Тема 8 Служба в органах прокуратуры и кадровое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 Служба в органах прокуратуры и кадровое обеспечение



1. Государственная служба в органах прокуратуры и ее особенности.

2. Управление кадрами в органах прокуратуры.

3. Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры.

 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной служ­бы Российской Федерации, исполняющими обязанности по го­сударственной должности федеральной государственной служ­бы. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовое по­ложение и условия службы прокурорских работников определя­ются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федера­ции».

Таким образом, трудовые отношения работников органов и учреждений про­куратуры регулируются законодательством Российской Федера­ции о труде и законодательством Российской Федерации о госу­дарственной гражданской службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, ха­рактеризующих особенности этой службы которые, прежде все­го, подчинены интересам оптимального выполнения прокурор­скими работниками задач и функций прокуратуры.

Именно специфика задач, функций и полномочий прокуро­ров и следователей, условий их деятельности предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим лицам.

Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Эти общие для государственных служащих ограничения на­шли дополнительно регламентацию по ряду положений в нор­мах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера­ции». Так, ст. 4 Закона предусмотрено, что прокурорские ра­ботники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание таких объединений и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокурор­ские работники не вправе совмещать свою основную деятель­ность не только с иной оплачиваемой, но и с безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творче­ской.

Следует иметь в виду, что с учетом особенностей и высокой ответственности, ха­рактера работы лицам, впервые принимаемым на службу в ор­ганы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образова­тельные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответ­ствия занимаемой должности может устанавливаться испыта­ние на срок до шести месяцев.

Продолжительность испытания устанавливается руководите­лем органа прокуратуры, компетентного назначать на данную должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Срок испытания может сокращаться или продлеваться по соглашению сторон в пределах шести месяцев (ст. 40.3 Феде­рального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или
следователя, принимает присягу установленного законом со­
держания (ст. 40.4).

Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на
указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного
государства (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»),

Прокурорами и следова­телями могут быть лица, имеющие высшее юридическое обра­зование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государст­венную аккредитацию.

Прокурорскому работнику должны быть присущи добросовестность, дисциплинирован­ность, принципиальность, внимательное и уважительное отно­шение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокри­тичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Перечисленные качества опре­деляются принадлежностью работника к системе органов про­куратуры. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника опреде­ленной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей сфере (участие в суде, надзор за соблюдением законов в учреждени­ях уголовно-исполнительной системы и т. д.) с учетом иерар­хического уровня органа прокуратуры в прокурорской сис­теме.

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет изучение и адекватная оценка кадров орга­нов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой должности является аттестация.

Аттестация рассматривается как комплексная проце­дура – средство установления такого соответствия прокурор­ского работника занимаемой должности, а не только как доку­мент, в котором фиксируются все юридически и фактически значимые признаки (аттестационная характеристика).

Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся полити­ческим, социально-экономическим, правовым и организацион­но-структурным условиям его деятельности.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым пре­дусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону «О прокуратуре Российской Федерации» порядок и сроки про­ведения аттестации устанавливаются Генеральным прокуро­ром РФ.

Литература:

Основная

1. Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., Норма, 2005. С. 105-129.

2. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. С. 53-70.

Дополнительная

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 дек. 1993. № 237.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. ст. 366.

 

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной

гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета

2004. № 162.

4. Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 октября 2006 г. № 92.

5. Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 (с изменениями от 24 ноября 2006 г.)

 

6. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур. Приказ Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84.

7. О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 г. № 70.

8. О порядке представления работниками прокуратуры сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Приказ Генерального прокурора РФ от 17 апреля 2008 г. № 68.

9. Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением. Приказ Генерального прокурора РФ от 12 марта 2008 г. № 39.

10. О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников. Приказ Генерального прокурора РФ от 10 декабря 2007 г. № 198.

11. О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах. Приказ Генерального прокурора РФ от 6 августа 2002 г. № 48.

12. О порядке предоставления отпусков работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 11 мая 2001 г. № 29.

13. О Присяге прокурора (следователя). Приказ Генерального прокурора РФ от 3 ноября 1999 г. № 82.

14. О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 29 января 1999 г. № 8.

15. Об установлении нагрудного знака «За безупречную службу». Приказ Генерального прокурора РФ от 15 июня 1998 г. № 604к.

16. О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров. Приказ Генерального прокурора РФ от 28 ноября 1997 г. № 71.

17. О мерах по реализации в органах прокуратуры Российской Федерации требований законодательства о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 2 февраля 2006 г. № 4.

18. Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генерального прокурора РФ от 11 ноября 1996 г. № 66.

Задачи

к практическим занятиям по дисциплине

«Прокурорский надзор в Российской Федерации»

 

1. В связи с жалобой работников общества с ограниченной ответственность на нарушении их трудовых прав изданием руководством общества приказа, которым утверждено положением о премировании и поощрениях работников ООО, прокурор истребовал этот приказ и положение для проверки их соответствия трудовому законодательству. Директор ООО отказал прокурору в предоставлении требуемых актов со ссылкой на то, что их содержание представляет собой коммерческую тайну. Правомерен ли отказ директора ООО в предоставлении названных актов? Если отказ неправомерен, каковы возможные действия прокурора?

2. Прокуратура района в городе имеет в своем штате прокурора, его заместителя и трех помощников прокурора. Какое наиболее рациональное распределение обязанностей между ними можно предложить? Какие факторы при этом должны учитываться?

3. В прокуратуру города поступило анонимное письмо, в котором сообщалось, что через проходную завода, являющегося акционерным обществом, систематически происходит вынос готовой продукции. Как следует поступить прокурору при получении подобного сообщения? Подлежит ли оно регистрации и проверке?

4. В планы работы прокуратуры района включен пункт о проведении систематических проверок исполнения законов организациями общественного питания, в том числе и без получения каких-либо сообщений о нарушении законов с их стороны. Соответствует ли план работы прокуратуры в этой части требованиям закона? В каких органах могут проводиться проверки нарушений законов без сигналов об их нарушении? Ответ мотивируйте ссылками на нормы закона.

5. Прокурором проводится проверка законности правовых актов, изданных районной администрацией за последние три месяца. Вправе ли прокурор осуществлять надзор за законностью правовых актов администрации без поступления информации о нарушениях законности? Ответ обоснуйте ссылкой на приказ Генерального прокурора РФ № 195 от 7 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Какие правовые акты администрации надлежит истребовать прокурору для проверки?

6. Из санитарно - эпидемиологической службы прокурору района поступило сообщение о вспышке кишечных заболеваний в одном из микрорайонов города, причиной которых послужила некачественная вода в водопроводе. Проведенные СЭС исследования показали, что водопроводная вода по нескольким параметрам не отвечает установленным санитарным нормам и опасна для здоровья. Каковы возможные действия прокурора в этой ситуации? Есть ли необходимость в проведении прокурорской проверки? Какие акты прокурорского реагирования могут быть принесены прокурором?

7. Директором предприятия издан приказ о лишении премии по итогам работы за месяц одного из работников на том основании, что в течении семи рабочих дней этот работник не исполнял свои трудовые обязанности в связи с привлечением его к осуществлению правосудия в качестве присяжного заседателя. Правомерен ли данный приказ директора предприятия? Мотивируйте ответ ссылками на законодательство. Если приказ неправомерен, то какой акт прокурорского реагирования должен быть принесен прокурором?

Составьте проект необходимого акта прокурорского надзора.

8. В ходе проведения прокурорской проверки были выявлены факты систематических нарушений законности со стороны дирекции рынка. В частности, было установлено, что выдавались весы и гири, не прошедшие необходимого контроля, на рынке отсутствовали контрольные весы, к продаже продовольственных товаров допускались лица, не имеющие личных санитарных книжек, осуществлялась продажа с одних и тех же лотков продуктов и товаров бытовой химии. Как должен реагировать прокурор на выявленные нарушения законности? Принесение каких актов прокурорского реагирования необходимо в этом случае? Имеются ли основания для привлечения виновных лиц к ответственности и если да, то к какой? Составьте проекты необходимых актов от имени прокурора.

9. По жалобе жильцов близлежащего дома была проведена прокурорская проверка соблюдения установленных строительных, санитарных и иных норм при реконструкции автозаправочной станции. При этом было установлено, что реконструкция АЗС проводится без необходимых на то согласований с противопожарной службой и органами по охране окружающей природной среды. Представление прокурора о необходимости устранения нарушений закона осталось без ответа, предложенные в нем меры не исполнены. Как

должен действовать прокурор? Какое лицо и к какой мере ответственности должно быть привлечено? Составьте проект соответствующего акта прокурорского реагирования.

10. В ходе производства проверки в районном отделе внутренних дел прокурор истребовал оперативно-служебные документы послужившие основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении гражданина М. В представлении названных документов прокурору начальником РОВД было отказано со ссылкой на их секретный характер. Какое решение должен принять прокурор в этом случае?

11. Прокурором района было принято решение о производстве проверок исполнения закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях с периодичностью один раз в полгода по тем основаниям, что ежемесячно проводимые проверки не выявляют существенных нарушений закона в этой сфере. Соответствует ли данное решение прокурора требованиям, содержащимся в приказах Генерального прокурора РФ?

12. В районный отдел внутренних дел обратился гражданин С. с заявлением о краже из его автомобиля автомагнитолы. Участковый инспектор в возбуждении уголовного дела отказал, указав в постановлении, что С. не представил доказательств того, что автомагнитола в его автомобиле вообще была на момент предполагаемой кражи, а также, что ущерб, причиненный С. не является значительным. Каковы должны быть меры прокурорского реагирования на подобное постановление?

13. В ходе проверки в органе внутренних дел законности задержания граждан прокурор установил, что в протоколах задержания основания задержания указываются следующим образом: «за совершение грабежа», «подозревается в совершении вымогательства» и т.п. В изоляторе временного содержания находился гражданин «для выяснения личности». Определите формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

14. Следователь не согласился с письменными указаниями прокурора о необходимости проведения ряда очных ставок между обвиняемым, потерпевшим и одним из свидетелей. В письменных возражениях руководителю следственного органа следователь указал, что в показаниях обвиняемого и потерпевшего отсутствуют существенные противоречия, а показания упомянутого свидетеля вообще не имеют отношения к вменяемому в вину обвиняемому деянию. Руководитель следственного органа, согласившись с возражениями следователя, проинформировал об этом прокурора. Соответствуют ли закону действия следователя и руководителя следственного органа? Какое решение может принять в этом случае прокурор?

15. Обвиняемый Р. в своей жалобе прокурору на действия следователя ссылался на то, что следователь ведет дело односторонне: не истребовал на него характеристику с производства, при даче им показаний неоднократно прерывал его и выражал сомнение в правдивости показаний, при составлении протокола допроса не включал в него существенные с точки зрения Р. моменты, отказал в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей. Проверяя доводы жалобы, прокурор убедился в ее обоснованности. Какие действия может предпринять прокурор в этом случае?

16. Решая вопрос об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу по обвинению О. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 228 УК РФ, прокурор установил, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства умысла О. на приобретение им наркотического средства с целью последующего сбыта, а усматривается лишь незаконное приобретение им наркотического средства для собственного потребления. Как в таком случае должен поступить прокурор?

17. Прокурор, ознакомившись с уголовным делом, поступившим к нему для утверждения обвинительного заключения, установил, что следователем не приняты меры обеспечения заявленного гражданского иска, в отношении обвиняемого необходимо изменение квалификации путем исключения одного из квалифицирующих признаков содеянного, а обвинительное заключение не отвечает требованиям УПК РФ. Какое решение должен принять прокурор?

18. При проверке порядка содержания арестованных в гарнизонной гауптвахте военный прокурор выявил следующие нарушения: не ведется именной список арестованных, им не выдаются расписки о приеме у них вещей и документов, продолжительность прогулок сокращенна в сравнении с существующими нормами. Каким образом должен реагировать прокурор на выявленные нарушения?

19. Администрация исправительного учреждения представила в суд документы на условно-досрочное освобождение заключенного. Однако как было установлено прокурором этот заключенный еще не отбыл половины наказания и не зачислен в разряд исправляющихся. Какие меры должен принять прокурор?

20. К. был задержан по подозрению в совершении преступления. Следователь, установив, что К. к совершению преступления не причастен, вынес постановление об освобождении К. из изолятора временного содержания. По получении постановления следователя дежурный по изолятору не стал его освобождать до распоряжения начальника изолятора, которого в этот день не было на работе. Какое решение в этом случае должен принять прокурор? Составьте проект акта прокурорского реагирования.

21. В ходе проверки работы исправительного учреждения прокурором были выявлены следующие факты: приказом начальника учреждения все лица, не имеющие среднего образования и не посещающие школу, должны в обязательном порядке привлекаться к работам по благоустройству территории в нерабочее время и бесплатно. Заключенный А., считая такое распоряжение начальника учреждения незаконным, написал жалобу прокурору. Данная жалоба была, однако, изъята и хранилась в личном деле заключенного. Не получив ответа на свою жалобу, А. отказался выходить на работу по благоустройству территории, за что был водворен в дисциплинарный изолятор. Каковы должны быть меры реагирования прокурора?

22. При проверке законности содержания лиц в следственном изоляторе прокурором было установлено, что Т. без продления срока содержания под стражей содержится в изоляторе 63 дня, а в одной из камер содержались как несовершеннолетние, так и взрослые арестованные. Как должен поступить прокурор?

23. Проверяя работу уголовно-исполнительной инспекции прокурор установил, что ряд осужденных к исправительным работам уволились с места их работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Какие меры реагирования должен принять прокурор?

24. Осуществляя проверку исправительного учреждения, прокурор установил, что срок наказания у осужденного Л. истек два дня назад, но он до сих пор не освобожден. Начальник учреждения объяснил сложившуюся ситуацию праздничными днями, когда спецчасть и другие подразделения не работали. Какое решение должен принять прокурор?

25. При рассмотрении в судебном заседании уголовного дела по обвинению Б. в совершении разбойного нападения у прокурора возникли сомнения в психической полноценности подсудимого. Как должен поступить прокурор?

26. В ходе судебного разбирательства свидетель Н. дал показания, существенно отличающиеся от тех, что он давал в ходе предварительного следствия. Прокурор в ходе допроса стал цитировать показания Н., данные им в ходе предварительного следствия, и спрашивать подтверждает ли он их. Председательствующий сделал прокурору замечание на нарушение им норм процессуального законодательства. В ответ на это прокурор потребовал занести его возражения против действий председательствующего в протокол судебного заседания. Оцените действия прокурора и председательствующего с точки зрения их соответствия закону.

27. В ходе судебного заседания государственный обвинитель пришел к выводу, что вина подсудимого не подтверждается имеющимися в деле доказательствами и отказался от обвинения. Председательствующий продолжил судебное следствие (обозрение вещественных доказательств, оглашение материалов дела). Прокурор потребовал от председательствующего прекратить исследование доказательств и прекратить производство по делу. Председательствующий в ответ на это сделал замечание прокурору. Кто прав в данной ситуации?

28. Подсудимый Ш. за совершение злостного хулиганства был осужден к одному году лишения свободы условно с испытательным наказанием один год. Помощник прокурора района, участвующий в судебном разбирательстве, считая назначенное наказание чрезмерно мягким, принял решение обжаловать приговор. Составьте проект кассационного представления прокурора по фабуле задачи.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Юридический факультет

 

Методические рекомендации

по выполнению студентами выпускных квалификационных

работ по юридическим дисциплинам

 

Челябинск

 

 

Рекомендовано ученым Советом

юридического факультета

ГОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Методические рекомендации

по выполнению студентами выпускных квалификационных

работ по юридическим дисциплинам

(Порядок написания и защиты)

 

Специальность 030501 - «Юриспруденция»

 

Настоящие методические рекомендации дополняют и развивают сложившийся в Челябинском государственном университете порядок подготовки и защиты выпускных квалификационных работ.

Разработаны в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1–2003 « Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» и нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию учебного процесса в ГОУ ВПО «ЧелГУ».

В рекомендациях сформулированы основные требования к выпускной квалификационной работе студента, определены цели, задачи и формы ее выполнения, приведены рекомендации по выбору темы, этапам выполнения, объему, структуре, оформлению, а также процедуре защиты.

Пособие предназначено для студентов, преподавателей, организаторов учебного процесса.

 

Разработчик: О.И. Куленко, кандидат юридических наук, доцент.

Общие положения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестациявыпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.

В Челябинском государственном университете, в соответствии с Государственным образовательным стандартоми Положением об итоговой государственной аттестации выпускников установлены следующие виды итоговых аттестационных испытаний:

– государственный экзамен по базовой дисциплине цикла ОПД.00;

– итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (специальности);

– защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Исследование должно: носить творческий характер сиспользованием действующих нормативных правовых актов, правоприменительной практики и актуальных статистических данных; отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов: отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами: быть правильно оформленной (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах,
соответствующих ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр по данному направлению» – в форме бакалаврской работы; для квалификационного уровня «дипломированный специалист» – в форме дипломной работы; для квалификации «магистр по направлению» – в форме магистерской диссертации.

Данные методические рекомендации знакомят студентов с порядком выполнения работы, требованиями к ее объему и структуре. Указанные требования должны быть известны всем обучающимся на юридическом факультете Челябинского государственного университета.

Студенту-выпускнику необходимо помнить, что он лично отвечает за качество и оформление выпускной квалификационной работы.

Выполнение выпускной квалификационной работы проходит следующие этапы: 1) выбор темы; 2) составление плана; 3) определение методов исследования; 4) изучение литературы; 5) изучение практики; 6) работа над текстом и оформление; 7) подготовка к защите; 8) защита.

 

2. Выбор темы

Сту­денты юридического факультета ГОУ ВПО «ЧелГУ» выполняют выпускные квалификационные работы по следующим дисциплинам: те­ории государства и права, конституционному, гражданскому, семейному, жилищному, трудовому, экологическое праву, гражданс­кому и арбитражному процессу, административному, уголовному пра­ву, криминологии, уголовному процессу, прокурорскому надзору, криминалистике. Тематика работ ежегодно определяется кафедрами и должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При её составлении целесообразно учитывать сложившиеся на кафедре научные направления и возможность обеспече­ния студентов квалифицированным научным руководством. Темы должны обладать актуальностью, практической, теоре­тической значимостью и доводиться до сведения студентов в начале года, предшествующего завершающему году обучения.

Выбор темы квалификационной работы определя­ется как объективными факторами (актуальность, новизна, перспек­тивность), так и субъективными (образование, жизненный опыт склад ума, интересы начинающего исследователя). Для слушателей заочного обучения значимыми могут стать связь с тем или иным научным коллективом, характер профессиональной деятельности, нерешенные проблемы, собственной практической работы. Студенты-заочники обычно выбирают тему, непосредственно связанную с их практической деятельностью.

При выборе темы следует учесть место прохождения преддипломной практики, так как на базе практических органов легче собирать материал для квалификационной работы. Рекомендуется также предварительно ознакомиться со специальной литературой, провести консультации с ведущими пре­подавателями факультета.

Поощряется преемственность курсовых работ, ранее выполненных студентом, что позволяет углубить и детализировать изучение проблемы. При этом нельзя механически переносить текст курсовой работы в выпускную квалификационную работу. Исходным материалом для творческой разработки про­блематики могут служить отдельные положения, выводы курсовой работы, собранный эмпирический материал.

Тема должна конкретно отражать проблему. Тема (от греческого thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – ла­коничная формулировка проблемы исследования. Поэтому важно, чтобы она была сформулирована проблемно.

Начинающий исследователь при уточнении формулировки темы обязан задать себе ряд вопросов: Есть ли проблема? Разрешима ли она в принципе? Корректно ли сформулирована? Имеется ли прак­тическая потребность в ее разрешении? Возможно ли ее разреше­ние на современном уровне конкретной науки? В какой мере, возможно ее разрешение в рамках исследования на уровне квалификационной работы?

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения состояния практики и теоретической разра­ботанности проблемы.

Студент вправе самостоятельно сформулировать тему выпускной квалификационной работы по согласованию с научным руководителем. Работа над одной темой нескольких студентов допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый выпускник работает над отдельной ее частью. С выбором темы выпускной квалификационной работы рекомендуется определиться в начале года, предшествующего завершающему году обучения.

Выбрав тему научного исследования, студент пишет заявление, о ее зак­реплении и назначении научного руководителя, на имя заведующего соответствующей кафедрой (Приложение 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.081 с.)