Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые и социальные гарантии деятельности прокуратурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии со ст. 40-1 Закона «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. При назначении на должность им может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. Укачанные требования предъявляются к прокурорам и следователям в связи со сложностью и ответственностью выполняемой ими работы. На должности прокуроров и следователей могут приниматься лишь те лица, кто окончил высшее образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. На должности помощников прокурора и следователей прокуратур городов, районов и прокуратур, им приравненных, в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности, имеющих государственную аккредитацию, окончивших третий курс этих учреждений. В соответствии со ст. 40 Закона «О прокуратуре РФ» служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники являются государственными служащими Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы Российской Федерации с учетом требований закона «О прокуратуре РФ». Их правовое положение определяется Законом «О прокуратуре РФ» в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»/* Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются законодательством о труде и государственной службе РФ с учетом особенностей Закона «О прокуратуре РФ». Они вправе обжаловать вышестоящим руководителям" п в суд решения органов прокуратуры по вопросам прохождения службы, в том числе и по вопросам увольнения, аттестации, наложения взысканий. Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется также и Законами «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998. и «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.60
Лица, впервые назначаемые на должность, принимают Присягу прокурора (следователя), в которой дается клятва о соблюдении Конституции, законов, международных обязательств РФ. В Присяге перечисляются основные обязанности, возлагаемые на прокурора или следователя. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем в органах прокуратуры не менее 3-х лет. На должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет. Генеральный прокурор РФ в исключительных случаях вправе назначить на указанные должности лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти. На прокурорских работников, являющихся государственными служащими, распространяются ограничения по службе, установленные ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». На службу в органы прокуратуры не может быть принято лицо, если оно: имеет иностранное гражданство или признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным; или лишено решением суда права занимать государственные должности госслужбы; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению служебных обязанностей; находится в близком родстве или свойстве с Должностным лицом прокуратуры, если их служба связана непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; или отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если что необходимо по характеру выполняемой работы. Лица, обучавшиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой, а также обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания в прокуратуре, обязаны по заключенному договору проработать в органах прокуратуры не менее 5 лет. При увольнении до истечения указанного срока, за исключением случаев, являющихся уважительными в соответствии с ч. 4 ст. 40—1 Закона «О прокуратуре РФ» (уважительными считаются увольнение по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнение женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями), они обязаны полностью возместить затраты на обучение.
Статьей 41 Закона «О прокуратуре РФ» урегулирован вопрос о присвоении классных чинов прокурорским работникам и их аттестации. Классный чин - это специальный служебный разряд, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа, знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Присвоение классных чинов производится на основании Положения о классных чинах прокурорских работников, утвержденного Президентом РФ 30 июня 1997 г. № 659 6|. В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются классные чины от младшего юриста до действительного государственного советника юстиции, всего - 11 чинов. Предельным чином согласно табели классных чинов для помощника прокурора города и следователя является младший советник юстиции, для прокурора города, района - старший советник юстиции, прокурора субъекта Российской Федерации первой группы - государственный советник юстиции 2 класса. Классные чины государственного советника юстиции 1,2,3 классов присваиваются Президентом по представлению Генерального прокурора. Чин - действительный государственный советник юстиции, присваивается Президентом Российской Федерации Генеральному прокурору по должности. Первый классный чин и классные чины советника юстиции и старшего советника юстиции, а также все классные чины научным и педагогическим работникам учреждений системы прокуратуры РФ и прокурорским работникам центрального аппарата Генеральной прокуратуры присваиваются Генеральным прокурором в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы Он может присвоить классный чин и другим работникам органов и учреждений прокуратуры. Другие классные чины, за указанными исключениями, присваиваются прокурором субъекта Российской Федерации или приравненным к нему прокурором. К присвоению первоначального классного чина представляются работники, прошедшие аттестацию и имеющие определенный стаж работы в занимаемой должности: прокуроры и следователи, сотрудники института Генеральной прокуратуры -не менее 6 месяцев; специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием - не менее одного года; специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием - свыше 3 лет. Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры из представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, адвокатуры, нотариата, юридических факультетов и правовых служб предприятий первоначальный классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности, знаний и опыта - до истечения 6 месяцев работы. Присвоение очередных классных чинов производится по истечении определенного срока пребывания в классном чине в соответствии с занимаемой должностью. Исключения допускаются при выдвижении на высшую должность, а также в случаях примерного исполнения служебного долга и за достигнутые успехи в работе по укреплению законности. Классный чин присваивается работнику прокуратуры пожизненно.
Лишение классного чина может иметь место при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий поступок. В случае совершения работником органов прокуратуры грубых нарушений служебного долга или недостойного поведения, он может быть понижен в чине. Восстановление в прежнем классном чине производится в порядке очередной аттестации. К присвоению очередного классного чина не представляются работники органов прокуратуры, имеющие дисциплинарные взыскания, а также имеющие серьезные недостатки и упущения в работе, явившиеся предметом обсуждения на коллегии или оперативном совещании. Выписки из приказов о присвоении классных чинов вручаются работникам, помещаются в их личные дела и передаются в бухгалтерию для начисления доплат за классный чин. Несоблюдение сроков представления к присвоению классных чинов в соответствии с Приказом Генерального прокурора рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности. Прокурорские работники подлежат аттестации. Она проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины. Данная кадровая процедура позволяет дать квалификационную оценку работников прокуратуры в целях определения их служебного соответствия и перспектив должностного продвижения. Ныне действует Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ № 74 от 30 октября 1998 года. Аттестация проводится тем работникам, кому могут присваиваться очередные или внеочередные классные чины. Первоначальная аттестация прокуроров и следователей, научных и педагогических работников системы прокуратуры РФ проводится при наличии у них стажа работы - 6 месяцев, специалистов с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием при наличии стажа не менее года, со средним образованием при наличии стажа не менее 3-х лет. До истечения 6 месяцев с учетом стажа работы по специальности и квалификации могут быть аттестованы работники, перешедшие на работу с должностей по юридической или иной родственной специальности (по соответствующему перечню, указанному в Положении), если перерыв между увольнением и поступлением на работу не превысил 2-х месяцев. •••••-
Аттестация проводится один раз в 5 лет. Аттестационные комиссии имеются в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, в научных и образовательных институтах прокуратуры. Законом «О прокуратуре» и законодательством о труде регулируются вопросы переводов, служебной дисциплины, служебного расследования, применения мер взыскания и поощрения, увольнения прокурорских работников и их восстановления в органах прокуратуры. В соответствии со ст. 42 Закона «О прокуратуре РФ» установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. В главе 52 УПК РФ урегулированы особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Эти особенности применяются и в отношении прокуроров и следователей. Возбуждение уголовного дела в отношении Генерального прокурора может быть произведено и.о. Генерального прокурора РФ только на основании заключения коллегии, состоящей из 3-х судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального Прокурора РФ признаков преступления, в отношении следователя - прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе, как на основании судебного решения, производятся, если уголовное дело в отношении следователя или прокурора не было возбуждено, или они не были привлечены в качестве обвиняемого только с согласия суда, указанного в ч. I ст. 448 УПК РФ. Любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурора или следователя, возбуждение уголовных дел, кроме случаев, когда они застигнуты на месте преступления, осуществляется прокуратурой. Расследование дел о преступлениях работников прокуратуры является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования они отстраняются от должности, но при этом им производятся все выплаты по службе (денежное содержание, доплата за классный чин и выслугу лет). Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, их вещей, ис- пользуемого ими транспорта, за исключением случаев, когда Федеральным Законом предусмотрено обеспечение безопасности других лиц, а также при задержании их во время совершения преступления. В случае совершения прокурором или следователем административного правонарушения или дисциплинарного проступка вышестоящим прокурором назначается служебное расследование, которое является исключительной компетенцией органов прокуратуры. После принятия поправок от 23декабря 1998 г. Законом «О прокуратуре РФ», определены условия обеспечения службы прокурорских работников, которые включают выдачу служебного удостоверения, гарантии материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты, требования по обеспечению форменной одеждой и правила её ношения.
Статьей 43 Закона установлены основания прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения предельного возраста службы в органах и учреждениях прокуратуры, б) прекращения гражданства РФ, в) нарушения Присяги прокурора, следователя, а также совершения проступков, порочащих прокурорского работника, г) несоблюдения ограничений по службе, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных ст. 11 и п.3 ст. 21 Закона «Об основах госслужбы РФ», д) разглашения сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну. Продление срока нахождения на службе лица в возрасте более 65 лет не допускается. После этого возможно заключение с ним срочного трудового договора. Основанием выхода в отставку является выход на пенсию или несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя прокуратуры. За работником, избранным депутатом или на выборную должность в органы государственной власти или местного самоуправления, сохраняется должность, а при ее отсутствии -равноценная прежнему месту службы, или представляется иная должность с его согласия. Период нахождения на выборной работе засчитывается в стаж, необходимый для получения льгот и для получения пенсии. Прокурорским работникам выплачивается вознаграждение при выходе в отставку и в связи с выходом на пенсию по возрасту. В соответствии со ст. 44 Закона «О прокуратуре РФ» осуществляется материальное и социальное обеспечение работников прокуратуры. Оплата состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия работы (за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - до 50% должностного оклада), процентных надбавок за ученую степень, денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год. Доплата за сложность и пр. устанавливается по решению руководителя органа прокуратуры. Доплата за классный чин устанавливается Правительством в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет устанавливаются сверх должностных окладов и доплаты за классный чин. Денежное поощрение (премия) по итогам работы за квартал и год устанавливается по нормам, предусмотренным для работников органов исполнительной власти соответствующего уровня. Прокуроры и следователи обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней, плюс время следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ. В местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями отпуск предоставляется по. нормам, установленным Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней. После 10 лет работы дается дополнительно 5 календарных дней, после 15-10 календарных дней, после 20 лет - 15 календарных дней отпуска. Пенсионное обеспечение лиц, имеющих классные чины, осуществляется в соответствии с законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и их семей. Лица, не ушедшие на пенсию после 20 лет выслуги, имеют право на 50% доплату от причитающейся пенсии. При выходе на пенсию, в связи с выслугой лет по достижении предельного возраста пребывания на службе, или в отставку, или по состоянию здоровья и инвалидности, или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие за полные годы выслуги: менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; от 10 до 15 лет - 10 месячных должностных окладов; от 15 до 20 - 15 месячных окладов; свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов соответственно с доплатой за классный чин. Прокуроры и следователи, имеющие классные чины, вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории РФ всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, в сельской местности -любым попутным транспортом; работники транспортных прокуратур - железнодорожным, речным, морским, воздушным транспортом независимо от ведомственной принадлежности. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в жилищном фонде (государственном или муниципальном) во внеочередном порядке, но не позднее 6 месяцев после назначения независимо от срока проживания в данном населенном пункте, с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. или отдельную комнату. В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во внеочередном порядке устанавливается телефон. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников прокуратуры и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств Федерального бюджета. После выхода на пенсию работники прокуратуры пользуются всеми правами и льготами, включая медицинское обслуживание в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. В соответствии со ст. 45 Закона прокуроры и следователи находятся под особой защитой у государства, также как и их близкие родственники, на которых может быть совершено посягательство с целью вое препятствовать их законной деятельности. Под такой же защитой находится и их имущество. Порядок и условия защиты определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 62. Погребение прокуроров и следователей, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных и умерших вследствие причинения телесных повреждений в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется ча счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры в Федеральном бюджете. Органы государственного страхования выплачивают в случае гибели работника прокуратуры его родным страховую сумму в размере равном 180 кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя. Оплата возмещения вследствие получения телесных повреждений работником прокуратуры /следователем прокуратуры/ предусмотрена ст. 45 Закона «О прокуратуре РФ». В связи с утратой возможности продолжения профессиональной деятельности выплачивается 36-кратный размер среднемесячного содержания, а в связи с телесными повреждениями или иным вредом здоровью, не повлекшими утрату способности заниматься профессиональной деятельностью выплачивается 12-кратный размер среднемесячного денежного содержания. Кроме того предусмотрена выплата ежемесячной компенсации нетрудоспособным членам семьи погибшего или таковой самим прокурорам или следователям, утратившим профессиональную способность к выполнению своей деятельности. 2.5.Организация надзора в органах прокуратуры. Руководство, контроль, планирование. Учет, отчетность и делопроизводство Организация надзора в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Приказами Генерального прокурора и направлениями (функциями) деятельности прокуратуры. Функциональные направления деятельности прокуратуры определяют структуру органов прокуратуры и распределение штатов оперативных работников. Работа органов прокуратуры строится на принципах единоначалия. Тем не менее важное значение имеют коллегии Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации. Коллегии прокуратур не являются органами, принимающими решения, на них заслушиваются отчеты руководителей подразделений по конкретным вопросам прокурорской и следственной деятельности, а их выводы реализуются приказами соответствующих руководителей прокуратуры (РФ или субъектов Федерации). В Генеральной прокуратуре имеются организационно-контрольное управление, управление кадров, управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управление по надзору за расследованием преступлений, отдел по надзору за расследованием особо важных дел (на правах управления), следственное управление, управление по надзору за исполнением законов о Федеральной безопасности, управление по делам несовершеннолетних и молодежи, управление по обеспечению поддержания государственного обвинения н обжалованию судебных решений, управление по обеспечению участия по гражданским делам и в арбитражном процессе, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управление правового обеспечения, международно-правовое управление, отдел реабилитации жертв политических репрессий, отдел писем. Центр информации и общественных связей, отдел криминалистики. Приемная, Главная военная прокуратура, Главное управление и отделы (на правах управлений) в территориальных округах, управления и отделы по организации н обеспечению гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, делопроизводства, управление делами. В ряде управлений имеются отделы, например, в организационно-контрольное управление входят отдел организационного обеспечения, отдел планирования и контроля, отдел статистики и анализа. В прокуратурах субъектов Российской Федерации также создаются управления и отделы, которые составляют структуру этих прокуратур. В прокуратурах различаются два вида структурных образований - функциональные и обеспечивающие. К функциональным относятся управления и отделы, непосредственно выполняющие работу по вопросам соответствующих направлений: по надзору за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, следственный отдел, по обеспечению поддержания государственного обвинения и обжалованию судебных решений, по обеспечению участия по гражданским делам и обеспечению участия в арбитражном процессе, надзору за исполнением законов о несовершеннолетних н молодежи, за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, методико-криминалистический отдел, отдел организационного обеспечения, контроля исполнения, оперативного учета и статистики. К обеспечивающим относятся отделы, выполняющие функции материального, кадрового, технического обслуживания, делопроизводства и иного обеспечения деятельности аппарата прокуратуры. Возглавляют управления и отделы начальники, имеющие статус старших помощников прокурора субъекта Федерации. Заместители начальников управлений и начальники отделов в составе управлений имеют статус помощника прокурора. В следственных подразделениях работают следователи по особо важным делам, старшие следователи и их помощники. В районных и городских прокуратурах в штатах имеются заместители, старшие помощники и помощники прокурора, на которых возлагаются обязанности по осуществлению надзора и иной деятельности в соответствии с направлениями деятельности прокуратуры. При небольшой штатной численности на каждого из помощников могут быть возложены обязанности по осуществлению надзора по двум и более направлениям. В прокуратурах городов и районов имеются старшие следователи и следователи, которые проводят расследование по делам, относящимся к подследственности прокуратуры. Все прокуратуры для осуществления своей деятельности истребуют из поднадзорных органов информацию, необходимую для организации и осуществления надзора по соответствующим направлениям, ведут систематизацию законодательства. В соответствии со ст. 17 Закона «О прокуратуре РФ» руководство деятельностью подчиненных прокуроров осуществляется Генеральным прокурором. Генеральный прокурор с целью организации надзора издает приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. В приказах, имеющих нормативное содержание, определяются задачи и приоритетные направления деятельности прокуратуры. В ненормативных - принимаются решения по кадровым вопросам, расходованию финансовых ресурсов, распределению обязанностей и т.д. Указания могут даваться по более узким вопросам надзорной деятельности, положения регулируют деятельность отдельных подразделений прокуратуры, определяют характер обязанностей и их распределение между отдельными оперативными работниками, инструкции устанавливают, каким образом, например, ведется статистическая отчетность, контроль исполнения, делопроизводство, представляются отчетные доклады, документы для секретного и служебного пользования и т.д. Распоряжения издаются по частным вопросам надзорной и иной деятельности прокуратуры, имеют, как правило, ненормативный характер. Однако, некоторые распоряжения устанавливают порядок деятельности по тем или иным вопросам и рассчитаны на неоднократное применение. Руководство имеет важное значение для постоянного совершенствования, повышения эффективности работы, решения сложных вопросов осуществления прокурорского надзора. К руководству предъявляется требование о том, чтобы оно было конкретным, оперативным и основывалось на непосредственной связи с подчиненными работниками, осуществляющими надзорную деятельность. Конкретность руководства предполагает знание особенностей и условий работы подчиненных прокуратур, знание деловых качеств оперативных работников прокуратур!.], знание форм, с помощью которых возможно исправление недостатков и т.д. Оперативность руководства означает своевременное выявление и устранение недостатков и оказание необходимой помощи в работе подчиненным прокуратурам. Непосредственная связь с подчиненными работниками предполагает, что указания и рекомендации даются им не через посредство формальных документов, а путем выездов на место их деятельности и выяснения проблем, осложняющих надзорную работу. Руководство должно основываться на конкретном анализе состояния преступности и законности, что позволяет правильно оценивать результаты деятельности подчиненной прокуратуры. Анализ должен основываться одновременно как на количественных, так и качественных показателях, иначе это приводит к погоне за количеством в ущерб качеству проделанной работы. Учет только количественных показателей искажает фактическое положение дел. Создается ложное представление о достигнутых успехах в деятельности прокуратуры, которых на самом деле нет. Основными организационными формами руководства являются: а) выезды на места с комплексными и отраслевыми проверками; б) оказание методической помощи в проведении анализа состояния законности, борьбы с преступностью и правильной организации прокурорской деятельности; в) дача письменных указаний подчиненным прокурорам по конкретным вопросам путем издания приказов, составления обзоров, направления информации и методических писем; г) доклады и отчеты подчиненных прокуроров вышестоящей прокуратуре о состоянии законности, дача объяснений о допущенных нарушениях на заседании коллегии или оперативного совещания с последующим изданием руководителем прокуратуры приказов с оценкой итогов и организационными выводами; д) организация учебы и повышение квалификации прокурорско-следственных работников. Руководство невозможно без контроля исполнения. Формы контроля исполнения состоят: а) в регулярном и систематическом контроле за исполнением приказов Генерального прокурора, его указаний и поручений; б) проверке осуществления надзора за соблюдением законности по отдельным законодательным актам и направлениям; в) проверке состояния следственной работы следователей прокуратуры; г) проверке состояния работы по воспитанию кадров, повышению их квалификации и отвегственности за выполнение возложенных обязанностей; д) контроле внутри аппарата соответствующей прокуратуры исполнения планов работы, поручений вышестоящих прокуратур, разрешения поступивших в прокуратуру обращений, жалоб и заявлений граждан. Одной из важных форм организации работы прокуратуры является ее планирование. Оно позволяет сосредоточить усилия на приоритетных направлениях, не упуская из виду в то же время всех других вопросов надзорной деятельности и имеет поэтому большое значение. Планированием достигается определение задач прокуратуры на перспективу и на небольшой /месячный или трехмесячный/ отрезок времени. Оно позволяет рационально распределять силы и средства, которыми располагает прокуратура. С помощью планирования устанавливается взаимодействие прокуратуры с другими органами (правоохранительными или контролирующими). Планирование позволяет персонифицировать ответственность работников прокуратуры за выполнение намеченных мероприятий. Базой планирования является информация, поступающая в прокуратуру из органов представительной, исполнительной власти, органов контроля, органов учета, а также от средств массовой информации и населения. Оно осуществляется в двух формах. Это перспективное и текущее планирование. Перспективное - рассчитано на одно-двухлетний срок и предусматривает комплекс мероприятий по решению задач укрепления законности и борьбы с преступностью на достаточно длительный период времени. Текущее планирование /1-3 месячное/ позволяет ставить частные задачи в течение кратких периодов времени. Эти частные задачи могут быть тесно связаны между собой в перспективе. Таким образом текущее планирование вливается в перспективное. Перспективное и текущее планирование основывается на анализе состояния законности и борьбы с ирссгупностью. Большое значение в планировании имеет решение Генеральной прокуратурой задач оказания содействия органам государственной власти и управления в проведении экономических и социальных реформ. Поэтому, в основном, планирование организуется сверху. Генеральная прокуратура и прокуратуры субъектов Федерации направляют письменные поручения районным и городским прокуратурам о проведении надзорных мероприятий, имеющих целью проверить состояние законности по исполнению наиболее важных законов экономической реформы, природоохраны, обеспечению соблюдения социальных прав и интересов граждан. Тем не менее, прокуратуры районов и городов также и самостоятельно планируют мероприятия по осуществлению надзора на тех направлениях, где ими обнаружены имеющие актуальный или массовый характер правонарушения. Следует отметить, что в периодической специальной литературе нередко высказываются критические замечания в адрес Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации о необходимости получения прокурорами низовых звеньев возможности самостоятельно определять приоритетные направления надзорной деятельности, в особенности по надзору за исполнением законов. Эту критику можно было бы признать обоснованной, но многолетняя практика деятельности прокуратуры свидетельствует, что так называемая «заорганизованность» сверху является вынужденной. Генеральной прокуратуре и прокуратурам субъектов Российской Федерации необходимо располагать значительными и убедительными сведениями о состоянии исполнения наиболее актуальных законодательных актов. Однако, это затруднительно без проведения подчиненными прокурорами массированных проверок на местах. Этим можно объяснить необходимость планирования таких проверок Генеральной прокуратурой и прокуратурами субъектов Российской Федерации в больших масштабах. С другой стороны, нужно признать - многие прокуроры привыкли активно действовать только, когда они получают указания от вышестоящей прокуратуры. Это свойство централизации, одного из важных принципов деятельности прокуратуры. Но в результате, активность самостоятельной деятельности при отсутствии планирования сверху резко снижается, снижается и эффективность надзорной практики, что нельзя считать приемлемым. Следует также учитывать, что прокуроры нижестоящих прокуратур вынуждаются в ряде случаев проводить проверки формально. Они докладывают о благополучном состоянии законности по проверяемому вопросу, затрачивая при этом значительную часть своего рабочего времени. Но это мешает им сосредоточиться на проверках гам, где могут иметь место нарушения законности в действительности. Видимо, вышестоящим прокуратурам следует организовывать массированные проверки при наличии более точной информации о состоянии законности в районе, городе, регионе. Важное значение в организации работы прокуратуры имеет учет и отчетность. В соответствии со ст. 51 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура разрабатывает совместно с заинтересованными Федеральными министерствами и ведомствами систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрывав мости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре. Генеральная прокуратура совместно с МВД РФ утвердила Инструкцию о едином учете преступлений. Первичный учет осуществляется всеми работниками прокуратуры, внутренних дел, таможенной службой. Прокуратура должна следить, чтобы ни одно преступление не осталось не зарегистрированным, а при учете не искажалось действительное состояние преступности. Учет работы, проводимой прокуратурой по различным направлениям деятельности, ведется как руководителем прокуратуры, так и всеми оперативными работниками на материальных и электронных носителях, находит своё отражение в специальных журналах и на карточках. На основании учётных данных составляются доклады и отчёты в вышестоящую прокуратуру. Основная форма отчета прокуратуры - форма П. Отчет состоит из 7 разделов и содержит показатели: об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание н назначаемые судом меры принудительного характера; данные об обоснованности задержания и арестах граждан; сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, <
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.014 с.) |