Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органы уголовно-исполнительной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организации уголовно-исполнительной системы нашей страны посвящена глава II Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон об органах УИС). Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний. Таким органом сегодня является Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН России); территориальные органы уголовно-исполнительной системы; учреждения, исполняющие наказания. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (статья 5 Закона об органах УИС). Теперь последовательно рассмотрим все звенья этой системы. В соответствии со статьей 8 Закона об органах УИС, положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом РФ. Действительно, Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказания (далее – Положение о ФСИН). В нем сказано, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (пункт 1 Положения о ФСИН). ФСИН России подведомственна Министерству юстиции РФ, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. Основные задачи ФСИН России определены в пункте 3 Положения о ФСИН. Ими являются: исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей); контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров России и федеральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. Полномочия ФСИН России, обусловленные стоящими перед ней задачами, названы в пункте 7 Положения о ФСИН. ФСИН России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Полномочия директора ФСИН России установлены в пункте 11 Положения о ФСИН. Территориальным органам уголовно-исполнительной системы посвящена статья 7 Закона об органах УИС. Этой статьей установлено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются ФСИН России на территориях субъектов Российской Федерации. Руководство учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности может осуществляться территориальными органами уголовно-исполнительной системы, созданными без учета административно-территориального деления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены указанные учреждения, и находящимися в непосредственном подчинении федерального органа уголовно-исполнительной системы. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Что касается учреждений, исполняющих наказания, то их виды определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК). Этому посвящена статья 16 УИК, часть 14 которой гласит, что учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, восьмой, девятой и десятой этой статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Соответственно, согласно части 4 статьи 16 УИК, наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Часть 5 статьи 16 УИК устанавливает правило, что наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. В силу частей 7, 8 статьи 16 УИК, наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром, а в виде ареста – арестным домом. Наконец, в соответствии с частями 9, 10 статьи 16 УИК, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК, следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 5¹ Закона об органах УИС, на территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Перечень таких учреждений утверждается министром юстиции России по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом РФ и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной системы. По решению ФСИН России могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания (статья 6 Закона об органах УИС). Среди установленных статьей 13 Закона об органах УИС обязанностей учреждений, исполняющих наказание, отметим следующие: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства России; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон о содержании под стражей). Требованиям режима, правам и обязанностям подозреваемых и обвиняемых посвящены статьи 15, 17, 36 Закона о содержании под стражей. Что касается прав учреждений, исполняющих наказание, то они закреплены в статье 14 Закона об органах УИС. Особо отметим такие их права: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность (исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в статье 6 Закона об ОРД); требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством России об административных правонарушениях меры (см. статью 27.1 КОАП); производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы; осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; производить в предусмотренных законодательством России случаях и порядке уголовно-процессуальные действия; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных законом (см. статьи 28 – 31 Закона об органах УИС); привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности. Выше уже отмечалось, что в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства России могут входить следственные изоляторы. Им посвящена статья 8 Закона о содержании под стражей. Кроме того, Приказом Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 года №20 утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. В этом положении сказано, что следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (далее - подозреваемые и обвиняемые), а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия. В следственном изоляторе содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном УПК (см. статью 108 УПК). В следственном изоляторе могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном УПК. В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается. Следственный изолятор создается, реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции Российской Федерации. Основными задачами следственного изолятора являются: создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания; осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу; обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории; обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы. Обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы посвящена статья 12 Закона об органах УИС. В ней указано, какие органы производят охрану объектов и конвоирование осужденных и заключенных. Так, охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. А конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется милицией, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем. Конвоирование подсудимых на судебные заседания Верховного Суда РФ осуществляется внутренними войсками МВД РФ. Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы регламентированы главой IV Закона об органах УИС. К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему (статья 24 Закона об УИС). Сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории России независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ (часть 2 статьи 26 Закона об УИС). Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлены в статье 33 Закона об УИС. Особенности правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентированы, кроме того, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которая утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года №76. Предварительное расследование Одной из серьезнейших задач, с необходимостью решения которой сталкивается любое государство, является задача борьбы с преступностью. Человек, нарушивший уголовный закон, должен предстать перед судом и понести заслуженное наказание. Причем с давних пор известно, что сила наказания – не в его жестокости, а в его неотвратимости. Но для этого надо вначале раскрыть преступление и изобличить виновного. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (статья 8 УПК). Однако судебному разбирательству предшествует досудебное производство по уголовному делу, в ходе которого происходит возбуждение уголовного дела и предварительное расследование. Само название «предварительное» указывает на то, что выводы о доказанности обстоятельств преступления и виновности обвиняемого носят только предварительный характер; окончательно совокупность собранных доказательств проверит и оценит суд, что и найдет отражение в приговоре. В тоже время, роль предварительного расследования нельзя преуменьшать. Именно на этой стадии процесса компетентными органами собирается основная часть доказательственной базы, предварительно устанавливаются все значимые для дела обстоятельства преступления, включая личность виновного, а также формулируется обвинение. В последующем, когда уголовное дело будет передано в суд, тот уже не сможет выйти за рамки предъявленного обвинения: расширить его объем, применить закон о более тяжком преступлении или привлечь к уголовной ответственности новое лицо. Все это, при необходимости, должно быть сделано еще до направления дела в суд. Отсюда ясно, что полнота, объективность, всесторонность и быстрота предварительного расследования во многом предопределяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания; соответственно различают органы предварительного следствия (следователей) и органы дознания. Между этими органами имеются как сходства, так и различия. Говоря о сходствах, отметим прежде всего единство выполняемой задачи независимо от формы производимого расследования: необходимо раскрыть преступление, установив все значимые обстоятельства его совершения и собрав достаточные доказательства для окончательного разрешения дела судом. Кроме того, к сходствам можно отнести единое правовое обеспечение: и органы предварительного следствия, и органы дознания при производстве расследования руководствуются единым уголовно-процессуальным законодательством. Переходя к различиям, подчеркнем, что если для следователей расследование преступлений является единственной их функцией, то для органов дознания такая функция не только не единственная, но зачастую и не основная. Соответственно, различаются и категории преступлений, по которым выбирается та или иная форма расследования (см. статью 150 УПК). Органы дознания, как правило, правомочны расследовать те уголовные дела, которые связаны со сферой их административной деятельности. Расследование подобных дел, в большинстве своем, не представляет такой сложности, как расследование тех дел, по которым обязательно производство предварительного следствия. Этим обусловлены некоторые различия в сроках и процессуальном порядке производства дознания и предварительного следствия, в процессуальных полномочиях следователей и органов дознания. Тем не менее, названные различия не препятствуют выполнению органами дознания и предварительного следствия стоящих перед ними задач. Хотя действующий УПК прямо эти задачи не называет, их можно достаточно точно вывести, исходя из предоставленных законом полномочий; это быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных в их совершении, пресечение совершаемых и предотвращение подготавливаемых преступлений, обеспечение потерпевшему возмещения причиненного ущерба. Действующее уголовно-процессуальное законодательство, придерживающееся принципа состязательности сторон (статья 15 УПК), относит органы дознания и органы предварительного следствия к одной стороне – стороне обвинения. На них возложена функция уголовного преследования. Прежде чем переходить к поочередному рассмотрению органов предварительного следствия и органов дознания, надо особо подчеркнуть еще один значимый момент. Дело в том, что некоторые органы дознания обладают оперативными подразделениями, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). ОРД отлична от уголовно-процессуальной деятельности; она не является дознанием и, соответственно, предварительным расследованием, а представляет собой особый, самостоятельный вид государственной деятельности, тоже направленный на раскрытие преступлений. Таким образом, некоторые органы дознания уполномочены одновременно и на производство дознания по уголовным делам, и на осуществление ОРД. § 2. Органы предварительного следствия Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования. Оно необходимо для установления обстоятельств большинства преступлений; лишь по сравнительно узкому кругу уголовных дел допустимо производство дознания (статья 150 УПК). Предварительное следствие заключается в установлении компетентным должностным лицом – следователем – всех обстоятельств, имеющих значение для дела (статья 73 УПК), и привлечении лица, изобличенного собранными доказательствами, в качестве обвиняемого (статья 171 УПК). Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству, а заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением (статья 220 УПК) либо прекращением уголовного дела. В нашей стране сегодня должности следователей (а также равные им в процессуальном отношении должности старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам) предусмотрены в (при) четырех ведомствах: прокуратуре (при прокуратуре образован Следственный комитет), Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Подследственность, то есть совокупность юридических признаков уголовного дела, в соответствии с которыми определяется орган предварительного следствия или дознания, правомочный и обязанный расследовать данное дело, закреплена в статье 151 УПК. В частности, этой статьей к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ отнесены многие особо тяжкие преступления против личности, такие как убийство (статья 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (часть 4 статьи 111 УК), похищение человека (статья 126 УК), изнасилование (статья 131 УК), целый блок преступлений против прав и свобод человека и гражданина (статьи 136 – 149 УК), множество должностных преступлений (статьи 285 – 293 УК) и т. д. Именно следователи Следственного комитета при прокуратуре уполномочены расследовать уголовные дела о преступлениях, совершенных особой категорией лиц: судьями, парламентариями и др. (см. статью 447 УПК). В свою очередь, к подследственности следователей органов внутренних дел отнесены различные преступления против личности (например, части 1-3 статьи 111, статьи 113, 114 УК), широкий круг преступлений против собственности (статьи 158 – 167 УК), в сфере экономической деятельности (например, статьи 171 – 176 УК), против общественной безопасности (например, статьи 208 – 210, 213, 219 УК), и др. Следователи органов федеральной службы безопасности занимаются расследованием некоторых преступлений в сфере экономической деятельности (например, статья 188 УК), преступлений против общественной безопасности (к примеру, статьи 205, 208, 211 УК), против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 275 – 281, 283, 284 УК) и ряда других преступлений. Наконец, следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят предварительное следствие по делам о контрабанде (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; статья 188 УК), некоторые преступления против здоровья населения (статьи 228 – 232, 234 УК). Независимо от ведомственной принадлежности задача у следователей одинакова – производство предварительного следствия. Все следователи обладают равным объемом полномочий и осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в рамках единого порядка возбуждения уголовных дел и производства предварительного следствия. Закон (статья 38 УПК) наделяет следователя широким кругом полномочий. Следователь вправе: возбуждать уголовное дело в установленном УПК порядке (статьи 146, 147 УПК); принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности. Отметим, что принятие следователем уголовного дела к своему производству в соблюдением правил подследственности – необходимое условия для реализации им всех остальных полномочий по делу. Принятие процессуальных решений и производство процессуальных действий по делу следователем, не принявшим его к производству (кроме случаев, когда следователь включен в следственную группу или выполняет поручение другого следователя) влечет признание этих решений и действий незаконными, а полученных доказательств - недопустимыми; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения (см. часть 2 статьи 29 УПК) или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания в случаях и порядке, предусмотренных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Особо подчеркнем, что следователи не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Мы уже отмечали, что на следователя ложится обязанность по установлению всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Устанавливаются такие обстоятельства при помощи доказательств (статья 74 УПК). Основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, к числу которых относятся: допрос (статьи 173, 187 – 191 УПК), очная ставка (статья 192 УПК), предъявление для опознания (статья 193 УПК), проверка показаний на месте (статья 194 УПК), осмотр (статьи 176 – 178 УПК), освидетельствование (статья 179 УПК), следственный эксперимент (статья 181 УПК), обыск (статьи 182, 184 УПК), выемка (статья 183 УПК), контроль и запись телефонных переговоров (статья 186 УПК), производство судебной экспертизы (статьи 195 – 207 УПК). Наряду с производством следственных действий имеются и другие способы собирания доказательств (см. статью 86 УПК). Следственные действия ни в коем случае нельзя путать с оперативно-розыскными мероприятиями (см. статью 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144-ФЗ, далее - Закон об ОРД), о которых речь пойдет ниже. Закон охраняет процессуальную самостоятельность следователя. Если по общему правилу указания руководителя следственного органа обязательны для следователя и обжалование не приостанавливает их исполнения, то при несогласии следователя с указаниями, которые касаются: 1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; 2) привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения; 3) избрания меры пресечения; 4) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 5) направления дела в суд или его прекращения, следователь вправе представить дело со своими возражениями руководителю вышестоящего следственного органа, не приводя полученные указания в исполнение. Порядок назначения и увольнения следователей, структура следственного аппарата, вопросы организации его работы определяются соответствующими ведомствами. Основными звеньями такой организации являются следственные отделы (отделения) и управления. Заметную роль в процессе предварительного следствия в настоящее время играет руководитель следственного органа, полномочия которого предусмотрены статьей 39 УПК. В случае, когда такой руководитель принимает уголовное дело к своему производству, то он обладает всеми правами следователя, предусмотренными УПК. Законодатель придает большое значение задаче не только полного, всестороннего, но и быстрого раскрытия преступления. Поэтому, по общему правилу, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Однако в случае, если за отведенное законом время следователю не удается раскрыть преступление, то срок предварительного следствия по делу продлевается руководителем следственного органа (статья 162 УПК). Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа (статья 163 УПК). Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия осуществляет прокурор (часть 1 статьи 37 УПК). Прокурор вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. В случае несогласия с такими требованиями следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа (часть 3 статьи 38 УПК). Не стоит умолять и значение судебного контроля. Во-первых, как уже было отмечено, для производства целого ряда процессуальных действий требуется получение судебного решения. Во-вторых, решения и действия следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном статьей 125 УПК. В-третьих, суд при рассмотрении уголовного дела, установив, что следователем при собирании доказательств был нарушен закон, признает такие доказательства недопустимыми. Органы дознания Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные функции (пункт 24 статьи 5 УПК). К органам дознания действующее уголовно-процессуальное законодательство относит широкий круг органов, указанный в статье 40 УПК. Это: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (см. статью 13 Закона об ОРД); Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В области уголовного процесса органы дознания призваны решать две самостоятельные и важные задачи: производство предварительного расследования в форме дознания по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Как нами уже было отмечено, по большинству уголовных дел обязательно производство предварительного следствия (см. статью 150 УПК), которое производится следователями. Что касается органов дознания, то для них расследование преступлений не является единственной (или даже основной) функцией. В силу этого дознание по общему правилу направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторым категориям дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью преступлений, заменяет собой предварительное следствие. При этом полномочия органа дознания возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя (статья 41 УПК). Особо подчеркнем, что согласно части 3 статьи 151 УПК, из числа всех вышеуказанных органов предварительное расследование в форме дознания уполномочены производить лишь дознаватели: органов внутренних дел; пограничных органов федеральной службы безопасности; органов службы судебных приставов; таможенных органов; органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (часть 2 статьи 41 УПК). Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель осуществляет и иные полномочия, предусмотренные УПК. Однако он не обладает такой же процессуальной самостоятельностью как следователь. Указания прокурора и начальника подразделения дознания не только обязательны для дознавателя, но и обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения. Вообще, начальник подразделения дознания, статус которого определяется статьей 40¹ УПК, наделен важными контрольными полномочиями в отношении дознавателя. В частности, он вправе изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи, а также проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Материалы оконченного производством уголовного дела направляются дознавателем с обвинительным актом (статья 225 УПК) прокурору для передачи в суд. Как уже было отмечено, помимо осуществления расследования в форме дознания на органы дознания возлагается выполнение неотложных следственных действий по тем уго
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.013 с.) |