ТОП 10:

Структура и организация деятельности органов прокуратуры



Территориальные прокуратуры

Как уже указывалось, нижним звеном прокурорской системы являются прокуратуры городов и районов.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

Прокуратуру района возглавляет прокурор района, а прокуратуру города с районным делением, соответственно, возглавляет прокурор города. У них может быть первый заместитель и заместители, помощники и старшие помощники, начальники отделов,

В прокуратуре работает и технический персонал (секретари, курьеры и проч.)

В основе распределения обязанностей между прокурорскими работниками лежат функции прокуратуры и виды прокурорской деятельности. Один сотрудник может выполнять обязанности в нескольких направлениях прокурорской деятельности, если объем работы по каждому направлению не велик, и, напротив, одна и та же функция или вид деятельности может осуществляться несколькими прокурорскими работниками.

Численность состава прокуратуры зависит от многих факторов: численности населения, величины административно-территориального образования, объема работы.

В любом случае оперативный состав прокуратуры, вне зависимости от его численности, обязан обеспечить выполнение работы по всем направлениям прокурорской деятельности.

Прокуратура субъекта Российской Федерации - это прокуратура второго звена. К прокуратурам субъекта РФ относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, автономных областей и национальных округов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратуре субъекта Федерации образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

Прокуратура второго звена состоит из управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

В основе деления прокуратуры на управления и отделы – отрасли надзора и иные направления и виды прокурорской деятельности.

Генеральная прокуратура РФ

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ

Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Порядок деятельности коллегии Генеральной прокуратуры РФ предусмотрен Регламентом работы Генеральной прокуратуры РФ, утвержденным самим Генеральным прокурором.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Специализированные прокуратуры

При создании специализированных прокуратур преследовалась цель повышения эффективности прокурорской деятельности применительно к специальным объектам и специальным правоотношениям.

Так, военная прокуратура осуществляет все функции и направления прокурорской деятельности в вооруженных силах Российской Федерации.

Транспортная прокуратура осуществляет те же функции и направления прокурорской деятельности – на предприятиях, учреждениях и организациях железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта, в частности, по надзору за исполнением законов в сфере безопасности движения, соблюдения прав и свобод гражданина транспортными предприятиями и т. д.

Природоохранная прокуратура– осуществляет свою деятельность в сфере экологии, направляя ее на защиту окружающей среды, экологических прав граждан и т. д.

Деятельность специализированных прокуратур определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно- территориального деления страны, поскольку поднадзорные объекты сформированы вне зависимости от указанного деления. Так, в основе деятельности транспортных прокуратур лежит линейный принцип организации управления железными дорогами, принцип «порта приписки» на водном транспорте. Для прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, исполняющими уголовные наказания, – имеет значение наличие в конкретной местности исправительного учреждения.

Вооруженные силы РФ также сформированы вне зависимости от административно - территориального деления. В основе их построения округа, группы воск, флота, ракетные войска стратегического назначения, гарнизоны, объединения, соединения. На сходной основе сформирована и военная прокуратура.

Что касается функций и направлений и видов деятельности специализированных прокуратур, то они являются теми же, что и у территориальных прокуратур. Например, функция уголовного преследования реализуется в деятельности специализированных подразделений Следственного комитета.

Военная прокуратура – самая большая из специализированных прокуратур.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, входящая в качестве структурного подразделения в Генеральную прокуратуру РФ.

Вторым звеном военной прокуратуры являются прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Нижнее звено - это военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно - штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора (статья 46.1. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» введена Федеральным законом от 10.02.1999 № 31-ФЗ).

В соответствии с принципами единства и централизма в организации прокуратуры приведенная структура военной прокуратуры – это уменьшенная копия Генеральной прокуратуры РФ.

Транспортная прокуратура

Система транспортных прокуратур сформировалась в 1970-1980 годах.

Ее создание было вызвано необходимостью усиления прокурорского надзора на железнодорожном, воздушно, речном, морском и авиа транспорте. Органы управления на транспорте подчиняются Министерству транспорта и дислоцируются по линейному принципу. Нижестоящими звеньями являются управления железной дороги, отделения дороги.

В настоящее время транспортные прокуратуры созданы при каждом управлении железной дороги, действуют на правах районных прокуратур и подчиняются в своей деятельности прокуратуре субъекта Федерации. В течение некоторого времени действовало второе звено транспортных прокуратур на правах прокуратур субъекта Федерации, однако Приказом Генерального прокурора РФ № 2 от 22.01.2001 г. «Об изменении организации прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и реорганизации транспортных прокуратур» они ликвидированы и их функции переданы прокуратурам субъекта Федерации.

Аналогичным образом организована система МВД на транспорте (дорожные управления внутренних дел, линейные управления внутренних дел).

Объектами, поднадзорными транспортным прокуратурам являются Министерство транспорта, Федеральная авиационная служба, Федеральная служба речного флота, Государственный таможенный комитет подчиненные им структуры.

Природоохранные прокуратуры

Природоохранные прокуратуры были образованы в 1980-1990 годы со статусом районных и были подчинены прокуратурам второго звена.

В настоящее время ряд природоохранных прокуратур действует на правах прокуратур второго звена, например, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Московская природоохранная прокуратура. Им подчинены соответствующие природоохранный прокуратуры нижнего звена, действующие на правах прокуратур городов и районов.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, расследуют экологические преступления.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний

Указанные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур и подчиняются прокуратуре субъекта Федерации. Они формируются в тех регионах, где имеются учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. На них возложен надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Следственный аппарат этих прокуратур расследует преступления, совершенные в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Прокуратуры закрытых территориальных образований (ЗАТО)

Данные прокуратуры осуществляют прокурорские функции в закрытых территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях. Их перечень содержится в Приказе Генерального прокурора РФ № 3 «Об изменении организации прокурорского надзора на особо режимных объектах оборонной промышленности Российской Федерации и реформировании прокуратур войсковых частей» от 22.01.2001 г.

Система оборонно-промышленного комплекса может находиться в нескольких субъектах Федерации, она не привязана к административно -территориальному устройству государства, поэтому требует функционирования специализированной прокуратуры, как впрочем, и органов МВД и ФСБ, которые, в свою очередь, также поднадзорны прокуратуре.

Указанные прокуратуры образуются по месту дислокации оборонного комплекса, действуют на правах районных и подчиняются прокуратуре субъекта Федерации по месту своего расположения.

Научные и образовательные учреждения прокуратуры

Учебные и образовательные учреждения прокуратуры создаются, реорганизуются и ликвидируются в зависимости от нужд прокурорской системы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.009 с.)