Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности прокуратуры. Системы органов прокуратуры

Поиск

Принципы организации прокуратуры (принципы построения):

1. Принцип территориальности

2. Принцип специализации

3. Принцип централизации

В соответствии с этими принципами система органов прокуратуры:

1) во главе Генпрокурор, которому подчиняются все прокуратуры и нижестоящие должностные лица – прокуроры, генпрокурор руководит всеми подчиненными прокуратурами с помощью аппарата – Генпрокуратура.

2) Средним звеном в системе органов прокуратуры являются:

§ прокуратуры областей (возглавляют прокуроры области)

§ прокуратура г. Минска

§ Специализированные прокуратуры – белорусская военная прокуратура и белорусская транспортная прокуратура (контроль за всеми видами транспорта, кроме автомобилей)

3) На первичном уровне:

§ прокуратуры районов

§ прокуратуры городов

§ прокуратуры районов города Минска

§ межгарнизонные военные прокуратуры

§ транспортные прокуратуры городов

Принцип централизации необходимо отличать от принципа двойного подчинения. Районный отдел внутренних дел подчиняется местному исполкому и областному или Минскому городскому управлению внутренних дел.

Принципы деятельности (остальные принципы деятельности – в Законе):

§ Независимость

§ Законность

§ Равенство граждан перед законом

§ Единство органов прокуратуры - все прокуроры наделены, за некоторыми исключениями, абсолютно одинаковыми правами по осуществлению надзора. Каждый прокурор выступает как представитель Генпрокурора, вышестоящий прокурор может передать некоторые полномочия нижестоящему прокурору.

§ Гласность

§ Обязательность требований, указаний прокурора

Структура органов прокуратуры

Что касается прокуратуры района или города, каких-то структурных подразделений здесь нет. То есть обычная штатная численность прокуратуры – это прокурор, его заместитель, помощник или несколько помощников. В прокуратурах областей и г. Минска штаб более обширный – имеются старшие помощники. Имеются структурные подразделения управления, исходя из направлений деятельности прокуратуры. В Генпрокуратуре 10 управлений,15 самостоятельных отделов, 13 отделов в составе управления. Каждый отдел и управление возглавляются начальниками, у которых есть заместители. В отделах работают прокуроры и старшие прокуроры.

Требования к прокурорским работникам, порядок назначения на должность.

Применительно к формированию кадрового состава у Генпрокурора больше полномочий. Президент имеет отношение только на назначение Генпрокурора и на дачу согласия на назначение его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров. В остальном – назначение Генпрокурором либо прокурорами областей и г. Минска. Служба в органах прокуратуры является госслужбой, регулируемой законом, положение о прохождении службы в органах прокуратуры. Распространяются ограничения Закона «О Государственной службе» на прокурорских работников. Те, кто состоят на службе в прокуратуре делятся на прокурорских работников (аттестованные лица: присваивается воинское звание, классовый чин) и работники прокуратуры (всякий иной работник прокуратуры, который состоит в трудовых отношениях с прокуратурой).

Требования к прокурорским работникам. Механизм назначения на должность прокурорского работника проще, чем назначения судей – наличие гражданства РБ, высшего юридического образования, стаж работы по специальности, прохождение стажировки в органах прокуратуры сроком 6 месяцев. Кандидат – экзамен, стажировка на 6 месяцев, если стажировка проходит успешно, то стажер назначается на соответствующую должность и ему присваивается классный чин.

Классные чины и воинские звания прокурорских работников.

o Нижние чины:

· Юрист 3 класса = лейтенант

· Юрист 2 класса = старший лейтенант

· Юрист 1 класса = капитан

o Средние чины:

· Младший советник юстиции = майор

· Советник юстиции = подполковник

· Старший советник юстиции = полковник

Присваиваются Генпрокурором – нижние и средние чины.

o Высшие чины:

· Государственный советник юстиции 3 класса = генерал-майор

· Государственный советник юстиции 2 класса = генерал-лейтенант

· Государственный советник юстиции 1 класса = генерал-полковник

Для каждой должности установлен свой потолок.


 

ЛЕКЦИЯ 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Органы предварительного расследования

10.1. Понятие и задачи органов предварительного следствия и дознания

Термин «органы предварительного расследования» остался в УПК, хотя и устарел уже (создан Следственный комитет в 2012 г.), задачи также остались прежние:

· быстрое и полное расследование преступлений, срок дознания – 10 суток, следствие – 2 месяца

· изобличение лиц, виновных в совершении преступления, т.е. с помощью доказательство установить виновность лица или лиц в совершении преступления

· недопущение уклонения лиц, виновных в совершении преступлений, от следствия и суда с помощью средств процессуального принуждения (мера пресечения)

· недопущение привлечения в качестве обвиняемых лиц, не причастных к совершению преступления.

Уголовный процесс – урегулированная законом деятельность органов уголовного преследования и суда.

Предварительное расследование называется так, потому что оно предваряет судебное разбирательство, создает для судебного разбирательства предпосылки, т.е. мы усматриваем прямую связь между надлежащим предварительным расследованием и судебным разбирательством. Опираясь на достоверные данные предварительного расследования, можно сделать вывод о справедливом суде, законном решении. При некачественном расследовании могли быть упущены доказательства, которые могли повлиять на законное решение суда. Все уголовные дела направляются через прокурора в суд. Выводы следователя и прокурора определяют, в каком направлении и по каким преступным эпизодам должно вестись разбирательство. Эти выводы носят вспомогательный (субсидиарный) характер. Суд может согласиться, согласиться частично и не согласиться с выводами прокурора(вынести оправдательный приговор).

10.2. Система органов предварительного следствия и дознания

Органы предварительного расследования:

1) органы дознания (их 10, описаны ниже)

2) органы предварительного следствия, до 1 января 2012 года было 4 вида органов предварительного следствия: органы внутренних дел, прокуратура, органы госбезопасности и департамент финансовых расследований при КГК. Обязанности между следователями распределялись по предметному признаку.

С 1 января 2012 года создан путем объединения следователей органов внутренних дел, прокуратуры и Департамента финансовых расследований Следственный Комитет Республики Беларусь. Создание единого Следственного Комитета было определено в Концепции судебной реформы. Это положение выполнено, но не на 100%. Т.к. продолжают расследовать преступления следователи органов государственной безопасности. Единый Следственный комитет так и не создан.

Органы предварительного следствия:

§ Следователи Следственного комитета. Если раньше была специализация у следователей, то сейчас специализация нарушилась, и они должны быть, по сути, универсальными следователями.

§ Следователи органов госбезопасности (18 видов составов преступления)

По сути все так и осталось, но изменение произошло в формах расследования.

Предварительное расследование

Предварительное расследование

1) Дознание:

o д ознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Наибольшие вопросы вызывала именно эта форма дознания. Дело в том, что УПК определил в свое время около 60 составов преступлений, по которым расследование в полном объеме заканчивалось дознавателем. Т.е. в форме дознания полностью расследовалось уголовное дело, лицом, которое в прошлом именовалось дознаватель – лицо, на профессиональное основе расследовавшее преступление в полном объеме. Беда в том, что лицу, в отношении которого ведется дело, могло быть неудовлетворенно, что дело ведется невысоко квалифицированным специалистом. Однако впоследствии данный вид дознания был упразднен. Подобные дела должны расследоваться следователями. 1 января 2012 года дознание в полном объеме не проводиться, как и нет уже дознавателей, а есть лица, производящие дознание, относящиеся ко второму виду дознания.

o дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Основной причиной наделения некоторых госорганов и должностных лиц правом проводить расследования по форме дознания является то, что эти госорганы и должностные лица по роду своей деятельности, своих функций достаточно часто сталкиваются с преступлениями, событиями преступлений, при этом не имеется возможности, чтобы в расследование такого преступления немедленно включился следователь. 2 группы этих госорганов и должностных лиц:

· органы дознания общей компетенции – УПК, наделяя правом проводить расследование в форме дознания, не дает определенного перечисления дел или указания на дела, которые могут проводиться такими органами.

1. Министерство внутренних дел и территориальные органы внутренних дел

2. Командиры воинских частей, соединений, учреждений, гарнизонов. Они имеют право проводить дознание по делам о преступлении лиц, имеющих статус военнослужащих, или преступлений, совершенных в расположении части.

3. Начальники исправительных учреждений (исполнительных учреждений)

4. Капитаны речных и морских судов и командиры воздушных судов, которые находятся за пределами Беларуси

5. Главы дипломатических или консульских представительств РБ за рубежом

· Органы дознания специальной компетенции – УПК очерчивает круг тех преступлений, по которым они могут вести дознание.

1. Органы государственной безопасности по делам, отнесенным к их компетенции, органы дознания по компетенции привязываются к следователям (18 видов преступлений).

2. Органы государственного пожарного надзора

3. Государственный пограничный комитет и территориальные органы пограничной охраны, им поручается дознание по всем преступлениям, выявляемым при выполнении порученным им задач (???)

4. Таможенные органы (преступления – контрабанда, незаконный вывоз историко-культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей, например)

5. Органы финансовых расследований по тем делам, которые заключаются в таких составах как уклонение от уплаты налогов, ложное банкротство и т.д.

Органы дознания, выявив факт преступления, возбуждают по нему уголовное дело, проводят неотложные следственные действия (промедление производства невозможно: обыск, допрос, задержание) и в течение 10 суток дело для продолжения расследования передается следователю, который и должен расследование закончить, и направить при наличии причин в суд. На эти органы возлагается задача приема и регистрации сообщений о преступлениях, розыска лиц, которые без вести пропали или подозреваются в совершении преступлений и с этой целью органы дознания проводят оперативно-розыскные мероприятия, т.е. в органах дознания сочетаются 2 функции: имеют право проводить неотложные оперативные действия и проводить оперативно-розыскные действия.

2) Предварительное следствие. Следователь имеет право, не дожидаясь 10-дневного срока, изъять дело из органов дознания. Предварительное следствие проводится по всем без исключения преступлениям, т.е. по делам частно-публичного и публичного обвинения, исключение – дела частного обвинения, но если прокурор установит, что потерпевший не может защищать самостоятельно свои права и интересы, то прокурор может принять решения о производстве предварительного следствия. Следствие проводится по всем преступлениям, совершенными несовершеннолетними, а также по общественно-опасным деяниям, совершенными невменяемыми лицами либо лицами, заболевшими психическими заболеваниями после совершения преступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.008 с.)