Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава1. Прокурорский надзор и иные функции прокуратуры Российской Федерации↑ Стр 1 из 31Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава1. Прокурорский надзор и иные функции прокуратуры Российской Федерации 1. Содержание, предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ». 2. Понятие законности, ее роль в правовом государстве, значение прокуратуры для укрепления законности. 3. Учреждение и развитие прокуратуры в дореволюционный период. 4. Создание и деятельность прокуратуры после октября 1917 года. 5. Правовые основы деятельности прокуратуры в современный период. 6. Концепция прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры и перспективы прокуратуры в период становления правового государства. Содержание, предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ» Отрасль права «Прокурорский надзор в РФ», регулирующая организацию и деятельность прокуратуры, не имеет единого кодифицированного источника. Тем не менее «Прокурорский надзор в РФ» является самостоятельной отраслью права, т.к. имеет свою нормативную базу, свой предмет регулирования, а также свой метод. Её нормативная база включает ст. 129 Конституции России, Закон «О прокуратуре РФ», нормы УПК РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ, других законов Российской Федерации, международные договоры. К нормативной базе рассматриваемой отрасли права могут быть также отнесены некоторые Указы Президента (например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью1). Нормативная база отрасли объединена принципами, задачами, полномочиями прокурора для выявления, предупреждения и устранения нарушений законности. Указанные факторы определяют специфику правового регулирования деятельности прокуратуры. С помощью этой нормативной базы обеспечивается охрана государственного и общественного строя, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Рассматриваемая нормативная база позволяет прокуратуре активно вмешиваться в случаях, когда происходит нарушение законов, устранять нарушения законов через посредство органов и должностных лиц, к которым обращены её требования об устранении нарушений, или самой устранять эти нарушения, опираться при этом на правовые гарантии, обеспечивающие её деятельность. Подводя итог сказанному, можно дать такое определение: Отрасль «Прокурорский надзор» состоит из совокупности правовых норм, регулирующих основные положения, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора, деятельность прокуратуры, связанную с участием в рассмотрении дел судами, координацию прокуратурой деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности. В организации и деятельности прокуратуры важнейшей является законность, как социальное явление, её составные элементы: принцип, режим и метод. Органична связь законности и принципов единства, независимости, централизации прокуратуры, гласности её деятельности. Законность и принципы организации и деятельности прокуратуры являются составной частью рассматриваемой отрасли и поэтому являются предметом изучения курса. Составной частью отрасли «Прокурорский надзор» являются организационные и правовые основания и условия деятельности прокуратуры, поэтому их изучение является одновременно и предметом одноименного курса. Отраслью права «Прокурорский надзор» устанавливаются и регулируются полномочия прокурора по осуществлению надзора, поэтому они также являются предметом изучаемого курса. Предметом регулирования отрасли является направление и координация деятельности оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов. Они также подлежат изучению в курсе «Прокурорский надзор». Поскольку предметом регулирования данной отрасли является право и обязанность прокурора осуществлять уголовное преследование, изучение курса требует выяснения роли прокурора в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности, который при этом, осуществляет надзор за соблюдением законов о защите прав и интересов граждан, общества и государства во время производства оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного расследования уголовных дел, чем обеспечивается раскрытие и полное, объективное и всестороннее расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности виновных лиц. Изучение роли прокурора как руководителя уголовного преследования также является предметом изучаемого курса. Предметом изучения в курсе «Прокурорский надзор» являются задачи деятельности, полномочия, правовые средства, которыми наделены прокуроры для выявления, предупреждения и устранения нарушений закона, особенности, несмотря на кажущуюся универсальность, этих полномочий в каждой отрасли деятельности, специфика документов, издаваемых прокурорами в надзоре за исполнением законов, в сфере уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, рассмотрения дел административной юрисдикции, в надзоре, за законностью исполнения приговоров, решений и других принудительных актов суда. Отрасль «Прокурорский надзор» имеет специфичный метод регулирования общественных отношений. Это - в основном императивный метод. Прокурор имеет право обращаться к физическим и юридическим лицам с требованием об устранении нарушений законности и это требование подлежит удовлетворению субъектами, к которым оно обращено, если ими закон был нарушен. В связи с этим значительное место в изучаемом курсе занимают формы и методы (методика) реализации полномочий прокурора в различных направлениях его деятельности. При этом следует подчеркнуть, что хотя полномочия прокурора имеют в основном императивный характер, в ряде случаев: при координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в судебных стадиях уголовного судопроизводства, при рассмотрении гражданских и арбитражных дел - они носят диспозитивный характер. Изучение содержания методик опирается на опубликованные научные исследования, а также достижения практики деятельности прокуратуры. Методом изучения курса «Прокурорский надзор в РФ» является диалектический метод. Дисциплина изучается как цельная отрасль права, состоящая из отдельных, нередко отличающихся друг от друга частей, но объединенная задачей соблюдения законности, принципами организации и деятельности, рассматриваются процессы, влияющие на се развитие. При этом частными методами изучения курса являются историко-правовой, догматический, социологический. Изучение курса происходит путем ознакомления студентов с положениями надзора и иной деятельности прокуратуры в лекциях преподавателя, самостоятельного изучения студентами учебной и научной литературы, путем закрепления знаний в выступлениях на семинарах по рекомендованным в программе курса темам, докладах по поручению преподавателя по определённой тематике, деловых играх; путем подготовки проектов документов, рецензирования документов практической деятельности прокуратуры, подготовки и написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Задачей изучения курса «Прокурорский надзор в РФ» является получение студентами знаний о том, как организуется и осуществляется деятельность органов прокуратуры; какие гарантии для этого созданы в государственном аппарате, какие полномочия для выполнения надзорных функций и других видов деятельности прокуратурой используются; как осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением законов на всей территории страны и почти во всей системе государственных органов, организаций, а также руководство борьбой с преступностью; как осуществляется надзор в досудсбном уголовном судопроизводстве; как обеспечивается поддержание государственного обвинения и участие в суде по гражданским, арбитражным делам и административным делам. Задачей изучения курса является формирование у студентов системных представлений и взглядов, что прокуратура оптимально приспособлена к осуществлению надзора за соблюдением законности, т.к. является независимой единой централизованно!! системой, и наделена для этого необходимыми полномочиями. При отсутствии названных качеств ей бы не удалось избежать влияния центральных ведомств и местных органов власти и проводить политику обеспечения единообразия, точного и обязательного соблюдения законов. Традиционно дисциплина «Прокурорский надзор в РФ» делится на Общую и Особенную части. В Общей части рассматриваются основные положения и принципы организации и деятельности прокуратуры, история возникновения, развития и функционирования этого органа, как в дореволюционный период, так и после октября 1917 года. Изучение истории и нынешнего состояния общества позволяет выявить место и значение прокуратуры в Российском государстве, ее возможности в современных условиях выполнять поставленные задачи. В связи с проводимой в процессе создания правового государства судебно-правовой реформой предлагается выбор и научное обоснование концепции прокурорского надзора в Российской Федерации и перспектив его дальнейшего развития. В Общей части также рассматривается система и структура органов прокуратуры, требования, предъявляемые к ней и ее работникам, социально-правовые гарантии деятельности прокуроров и следователей, выявляются особенности специализированных - военной, транспортной, природоохранной, исправительных учреждений и специальной - прокуратур, участие прокурора в правотворческой деятельности. В Особенной части курса рассматривается роль прокурора в координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, освещается сущность, задачи, полномочия прокуроров на основных направлениях деятельности прокуратуры. В частности, рассматривается надзор прокурора в сфере исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, во время процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений суда, исполнения законов судебными приставами, по делам несовершеннолетних, исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и назначаемые судом меры принудительного характера. Рассматривается также участие прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве п обжалование незаконных, необоснованных или несправедливых решений судов. Значительное место в каждом из направлений деятельности прокуратуры посвящено изучению приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Учреждение и развитие прокуратуры в дореволюционный период Авторы судебно-правовой реформы, добиваясь, чтобы существующий прокурорский надзор в Российской Федерации был максимально сужен до надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, а деятельность прокуратуры сведена к уголовному преследованию и государственному обвинению в уголовном судопроизводстве, обращаются к опыту деятельности прокуратур в странах Запада. Между тем, если мы обратимся к этому опыту, то увидим, что прокуратуры в этих странах имеют такие очень важные полномочия, которые позволяют им активно содействовать укреплению существующего государственного и общественного строя, защищают Конституцию, права и интересы личности, демократические свободы. Полномочия эти не ограничиваются государственным обвинением в уголовном судопроизводстве и в основном носят императивный характер. Примером может служить положение прокуратуры в США. Государственный атторней в США (министр юстиции) и органы прокуратуры в округах участвуют не только в уголовном и гражданском судопроизводстве, в их ведении находятся контрразведка, политическая полиция, система пенитенциарных органов5. Но обратимся к причинам и условиям создания прокуратуры в России. В начале 18 века при Петре 1 Россия превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора, и необходим был орган, обеспечивающий контроль и надзор за соблюдением законов. Вначале внимание Петра 1 было обращено к институту фискалов, и 5 марта 1711 года была учреждена должность обер-фискала, состоявшего при Сенате, но назначавшегося императором. Фискалы имелись при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах. В их обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать о нарушении закона, злоупотреблениях, воровстве и всем прочим, что во вред государственному интересу может быть». Однако, пользуясь широкими полномочиями и не получая государственного жалования (оплату за свой труд фискалы получали из собранных налогов), не имея должной ответственности перед государем, сами фискалы через небольшое время погрязли в злоупотреблениях и лихоимствах. Слово «фискал» превратилось в нарицательное бранное имя, люди стали его считать позорным. Надежды, возлагаемые на фискалов, не оправдались. И в последние годы своего царствования Пётр 1 счел необходимым создать новое учреждение, которое следило бы за порядком, стояло над Сенатом и всеми другими государственными учреждениями. Для этого он обратился к опыту Франции, в которой для надзора за делами, имеющими государственную важность, еще в 14 веке была создана прокуратура. Там в 1586 году был принят закон, которым на прокурора возлагалось осуществлять деятельность административно-правового характера, контролировать следствие, участвовать в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. В России таким органом стала прокуратура во главе с генерал-прокурором, которая была учреждена 12 января 1722 года. В Указе говорилось: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Петр 1 назвал прокурора: «сей чин яко око наше». Отсюда и пошло, что прокурор есть око государево. Функции прокуратуры при Петре 1 были достаточно широки. В Указе о должности генерал-прокурора от 27 апреля 1722 года прокурору предлагалось постоянно находиться в Сенате, чтобы Сенат не допускал волокиты и «рассматривал дела без промедления и в соответствии с регламентами и указами». От генерал-прокурора требовалось сообщать государю о всех нарушениях в Сенате, но в то же время содержалось предостережение и в его адрес. Он не имел права поступать опрометчиво, поскольку, «имея большую власть, мог причинить и большое зло». В связи с этим отмечалось, чтобы в своих действиях он сам не допускал нарушений - поступал «осторожно и рассмотрительно, чтобы напрасно бесчестье не учинить». Генерал-прокурор должен был следить, чтобы все прокуроры действовали по закону - действовали «истинно и ревностно», а тех, кто этого не делает - представлять на суд Сената. На прокурора возлагалось также осуществление контроля за деятельностью фискалов, которые должны были в свою очередь информировать его о любых нарушениях других чиновников. Генерал - прокурору и подчиненным прокурорам было поручено вести контроль за деятельностью судов по рассмотрению дел. Генерал-прокурор ведал расследованием наиболее важных государственных преступлений, принимал меры к устранению нарушений, допускаемых любыми чиновниками. В Указе была проявлена забота и о независимости прокуратуры. С этой целью было указано, что ни генерал-прокурор> ни обер-прокуроры, не могли быть подвергнуты ни чьему суду, кроме суда Государя. Прокуроры коллегий и на местах назначались на должности Сенатом только по предложению генерал-прокурора, чем должна была и формально обеспечивалась их независимость от тех учреждений, где они состояли.7 Однако, следует признать, что нарушений такой независимости было не мало. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский, один из сподвижников Петра 1. Ягужинский сосредоточил свое внимание на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате. Постепенно генерал-прокурор занял ключевое положение в государственном управлении. Не даром позже русский историк Ключевский писал о Ягужинском, что генерал-прокурор, не имея сенаторского голоса, был настоящим его президентом, возбуждал в нем законодательные запросы, судил о том, правильно ли поступает Сенат.8 Он был, по наблюдению иностранцев, по своей силе и значению вторым лицом в государстве. Император доверял Ягужинскому, и тот не боялся, когда речь шла о защите интересов государства, противостоять даже членам царской фамилии. На местах прокуроры надзирали за фискалами, наблюдали за правильным собиранием казенных доходов, за безубыточным для казны производством, за правильностью финансовой отчетности. Уголовное преследование не было в непосредственной компетенции прокуроров, они лишь наблюдали за ходом расследования, в особенности, по арестантским делам. После смерти Петра 1 положение прокуратуры изменилось: генерал-прокурор был удален из Сената, прокуратура в значительной мере потеряла свое влияние и значение. В 1726 году при Екатерине 1 должность генерал-прокурора была фактически упразднена. Но при императрице Анне Иоанновне Указом от 2 октября 1730 года органы прокуратуры были формально восстановлены в своих правах, хотя по-прежнему не имели никакого веса. Только после прихода к власти дочери Петра 1 Елизаветы Петровны согласно ее Указу генерал-прокурор получил прежние «прерогативы верховной власти» и стал выполнять свои полномочия в полном объеме, т.е. - те же контрольные и надзорные функции, что и при Петре 1. На генерал-прокурора возлагалось руководство прокурорами коллегий, а на подчиненных ему прокуроров - обязанность следить за всеми делами в губерниях, провинциях, земских судах и направлять в Правительствующий Сенат «доношения» и доклады. Прокуроры также должны были следить за соблюдением порядка в отношении «колодников» - лиц, содержащихся под стражей. Особенно была усилена прокуратура императрицей Екатериной Второй, что нашло отражение в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» (от 7 ноября 1775 года). В «Учреждениях» устанавливались должности губернского прокурора и губернских стряпчих. На губернского прокурора были возложены обязанности следить за недопущением «злоупотреблений противных законам, учреждениям и указам». Ему было также поручено следить за исполнением законов в судебных местах. Обращалось внимание на необходимость выявлять причинение ущерба казне, обществу, чтобы не было незаконного присвоения чужой власти. Кроме губернского прокурора были учреждены должности губернского стряпчего по уголовным делам и губернского стряпчего по казенным делам. На губернского прокурора возлагалось попечение «о прокормлении под стражей содержащихся, и чтобы дела этих людей получали скорое решение». Были установлены должности прокуроров и стряпчих при верхнем земском суде, губернском магистрате. На них возлагалась обязанность выявления злоупотреблений чиновниками и сообщения об этом губернскому прокурору. Были учреждены также должности уездных стряпчих, которые должны были следить, чтобы не допускались нарушения интересов государства, законов и повелений государя и, при необходимости, - предъявлялись судебные иски.9 В 1857 году после вступления на трон Александра Второго в Свод законов Российской империи вошло положение «Об общем учреждении губернских прокуроров и губернских стряпчих». Были установлены правила о предметах деятельности губернских прокуроров и губернских стряпчих. Согласно этим правилам на них возлагался надзор за производством дел в губернских местах, перечислялось, в чем состоит предмет надзора: «содействие своими заключениями точному пониманию силы законов, наблюдение за точным исполнением узаконений и содействие к пресечению противных им деяний и злоупотреблений, в особенности при нарушении верности присяге, казенном и общественном ущербе, лихоимстве, производстве запрещенной торговли, лености и медленности в исполнении повелений и выправлении дел». Предметом ведения являлось и посещение тюрем, работных и смирительных домов, надзор за соблюдением режима в них и сроками содержания заключенных. Прокурор должен был следить за сохранением в судебных решениях точной силы законов, соблюдением порядка судопроизводства и не нарушением закона о подсудности. Также на него возлагались обязанности возбуждать безгласное дело, не допускать медленности в производстве дел, самоуправство и злоупотребления.10 Однако, указанные выше положения фактически стали упраздняться в результате судебной реформы, проведенной в начале 60-х годов. В принятых в 1864 г. Судебных Уставах, наряду с основными началами судебных преобразований, предусматривалось возложение на прокурора таких дел, которые исключительно поручены надзору прокурора и стряпчих, и без которых они не могли получить движение. К разряду этих дел относились: обнаружение преступлений, надзор за производством следствий, попечение о содержащихся под стражей, ходатайство но таким делам, по которым нет истца, или заинтересованные лица не имеют полной гражданской правоспособности. С введением новых судебных преобразований на прокурора было возложено являться публичным обвинителем во всех уголовных делах и вести их во всех судебных инстанциях в качестве представителя правительства и закона. Наряду с этим в Уставах было установлено, что на прокурора не следует возлагать обязанности по надзору за разбирательством и прохождением дел в губернских местах, так как это слишком объемные обязанности, и этим могут заниматься служащие и начальство каждого учреждения, поскольку они наделены контрольными полномочиями и правом обжаловать отдельные постановления.11 В результате принятия Судебных Уставов там, где судебная реформа была проведена, общий надзор прокуратуры фактически был ликвидирован. Однако, многими видными юристами того времени (например, Н.Ф. Кони) упразднение общего надзора прокуратуры было признано неоправданным в связи с высоким уровнем беззакония на местах. Из-за поднявшейся в дальнейшем волны антицаристских и революционных выступлений прокуратура вынуждена была принимать активное участие в возбуждении и расследовании «политических» дел, тем самым она фактически способствовала усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс (хотя имели место и примеры обратного свойства: по делу В.Засулич поддерживавший обвинение прокурор Н.Ф. Кони отказался от обвинения). Реакционная роль прокуратуры более всего усилилась после революции 1905 года. По этой причине прокуратуру царского периода стали считать реакционным органом, хотя по-прежнему были нередки случаи актив-нон роли прокуроров в борьбе с нарушениями законов. Общая оценка деятельности прокуратуры по классовым мотивам оказалась отрицательной и стала основанием её упразднения в первые дни провозглашения советской власти. Особенная часть З.З.Формы координации Практика деятельности правоохранительных органов и взаимодействие с другими органами выработали определенные формы координации. Впервые теоретическое обобщение этих форм было сделано В.К. Звирбуль в его работе «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности»/' Он полагал, что назначение координации состоит в планомерности и взаимосвязи специальных мер прокуратуры, суда и МВД. Среди этих мер он называл совместное изучение преступности, разработку и осуществление взаимосогласованных мероприятий, обсуждение их на межведомственных совещаниях, совместные выезды для оказания практической помощи на места, обмен положительным опытом и повышение деловой квалификации прокуроров, следователей, судей и работников МВД. пропаганду права. Многое из сказанного воспринято нынешним законодательством. Наиболее важное значение приобрели координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых заслушиваются сообщения ответственных должностных лиц, а затем вносятся по итогам обсуждения предложения о путях повышения эффективности деятельности соответствующих органов, которые могут оформляться в виде обзоров, рекомендаций или приказов по каждому ведомству в рамках его компетенции. Чаше всего на координационных совещаниях дается оценка состоянию преступности и борьбы с ней, подводятся итоги работы за определенный период времени по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, обобщается положительный опыт, намечаются очередные текущие и на перспективу задачи, вырабатываются совместные меры. Большое значение имеет такая форма, как обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью. Эта форма позволяет прогнозировать развитие обстановки в динамике преступности и принимать соответствующие меры для се предупреждения. Нередко практикуется такая форма, как совместные выезды в районы, регионы для изучения обстановки, проведения согласованных действий и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью или в раскрытии и расследовании тяжких преступлений. Получила распространение и такая форма, как создание межведомственных оперативно-следственных групп для расследования конкретных преступлений, представляющих большую сложность и общественную опасность и требующих больших совместных усилий, например, дел о террористических актах, бандитизме, заказных убийствах, организованных крупных хищениях, наркобизнесе и т.п. В числе рекомендуемых форм координации могут быть названы целевые мероприятия по выявлению и пресечению преступлений, разработке мер предупреждения, устранению причин и условий, порождающих преступления, оказание помощи в обеспечении безопасности самих работников, расследующих преступления, повышение квалификации следователей и других сотрудников правоохранительных органов путем проведения совместных семинаров, конференций, разработка и составление текущих и перспективных планов координации деятельности. Подготовка к проверке Приняв решение о проведении проверки (на основании задания, полученной информации, имеющегося заявления или сообщения) прокурор прежде, чем приступить к проверке, должен четко определить ее задачи, источники и содержание необходимой информации, средства ее получения, произвести оценку имеющихся перед началом проверки данных, определить возможные формы реализации материалов проверки. Все эти моменты отражаются в плане, составление которого предшествует началу проверки. Задачей прокурора является выявление нарушений законов, причин и условий им способствовавших. Для успешного выполнения поставленной задачи ему следует правильно определить источники информации, которые могут являться основанием для начала производимой проверки. Эта информация состоит из обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результатов анализа статистики, анализа прокурорской и правоприменительной практики и других данных. Знание источников, откуда может поступить требуемая информация, позволяет прокурору своевременно затребовать необходимые ему сведения для составления плана проведения проверки. Для успешного проведения проверки нужно знать соответствующий нормативный материал, правовое регулирование вопросов, подлежащих проверке, иметь полное представление об имеющейся методической литературе, а также знать приказы и указания Генерального прокурора, в которых определены основные пути, задачи, методы, обеспечивающие глубокое выявление нарушений законов и причин и условий им способствующих. Для успеха подготавливаемой проверки прокурор должен ориентироваться в урегулированных правом общественных отношениях, которые существуют в проверяемой правовой сфере, в типичных обстоятельствах, которые могут способствовать нарушению закона, в видах документации и материалах, содержащих необходимые ему сведения, знать круг основных вопросов, на которые следует дать ответы при проведении проверки. В плане предусматривается возможность использования помощи специалистов, содержание адресуемых им заданий и порядок взаимодействия с органами, осуществляющими контроль в проверяемой правовой сфере. Проведение проверки Выход на проверку может осуществляться одним или несколькими работниками прокуратуры, которым она поручена. Прибыв на место проверки, прокурор ставит об этом в известность руководителя проверяемого органа, который по просьбе прокурора должен выделить ему место, где он будет работать. Прокурор просит обеспечить ему связное лицо, которому будет поручаться приглашать должностных лиц, если у него (прокурора) возникнут к ним определенные требования по предоставлению необходимых документов или для получения объяснений. Во время проведения проверки и при выявлении нарушения закона прокурор должен установить: 1. в чем состоит нарушение закона; 2.какая правовая норма нарушена;3. в каком правовом акте содержится это нарушение; 4.когда было совершено нарушение закона; 5.был ли причинен материальный ущерб и каковы его размеры и вредные последствия; б.кто является ответственным за нарушение и его должностное положение; 7.кто попустительствовал допущенному нарушению и какие обстоятельства способствовали нарушению; 8.почему нарушение не было выявлено ранее; 9.проводилась ли внутриведомственная или вневедомственная проверка и не было ли выявлено это нарушение в ходе указанных проверок; Ю.проводились ли проверки прокурором на этом объекте ранее и не было ли аналогичных нарушений закона, если были, то почему оказались не устраненными, (примечание: если это возможно, подобные проверки следует проводить регулярно в сопоставимые периоды). Анализ результатов проверки После осуществления проверки следует провести анализ полученных сведений. Такая работа позволяет разработать конкретные мероприятия для устранения нарушений законов, избрать наилучший вариант реагирования на эти нарушения, наметить адресатов актов прокурорского реагирования. При производстве анализа важно знать круг задач, которые решаются в процессе устранения выявленных нарушений законов. Они состоят в следующем: а). Принятие мер к оперативной отмене незаконных правовых актов или приведению их в соответствие с требованиями законов. б). Постановка вопросов об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов, причин и условий им способствующих. в). Принятие мер к возмещению причиненного ущерба. г). Информирование органов государственной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законов. д). Информирование коллектива работников о выявленных нарушениях законов. Во время анализа следует определить адресатов документов прокурора (протестов, представлений, предостережений, постановлений, исков и т.д.). При этом он должен учесть, какой из возможных для реагирования документ является соответствующим форме и содержанию нарушения закона, какой орган компетентен и в состоянии эффективно принять меры реагирования на этот документ? В ходе анализа должна быть произведена подготовка материалов для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона. Полномочия прокурора В данном направлении прокурор наделен всеми теми полномочиями, которые он имеет при осуществлении надзора за исполнением законов (в общем надзоре). Но, помимо этого, он наделён и полномочиями, имеющими специальный характер. К их числу относятся: рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушениях прав, свобод человека и гражданина; разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод; а также принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений указанных прав и свобод, привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещение причиненного ущерба. Выделяя эти полномочия в качестве специальных, законодатель подчеркнул важность разрешения заявлений, жалоб и иных сообщений, в которых содержатся сведения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Это неразрывно связано с конституционными приоритетами, ставящими человека на первое место в системе ценностей государства и общества. Необходимость разъяснять обратившимся гражданам порядок защиты их прав и свобод определяется ограниченной материальным положением возможностью у этих граждан обратиться за помощью к адвокату, в другие юридические организации. И такая деятельность прокуроров, благодаря их высокой квалификации, является весьма эффективной. В названном направлении следует выделить некоторые наиболее важные методики надзора прокурора. Полномочия прокурора Для того чтобы своевременно выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов в следственных изоляторах и местах лишения свободы прокурор имеет ряд полномочий. Эти полномочия, как правило, носят властно-распорядительный характер, что определяется необходимостью оперативного, своевременного устранения нарушений. Несвоевременность устранения нарушений законности в местах лишения свободы чревата грубейшими нарушениями прав лиц, находящихся в заключении, или отбывающих уголовные наказания и, как следствие, могут стать причиной совершения преступлений, массовых беспорядков, бунтов, злоупотреблений. Прокурор имеет право: 1.посещать в любое время органы и учреждения, где находятся заключенные и осужденные; 2. опрашивать осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, заключенных под стражу; 3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, подвергнуты мерам принудительного характера, заключены под стражу, а также с оперативными материалами; 4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных выше лиц; 5. проверять приказы, распоряжения и постановления администрации с точки зрения их соответствия закону и при обнаружении нарушений приносить протесты и вносить представления, а также возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, приостанавливать действие опротестованного акта; 6. отменять дисциплинарные взыскания, немедленно освобождать своим постановлением из карцера, штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора лиц, незаконно водворенных в эти помещения. 7. санкционировать постановления начальника колонии об оставлении осужденных, достигших 18 летнего возраста, в воспитательной колонии. Особенностью полномочий прокурора является то, что вынесенное постановление и требование прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией мест лишения свободы. Формы и методы надзора Основной формой надзора прокурора является проведение проверок непосредственно в местах лишения свободы. Другие формы, как правило, мало эффективны, так как не позволяют выявить имеющие место нарушения закона в силу закрытого характера этих учреждений. Проверки прокурором могут проводиться в соответствии с планом регулярно один раз в три месяца, но при необходимости, если получены сигналы о имеющих место нарушениях, безотлагательно. Чтобы достичь результативности, перед началом проверки следует ознакомиться с материалами, относящимися к деятельности проверяемого учреждения, с предыдущим актом проверки, имеющимися заявлениями осужденных. Затем намечается круг вопросов, подлежащих выяснению. Проверка может касаться отдельных вопросов исполнения наказания, но может и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.44 (0.014 с.) |