Органы внутренних дел Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы внутренних дел Российской Федерации



Первыми из числа государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности мы рассмотрим органы внутренних дел (ОВД). Это не случайно. На органы внутренних дел падает колоссальная нагрузка в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечение общественной безопасности, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

ОВД образуют централизованную систему, во главе которой находится Министерство внутренних дел Российской Федерации. Согласно Структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649, Министерство внутренних дел (МВД) относится к числу тех министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Министерство возглавляет Министр, назначаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства России. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом РФ.

Статус Министерства закреплен Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (далее – Положение о МВД), утвержденным Указом Президента от 19.07.2004 г. №927. Согласно пунктам 1, 2 Положения о МВД, это Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Систему органов внутренних дел составляют:

МВД России;

главные управления МВД России по федеральным округам;

министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

окружные управления материально-технического и военного снабжения;

органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

представительства (представители) МВД России за рубежом;

иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. В частности, к ним относятся управления (отделы) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований субъекта РФ; учебные заведения МВД.

Структура Центрального аппарата МВД России утверждена Приказом МВД России от 10 ноября 2004 года №730. Центральный аппарат МВД России состоит из следующих структурных подразделений:

Административный департамент;

Департамент государственной защиты имущества;

Департамент кадрового обеспечения;

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения;

Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах;

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;

Департамент охраны общественного порядка;

Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

Департамент собственной безопасности;

Департамент тыла;

Департамент уголовного розыска;

Департамент экономической безопасности;

Организационно-инспекторский департамент;

Правовой департамент;

Финансово-экономический департамент;

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации;

Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи МВД России определены в пункте 3 Положения о МВД. К ним отнесены:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

обеспечение охраны общественного порядка;

обеспечение безопасности дорожного движения;

организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;

управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД РФ (далее - внутренние войска), организация их деятельности.

В свою очередь, Типовым положением о МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, которое утверждено приказом МВД России №730 от 15 сентября 2003 года, определены основные задачи названных подразделений ОВД:

обеспечение охраны общественного порядка на территории субъекта РФ;

обеспечение предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов внутренних дел;

обеспечение расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел (о подследственности см. статью 151 УПК);

обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта РФ;

организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, на территории субъекта РФ;

организация и осуществление в пределах полномочий органов внутренних дел контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью и негосударственной (частной) сыскной деятельностью на территории субъекта РФ;

обеспечение в пределах полномочий органов внутренних дел исполнения законодательства о гражданстве РФ и регистрационном учете граждан;

участие в реализации миграционной политики на территории субъекта РФ;

организация на территории субъекта РФ охраны имущества физических и юридических лиц по договорам;

обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел (см. статью 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

руководство управлениями (отделами) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований субъекта РФ, другими подчиненными подразделениями и организациями.

Исходя из задач, стоящих перед органами внутренних дел, последние наделены широким кругом полномочий. В частности, органы внутренних дел:

организуют и осуществляют в соответствии с законодательством РФ:

оперативно-розыскную деятельность. Напомним, что исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять ОРД, приведен в статье 13 Закона об ОРД, а закрытый список оперативно-розыскных мероприятий – в статье 6 Закона об ОРД;

производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам (о подследственности см. статью 151 УПК);

экспертно-криминалистическую деятельность;

розыск лиц и похищенного имущества;

контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии;

выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории РФ;

лицензирование отдельных видов деятельности;

выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

контроль частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны;

участвуют в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывают и проводят мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организуют и осуществляют в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

обеспечивают охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивают совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории РФ;

организуют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск (см. статью 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

обеспечивают в соответствии с законодательством РФ государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории РФ;

обеспечивают в соответствии с законодательством РФ проведение государственной дактилоскопической регистрации;

участвуют в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организуют и осуществляют в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

организуют прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

осуществляют иные полномочия в соответствии с российским законодательством (см. пункт 8 Положения о МВД). К примеру, полномочия МВД РФ в области обеспечения биологической и химической безопасности России установлены также пунктом 9 Постановления Правительства РФ №303 от 16 мая 2005 года.

Следует отметить, что Российская Федерация является участницей Международной организации уголовной полиции – Интерпола, в связи с чем в нашей стране образованы Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола и его филиалы. Целями Интерпола являются: а) обеспечение и развитие как можно более широкой взаимопомощи всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства различных стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; б) создание и развитие всех учреждений, которые могут эффективно содействовать предупреждению и пресечению общеуголовной преступности.

НЦБ Интерпола в нашей стране входит в состав центрального аппарата МВД России. Основные задачи Бюро сформулированы в Указе Президента РФ от 30 июля 1996 года №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола». Это: 1) Обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях; 2) Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России; 3) Осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Россия.

6 октября 2006 года совместным приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСО, ФСКН и ФТС России №786/310/470/454/333/971 утверждена согласованная с российской Генеральной прокуратурой Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

Серьезность задач, стоящих перед органами внутренних дел, предопределила и особые условия приема желающих на службу в ОВД. Эти условия определены Положением о службе в органах внутренних дел (далее – Положение о службе в ОВД), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1.

Согласно статье 8 Положения о службе в ОВД, на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет), способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел РФ могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.

Годность к службе (учебе) по состоянию здоровья кандидатов определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в органах внутренних дел, утвержденным Приказом МВД России от 2 октября 1995 года №370.

На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной министром внутренних дел РФ.

Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.

Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел РФ. Приказ объявляется сотруднику органа внутренних дел под расписку.

Ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении установлены статьей 9 Положения о службе в ОВД. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:

вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

имел или имеет судимость;

не отвечает требованиям, предусмотренным в статье 8 Положения о службе в органах внутренних дел.

Сотрудникам ОВД, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, сотруднику ОВД запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД РФ, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности.

Теперь, ознакомившись со структурой, задачами, полномочиями органов внутренних дел и узнав требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, рассмотрим подробнее одно из ключевых подразделений органов внутренних дел – милицию. Ее статус в нашей стране определен Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года №1026-1 (далее – Закон о милиции).

В статье 1 Закона о милиции сказано, что милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ.

Задачи милиции определены в статье 2 Закона о милиции. Ими являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом о милиции.

Обязанностям милиции посвящена статья 10 Закона о милиции. Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана, в частности:

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

выявлять и раскрывать преступления;

возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также разыскивать похищенное имущество;

осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение;

выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия,

охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество;

проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;

охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;

контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России;

контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности;

применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких (см. статью 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ); применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности (см. статью 6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года №119-ФЗ);

осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с российским законодательством.

Права милиции установлены в статье 11 Закона о милиции. Этой статьей милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется широкий круг прав, и в частности право:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении;

осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;

проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством РФ;

вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (см. статью 113 УПК) и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов;

осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов;

производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:

производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий;

осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;ости;

пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;

привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию законом.

Закон о милиции достаточно подробно регламентировал вопросы использования милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Условия и пределы их применения указаны в статье 12 Закона о милиции, статья 13 Закона о милиции посвящена применению физической силы, статья 14 Закона о милиции – применению специальных средств, а статья 15 Закона о милиции – применению и использованию огнестрельного оружия.

Так, сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

для освобождения заложников;

для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;

для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции установлены в статье 16 Закона о милиции.

Особенности приема и увольнения сотрудников милиции регламентированы в статье 19 Закона о милиции.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Последовательно рассмотрим каждую из них.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная милиция является органом дознания (см. статью 40 УПК РФ).

Состав криминальной милиции утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года №925 «О подразделениях криминальной милиции». Сюда входят подразделения:

уголовного розыска;

по борьбе с экономическими преступлениями;

по налоговым преступлениям;

по борьбе с организованной преступностью;

оперативно-поисковые;

специальных технических мероприятий;

собственной безопасности;

отряды милиции специального назначения;

оперативно-розыскной информации.

В криминальную милицию также входят НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания (см. статью 40 УПК РФ).

Состав милиции общественной безопасности (местной милиции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года №926 «О подразделениях милиции общественной безопасности». К таким подразделениям отнесены:

дежурные части. Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел;

участковые уполномоченные милиции;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

приемники - распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

медицинские вытрезвители при ОВД, до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения РФ;

центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

отряды милиции особого назначения;

подразделения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.111 с.)