны в статье 403 ТК. В частности, таможенные органы выполняют следующие важнейшие функции:

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу (о понятии «таможенная граница» см. статью 2 ТК);

взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами России запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Напомним, что круг преступлений, уголовные дела по которым подследственны таможенным органам, определен в статье 151 УПК.

Правам таможенных органов посвящена статья 408 ТК. В частности, таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями:

принимать меры, предусмотренные ТК, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России;

требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК;

осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности (см. статью 151 УПК, статью 13 Закона об ОРД);

осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством РФ (см. статью 157 УПК). Подчеркнем, что таможенные органы не уполномочены на производство предварительного расследования в форме предварительного следствия;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (см. статью 23.8 КОАП);

выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований.

ФТС тоже пользуется широкими полномочиями в установленной сфере деятельности, круг которых определен в законе (пункт 5 Положения о ФТС).

Службе в таможенных органах посвящен специальный закон, который так и называется: Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года №114-ФЗ (далее – О службе в ТО). Права и обязанности сотрудника таможенного органа закреплены, соответственно, в статьях 16, 17 Закона о службе в ТО.

В статье 6 Закона о службе в ТО указаны условия поступления на службу в таможенные органы. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.

Существуют и ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении (статья 7 Закона о службе в ТО). Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

Сотрудник таможенного органа не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

принимать без разрешения Президента России награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

Надо иметь в виду, что для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем ФТС (статья 9 Закона о службе в ТО).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.01 с.)