Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Прокурорский надзор↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
За исполнением законов О несовершеннолетних 1. Сущность, предмет и задачи надзора прокурора за исполнением законов о несовершеннолетних. 2. Надзор за соблюдением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних. 3. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. 4. Надзор за соблюдением законов в специальных учреждениях для несовершеннолетних. 5. Особенности надзора по делам несовершеннолетних в до-судебном разбирательстве и участие в судебном разбирательстве по уголовным делам. 6. Особенности надзора в воспитательных колониях. Сущность, предмет и задачи надзора Прокурора за исполнением законов о Несовершеннолетних [Надзор прокурора за исполнением законов о несовершеннолетних не имеет своего раздела в Законе «О прокуратуре РФ», тем не менее он является одним из важных участков надзорной деятельности прокуратуры. Особенностью этого надзора является, что в нем объединены почти все направления деятельности прокуратуры от общего надзора до надзора в воспитательных колониях/] Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних включает в себя все общие положения и принципы прокурорского надзора. Тем не менее, данная надзорная деятельность отличается тем, что должны быть полностью обеспечены требования законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечении к установленной законом ответственности за совершенные преступления несовершеннолетних, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и другую антисоциальную деятельность. При осуществлении надзора используются все полномочия прокурора в соответствии теми направлениями, которые установлены Законом «О прокуратуре РФ», поэтому сущностью надзора прокурора по делам несовершеннолетних является выявление, устранение и предупреждение нарушений законов о правах и законных интересах несовершеннолетних, о борьбе с безнадзорностью и профилактике правонарушений несовершеннолетних, о расследовании преступлений и назначении и исполнении наказаний несовершеннолетним специфическим средствами, присущими всем направлениям деятельности прокуратуры.
Предмет надзора и другой деятельности прокурора по делам несовершеннолетних очень обширен. Им является соблюдение законов в деятельности органов и учреждений, ответственных за соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактику их правонарушений, в частности, соблюдение законности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних по защите прав и законных интересов и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, - законности деятельности органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности и проведению индивидуальной работы в отношении безнадзорных и беспризорных и их родителей, - законности деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, -законности деятельности органов образования и образовательных учреждений по контролю за соблюдением законов в области образования, - законности деятельности спецшкол и спец-профучилищ, исполнение законов органами опеки и попечительства, исполнение законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и по другим вопросам. Также предметом надзора является соблюдение законов при осуществлении уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, исполнение уголовных наказаний несовершеннолетних, в том числе в воспитательных колониях. Предметом деятельности прокурора является участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, предъявление исков и участие в рассмотрении гражданских дел, когда возникает необходимость защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В Приказе Генерального прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» выдвинут ряд задач органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Эти задачи определяются, с
одной стороны, общими принципами, такими, как единство и единообразие законности, неотвратимость ответственности и недопустимость необоснованного к ней привлечения, а также принципами демократизма, гуманности и справедливости; с другой стороны, принципами деятельности органов государства и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних.
В Федеральном Законе РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами называются: [.предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; 2. обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних; 3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; 4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действ ЦЙ-г ^ Г~ [Полагаю, что/названные задачи неточно указаны в своей ^последовательности, так как в соответствии с Конституцией РФ в первую очередь должна быть поставлена задача защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Все названные задачи определяют задачи прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. К числу них относятся задачи, связанные с обеспечением законности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, избрания в отношении них обоснованных мер пресечения, а заключения под стражу только как исключительной меры пресечения, выявления лиц, вовлекших несовершеннолетних в преступную деятельность, причин и условий, способствовавших совершению преступлений, вынесения судами приговоров, которые бы способствовали их исправлению, чтобы лишение свободы назначалось судами только в случаях, когда исправление невозможно без изоляции от общества. [Наконец задачей надзора является, чтобьуорганы и учреждения, исполняющие наказание принимали меры, установленные зако- " Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики бсчнадчорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177. ном для исправления и социальной адаптации осужденных несовершеннолетних// Исходя из изложенного, наиболее важными задачами надзора прокурора являются: 1. защита прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка в области жизни и здоровья* образования, труда, социального обеспечения, отдыха и досуга, а также недопущение жестокого обращения, экономической, сексуальной и иной эксплуатации; 2.усиление надзора ча исполнением требований закона о предупреждении преступности несовершеннолетних, в частности, законности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактических подразделений милиции, органов социальной защиты населения и других учреждений государственной системы профилактики; 3. обеспечение законности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, законности их арестов и задержания, строгого соблюдения всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних; 4. соблюдение законов о выявлении и устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, всестороннем исследовании личности несовершеннолетнего правонарушителя и условий его воспитания;
5. усиление надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание, направленных на предупреждение рецидивной преступности, а также регулирующих вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям. При осуществлении надзора прокурор должен знать законодательство, регулирующее охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законы, регулирующие борьбу с преступностью и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К их числу относятся законы об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об образовании, о труде и трудовой занятости, об организации отдыха и досуга, об ответственности родителей и других лиц за воспитание несовершеннолетних, об уголовной ответственности и судопроизводстве по делам несовершеннолетних, а также исполнении наказаний и мер принудительного воздействия.
есть
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам несовершеннолетних» // ВВС. РФ. 2000. № 4. 4. Приказ Генерального Прокурора № 38 от 22 июня 2001 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». 5. Басков В.И, Прокурорский надзор. Учебник. М., 1996. С. 431-451. 6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000. № 7. С.2-5. 7. Друкаров И.Л. Организация ранней профилактики и вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о предупреждении преступлений несовершеннолетних // В сб.: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Вып. 61. М., 1980. С. 130-139. 8. Друкаров И.Л. Прокурорский надзор за исполнением законов о ранней профилактике правонарушений инспекцией по делам несовершеннолетних // В сб.: Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск. 1982. С. 134—141. 9. Миньковский Г.М. Прокурорский надзор по делам несовершеннолетних. М., 1972. 10. Синелыциков Ю. Нужен ли несовершеннолетним прокурор?//Соц. законность. 1991. № 10. С. 11-14. л-. ^. -т: I Глава 12. Международное сотрудничество 1. Понятие, сущность, задачи и формы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры с органами прокуратуры других стран 2. Организация уголовно-процессуального взаимодействия Генеральной прокуратуры и уголовно-процсссуальных органов других стран. 1. Понятие, сущность, задачи и формы международного сотрудничества Генеральной прокуратуры с органами прокуратуры других стран.
В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями. Такие связи стали необходимыми, поскольку преступность стала все больше приобретать международный характер. Вести борьбу с такими преступлениями как наркобизнес, фальшивомонетничество, угон самолётов, отмывание денежных средств, добытых преступным путём, терроризм, браконьерство оказалось невозможным силами и средствами одного государства. Преступные организации стали создавать свои сообщества на территориях приграничных государств, что способствует их руководителям безнаказанно руководить преступными группировками, находясь при этом за пределами досягаемости. При отсутствии сотрудничества друг с другом государства оказались бессильными эффективно пресекать преступления, вылавливать опасных преступников, добиваться их привлечения к уголовной ответственности. Это заставило правительства, правоохранительные органы искать пути консолидации своих сил и возможностей, заключать соглашения о правовой помощи, вступать в конвенции по защите наиболее важных ценностей, имеющих планетарное значение. С другой стороны развитие гуманистических идей потребовало обеспечения защиты прав человека и с этой целью заключения межгосударственных договоров, которые бы предусматривали возможность правовой защиты лиц. совершивших преступления. Прокуратура, являясь частью правоохранительной системы, совместно с другими органами участвует в мероприятиях, про-
водимых международным сообшествам или региональными группами государств. К числу таких относятся объединение усилий в интересах борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, угоном авиа-лайнсров. Большое значение имеет взаимодействие в розыске опасных преступников, предотвращение на основе взаимной информации тяжких преступлений. Вступление России в Интерпол требует от прокуратуры усиления надзора за законностью процессуальной деятельности и оперативно - розыскных мероприятий, проводимых при участии Российских следственных органов и оперативно - розыскных подразделений. Среди мероприятий, проводимых при участии прокуратуры, можно назвать осуществление действий, направленных на борьбу с такими экономическими преступлениями как контрабандный вывоз стратегического сырья, незаконный оборот оружия и наркотиков, совместный контроль за раскрытием тяжких преступлений. Наибольшую роль в международном сотрудничестве прокуратура играет при оказании правовой помощи в гражданских, семейных, миграционных отношениях. Для совершенствования совместной деятельности прокуратур в декабре 1997 года был создан Координационный Совет Генеральных прокуроров СНГ, которому надлежало обеспечивать сотрудничество в скорейшем разрешении вопросов экстрадиции преступников, их розыске, проведении следственных мероприятий и т.д. Имеется определенный опыт сотрудничества с такими государствами как Греция, Израиль, Саудовская Аравия, которые оказывали необходимую помощь в пресечении преступлений, выдаче опасных преступников в руки правосудия российским правоохранительным органам. К сожалению, серьезным препятствием в осуществлении сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями являются различия в законодательстве, а также неразвитость договорных отношений, которые в основном носят единичный характер.1'"'
2. Организации уголовно-процессуалыюго взаимодействия Генеральной прокуратуры и уголовно-процессуальных органов других стран. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М„ 2001; Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1999. В УПК РФ, разделе XVIII, урегулирован процессуальный порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Приказом Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002 года регламентирована организация работы Генеральной прокуратуры по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.1 ' Этим Приказом установлен порядок рассмотрения и направления запросов об оказании правовой помощи, международных следственных поручений, ходатайств, об организации международного розыска лиц и предметов, выдаче отдельных лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также по иным вопросам уголовного преследования. На основании ст. 453 УПК прокурор или следователь могут внести запрос о производстве на территории иностранного государства компетентным органом или должностным лицом этого государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий в соответствии с международным договором, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством соответствующего органа, в том числе Генеральной прокуратуры, оказывать такую правовую помощь иностранному государству от имени Российской Федерации. Наиболее часто встречающимися недостатками при направлении следственных поручений являются; неправильное наименование международного договора, неверное наименование государства, отсутствие гарантии возмещения расходов, связанных с вызовом свидетелей, обвиняемых для производства следственных действий. Поступающие международные следственные поручения также нередко имеют существенные недостатки: например, отсутствуют данные о фабуле преступления, его месте, времени и способе, не сообщается о причинах и целях ходатайства, отсутствуют указания на факты, подлежащие выяснению, нет полного перечня истрсбуемых документов и т.д. Запрос направляется через Генеральную прокуратуру, а в случаях, не требующих судебного решения или согласия прокурора, непосредственно правоохранительным органом (МВД, Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002.
ФСБ и др.). Запрос должен иметь содержание и форму, предусмотренную ст. 454 УПК, в котором, в частности, указываются данные о лицах, в отношении кого направляется запрос, изложение подлежащих выяснению обстоятельств, перечень запрашиваемых документов, вещественных и иных доказательств, сведения о фактических обстоятельствах совершённого преступления, его квалификации, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса, сведения о размере причинённого преступлением ущерба. Генеральная прокуратура рассматривает запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории этого государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. При удовлетворении запроса производится предварительное следствие и судебное разбирательство по УПК РФ. Правоохранительные органы от имени Российской Федерации могут направлять запросы иностранному государству о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора суда. Основанием запроса является международный договор с этим государством или письменное обязательство Генерального прокурора в будущем на основе взаимности выдавать лиц в соответствии с законодательством РФ. При этом деяние запрашиваемого лица является уголовно наказуемым по законам обоих государств с санкцией статьи не менее одного года лишения свободы, или, если лицо было осуждено, то срок должен быть не менее шести месяцев лишения свободы. Запрос производится через Генерального прокурора и в нём указываются все необходимые сведения о лице, в отношении которого направлен запрос, изложение фактических обстоятельств и правовая квалификация деяния с приведением текста закона и указанием санкций, сведений о причинённом ущербе. К запросу прилагается копия постановления судьи об избрании меры пресечения заключения под стражу. В случае запроса об экстрадиции лица, в отношении которого вынесен приговор, вступивший в законную силу, должна быть приложена копия приговора и справка о не отбытом сроке наказания. Решение о выдаче по запросу об экстрадиции лица, находящегося на территории Российской Федерации, производится на основании международного договора или на основе взаимности с соблюдением правовых гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 462 УПК РФ, Генеральным прокуро- ром Российской Федерации. Генеральный прокурор отказывает в выдаче лица, являющегося гражданином РФ, лицом, получившим политическое убежище, а также, если истек срок давности уголовного преследования или суд своим решением, вступившим в законную силу, установил препятствия для выдачи данного лица иностранному государству. Порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции установлен Указанием Генерального прокурора РФ №32/35 от 20 июня 2002 года. Важное содержание имеет письмо управления Генеральной прокуратуры Сибирского федерального округа о выполнении требований ст. 96 УПК РФ об извещении посольств и консульств иностранных государств о задержании гражданина или подданного другого государства в связи с подозрением в совершении преступления в срок не позднее 12 часов с момента задержания. В письме сообщаются сведения о сроках извещения о задержании в соответствии с существующими Консульскими конвенциями. Контрольные вопросы: 1. Что дает сотрудничество Генеральной прокуратуры и органов прокуратуры других стран? 2. Как осуществляется уголовно-процессуальное сотрудничество между правоохранительными органами России и органами, осуществляющими расследование уголовных дел в других странах? Литература к главе 12 1. У ПК РФ, раздел ХУ111. 2. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,1998. 3. Приказ Генерального прокурора №35 от 26 июня 2002. «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства». 4. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилёва. М., 1999. С. 350-378. 5. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001. С. 356-366.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.186 (0.016 с.) |