ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Прокурорский надзор



За исполнением законов

О несовершеннолетних

1. Сущность, предмет и задачи надзора прокурора за испол­нением законов о несовершеннолетних.

2. Надзор за соблюдением законов об охране прав и закон­ных интересов несовершеннолетних.

3. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорно­стью и правонарушениями несовершеннолетних.

4. Надзор за соблюдением законов в специальных учрежде­ниях для несовершеннолетних.

5. Особенности надзора по делам несовершеннолетних в до-судебном разбирательстве и участие в судебном разбирательст­ве по уголовным делам.

6. Особенности надзора в воспитательных колониях.

Сущность, предмет и задачи надзора

Прокурора за исполнением законов о

Несовершеннолетних

[Надзор прокурора за исполнением законов о несовершенно­летних не имеет своего раздела в Законе «О прокуратуре РФ», тем не менее он является одним из важных участков надзорной деятельности прокуратуры. Особенностью этого надзора явля­ется, что в нем объединены почти все направления деятельности прокуратуры от общего надзора до надзора в воспитательных колониях/]

Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних включает в себя все общие положения и принципы прокурор­ского надзора. Тем не менее, данная надзорная деятельность от­личается тем, что должны быть полностью обеспечены требова­ния законов о защите прав и законных интересов несовершен­нолетних, предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечении к установленной законом ответственности за совершенные преступления несовершенно­летних, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пре­ступную и другую антисоциальную деятельность. При осущест­влении надзора используются все полномочия прокурора в со­ответствии теми направлениями, которые установлены Законом

«О прокуратуре РФ», поэтому сущностью надзора прокурора по делам несовершеннолетних является выявление, устранение и предупреждение нарушений законов о правах и законных инте­ресах несовершеннолетних, о борьбе с безнадзорностью и про­филактике правонарушений несовершеннолетних, о расследова­нии преступлений и назначении и исполнении наказаний несо­вершеннолетним специфическим средствами, присущими всем направлениям деятельности прокуратуры.

Предмет надзора и другой деятельности прокурора по делам несовершеннолетних очень обширен. Им является соблюдение законов в деятельности органов и учреждений, ответственных за соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактику их правонарушений, в частности, соблюдение законности деятельности комиссии по делам несовершеннолет­них по защите прав и законных интересов и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, - законности деятельно­сти органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности и проведению индивидуальной работы в отно­шении безнадзорных и беспризорных и их родителей, - закон­ности деятельности специализированных учреждений для несо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, -законности деятельности органов образования и образователь­ных учреждений по контролю за соблюдением законов в облас­ти образования, - законности деятельности спецшкол и спец-профучилищ, исполнение законов органами опеки и попечи­тельства, исполнение законов подразделениями по делам несо­вершеннолетних органов внутренних дел и по другим вопросам. Также предметом надзора является соблюдение законов при осуществлении уголовного судопроизводства при расследова­нии уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, ис­полнение уголовных наказаний несовершеннолетних, в том чис­ле в воспитательных колониях. Предметом деятельности проку­рора является участие в рассмотрении уголовных дел о преступ­лениях несовершеннолетних, предъявление исков и участие в рассмотрении гражданских дел, когда возникает необходимость защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В Приказе Генерального прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации надзора за исполнением законов о несо­вершеннолетних и молодежи» выдвинут ряд задач органов про­куратуры по повышению эффективности надзора за исполнени­ем законов о несовершеннолетних. Эти задачи определяются, с

 

одной стороны, общими принципами, такими, как единство и единообразие законности, неотвратимость ответственности и недопустимость необоснованного к ней привлечения, а также принципами демократизма, гуманности и справедливости; с другой стороны, принципами деятельности органов государства и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних.

В Федеральном Законе РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних» основными задачами называются:

[.предупреждение безнадзорности, беспризорности, право­нарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2. обеспечение прав и законных интересов несовершенно­летних;

3. социально-педагогическая реабилитация несовершенно­летних, находящихся в социально-опасном положении;

4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершен­нолетних в совершение преступлений и антиобщественных дей­ств ЦЙ-г ^

Г~ [Полагаю, что/названные задачи неточно указаны в своей ^последовательности, так как в соответствии с Конституцией РФ в первую очередь должна быть поставлена задача защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Все названные задачи определяют задачи прокурорского надзора по делам несовер­шеннолетних. К числу них относятся задачи, связанные с обес­печением законности привлечения несовершеннолетних к уго­ловной ответственности, избрания в отношении них обоснован­ных мер пресечения, а заключения под стражу только как ис­ключительной меры пресечения, выявления лиц, вовлекших не­совершеннолетних в преступную деятельность, причин и усло­вий, способствовавших совершению преступлений, вынесения судами приговоров, которые бы способствовали их исправле­нию, чтобы лишение свободы назначалось судами только в слу­чаях, когда исправление невозможно без изоляции от общества.

[Наконец задачей надзора является, чтобьуорганы и учреждения, исполняющие наказание принимали меры, установленные зако-

" Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики бсчнадчорности и правонарушений несовершеннолет­них» //СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

ном для исправления и социальной адаптации осужденных не­совершеннолетних//

Исходя из изложенного, наиболее важными задачами над­зора прокурора являются:

1. защита прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка в облас­ти жизни и здоровья* образования, труда, социального обеспе­чения, отдыха и досуга, а также недопущение жестокого обра­щения, экономической, сексуальной и иной эксплуатации;

2.усиление надзора ча исполнением требований закона о предупреждении преступности несовершеннолетних, в частно­сти, законности деятельности комиссий по делам несовершен­нолетних и защите их прав, профилактических подразделений милиции, органов социальной защиты населения и других уч­реждений государственной системы профилактики;

3. обеспечение законности привлечения несовершеннолет­них к уголовной ответственности, законности их арестов и за­держания, строгого соблюдения всех правовых гарантий, преду­смотренных уголовным процессом для несовершеннолетних;

4. соблюдение законов о выявлении и устранении обстоя­тельств, способствующих совершению преступлений, всесто­роннем исследовании личности несовершеннолетнего правона­рушителя и условий его воспитания;

5. усиление надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, направленных на предупреждение рецидивной преступности, а также регули­рующих вопросы освобождения несовершеннолетних от уго­ловной ответственности по не реабилитирующим основаниям.

При осуществлении надзора прокурор должен знать законо­дательство, регулирующее охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законы, регулирующие борьбу с преступностью и профилактику безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних. К их числу относятся законы об осно­вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об образовании, о труде и трудовой заня­тости, об организации отдыха и досуга, об ответственности ро­дителей и других лиц за воспитание несовершеннолетних, об уголовной ответственности и судопроизводстве по делам несо­вершеннолетних, а также исполнении наказаний и мер принуди­тельного воздействия.

 

есть

 

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по де­лам несовершеннолетних» // ВВС. РФ. 2000. № 4.

4. Приказ Генерального Прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

5. Басков В.И, Прокурорский надзор. Учебник. М., 1996. С. 431-451.

6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000. № 7. С.2-5.

7. Друкаров И.Л. Организация ранней профилактики и во­просы прокурорского надзора за исполнением законов о преду­преждении преступлений несовершеннолетних // В сб.: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Вып. 61. М., 1980. С. 130-139.

8. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор за исполнением за­конов о ранней профилактике правонарушений инспекцией по делам несовершеннолетних // В сб.: Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск. 1982. С. 134—141.

9. Миньковский Г.М. Прокурорский надзор по делам несо­вершеннолетних. М., 1972.

10. Синелыциков Ю. Нужен ли несовершеннолетним про­курор?//Соц. законность. 1991. № 10. С. 11-14.

л-.

^. -т:

I

Глава12. Международное сотрудничество

1. Понятие, сущность, задачи и формы международного со­трудничества Генеральной прокуратуры с органами прокурату­ры других стран

2. Организация уголовно-процессуального взаимодействия Генеральной прокуратуры и уголовно-процсссуальных органов других стран.

1. Понятие, сущность, задачи и формы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры с органами про­куратуры других стран.

В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Гене­ральная прокуратура в пределах своей компетенции осуществ­ляет прямые связи с соответствующими органами других госу­дарств и международными организациями. Такие связи стали необходимыми, поскольку преступность стала все больше при­обретать международный характер.

Вести борьбу с такими преступлениями как наркобизнес, фальшивомонетничество, угон самолётов, отмывание денежных средств, добытых преступным путём, терроризм, браконьерство оказалось невозможным силами и средствами одного государст­ва. Преступные организации стали создавать свои сообщества на территориях приграничных государств, что способствует их руководителям безнаказанно руководить преступными группи­ровками, находясь при этом за пределами досягаемости. При отсутствии сотрудничества друг с другом государства оказались бессильными эффективно пресекать преступления, вылавливать опасных преступников, добиваться их привлечения к уголовной ответственности. Это заставило правительства, правоохрани­тельные органы искать пути консолидации своих сил и возмож­ностей, заключать соглашения о правовой помощи, вступать в конвенции по защите наиболее важных ценностей, имеющих планетарное значение. С другой стороны развитие гуманистиче­ских идей потребовало обеспечения защиты прав человека и с этой целью заключения межгосударственных договоров, кото­рые бы предусматривали возможность правовой защиты лиц. совершивших преступления.

Прокуратура, являясь частью правоохранительной системы, совместно с другими органами участвует в мероприятиях, про-

 

 

водимых международным сообшествам или региональными группами государств.

К числу таких относятся объединение усилий в интересах борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, угоном авиа-лайнсров.

Большое значение имеет взаимодействие в розыске опасных преступников, предотвращение на основе взаимной информации тяжких преступлений. Вступление России в Интерпол требует от прокуратуры усиления надзора за законностью процессуаль­ной деятельности и оперативно - розыскных мероприятий, про­водимых при участии Российских следственных органов и опе­ративно - розыскных подразделений. Среди мероприятий, про­водимых при участии прокуратуры, можно назвать осуществле­ние действий, направленных на борьбу с такими экономически­ми преступлениями как контрабандный вывоз стратегического сырья, незаконный оборот оружия и наркотиков, совместный контроль за раскрытием тяжких преступлений.

Наибольшую роль в международном сотрудничестве проку­ратура играет при оказании правовой помощи в гражданских, семейных, миграционных отношениях. Для совершенствования совместной деятельности прокуратур в декабре 1997 года был создан Координационный Совет Генеральных прокуроров СНГ, которому надлежало обеспечивать сотрудничество в скорейшем разрешении вопросов экстрадиции преступников, их розыске, проведении следственных мероприятий и т.д. Имеется опреде­ленный опыт сотрудничества с такими государствами как Гре­ция, Израиль, Саудовская Аравия, которые оказывали необхо­димую помощь в пресечении преступлений, выдаче опасных преступников в руки правосудия российским правоохранитель­ным органам. К сожалению, серьезным препятствием в осуще­ствлении сотрудничества в борьбе с экономическими преступ­лениями являются различия в законодательстве, а также нераз­витость договорных отношений, которые в основном носят еди­ничный характер.1'"'

2. Организации уголовно-процессуалыюго взаимодейст­вия Генеральнойпрокуратуры и уголовно-процессуальных органов других стран.

Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М„ 2001; Прокурор­ский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1999.

В УПК РФ, разделе XVIII, урегулирован процессуальный порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей, орга­нов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международ­ными организациями. Приказом Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002 года регламентирована организация работы Ге­неральной прокуратуры по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.1 ' Этим Приказом установ­лен порядок рассмотрения и направления запросов об оказании правовой помощи, международных следственных поручений, ходатайств, об организации международного розыска лиц и предметов, выдаче отдельных лиц для уголовного преследова­ния или исполнения приговора, а также по иным вопросам уго­ловного преследования.

На основании ст. 453 УПК прокурор или следователь могут внести запрос о производстве на территории иностранного госу­дарства компетентным органом или должностным лицом этого государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экс­пертизы или иных процессуальных действий в соответствии с международным договором, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством соответствую­щего органа, в том числе Генеральной прокуратуры, оказывать такую правовую помощь иностранному государству от имени Российской Федерации.

Наиболее часто встречающимися недостатками при направ­лении следственных поручений являются; неправильное наиме­нование международного договора, неверное наименование го­сударства, отсутствие гарантии возмещения расходов, связан­ных с вызовом свидетелей, обвиняемых для производства след­ственных действий. Поступающие международные следствен­ные поручения также нередко имеют существенные недостатки: например, отсутствуют данные о фабуле преступления, его мес­те, времени и способе, не сообщается о причинах и целях хода­тайства, отсутствуют указания на факты, подлежащие выясне­нию, нет полного перечня истрсбуемых документов и т.д.

Запрос направляется через Генеральную прокуратуру, а в случаях, не требующих судебного решения или согласия проку­рора, непосредственно правоохранительным органом (МВД,

Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002.

 

ФСБ и др.). Запрос должен иметь содержание и форму, преду­смотренную ст. 454 УПК, в котором, в частности, указываются данные о лицах, в отношении кого направляется запрос, изло­жение подлежащих выяснению обстоятельств, перечень запра­шиваемых документов, вещественных и иных доказательств, сведения о фактических обстоятельствах совершённого престу­пления, его квалификации, текст соответствующей статьи Уго­ловного кодекса, сведения о размере причинённого преступле­нием ущерба.

Генеральная прокуратура рассматривает запрос компетент­ного органа иностранного государства об осуществлении уго­ловного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории этого государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. При удовлетворении запроса производится предварительное следст­вие и судебное разбирательство по УПК РФ.

Правоохранительные органы от имени Российской Федера­ции могут направлять запросы иностранному государству о вы­даче лиц для уголовного преследования или исполнения приго­вора суда. Основанием запроса является международный дого­вор с этим государством или письменное обязательство Гене­рального прокурора в будущем на основе взаимности выдавать лиц в соответствии с законодательством РФ. При этом деяние запрашиваемого лица является уголовно наказуемым по законам обоих государств с санкцией статьи не менее одного года лише­ния свободы, или, если лицо было осуждено, то срок должен быть не менее шести месяцев лишения свободы. Запрос произ­водится через Генерального прокурора и в нём указываются все необходимые сведения о лице, в отношении которого направлен запрос, изложение фактических обстоятельств и правовая ква­лификация деяния с приведением текста закона и указанием санкций, сведений о причинённом ущербе. К запросу прилагает­ся копия постановления судьи об избрании меры пресечения заключения под стражу. В случае запроса об экстрадиции лица, в отношении которого вынесен приговор, вступивший в закон­ную силу, должна быть приложена копия приговора и справка о не отбытом сроке наказания. Решение о выдаче по запросу об экстрадиции лица, находящегося на территории Российской Фе­дерации, производится на основании международного договора или на основе взаимности с соблюдением правовых гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 462 УПК РФ, Генеральным прокуро-

ром Российской Федерации. Генеральный прокурор отказывает в выдаче лица, являющегося гражданином РФ, лицом, получив­шим политическое убежище, а также, если истек срок давности уголовного преследования или суд своим решением, вступив­шим в законную силу, установил препятствия для выдачи дан­ного лица иностранному государству. Порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции установлен Указанием Генерального прокурора РФ №32/35 от 20 июня 2002 года. Важное содержание имеет письмо управления Генераль­ной прокуратуры Сибирского федерального округа о выполне­нии требований ст. 96 УПК РФ об извещении посольств и кон­сульств иностранных государств о задержании гражданина или подданного другого государства в связи с подозрением в совер­шении преступления в срок не позднее 12 часов с момента за­держания. В письме сообщаются сведения о сроках извещения о задержании в соответствии с существующими Консульскими конвенциями.

Контрольные вопросы:

1. Что дает сотрудничество Генеральной прокуратуры и ор­ганов прокуратуры других стран?

2. Как осуществляется уголовно-процессуальное сотрудни­чество между правоохранительными органами России и органа­ми, осуществляющими расследование уголовных дел в других странах?

Литература к главе 12

1. У ПК РФ, раздел ХУ111.

2. Международные акты о правах человека. Сборник доку­ментов. М.,1998.

3. Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002. «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголов­ного судопроизводства».

4. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилёва. М., 1999. С. 350-378.

5. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001. С. 356-366.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.014 с.)