Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 надзор за исполнением законовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов. 2. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: соотношение понятий. 3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов. 4. Понятие правовых средств прокурорского реагирования на нарушения законов. 5. Организация работы по надзору за исполнением законов. 6. Понятие и содержание прокурорских проверок исполнения законов.
При подготовке к семинарскому занятию по предложенной теме следует уяснить, что прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, традиционно именуемой также «общий надзор». Предмет общего надзора обозначен в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». Надлежит обратить особое внимание на то, что предмет надзора за исполнением законов условно говоря, образуется тремя элементами. Первый – надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации; второй – надзор за соблюдением законов, действующих на территории России и третий – надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов определены в Приказе Генерального прокурора РФ № 195 от 7 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав свобод человека и гражданина», с которым необходимо ознакомиться. Следует учесть, что в законе о прокуратуре предмет общего надзора обозначен в самом широком виде, практически без ограничений. В связи с этим в рамках общего предмета надзора выделяют обособленные сферы надзора (подотрасли, или отдельные направления надзора) в социальной, экономической, оборонной, внешнеэкономической, административной и иных сферах. Таких подотраслей общего надзора на сегодняшний день насчитывают уже порядка 60 (надзор за исполнением законодательства о выборах, беженцах, охране труда и т.д.). Рассматривая соотношение надзорных и контрольных функций следует иметь в виду, что функции государственного контроля выполняют практически все федеральные органы исполнительной власти, при которых создаются контролирующие органы, являющиеся подотчетными и подконтрольными органам исполнительной власти. Органы прокуратуры РФ действуют независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений в строгом соответствии с законами, что отличает их от органов контроля. Характерным, для деятельности контролирующих органов, как ведомственных, так и вневедомственных является то, что они проверяют не только соблюдение и исполнение законов предприятиями и учреждениями, но и организацию их работы, правильность и целесообразность действий, решений и принимавшихся мер. Кроме того, эти органы вправе не только реагировать на нарушения законов, но и принимать управленческие решения, направленные на более правильную, целесообразную организацию работы. Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных хозяйствующих субъектов. На выявленные нарушения законов реагирует опосредованно, через акты прокурорского реагирования в адрес соответствующих должностных лиц. Более подробно об этом следует читать в статье В.И. Рохлина «Прокурорский надзор и государственный контроль: понятие, соотношение, регламентация». Переходя к изучению вопроса о полномочиях прокурора в рамках надзора за исполнением законов, следует обратиться к положениям ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Полномочия прокурора определяются как совокупность его прав и обязанностей, определенных законом, с учетом должностного положения. Следует иметь в виду, что полномочия прокурора при осуществлении общего надзора носят смешанный характер: одни полномочия являются опосредованными (например, принесение протеста или представления), а другие – властно-распорядительными (право беспрепятственного входа, доступа к документам, требования проведений ревизий и т.д.). Поскольку имеющиеся у прокурора полномочия в рамках общего надзора достаточно многочисленны и многообразны, возникает необходимость их классификации. Одним из ключевых критериев такой классификации является деление всех полномочий прокурора на 1) полномочия, направленные на выявление нарушений законов и установление виновных в этом лиц и 2) полномочия, направленные на устранение выявленных нарушений законов и привлечение к ответственности виновных лиц. Существуют и иные основания для классификации полномочий прокурора, которые необходимо изучить. Надо учитывать, что полномочия прокуроров реализуются исключительно в пределах компетенции соответствующих прокуратур (районной (городской) или вышестоящей). При подготовке к ответу следует обратить внимание, в частности, на такие вопросы как: что является основанием для проведения прокурорских проверок в рамках данной отрасли надзора; вправе ли прокурор требовать представления документов и сведений, составляющих коммерческую тайну. Пределы вмешательства прокурора в рамках общего надзора установлены в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». При изучении вопроса об актах прокурорского реагирования следует указать, что это закрепленные в специальных документах решения прокурора, посредством которых он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств прокурорского надзора, правонарушения. Закон «О прокуратуре РФ» предусматривает перечень таких актов в сфере общего надзора: протест (ст. 23), представление (ст. 24), постановление (ст. 25) и предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 251). Ко всем названным актам прокурорского реагирования предъявляются определенные требования, которые в наиболее полном виде закреплены в Приказе Генерального прокурора РФ № 195 от 10 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав свобод человека и гражданина». Далее при подготовке вопроса необходимо дать общую характеристику каждому из названных актов прокурорского надзора с точки зрения их сущности, оснований принесения, содержания, реквизитов, адресатов, правовых последствий принесения и т.д. Литература: Основная 1. Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., Норма, 2005. С. 201-222. Дополнительная 1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366. 2. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Китровой Е.В., Кузьмина В.А. – ООО «Новая правовая культура», 2007. 3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 года № 195. 4. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. № 155. 5. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования. М., 2001. 6. Амирбеков К.И. Общий надзор в условиях реформирования судопроизводства // Законность. 2003. № 9. 7. Прокурорский курс лечения. Как прокуратура Подольска наладила снабжение льготников лекарствами. // Российская газета. 2007. 13 апр. № 78. 8. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: История, развитие, понятие, соотношение. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. 9. Беркович Е., Абрамов Д. Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 2002. № 8. 10. Винокуров Ю. Вправе ли прокурор истребовать для проверки правовые акты, содержащие коммерческую тайну // Законность. 1992. № 2. 11. Казарина А. Общий надзор: возможности и пределы // Законность. 2003. № 7. 12. Рабко Т. Предостережение при надзоре за соответствием законам РФ актов представительных органов власти субъектов Федерации// Законность. 2002. № 11. 13. Осипкин В.Н., Скачкова А.Е. Организация и методика прокурорского надзора за законностью правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в бюджетной сфере: Учебное пособие. СПб., Санкт-Петербург. 2001. 14. Куленко О.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Проблемы права. Международный правовой журнал. № 1. 2005. С. 25-30. 15. Куленко О.И. Прокурорский надзор за законностью правовых актов как средство обеспечения конституционных прав и свобод граждан. // Проблемы права. Международный правовой журнал. № 1. 2006. С. 19- 24.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.009 с.) |