ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью



На прокуратуру возложена функция координации деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в связи с тем местом, которое она занимает в системе государст­венных органов. В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» она осуществляет надзор за соблюдением законности, поэтому в силу своего положения располагает информацией о том, как тот или иной орган выполняет возложенные на него обязанности в части соблюдения законов и борьбы с правонарушениями. Ведя надзор за соблюдением законов, прокуратура в то же время не связана ведомственными отраслевыми интересами, как это мо­жет быть свойственно другим правоохранительным органам, поэтому через ее посредство может реализовываться политика государства, закрепленная в законах, а ее независимость от ор­ганов государственной власти и управления позволяет ей вы­полнять чту функцию, не оглядываясь на чью бы то ни было за­интересованность в искажении такой политики. С другой сторо­ны, прокуратура, благодаря надзорным полномочиям, тесно свя­зана с государственными органами власти и имеет возможность вносить свои предложения, обязательные для рассмотрения и направленные на устранение причин и условий, способствую­щих совершению преступлений. Наконец, на прокуратуру воз­ложена функция уголовного преследования, и поэтому она за­интересована в успехе деятельности других правоохранитель­ных органов, направленной на раскрытие, пресечение и рассле­дование преступлений. Сказанное позволяет сделать вывод об обоснованности принятого законодателем решения о возложе­нии на прокуратуру обязанности организовывать координацию других правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В то же время не следует смешивать координацию с взаимодей­ствием, которое осуществляется между правоохранительными органами и судом. Взаимодействие может состоять в информи­ровании судом следственных органов о судебной практике, со­стоянии судимости, недостатках расследования уголовных дел. Важным является сопоставление данных о судимости и уровне преступности (динамике и характеристике преступлений) по данным о едином учете преступлений, который ведется правоохранительными органами. Последние изменения, происшед­шие в управлении уголовно-исполнительной системой (она пе­решла из ведения МВД в ведение Министерства юстиции и сей­час функционирует как Федеральная служба исполнения нака­заний ), а также создание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ тре­буют, чтобы круг координируемых органов законодательно был расширен и в него вошли: уголовно-исполнительная система, поскольку вопросы исправления преступников и рецидива пре­ступлений между собой неразрывно связаны, а это требует и проведения совместных мероприятий МВД и МЮ; и органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые занимаются раскры­тием и расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Ныне координация деятельности правоохранительных орга­нов и организующая роль в этом прокуратуры имеет хорошую правовую базу. Прежде всего это урегулирование роли прокура­туры как координирующего органа ст. 8 Закона «О прокуратуре РФ»66. В ней указаны органы, находящиеся в системе координа­ции и формы, в которых протекает эта деятельность. Вторым по значению актом является Указ Президента от 18 апреля 1996 г., которым утверждено Положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».67 В Положении сказано, что координация осуществляется с целью эффективного решения задач по борьбе с преступностью и ук­реплению законности путем разработки и осуществления согла­сованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устра­нение обстоятельств, способствующих их совершению. В По­ложении подчеркивается, что она осуществляется на основе со­блюдения законности; равенства всех участников в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в реализации предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласо­ванных решений, рекомендаций, мероприятий; гласности в рамках соблюдения прав человека и гражданина и государственной и иной охраняемой законом тайны; ответственности руководи­телей каждого правоохранительного органа за выполнение со­гласованных решений. На прокурора возлагается обязанность и ему предоставляется право созывать координационные совеща­ния, организовывать рабочие группы, истребовать статистиче­скую и другую необходимую информацию. Он может иметь и другие полномочия в соответствии с упомянутым Положением.

З.З.Формы координации

Практика деятельности правоохранительных органов и взаимодействие с другими органами выработали определенные формы координации. Впервые теоретическое обобщение этих форм было сделано В.К. Звирбуль в его работе «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности»/' Он полагал, что назначение координации состоит в планомерности и взаи­мосвязи специальных мер прокуратуры, суда и МВД. Среди этих мер он называл совместное изучение преступности, разра­ботку и осуществление взаимосогласованных мероприятий, об­суждение их на межведомственных совещаниях, совместные выезды для оказания практической помощи на места, обмен по­ложительным опытом и повышение деловой квалификации про­куроров, следователей, судей и работников МВД. пропаганду права. Многое из сказанного воспринято нынешним законода­тельством. Наиболее важное значение приобрели координаци­онные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых заслушиваются сообщения ответственных должно­стных лиц, а затем вносятся по итогам обсуждения предложения о путях повышения эффективности деятельности соответст­вующих органов, которые могут оформляться в виде обзоров, рекомендаций или приказов по каждому ведомству в рамках его компетенции. Чаше всего на координационных совещаниях да­ется оценка состоянию преступности и борьбы с ней, подводят­ся итоги работы за определенный период времени по выявле­нию, пресечению и предупреждению преступлений, обобщается положительный опыт, намечаются очередные текущие и на пер­спективу задачи, вырабатываются совместные меры. Большое значение имеет такая форма, как обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью. Эта форма позволяет прогнозировать развитие обстановки в динамике преступности и принимать соответствующие меры для се предупреждения. Не­редко практикуется такая форма, как совместные выезды в рай­оны, регионы для изучения обстановки, проведения согласован­ных действий и оказания помощи местным правоохранитель­ным органам в борьбе с преступностью или в раскрытии и рас­следовании тяжких преступлений. Получила распространение и такая форма, как создание межведомственных оперативно-следственных групп для расследования конкретных преступле­ний, представляющих большую сложность и общественную опасность и требующих больших совместных усилий, например, дел о террористических актах, бандитизме, заказных убийствах, организованных крупных хищениях, наркобизнесе и т.п.

В числе рекомендуемых форм координации могут быть на­званы целевые мероприятия по выявлению и пресечению пре­ступлений, разработке мер предупреждения, устранению при­чин и условий, порождающих преступления, оказание помощи в обеспечении безопасности самих работников, расследующих преступления, повышение квалификации следователей и других сотрудников правоохранительных органов путем проведения совместных семинаров, конференций, разработка и составление текущих и перспективных планов координации деятельности.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.005 с.)