Подсудность дел мировому судье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подсудность дел мировому судье



К компетенции мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Это общее правило. Исключение составляют уголовные дела о преступлениях, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Например, убийство, совершенное в состоянии аффекта без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 107 УК РФ), убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК РФ), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ) и другие составы преступления, подсудные районным судам.

Типичными делами, подсудными мировому судье являются дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных статьями 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 129 ч. 1 (клевета без отягчающих признаков) и 130 (оскорбление) УК РФ.

Мировым судьям не подсудны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, при условии, если преступления совершены ими в период прохождения военной службы или военных сборов. Дела о преступлениях, относящихся к компетенции мировых судей, но совершенных указанными лицами рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично (ч.6 ст. 30 УПК РФ).

Если в одном производстве объединено дело по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, то мировой судья руководствуется признаком подсудности по связи дел. Таким образом, при обвинении лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом. Например, если подсудимый обвиняется в совершении убийства без отягчающих обстоятельств и клевете, то дело подсудно не мировому судье, а федеральному районному суду.

Мировой судья рассматривает уголовные дела, отнесенные к его подсудности, единолично.

Гражданские дела, подсудные мировому судье (ст. 23 ГПК РФ)

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит решение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Федеральный районный суд – нижнее и основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Именно в федеральных районных судах рассматривается подавляющее большинство гражданских и уголовных дел по первой инстанции. Они образуются в каждом районе (городе). Действуют в составе председателя суда, заместителя, судей. Имеются односоставные и двухсоставные суды. Работают как суды первой инстанции, рассматривая большую часть уголовных и гражданских дел, за исключением тех, которые относятся к компетенции мировых судей, судов общей юрисдикции субъекта федерации, Верховного Суда РФ, а также военных судов.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (апелляционной) инстанции по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Организационное обеспечение районных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах Федерации.

Федеральный районный суд рассматривает дела в определенном составе.

Состав суда – это судья (судьи), полномочные в соответствии с законом рассмотреть и принять решение по уголовному делу в заседании суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Уголовные дела рассматриваются судьей единолично либо судебной коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.. Коллегиальность в деятельности суда является дополнительной гарантией защиты прав граждан в уголовном процессе и предусмотрена при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях.. Выбор состава суда при рассмотрении уголовных дел законодатель ставит в зависимость не только от конкретного состава преступления, но и, в некоторых случаях, от волеизъявления обвиняемого.

Единолично уголовные дела рассматривает:

судья федерального суда о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судьям, коллегии, состоящей из судьи федерального суда и двенадцати присяжных заседателей, коллегии, состоящей из трех судей федерального суда общей юрисдикции,

уголовные дела в апелляционном порядке,

ходатайства о разрешении производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 29 УПК РФ), а также жалобы на действия и решения следователя, дознавателя, органа дознания и прокурора (ст. 125 УПК РФ).

Единолично судья районного суда рассматривает отнесенные к его подсудности гражданские дела.

Коллегиально, в составе трех профессиональных судей, федеральный районный суд рассматривает уголовные дела по ходатайству подсудимого по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Все судьи в районном суде обладают единым статусом. Но на одного из них возлагается обязанность по организации работы суда. Он является председателем.

Председатель суда распределяет дела между судьями на основе принципов территориального, функционального, персонального. Он организует работу аппарата суда, включающего консультантов, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, вспомогательный технический персонал.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» в судах субъекта Федерации и в районных судах введена должность администратора суда, на которого возлагается организационно обеспечить работу суда.

Следующим звеном судебной системы является Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (ст. 20 ФКЗ «О судебной системе»)

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Перечисленные выше суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В судах субъектов Федерации образуются судебные коллегии по уголовным делам и по гражданским делам. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда. Коллегии могут делиться на составы, возглавляемые председателем состава.

Суд субъекта Федерации рассматривает по первой инстанции уголовные и гражданские дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности.

В соответствии со ст. 26 ГПК РФ верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие гражданские дела:

связанные с государственной тайной;

об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие уголовные дела:

о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Среди них ст. 105 ч. 2 (убийство при отягчающих обстоятельствах), ст. 126 ч. 3 (похищение человека, если оно совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия), ст. 205 (терроризм), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества) и некоторые другие,

уголовные дела, переданные в данные суды в связи с изменением правил подсудности в соответствии со ст. ст. 34 и 35 УПК РФ,

уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ)

Уголовные дела суд слушает в следующих составах: единолично, коллегией из трех профессиональных судей и коллегией, состоящей из профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.

Гражданские дела слушаются единолично.

Суд субъекта Российской Федерации действует как суд второй (кассационной) инстанции. Он рассматривает кассационные жалобы на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов районных. Дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей.

Президиум суда субъекта Федерации проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу в порядке надзора. Это решения мировых судов, районных судов, а также кассационные определения суда субъекта федерации.

В состав президиума входит не менее трех членов суда субъекта Федерации. В него по должности входят председатель суда субъекта Федерации и два его заместителя. Решения принимаются простым большинством голосов.

Возглавляет суд субъекта Федерации председатель, который имеет не менее двух заместителей.

Аппарат суда состоит из нескольких подразделений: канцелярия, секретариат, архив, экспедиция и др.

§ 3. Верховный суд РФ

Во главе судебной системы находится Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Верховный суд действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, Кассационной коллегии.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Как суд первой инстанции Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 27 ГПК РФ рассматривает следующие гражданские дела:

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

К подсудности Верховного Суда РФ отнесены уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ). При этом Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела о преступлениях, в которых обвиняются судьи военного суда, если ими заявлено об этом ходатайство, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает дела о преступлениях, совершенных иными судьями при наличии соответствующего ходатайства. Таким образом, уголовно-процессуальный закон определяет только персональную, но не предметную подсудность уголовного дела Верховному Суду РФ.

Как суд кассационной инстанции он проверяет законность и обоснованность решений судов субъектов Федерации, вынесенных по первой инстанции. Для этого созданы судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

Законность и обоснованность решений самого Верховного Суда РФ по делам, рассмотренным им по первой инстанции, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия состоит из председателя и 12 судей и действует в двух составах: по уголовным и по гражданским делам.

Президиум Верховного Суда РФ высшая судебная инстанция. Он состоит из 13 судей, утверждается Советом Федерации по представлению Президента, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ и при наличии заключения высшей квалификационной коллегии судей. Рассматривает дела в порядке надзора, то есть проверяет законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Он заслушивает доклады по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, координирует работу с Минюстом и выполняет некоторые другие функции.

Пленум Верховного Суда РФ включает в себя всех судей Верховного Суда, созывается не реже 1 раза в 4 месяца. В заседаниях принимают участие Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции. Решения принимаются большинством голосов открытым голосованием.

Постановления Пленума призваны унифицировать судебную практику по наиболее спорным вопросам. Его задачей является дача разъяснений по вопросам судебной практики, основываясь на изучении судебной практики и судебной статистики. Постановления Пленума публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ, а также обзоры судебной практики.

При Верховном Суде РФ действует научно-консультативный совет на основании Положения, утвержденного Постановлением Пленума ВСРФ от 21.12.1993. № 11 с изм. и доп. От 25.10.1996 № 10. Он изучает вопросы, возникающие в судебной практике, и разрабатывает рекомендации судам.

Деятельность судов обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Он действует на основании ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 1998 г.

Обеспечение работы – это мероприятия кадрового, финансового, материально-технического характера.

Судебный департамент имеет в субъектах федерации управления (отделы), образуя свою систему. Возглавляется Генеральным Директором в ранге федерального министра, назначаемого Председателем ВС РФ.

В структуру судебного департамента входят: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, главное управление обеспечение деятельности военных судов, управление государственной службы и кадрового обеспечения, КРУ, управление делами, управление капитального строительства, отдел международно-правового сотрудничества, отдел учебных и образовательных учреждений.

Управление (отделы) в субъектах федерации организационно обеспечивают деятельность районных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей..

Судебный департамент осуществляет подбор кандидатов на должность судьи, обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена, проводит иные материалы организационного характера.

Военные суды

Действуют на основании ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 20.05.1999.

В соответствии со ст. 22 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу – по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах РФ военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, уволенные с военной службы, прошедшие военные сборы при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.

Содержание понятий «военная служба» и «военнослужащий» определено в ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27. 05.1998 г. №76-ФЗ и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также в создаваемых в военное время специальных формированиях.

В систему военных судов включены гарнизонные военные суды (нижнее звено) и окружные (флотские) военные суды (суды второго звена), военная коллегия Верховного Суда РФ.

Компетенция военных судов различается в зависимости от родового (предметного) признака подсудности.

Гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК РФ).

Они же рассматривают гражданские дела в соответствии с подсудностью.

Компетенция окружного (флотского) военного суда аналогична компетенции суда общей юрисдикции второго звена (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (ч. 6 ст. 31 УПК РФ).

Вышестоящей инстанцией по отношению к окружному (флотскому) военному суду является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях, в которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство. Она также рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления в порядке надзора на судебные решения тех же судов, вступивших в законную силу.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Как суд первой инстанции военная коллегия рассматривает дела в следующих составах: коллегия из трех профессиональных судей, коллегия из профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. Как суд кассационной и надзорной инстанций военная коллегия действует в составе трех профессиональных судей.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации,

иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 УПК РФ).

Двусторонние международные соглашения могут регулировать вопросы, связанные с нахождением российских воинских формирований за границей.

Военные судьи по статусу равны прочим судьям, но состоят на воинской службе и являются военнослужащими.

5.1. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

Арбтражные суды России — это сравнительно новая система судов, существующая чуть более 10 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суд, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды — это федеральные суды, они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов, входящих в российскую судебную систему; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ.

Систему арбитражных судов составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;

справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ).

Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими (ст. 1 АПК). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда.

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти правила разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием.

Согласно АПК (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из указанных отношений, а именно:

между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Новый АПК более четко разграничил подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Если раньше арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали споры, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью — в зависимости от того, кто обращается с иском: если гражданин, то рассматривает суд общей юрисдикции, а если гражданин-предприниматель или юридическое лицо, то в этом случае спор разрешается арбитражным судом. Поскольку все эти споры являются спорами экономическими, связанными с предпринимательской деятельностью, по новому АПК они переданы именно в арбитражные суды. Аналогичным образом решаются вопросы и в отношении подведомственности дел по спорам с иностранными предпринимателями. Раньше иностранный предприниматель обладал возможностью выбора — он мог обратиться, когда он судился с российским предпринимателем, или в суд общей юрисдикции, или в арбитражный суд, что создавало определенные сложности, коллизии. Сейчас эти споры также разрешаются арбитражными судами.

Чаще всего арбитражные суды разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите деловой репутации и др. — экономические (имущественные) споры; споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрацией граждан — индивидуальных предпринимателей, дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и др., — это споры в сфере управления; об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

АПК дополнил подведомственность экономических споров арбитражных судов в части оспаривания нормативных и ненормативных актов, возникающих из административных и иных публичных отношений. Общее правило обжалования нормативных правовых актов заключается в том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ст. 29 АПК, п. 3 ст. 22 ГПК, ст. 245 ГПК). Оспаривание указанных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допустимо арбитражным судом, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. Например, об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК), об оспаривании юридическими лицами нормативных постановлений ФКЦБ России (ст. 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», об оспаривании актов, связанных с регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию (ст. 7-1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» (см. подробнее Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09 декабря 2002 года №11).

Что же касается ненормативных актов, то в данном случае критерием для разграничения подведомственности является то, чьи права и законные интересы затрагиваются указанным актом (т.е. используется субъектный критерий, например, п. 2 ч. 2 ст. 29, ст. 197 АПК). Некоторыми федеральными законами прямо предусматривается возможность обжалования ненормативного акта (действия, решения) в арбитражный суд. Так, ч. 1 ст. 46 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. предусматривает обжалование в арбитражный суд решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10 января 2003 г.) и др.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления - арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

5.2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Арбитражные суды субъектов РФ — основное звено арбитражных судов. Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражные суды субъектов РФ считаются судами основного звена. Именно в этих судах в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражными судами. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации» на территориях нескольких субъектов РФ может действовать один арбитражный суд, и, наоборот, на территории одного субъекта РФ могут быть образованы несколько арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта РФ состоит из судей, которые назначаются на должность Президентом РФ. На них полностью распространяется действие Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

Институт арбитражных заседателей регламентируется Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» и ст. 19 АПК.

С их участием не могут рассматриваться следующие категории дел:

относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда;

об оспаривании нормативных правовых актов;

о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

возникающие из административных и иных публичных правоотношений и дела особого производства.

Таким образом, с участие арбитражных заседателей могут рассматриваться только споры, возникающие из гражданских правоотношений.

Арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции подведомственных им дел, не по инициативе судьи, а по ходатайству какой-либо стороны в порядке, установленном ст. 17, 19 АПК. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству может только разъяснить сторонам право заявить такое ходатайство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.114 с.)