Органов по борьбе с преступностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органов по борьбе с преступностью



1. Понятие и значение координации деятельности правоохранительных органов.

2. Правовые и организационные основы координации.

3. Координационные совещания, их участники, порядок созыва, юридическое значение принимаемых решений.

4. Формы координации и взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами в предупредительно-профилактической работе.

Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.

Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие. Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация – это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.

Цель координации - повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре и другими Федеральными законами, а также «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567. Этими нормативными актами определены цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и т. д.

Организационное руководство координацией деятельности правоохранительных органов осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. При этом действует принцип правового соответствия уровня системы прокурорских органов уровню определенных звеньев правоохранительных органов.

Основные полномочия прокурора в этой сфере деятельности закреплены в п. 2 ст. 8 Закона о прокуратуре. Кроме того, непосредственно прокуроры обеспечивают конструктивность проведения координационных совещаний, соблюдение при этом необходимых процедур, регламент, протокол, председательствуют на этих совещаниях, контролируют исполнение принятых на них решений, анализируют эффективность реализуемых мер, вносят предложения о дополнении и изменении решений и т. д.

Организационное руководство деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры осуществляют на основе равенства и самостоятельности всех участников координации и в тоже время персональной ответственности руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ и подчи­ненные ему прокуроры координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасно­сти, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступно­стью.

Для осуществления взаимодействия ее участников и реали­зации координационных функций прокуроры наделяются соот­ветствующими организационно-управленческими правомочия­ми, определяемыми Положением о координации деятельности правоохранительных органов. Необходимость согласованных усилий правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью диктуется самим объектом взаимодействия, изначально пред­ставляющим собой чрезвычайно сложный негативный феномен социальной жизни.

Наделение прокуроров координационными полномочия­ми обусловлено наличием у них обширной и объективной информации о совершенных преступлениях, их раскрывае­мости, качественности расследования, причинах и услови­ях, способствующих их совершению, результатах рассмот­рения уголовных дел в судах.

Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности ор­ганов, которые проводят оперативно-розыскную деятель­ность, дознание и предварительное следствие, принимать меры, направленные на их устранение. При проведении про­верок органы прокуратуры могут устанавливать среди про­чих и такие нарушения закона, которые создают условия для совершения преступлений. Кроме того, именно прокуратура, выполняя роль связующего звена в отношениях с органами власти как по «вертикали», так и по «горизонтали», в силу своих полномочий оказалась наиболее подходящей государ­ственно-правовой структурой для организации координаци­онной деятельности по борьбе с преступностью.

Сущность координации состоит во взаимосогласова­нии, упорядочении деятельности различных органов по достижению общей цели.Правоохранительные органы, та­кие как прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенные органы и другие, имея общие цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осу­ществляют свою деятельность независимо друг от друга, сво­ими специфическими формами и методами в пределах уста­новленной для каждого из них компетенции. Для создания надлежащего заслона преступным проявлениям требуется объединение усилий, согласование действий всех органов правоохранительной системы, что и достигается посред­ством осуществления координационной деятельности.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в соответствии с определенными принци­пами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации деятельности правоохранитель­ных органов по борьбе с преступностью.

Согласно нормам указанного Положения координация строится на основе соблюдения законности, равенства всех участников деятельности при постановке вопросов, внесе­нии предложений, разработке рекомендаций и мероприя­тий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему действующим зако­нодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий. При этом координационная деятельность проводится гласно, в той мере, в какой она не противоречит требованиям законо­дательства РФ о защите прав и свобод человека и граждани­на, о государственной и иной охраняемой тайне.

Основными формами коорди­нации являются: проведение координационных совещаний руководите­лей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласо­ванных действий, проверок и оказания помощи местным
правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений и др.

Следует иметь в виду, что с термином «координация» тесно связан другой, более широкий термин «взаимодействие», который нередко упот­ребляется наряду с координационной деятельностью, но по своему содержанию включает в себя другой подход. При взаимодействии в отличие от координации у ее участников, как правило, отсутствуют ка­кие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению спроса за исполнение рекомендуемых мероприятий, а глав­ное – не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий.

Литература:

Основная

1. Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., Норма, 2005. С. 319-335.

2. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. С. 95-108.

Дополнительная

1. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.

2. Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации (утв. Генеральным прокурором РФ 10 сентября 1996 г.)

3. Капитонова Ю.В. Федеральный округ: координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Журнал российского права. № 1. 2002.

4. Кобзарев Ф.М. Координационная деятельность по борьбе с преступностью // Законность. 2005. № 4.

5. Максуров А. Координация глазами практиков // Законность. 2006. № 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.02 с.)