Правовые и социальные гарантии деятельности прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые и социальные гарантии деятельности прокуратуры

Поиск

В соответствии со ст. 40-1 Закона «О прокуратуре РФ» про­курорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, и обладающие необходимы­ми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служеб­ные обязанности. При назначении на должность им может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 ме­сяцев.

Укачанные требования предъявляются к прокурорам и сле­дователям в связи со сложностью и ответственностью выпол­няемой ими работы. На должности прокуроров и следователей могут приниматься лишь те лица, кто окончил высшее образова­тельное учреждение, имеющее государственную аккредитацию.

На должности помощников прокурора и следователей про­куратур городов, районов и прокуратур, им приравненных, в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности, имеющих государ­ственную аккредитацию, окончивших третий курс этих учреж­дений.

В соответствии со ст. 40 Закона «О прокуратуре РФ» служ­ба в органах прокуратуры является видом федеральной государ­ственной службы, а прокурорские работники являются государ­ственными служащими Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной госу­дарственной службы Российской Федерации с учетом требова­ний закона «О прокуратуре РФ». Их правовое положение опре­деляется Законом «О прокуратуре РФ» в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»/* Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются законодательством о труде и госу­дарственной службе РФ с учетом особенностей Закона «О про­куратуре РФ». Они вправе обжаловать вышестоящим руководи­телям" п в суд решения органов прокуратуры по вопросам про­хождения службы, в том числе и по вопросам увольнения, атте­стации, наложения взысканий.

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется так­же и Законами «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998. и «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.60

Лица, впервые назначаемые на должность, принимают При­сягу прокурора (следователя), в которой дается клятва о соблю­дении Конституции, законов, международных обязательств РФ. В Присяге перечисляются основные обязанности, возлагаемые на прокурора или следователя.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем в орга­нах прокуратуры не менее 3-х лет.

На должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокура­туры не менее 5 лет.

Генеральный прокурор РФ в исключительных случаях впра­ве назначить на указанные должности лиц, имеющих опыт рабо­ты по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

На прокурорских работников, являющихся государствен­ными служащими, распространяются ограничения по службе, установленные ст. 11 Федерального закона «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации». На службу в ор­ганы прокуратуры не может быть принято лицо, если оно: имеет иностранное гражданство или признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным; или лишено решением суда права занимать государственные должности госслужбы; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно ме­дицинскому заключению препятствует исполнению служебных обязанностей; находится в близком родстве или свойстве с Должностным лицом прокуратуры, если их служба связана не­посредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; или отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если что необходимо по характеру выполняемой работы.

Лица, обучавшиеся в образовательных учреждениях высше­го профессионального образования по юридической специаль­ности с оплатой обучения Генеральной прокуратурой, а также обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания в прокуратуре, обязаны по заключенному договору проработать в органах прокуратуры не менее 5 лет. При уволь­нении до истечения указанного срока, за исключением случаев, являющихся уважительными в соответствии с ч. 4 ст. 40—1 За­кона «О прокуратуре РФ» (уважительными считаются увольне­ние по состоянию здоровья, в связи с призывом на действитель­ную военную службу, увольнение женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприя­тиями), они обязаны полностью возместить затраты на обуче­ние.

Статьей 41 Закона «О прокуратуре РФ» урегулирован во­прос о присвоении классных чинов прокурорским работникам и их аттестации.

Классный чин - это специальный служебный разряд, кото­рый присваивается с учетом занимаемой должности, стажа, зна­ний и опыта, а также результатов работы по укреплению закон­ности и правопорядка.

Присвоение классных чинов производится на основании Положения о классных чинах прокурорских работников, утвер­жденного Президентом РФ 30 июня 1997 г. № 659 6|. В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются классные чины от младшего юриста до действительного государственного советника юстиции, всего - 11 чинов. Предельным чином со­гласно табели классных чинов для помощника прокурора города и следователя является младший советник юстиции, для проку­рора города, района - старший советник юстиции, прокурора субъекта Российской Федерации первой группы - государствен­ный советник юстиции 2 класса. Классные чины государствен­ного советника юстиции 1,2,3 классов присваиваются Президен­том по представлению Генерального прокурора. Чин - действи­тельный государственный советник юстиции, присваивается Президентом Российской Федерации Генеральному прокурору по должности. Первый классный чин и классные чины советника юстиции и старшего советника юстиции, а также все классные чины на­учным и педагогическим работникам учреждений системы про­куратуры РФ и прокурорским работникам центрального аппара­та Генеральной прокуратуры присваиваются Генеральным про­курором в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы Он может присвоить классный чин и другим ра­ботникам органов и учреждений прокуратуры. Другие классные чины, за указанными исключениями, присваиваются прокуро­ром субъекта Российской Федерации или приравненным к нему прокурором.

К присвоению первоначального классного чина представ­ляются работники, прошедшие аттестацию и имеющие опреде­ленный стаж работы в занимаемой должности: прокуроры и следователи, сотрудники института Генеральной прокуратуры -не менее 6 месяцев; специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием - не менее одного года; специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием - свыше 3 лет.

Работникам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на работу в органы прокуратуры из представи­тельных (законодательных) и исполнительных органов государ­ственной власти, правоохранительных органов, судов, адвокату­ры, нотариата, юридических факультетов и правовых служб предприятий первоначальный классный чин может быть при­своен с учетом занимаемой должности, знаний и опыта - до ис­течения 6 месяцев работы. Присвоение очередных классных чи­нов производится по истечении определенного срока пребыва­ния в классном чине в соответствии с занимаемой должностью. Исключения допускаются при выдвижении на высшую долж­ность, а также в случаях примерного исполнения служебного долга и за достигнутые успехи в работе по укреплению законно­сти. Классный чин присваивается работнику прокуратуры по­жизненно.

Лишение классного чина может иметь место при увольне­нии работника из органов прокуратуры за порочащий поступок.

В случае совершения работником органов прокуратуры грубых нарушений служебного долга или недостойного поведения, он может быть понижен в чине. Восстановление в прежнем класс­ном чине производится в порядке очередной аттестации.

К присвоению очередного классного чина не представляют­ся работники органов прокуратуры, имеющие дисциплинарные взыскания, а также имеющие серьезные недостатки и упущения в работе, явившиеся предметом обсуждения на коллегии или оперативном совещании.

Выписки из приказов о присвоении классных чинов вруча­ются работникам, помещаются в их личные дела и передаются в бухгалтерию для начисления доплат за классный чин.

Несоблюдение сроков представления к присвоению класс­ных чинов в соответствии с Приказом Генерального прокурора рассматривается как нарушение служебных обязанностей, вле­кущее привлечение виновных к ответственности.

Прокурорские работники подлежат аттестации. Она прово­дится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины.

Данная кадровая процедура позволяет дать квалификацион­ную оценку работников прокуратуры в целях определения их служебного соответствия и перспектив должностного продви­жения.

Ныне действует Положение об аттестации работников орга­нов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденное Приказом Генерального прокурора РФ № 74 от 30 октября 1998 года.

Аттестация проводится тем работникам, кому могут при­сваиваться очередные или внеочередные классные чины. Пер­воначальная аттестация прокуроров и следователей, научных и педагогических работников системы прокуратуры РФ проводит­ся при наличии у них стажа работы - 6 месяцев, специалистов с высшим, незаконченным высшим и средним специальным обра­зованием при наличии стажа не менее года, со средним образо­ванием при наличии стажа не менее 3-х лет. До истечения 6 ме­сяцев с учетом стажа работы по специальности и квалификации могут быть аттестованы работники, перешедшие на работу с должностей по юридической или иной родственной специально­сти (по соответствующему перечню, указанному в Положении), если перерыв между увольнением и поступлением на работу не превысил 2-х месяцев. •••••-

Аттестация проводится один раз в 5 лет.

Аттестационные комиссии имеются в Генеральной прокура­туре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, в науч­ных и образовательных институтах прокуратуры.

Законом «О прокуратуре» и законодательством о труде ре­гулируются вопросы переводов, служебной дисциплины, слу­жебного расследования, применения мер взыскания и поощре­ния, увольнения прокурорских работников и их восстановления в органах прокуратуры.

В соответствии со ст. 42 Закона «О прокуратуре РФ» уста­новлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. В главе 52 УПК РФ урегулированы особенности производства по уголов­ным делам в отношении отдельных категорий лиц. Эти особен­ности применяются и в отношении прокуроров и следователей. Возбуждение уголовного дела в отношении Генерального про­курора может быть произведено и.о. Генерального прокурора РФ только на основании заключения коллегии, состоящей из 3-х судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Пре­зидента РФ, о наличии в действиях Генерального Прокурора РФ признаков преступления, в отношении следователя - прокуро­ром на основании заключения судьи районного суда или гарни­зонного военного суда, а в отношении прокурора - вышестоя­щим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения дея­ния, содержащего признаки преступления. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе, как на основании судебного решения, про­изводятся, если уголовное дело в отношении следователя или прокурора не было возбуждено, или они не были привлечены в качестве обвиняемого только с согласия суда, указанного в ч. I ст. 448 УПК РФ. Любая проверка сообщения о факте правона­рушения прокурора или следователя, возбуждение уголовных дел, кроме случаев, когда они застигнуты на месте преступле­ния, осуществляется прокуратурой. Расследование дел о пре­ступлениях работников прокуратуры является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования они отстраняются от должности, но при этом им производятся все выплаты по службе (денежное содержание, доплата за классный чин и выслугу лет). Не допускается задержание, при­вод, личный досмотр прокурора и следователя, их вещей, ис-

пользуемого ими транспорта, за исключением случаев, когда Федеральным Законом предусмотрено обеспечение безопасно­сти других лиц, а также при задержании их во время соверше­ния преступления.

В случае совершения прокурором или следователем адми­нистративного правонарушения или дисциплинарного проступ­ка вышестоящим прокурором назначается служебное расследо­вание, которое является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

После принятия поправок от 23декабря 1998 г. Законом «О прокуратуре РФ», определены условия обеспечения службы прокурорских работников, которые включают выдачу служеб­ного удостоверения, гарантии материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты, требования по обеспечению форменной одеждой и правила её ношения.

Статьей 43 Закона установлены основания прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры. Помимо основа­ний, предусмотренных законодательством РФ о труде, проку­рорский работник может быть уволен в связи с выходом в от­ставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:

а) достижения предельного возраста службы в органах и уч­реждениях прокуратуры,

б) прекращения гражданства РФ,

в) нарушения Присяги прокурора, следователя, а также со­вершения проступков, порочащих прокурорского работника,

г) несоблюдения ограничений по службе, а также возникно­вения других обстоятельств, предусмотренных ст. 11 и п.3 ст. 21 Закона «Об основах госслужбы РФ»,

д) разглашения сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну.

Продление срока нахождения на службе лица в возрасте бо­лее 65 лет не допускается. После этого возможно заключение с ним срочного трудового договора.

Основанием выхода в отставку является выход на пенсию или несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя прокуратуры.

За работником, избранным депутатом или на выборную должность в органы государственной власти или местного са­моуправления, сохраняется должность, а при ее отсутствии -равноценная прежнему месту службы, или представляется иная должность с его согласия. Период нахождения на выборной ра­боте засчитывается в стаж, необходимый для получения льгот и для получения пенсии.

Прокурорским работникам выплачивается вознаграждение при выходе в отставку и в связи с выходом на пенсию по воз­расту.

В соответствии со ст. 44 Закона «О прокуратуре РФ» осу­ществляется материальное и социальное обеспечение работни­ков прокуратуры.

Оплата состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия работы (за сложность, напря­женность и высокие достижения в труде - до 50% должностного оклада), процентных надбавок за ученую степень, денежного по­ощрения (премии) по итогам работы за квартал и год. Доплата за сложность и пр. устанавливается по решению руководителя орга­на прокуратуры. Доплата за классный чин устанавливается Пра­вительством в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет устанавливаются сверх должностных окладов и доплаты за классный чин. Денежное по­ощрение (премия) по итогам работы за квартал и год устанавли­вается по нормам, предусмотренным для работников органов ис­полнительной власти соответствующего уровня.

Прокуроры и следователи обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней, плюс время следо­вания к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ. В местностях с тяжелыми и неблаго­приятными климатическими условиями отпуск предоставляется по. нормам, установленным Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней. После 10 лет работы дается дополнительно 5 календарных дней, после 15-10 календарных дней, после 20 лет - 15 календарных дней отпуска.

Пенсионное обеспечение лиц, имеющих классные чины, осуществляется в соответствии с законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и их семей. Лица, не ушедшие на пенсию после 20 лет выслуги, имеют пра­во на 50% доплату от причитающейся пенсии.

При выходе на пенсию, в связи с выслугой лет по достиже­нии предельного возраста пребывания на службе, или в отстав­ку, или по состоянию здоровья и инвалидности, или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие за полные годы выслуги: менее 10 кален­дарных лет - 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; от 10 до 15 лет - 10 месячных должностных окла­дов; от 15 до 20 - 15 месячных окладов; свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов соответственно с доп­латой за классный чин.

Прокуроры и следователи, имеющие классные чины, вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на тер­ритории РФ всеми видами общественного транспорта городско­го, пригородного и местного сообщения, в сельской местности -любым попутным транспортом; работники транспортных про­куратур - железнодорожным, речным, морским, воздушным транспортом независимо от ведомственной принадлежности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы ме­стного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, и (или) нуждающим­ся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в жилищном фонде (государственном или муниципальном) во внеочередном порядке, но не позднее 6 месяцев после назначения независимо от срока проживания в данном населенном пункте, с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. или отдельную комнату.

В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следова­телями, во внеочередном порядке устанавливается телефон.

Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение ле­карствами) работников прокуратуры и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств Федерального бюджета.

После выхода на пенсию работники прокуратуры пользуют­ся всеми правами и льготами, включая медицинское обслужива­ние в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

В соответствии со ст. 45 Закона прокуроры и следователи находятся под особой защитой у государства, также как и их близкие родственники, на которых может быть совершено пося­гательство с целью вое препятствовать их законной деятельно­сти. Под такой же защитой находится и их имущество. Порядок и условия защиты определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохрани­тельных и контролирующих органов» 62.

Погребение прокуроров и следователей, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных и умерших вследствие причинения телесных повреждений в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется ча счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры в Федеральном бюджете.

Органы государственного страхования выплачивают в слу­чае гибели работника прокуратуры его родным страховую сум­му в размере равном 180 кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя. Оплата воз­мещения вследствие получения телесных повреждений работ­ником прокуратуры /следователем прокуратуры/ предусмотрена ст. 45 Закона «О прокуратуре РФ». В связи с утратой возможно­сти продолжения профессиональной деятельности выплачивает­ся 36-кратный размер среднемесячного содержания, а в связи с телесными повреждениями или иным вредом здоровью, не по­влекшими утрату способности заниматься профессиональной деятельностью выплачивается 12-кратный размер среднемесяч­ного денежного содержания. Кроме того предусмотрена выпла­та ежемесячной компенсации нетрудоспособным членам семьи погибшего или таковой самим прокурорам или следователям, утратившим профессиональную способность к выполнению своей деятельности.

2.5.Организация надзора в органах прокуратуры. Руководство, контроль, планирование. Учет, отчетность и делопроизводство

Организация надзора в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Приказами Генерального прокурора и на­правлениями (функциями) деятельности прокуратуры. Функ­циональные направления деятельности прокуратуры определя­ют структуру органов прокуратуры и распределение штатов оперативных работников.

Работа органов прокуратуры строится на принципах едино­началия. Тем не менее важное значение имеют коллегии Гене­ральной прокуратуры и прокуратур субъектов Федерации. Кол­легии прокуратур не являются органами, принимающими реше­ния, на них заслушиваются отчеты руководителей подразделе­ний по конкретным вопросам прокурорской и следственной дея­тельности, а их выводы реализуются приказами соответствую­щих руководителей прокуратуры (РФ или субъектов Федера­ции).

В Генеральной прокуратуре имеются организационно-кон­трольное управление, управление кадров, управление по надзо­ру за исполнением законов и законностью правовых актов, управление по надзору за расследованием преступлений, отдел по надзору за расследованием особо важных дел (на правах управления), следственное управление, управление по надзору за исполнением законов о Федеральной безопасности, управле­ние по делам несовершеннолетних и молодежи, управление по обеспечению поддержания государственного обвинения н обжа­лованию судебных решений, управление по обеспечению уча­стия по гражданским делам и в арбитражном процессе, управле­ние по надзору за законностью исполнения уголовных наказа­ний, управление правового обеспечения, международно-право­вое управление, отдел реабилитации жертв политических ре­прессий, отдел писем. Центр информации и общественных свя­зей, отдел криминалистики. Приемная, Главная военная проку­ратура, Главное управление и отделы (на правах управлений) в территориальных округах, управления и отделы по организации н обеспечению гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­ям, делопроизводства, управление делами. В ряде управлений имеются отделы, например, в организационно-контрольное управление входят отдел организационного обеспечения, отдел планирования и контроля, отдел статистики и анализа.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации также создаются управления и отделы, которые составляют структуру этих прокуратур. В прокуратурах различаются два вида струк­турных образований - функциональные и обеспечивающие. К функциональным относятся управления и отделы, непосредст­венно выполняющие работу по вопросам соответствующих на­правлений: по надзору за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, следственный отдел, по обеспече­нию поддержания государственного обвинения и обжалованию судебных решений, по обеспечению участия по гражданским делам и обеспечению участия в арбитражном процессе, надзору за исполнением законов о несовершеннолетних н молодежи, за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, методико-криминалистический отдел, отдел организационного обеспечения, контроля исполнения, оперативного учета и стати­стики. К обеспечивающим относятся отделы, выполняющие функции материального, кадрового, технического обслужива­ния, делопроизводства и иного обеспечения деятельности аппа­рата прокуратуры.

Возглавляют управления и отделы начальники, имеющие статус старших помощников прокурора субъекта Федерации. Заместители начальников управлений и начальники отделов в составе управлений имеют статус помощника прокурора. В следственных подразделениях работают следователи по особо важным делам, старшие следователи и их помощники.

В районных и городских прокуратурах в штатах имеются заместители, старшие помощники и помощники прокурора, на которых возлагаются обязанности по осуществлению надзора и иной деятельности в соответствии с направлениями деятельно­сти прокуратуры. При небольшой штатной численности на каж­дого из помощников могут быть возложены обязанности по осуществлению надзора по двум и более направлениям. В про­куратурах городов и районов имеются старшие следователи и следователи, которые проводят расследование по делам, отно­сящимся к подследственности прокуратуры.

Все прокуратуры для осуществления своей деятельности истребуют из поднадзорных органов информацию, необходи­мую для организации и осуществления надзора по соответст­вующим направлениям, ведут систематизацию законодательст­ва.

В соответствии со ст. 17 Закона «О прокуратуре РФ» руко­водство деятельностью подчиненных прокуроров осуществляет­ся Генеральным прокурором. Генеральный прокурор с целью организации надзора издает приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. В приказах, имеющих нормативное содержание, определяются задачи и приоритетные направления деятельности прокуратуры. В ненормативных - принимаются решения по кадровым вопросам, расходованию финансовых ре­сурсов, распределению обязанностей и т.д.

Указания могут даваться по более узким вопросам надзор­ной деятельности, положения регулируют деятельность отдель­ных подразделений прокуратуры, определяют характер обязан­ностей и их распределение между отдельными оперативными работниками, инструкции устанавливают, каким образом, на­пример, ведется статистическая отчетность, контроль исполне­ния, делопроизводство, представляются отчетные доклады, до­кументы для секретного и служебного пользования и т.д. Распо­ряжения издаются по частным вопросам надзорной и иной дея­тельности прокуратуры, имеют, как правило, ненормативный характер. Однако, некоторые распоряжения устанавливают по­рядок деятельности по тем или иным вопросам и рассчитаны на неоднократное применение.

Руководство имеет важное значение для постоянного со­вершенствования, повышения эффективности работы, решения сложных вопросов осуществления прокурорского надзора. К руководству предъявляется требование о том, чтобы оно было конкретным, оперативным и основывалось на непосредственной связи с подчиненными работниками, осуществляющими над­зорную деятельность. Конкретность руководства предполагает знание особенностей и условий работы подчиненных прокура­тур, знание деловых качеств оперативных работников прокура­тур!.], знание форм, с помощью которых возможно исправление недостатков и т.д.

Оперативность руководства означает своевременное выяв­ление и устранение недостатков и оказание необходимой помо­щи в работе подчиненным прокуратурам.

Непосредственная связь с подчиненными работниками предполагает, что указания и рекомендации даются им не через посредство формальных документов, а путем выездов на место их деятельности и выяснения проблем, осложняющих надзор­ную работу.

Руководство должно основываться на конкретном анализе состояния преступности и законности, что позволяет правильно оценивать результаты деятельности подчиненной прокуратуры. Анализ должен основываться одновременно как на количест­венных, так и качественных показателях, иначе это приводит к погоне за количеством в ущерб качеству проделанной работы. Учет только количественных показателей искажает фактическое положение дел. Создается ложное представление о достигнутых успехах в деятельности прокуратуры, которых на самом деле нет.

Основными организационными формами руководства яв­ляются:

а) выезды на места с комплексными и отраслевыми провер­ками;

б) оказание методической помощи в проведении анализа со­стояния законности, борьбы с преступностью и правильной ор­ганизации прокурорской деятельности;

в) дача письменных указаний подчиненным прокурорам по конкретным вопросам путем издания приказов, составления об­зоров, направления информации и методических писем;

г) доклады и отчеты подчиненных прокуроров вышестоя­щей прокуратуре о состоянии законности, дача объяснений о допущенных нарушениях на заседании коллегии или оператив­ного совещания с последующим изданием руководителем про­куратуры приказов с оценкой итогов и организационными вы­водами;

д) организация учебы и повышение квалификации прокурорско-следственных работников.

Руководство невозможно без контроля исполнения. Формы контроля исполнения состоят: а) в регулярном и систематиче­ском контроле за исполнением приказов Генерального прокуро­ра, его указаний и поручений; б) проверке осуществления над­зора за соблюдением законности по отдельным законодатель­ным актам и направлениям;

в) проверке состояния следственной работы следователей прокуратуры;

г) проверке состояния работы по воспитанию кадров, по­вышению их квалификации и отвегственности за выполнение возложенных обязанностей;

д) контроле внутри аппарата соответствующей прокуратуры исполнения планов работы, поручений вышестоящих прокура­тур, разрешения поступивших в прокуратуру обращений, жалоб и заявлений граждан.

Одной из важных форм организации работы прокуратуры является ее планирование. Оно позволяет сосредоточить усилия на приоритетных направлениях, не упуская из виду в то же вре­мя всех других вопросов надзорной деятельности и имеет по­этому большое значение.

Планированием достигается определение задач прокурату­ры на перспективу и на небольшой /месячный или трехмесяч­ный/ отрезок времени. Оно позволяет рационально распределять силы и средства, которыми располагает прокуратура. С помо­щью планирования устанавливается взаимодействие прокурату­ры с другими органами (правоохранительными или контроли­рующими). Планирование позволяет персонифицировать ответ­ственность работников прокуратуры за выполнение намеченных мероприятий. Базой планирования является информация, посту­пающая в прокуратуру из органов представительной, исполни­тельной власти, органов контроля, органов учета, а также от средств массовой информации и населения. Оно осуществляется в двух формах. Это перспективное и текущее планирование. Перспективное - рассчитано на одно-двухлетний срок и преду­сматривает комплекс мероприятий по решению задач укрепле­ния законности и борьбы с преступностью на достаточно дли­тельный период времени. Текущее планирование /1-3 месячное/ позволяет ставить частные задачи в течение кратких периодов времени. Эти частные задачи могут быть тесно связаны между собой в перспективе. Таким образом текущее планирование вливается в перспективное. Перспективное и текущее планиро­вание основывается на анализе состояния законности и борьбы с ирссгупностью. Большое значение в планировании имеет реше­ние Генеральной прокуратурой задач оказания содействия орга­нам государственной власти и управления в проведении эконо­мических и социальных реформ. Поэтому, в основном, планиро­вание организуется сверху. Генеральная прокуратура и прокура­туры субъектов Федерации направляют письменные поручения районным и городским прокуратурам о проведении надзорных

мероприятий, имеющих целью проверить состояние законности по исполнению наиболее важных законов экономической ре­формы, природоохраны, обеспечению соблюдения социальных прав и интересов граждан.

Тем не менее, прокуратуры районов и городов также и са­мостоятельно планируют мероприятия по осуществлению над­зора на тех направлениях, где ими обнаружены имеющие акту­альный или массовый характер правонарушения. Следует отме­тить, что в периодической специальной литературе нередко вы­сказываются критические замечания в адрес Генеральной про­куратуры и прокуратур субъектов Федерации о необходимости получения прокурорами низовых звеньев возможности само­стоятельно определять приоритетные направления надзорной деятельности, в особенности по надзору за исполнением зако­нов. Эту критику можно было бы признать обоснованной, но многолетняя практика деятельности прокуратуры свидетельст­вует, что так называемая «заорганизованность» сверху является вынужденной. Генеральной прокуратуре и прокуратурам субъ­ектов Российской Федерации необходимо располагать значи­тельными и убедительными сведениями о состоянии исполне­ния наиболее актуальных законодательных актов. Однако, это затруднительно без проведения подчиненными прокурорами массированных проверок на местах. Этим можно объяснить не­обходимость планирования таких проверок Генеральной проку­ратурой и прокуратурами субъектов Российской Федерации в больших масштабах. С другой стороны, нужно признать - мно­гие прокуроры привыкли активно действовать только, когда они получают указания от вышестоящей прокуратуры. Это свойство централизации, одного из важных принципов деятельности про­куратуры. Но в результате, активность самостоятельной дея­тельности при отсутствии планирования сверху резко снижает­ся, снижается и эффективность надзорной практики, что нельзя считать приемлемым. Следует также учитывать, что прокуроры нижестоящих прокуратур вынуждаются в ряде случаев прово­дить проверки формально. Они докладывают о благополучном состоянии законности по проверяемому вопросу, затрачивая при этом значительную часть своего рабочего времени. Но это ме­шает им сосредоточиться на проверках гам, где могут иметь ме­сто нарушения законности в действительности. Видимо, выше­стоящим прокуратурам следует организовывать массированные проверки при наличии более точной информации о состоянии законности в районе, городе, регионе.

Важное значение в организации работы прокуратуры имеет учет и отчетность. В соответствии со ст. 51 Закона «О прокура­туре РФ» Генеральная прокуратура разрабатывает совместно с заинтересованными Федеральными министерствами и ведомст­вами систему и методику единого учета и статистической от­четности о состоянии преступности, раскрывав мости преступ­лений, следственной работе и прокурорском надзоре.

Генеральная прокуратура совместно с МВД РФ утвердила Инструкцию о едином учете преступлений. Первичный учет осуществляется всеми работниками прокуратуры, внутренних дел, таможенной службой.

Прокуратура должна следить, чтобы ни одно преступление не осталось не зарегистрированным, а при учете не искажалось действительное состояние преступности.

Учет работы, проводимой прокуратурой по различным на­правлениям деятельности, ведется как руководителем прокура­туры, так и всеми оперативными работниками на материальных и электронных носителях, находит своё отражение в специаль­ных журналах и на карточках. На основании учётных данных составляются доклады и отчёты в вышестоящую прокуратуру.

Основная форма отчета прокуратуры - форма П. Отчет со­стоит из 7 разделов и содержит показатели: об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие; за ис­полнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание н назначаемые судом меры принуди­тельного характера; данные об обоснованности задержания и арестах граждан; сведения об участии прокурора в рассмотре­нии уголовных, <


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.014 с.)