Классификация законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, по их содержанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, по их содержанию



Исходя из другого критерия деления права — в зависимости от содержания (предмета), всю совокупность законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, условно можно классифицировать на следующие группы: акты общего характера; нормативные правовые акты о Конституционном Суде РФ; о судах общей юрисдикции; о военных судах; об арбитражных судах; о статусе судей, о социальной защите судей и работников аппаратов судов РФ; о присяжных и арбитражных заседателях; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры, о социальном и материальном обеспечении работников прокуратуры; о государственных органах обеспечения охраны порядка и безопасности: об органах внутренних дел, о Совете Безопасности РФ, ФСБ, СВР, о таможенных органах, органах налоговой службы; об органах юстиции: Министерстве юстиции, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов; о негосударственных организациях обеспечения правоохраны: нотариате, адвокатуре частных детективных и охранных службах.

§ 4. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц, знание которых — обязательное требование правильного применения законодательства о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Начало действия нормативных правовых актов определяется моментом их вступления в силу. Существует три способа установления этого момента:

акт вступает в силу со времени его принятия;

акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования.

акт вступает в силу со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие. Например, УК принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом РФ 13 июня 1996 г., а на основании Федерального закона от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» вступил в действие с 1 января 1997 г.

В России правила вступления в силу и опубликования законов установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».20

Согласно указанному закону федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».21

Согласно данному Указу акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».22

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Но и для них является обязательным требование ст. 15 Конституции об опубликовании и доведении до всеобщего сведения принятых нормативных актов.

Нормативные правовые акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

по истечении срока действия, установленного в самом акте;

в результате прямого указания об отмене (в тексте вновь принятого закона или в специальном решении управомоченного органа);

в связи с принятием нового нормативного правового акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;

нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Это вытекает из принципа приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством, установленного Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15);

наконец, нормативный акт перестает действовать, если он специальным решением в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства признается неконституционным. Это обусловлено тем, что решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Правила обратного действия закона четко зафиксированы в Конституции Российской Федерации и конкретизированы в отраслевом законодательстве. Часть 1 ст. 54 Конституции устанавливает: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», а в ст. 57 говорится, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Часть 1 ст. 4 ГК устанавливает: «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Что касается уголовного закона, то обратную силу имеет такой закон, который устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление (ст. 10 УК).

Действие в пространстве нормативных правовых актов ограничивается пределами территории, на которую распространяются властные полномочия соответствующего правотворческого органа. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации, нормативные акты ее субъектов — на территориях соответствующих республик, края, области, автономных округах, городах федерального подчинения; акты местного самоуправления — на территориях соответствующих административных единиц (города, районы и т. д.).

В отдельных случаях нормативный акт может иметь ограниченную сферу действия, т. е. распространять свое действие на определенную часть территории (зона чернобыльской аварии, районы Крайнего Севера, Дальний Восток и т. д.). Ограниченное территориальное действие обычно предусматривается в самом нормативном акте.

Действие нормативных правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории, государственные органы и общественные организации. В некоторых нормативных актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие — только граждане РФ, лица без гражданства или иностранцы.

На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом (уголовная ответственность за преступления, регистрация актов гражданского состояния и т. д.).

Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц.

§ 1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из перечисленных ветвей власти является самостоятельной и уравновешивает остальные. Укрепление самостоятельности судебной власти в Российской Федерации закладывает основы построения правового демократического государства. Самостоятельность и независимость судов, осуществляющих свою деятельность в строгом соответствии с законом, позволяет реализовать на практике защиту прав граждан от незаконных действий со стороны представителей иных ветвей государственной власти. Формирование именно такой судебной власти является целью проводимой в настоящее время судебной реформы.

С помощью предоставленных законом полномочий суды разрешают споры, возникающие в процессе применения действующего законодательства, и обеспечивают исполнение законов с помощью мер государственного принуждения. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов, обладающей соответствующей компетенцией и сформированных на основе Конституции РФ и иных конституционных законов. Полномочиями по осуществлению судебной власти наделены суды, входящие в судебную систему РФ. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Изменение судебной системы возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Создание чрезвычайных судов на территории Российской Федерации не допускается. Этими положениями обеспечивается стабильность судебной власти. Статьей 17 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрен порядок создания и упразднения судов. Компетенция каждого суда определена законом в соответствии с правилами о подсудности.

Суды действуют в составе профессиональных судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей населения – присяжных и арбитражных заседателей.

Органы судебной власти осуществляют свою деятельность, взаимодействуя с иными органами государственной власти, сохраняя свою обособленность и самостоятельность.

Термин «судебная власть» используется в двух значениях.

совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел, в порядке, установленном процессуальным законом.

система государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия.

Основными задачами, стоящими перед судебной властью, являются обеспечение соблюдения Конституции РФ и иных законов и подзаконных актов, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных действующим законодательством, соблюдение законности и справедливости при применении и исполнении законов и иных нормативных актов.

Каждый, чьи права нарушены, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права (ст. 46 ч. 1 Конституции РФ). В судебном порядке осуществляется уголовное преследование лиц, виновных в совершении преступлений.

Основными функциями судебной власти являются: конституционный контроль, рассмотрение и разрешение правовых споров, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, судебный контроль за деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность, судебный контроль со стороны вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих судов, обеспечение исполнения решений и приговоров, дача судам разъяснений по вопросам судебной практики.

Функцию конституционного контроля осуществляет Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционный контроль заключается в проверке и установлении соответствия законов и иных нормативных актов Конституции РФ в рамках установленной законом процедуры.

Рассмотрение и разрешение юридических споров осуществляется различными видами судов (судами общей юрисдикции и специализированными судами).

При расследовании уголовных дел суд осуществляет контроль за законностью действий органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание. В суд могут быть обжалованы незаконные действия и бездействия должностных лиц органов предварительного расследования. В отдельных случаях суд дает разрешение на применение ряда мер процессуального принуждения. Например, только на основании судебного решения могут быть избраны такие меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, залог, проведены такие следственные действия как обыск и выемка в жилище, контроль и запись телефонных переговоров и некоторые другие, существенного затрагивающие конституционные права граждан.

Суд рассматривает и разрешает уголовные дела и дела об административных правонарушениях, рассматривая их по существу и принимая итоговое решение о виновности или невиновности лица и назначении ему наказания.

Функция судебного контроля за законностью судебных решений со стороны вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих судов осуществляется судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций и является необходимой гарантией законности и обоснованности вынесения судебных решений.

К компетенции судов отнесено исполнение принятых ими приговоров, решений, определений и постановлений. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение по уголовному делу обращается к исполнению судом, его принявшим. Отдельные решения суд исполняет непосредственно. Например, освобождение из-под стражи при вынесении оправдательного приговора.

Функцией судебной власти являются формирование единой судебной практики, толкования и применения закона. Правом давать судам разъяснения по вопросам судебной практики наделены высшие судебные органы, такие как Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Формой реализации судебной власти является правосудие. Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ, Конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Именно они рассматривают дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, Конституций (уставов) субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней и некоторые другие дела, подведомственные конституционному суду. Порядок рассмотрения этих дел регламентируется ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Гражданское судопроизводство осуществляется как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Предметом судебного разбирательства могут быть самые разнообразные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, земельных и иных правоотношений. Особенностью арбитражного судопроизводства является рассмотрение экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью. Подведомственность и подсудность арбитражных судов и судов общей юрисдикции определяется процессуальным законом (Гражданским - процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами).

Административное судопроизводство осуществляют суды общей юрисдикции. Они рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Признаками судебной власти являются самостоятельность, исключительность, обязательность судебных постановлений, подзаконность.

Самостоятельность судебной власти выражается в том, что иные ветви государственной власти не вправе вмешиваться в выполнение ее функций. Судебные акты могут быть отменены или изменены только решениями вышестоящих судов. Органы законодательной и исполнительной власти не могут вмешиваться в деятельность судов при осуществлении правосудия. Внутри судебной системы суды также действуют самостоятельно и независимо. Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды рассматривают отнесенные к их компетенции дела самостоятельно и независимо.

Исключительность судебной власти заключается в том, что иные органы государственной власти не имеют права принимать на себя функции судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Например, только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. Только суд полномочен разрешить правовые споры сторон.

Обязательность судебных постановлений также важная черта судебной власти. В соответствие со ст. 6 ФКЗ «О судебной системе», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Вынесенное судом решение по конкретному делу является законом по данному делу и подлежит обязательному исполнению.

Осуществление судопроизводства в строгом соответствии с законом характеризует признак подзаконности судебной власти. Правосудие осуществляется в строго установленном законом процессуальном порядке. Соблюдение этого порядка является гарантией объективности деятельности судов, законности, обоснованности и справедливости принимаемых судами решений. Несоблюдение процессуального порядка рассмотрения дел влечет за собой отмену судебных решений.

§ 2. Конституционные принципы организации и осуществления правосудия

Принципы правосудия – это основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ и иных законах, характеризующие организацию и деятельность органов судебной власти, направленные на решение задач, стоящих перед правосудием. Они согласуются с общепризнанными принципами и нормами международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы. Формирование принципов правосудия обусловлено пониманием значимости общечеловеческих ценностей. В основе принципов функционирования судебной власти лежит положение ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита составляет обязанность государства.

Принципы правосудия могут быть классифицированы по различным основаниям.

По источнику закрепления выделяется три группы принципов: закрепленные в актах международного права, закрепленные в Конституции РФ, закрепленные в специальных законах.

По содержанию принципы делятся на относящиеся к организации судебной власти и правосудия, характеризующие статус судей и характеризующие правовой статус личности при осуществлении правосудия.

Принцип законности характеризует организацию судебной власти и правосудия. Он закреплен в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. К законам ст. 76 Конституции РФ относит федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ. Законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам, федеральным конституционным законом, а все вместе должны соответствовать Конституции РФ. В том случае, когда при рассмотрении дела выявлено противоречие в законах органы судебной власти применяют закон, имеющий высшую юридическую силу, реализуя на практике принцип законности. В соответствии со ст. 5 ФКЗ «О судебной системе» суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Деятельность правоохранительных органов помимо законов может регулироваться указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и иными нормативными актами, однако их содержание должно соответствовать федеральным конституционным законам, федеральным законам и Конституции РФ.

Принцип законности является основополагающим и призван обеспечить реализацию остальных принципов правосудия.

Правосудие осуществляется на основе процессуального закона, а принцип законности является межотраслевым. Он нашел свое закрепление в ст. 7 УПК РФ, ст. 1 ГПК РФ, ст. 6 АПК РФ. При рассмотрении дел в судах законность обеспечивается правильным толкованием и применением норм материального права, а также соблюдением процессуальной процедуры рассмотрения и разрешения дел.

Суд при осуществлении правосудия должен не только сам точно и неуклонно соблюдать закон, но и требовать сего соблюдение от иных участников судопроизводства.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и в ст. 4 ФКЗ «О судебной системе». В соответствии с указанными нормами правосудие в Российской Федерации вправе осуществлять только суды, входящие в судебную систему РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. В соответствии со ст. 35 ФКЗ «О чрезвычайном положении» в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах. Таким образом даже в условиях действия чрезвычайного положения правосудие осуществляют только суды, входящие в судебную систему.

Никакой орган власти, кроме судов, не вправе принять на себя осуществление правосудия. Это конституционное положение очень важно, поскольку судебная власть располагает арсеналом мер процессуального принуждения, использование которых несудебными органами с помощью упрощенной процессуальной процедуры может привести к применению необоснованных репрессий. Несудебные органы репрессий, так называемые «тройки НКВД», использовав полномочия судебной власти, в 30-х годах ХХ века приняли участие в развязывании и проведении террора против населения, причинив обществу неисчислимые бедствия.

Значимость рассматриваемого принципа столь велика, что помимо Конституции РФ он закреплен в процессуальном законодательстве и является межотраслевым. В частности, он нашел свое закрепление в ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ.

Дело подлежит рассмотрению тем судом, к подсудности которого оно относится. Правила подсудности закреплены в процессуальном законодательстве, и их нарушение влечет за собой отмену принятого судом решения. Законным должен быть и состав суда, рассматривающий конкретное дело. Если в составе суда есть лицо, не наделенное полномочиями судьи или подлежащее отводу, то решение такого суда должно быть отменено, поскольку противоречит рассматриваемому принципу.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону позволяет решить задачи, стоящие перед органами судебной власти, в том числе обеспечить принятие при осуществлении правосудия законных, обоснованных и справедливых решений. Это принцип нашел отражение в ст. 120 Конституции РФ и в ФКЗ «О судебной системе». В соответствии с ч. 1 ст. 5. ФКЗ «О судебной системе» суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Независимы не только профессиональные судьи, но и присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия.

Независимость судьи обеспечивается следующими гарантиями: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком назначения на должность, приостановления и прекращения полномочий судьи; особым порядком привлечения судей к ответственности; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи, системой органов судейского сообщества, обеспечивающих защиту интересов судей, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом, в том числе административную и уголовную. Так, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления против правосудия. Среди наказуемых деяний воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (статья 294 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295 УК РФ); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); неуважение к суду (ст. 297 УК РФ); клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК РФ).

Принцип участия граждан в отправлении правосудия закреплен в ст. 32 Конституции РФ.

Участие граждан в осуществлении правосудия выражается в осуществлении обязанностей присяжного или арбитражного заседателя. Коллегия, состоящая из профессионального судьи и 12 присяжных заседателей, рассматривает уголовные дела, отнесенные к ее компетенции. Она может быть сформирована на уровне судов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации и при рассмотрении дел Верховным Судом РФ. При этом компетенция профессионального судьи и присяжных заседателей строго разграничена. Присяжные заседатели разрешают вопросы факта и не рассматривают правовых вопросов. Они выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления. Коллегия присяжных заседателей формируется из списков избирателей путем случайной выборки из лиц, достигших возраста 25 лет. Закон предусматривает ряд требований, предъявляемых к присяжным заседателям.

В отправлении правосудия по некоторым категориям арбитражных дел могут принимать участие арбитражные заседатели. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия закреплено в ст. 8 ФКЗ «О судебной системе». Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, содержатся в ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». В частности, арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование, опыт и знания экономических проблем. Процессуальный статус арбитражного заседателя закреплен в ст. 19 АПК РФ.

Присяжные и арбитражные заседатели при осуществлении правосудия пользуются равными с профессиональными судьями правами. Они независимы при осуществлении правосудия. На них распространяются некоторые процессуальные гарантии.

За время участия присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из средств федерального бюджета.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ и в статье 7 ФКЗ «О судебной системе», в соответствии с которой все равны перед законом и судом. Суды не вправе отдавать предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Равенство граждан перед законом означает единообразное применение норм права в отношении всех участников судопроизводства.

Равенство граждан перед судом предполагает наделение всех участников судопроизводства равными правами и обязанностями. Так, в судебном разбирательстве представители сторон обладают равными правами в представлении доказательств, заявлении ходатайств, отводов. Суд обязан создать сторонам равные условия в реализации их процессуальных прав. Единой является процедура рассмотрения дел. Она определена процессуальным законодательством и действует на всей территории Российской Федерации. В то же время, закон предоставляет дополнительные гарантии ряду должностных лиц и граждан в уголовном судопроизводстве. Так, депутаты государственной Думы РФ, члены Совета Федерации, судьи и некоторые другие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности с соблюдением особой процедуры. В соответствии со ст. 448 УПК РФ, возбудить уголовное дело в отношении этих лиц вправе лишь Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения трех судей Верховного Суда РФ и с согласия, соответственно, Государственной Думы РФ, Совета Федерации, квалификационной коллегии судей определенного уровня. Особым является порядок применения в отношении этих лиц и мер процессуального принуждения (избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, проведения обыска в их жилище и др.) Дополнительные процессуальные гарантии этих лиц обусловлены характером осуществляемой ими служебной деятельности, возможностью использования в отношении них незаконных приемов и методов.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту закреплен в ст. ст. 45 и 46 Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и законных интересов человека и гражданина. Эти права и интересы могут быть защищены любыми способами, не запрещенными законом. Один из способов защиты прав и интересов – обращение в суд. Правом обращения в суд обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица и иные лица, права и интересы которых нарушены и требуют восстановления.

В суд могут быть обжалованы незаконные действия, бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Применительно к уголовному судопроизводству могут быть обжалованы в суд незаконные и необоснованные действия, бездействия, процессуальные решения следователя, дознавателя, прокурора, принятые в ходе предварительного расследования и ущемляющие конституционные права и свободы участника уголовного судопроизводства. Решения, принятые судом, могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Состязательность и равноправие сторон является очень важным принципом осуществления правосудия, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

В соответствии с указанным принципом стороны, участвующие в судебном разбирательстве наделены равными правами. Задачей суда является создание сторонам равных условий для реализации их процессуальных прав и обязанностей. Процессуальные функции разделены. Так, в судебном разбирательстве уголовных дел в соответствии со ст. 15 УПК РФ функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.11.160 (0.053 с.)