Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи изучения зарубежной юстиции↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СУДОУСТРОЙСТВА. 1.1 Предмет, система и значение курса судоустройства. Связь судоустройства с другими учебными дисциплинами. О названии. История изменения дисциплины. · Суд и прокуратура в СССР. · Организация правосудия в СССР. · Правоохранительные органы СССР. · Судоустройство. Название предложено Мартинович И.В. Подчеркивается особая роль суда в системе правоохранительных органов. Отрицательным моментом этого названия является то, что оно не охватывает всех вопросов предмета: изучаются и прокуратура, адвокатура и т.д. В России осталось название «Правоохранительные органы». Предмет судоустройства: 1. Правовые нормы, которые определяют задачи и организацию судов и правоохранительных органов (их деятельность не изучаем в судоустройстве. это в др. дисциплинах) 2. История возникновения и развития судов и др. правоохранительных органов 3. Юстиция зарубежных государств 4. Теория организации судов и правоохранительных органов Задачи изучения истории судоустройства: o общее развитие специалиста o прагматическая цель: использовать все то, что было незаслуженно забыто; o не допускать тех ошибок, которые имели место в нашей истории o воспитание гордости за свою историю Задачи изучения зарубежной юстиции o Общее развитие o Практическая цель: максимально использовать зарубежный опыт. И он используется достаточно широко (проведение специальных экзаменов, проведение лицензирования отдельных видов деятельности, создание специализированных судов). «Юстиция» может использоваться в 3 значениях: 1) Буквальный смысл: Исключительно министерство юстиции и его органы 2) Узкий смысл: не только министерство юстиции и его органы, но и суды 3) Широкий смысл: все правоохранительные органы государства Теория: содержит предложения по совершенствованию законодательства, практики применения данного законодательства, выявление проблем. Значение дисциплины судоустройства. 1. Только она дает знание о целостной системе судов и правоохранительных органов 2. Изучать процессуальные и некоторые другие дисциплины можно только изучив судоустройство (соотносятся как физиология и анатомия). Связь данной дисциплины с другими учебными дисциплинами, ее специфика. Самое главное отличие: правовым источником курса судоустройства являются нормы из различных отраслей и подотраслей права (в отличие от других специальных дисциплин). · Кодекс о судоустройстве и статусе судей · Министерство юстиции, МВД – из АП, · Процессуальные – нормы о задачах и организации правоохранительных органов Понятие и общая характеристика основных направлений правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность: · Осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами. Указание на правоохранительный характер деятельности вытекает либо прямо из текста НПА (прокуратура), либо из задач органа (нотариат) · Эта деятельность основана, как правило, на законе либо на др. нормативном правовом акте · Осуществляется в жестких процессуальных рамках · Направлена, прежде всего, на охрану и восстановление нарушенного права · Может сопровождаться мерами государственного принуждения либо общественного воздействия (*комиссия по делам несовершеннолетних) ЛЕКЦИЯ 2. МЕТОДОЛОГИЯ КУРСА СУДОУСТРОЙСТВО. 2.1. Общенаучные методы: • метод сравнения (количество судей в судах различных районов) • дедукция и индукция • анализ и синтез (анализ НПА и синтез результатов) Специальные методы • историко-правовой (выявление исторических закономерностей возникновения и развития правового явления) • сравнительно-правовой (изучение регулирования вопроса в др. странах) • системно-структурный метод (применяется при разработке проектов нормативных актов, мы должны видеть, как этот акт согласуется с другими, регулирующими сходные общественные отношения). Отдельные нормы не должны противоречить друг другу. Правовые источники: сначала – международные акты. Международный пакт о гражданских и политических правах: многоземность и многофункциональность судебной системы. Конституция Законы, Декреты Указы Нормативные правовые акты Теоретические источники дисциплины – это работы тех ученых и практиков, в которых рассматривается проблема организации судов. Ведущий специалист – Мартинович, Бибило, Бореко.
СВОЙСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ü Подзаконность судебной власти. Означает, что при рассмотрении тех или иных споров суды должны руководствоваться действующим законодательством и новых норм права суды не издают (отсутствует такой источник права как судебный прецедент). В настоящее время за Верховным Судом и Высшим хозяйственным судом закреплено право создавать новые нормы права (они проверяются Конституционным судом) ü Самостоятельность и независимость. Эти понятия взаимосвязаны. Под самостоятельностью понимается такой правовой коридор в плане компетенции судебной власти, совокупность полномочий, на которые не может посягать другая ветвь власти. Независимость судебной власти мы должны понимать исключительно через призму независимости конкретных судей при рассмотрении конкретных дел. То есть, абстрактной независимости судебной власти нет. ü Объективность и беспристрастность. Под объективностью понимается всестороннее и полное исследование обстоятельств дела при принятии по нему решения. То есть, если судья рассматривает уголовное дело – он должен полностью проанализировать доводы обвинения, доводы защиты и на основе всестороннего подхода принять решение по делу. Беспристрастность означает, что при принятии решения по делу судья не должен руководствоваться личными симпатиями или антипатиями, а также иными соображениями (например, заинтересованность в исходе данного дела). Законодатель установил ряд гарантий для обеспечения объективности и беспристрастности, они охватываются институтом отвода и самоотвода судей. При наличии информации о том, что судья может быть прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, участники дела могут заявить ему отвод, а сам судья обязан заявить самоотвод. Если при наличии оснований для отвода и самоотвода судья все-таки рассмотрел дело, то данное решение вышестоящим судом будет автоматически отменено, даже если с формальной точки зрения оно является безупречным. ü Полнота и исключительность. Полнота судебной власти означает, что при надлежащей реализации этого признака в государстве не должно быть каких-либо правовых споров, которые не были бы подведомственны судам. То есть, каждый правовой спор может в конечном итоге разрешаться в суде. Исключительность относится к характеру решений, выносимых судьями. Такие решения выносятся от имени государства и не подлежат специальному утверждению, поэтому существует утверждение «вступление судебного решения в силу». Исключительность еще и в том, что отменить его может только вышестоящий суд и только при наличии к тому оснований. При этом нужно обратить внимание, что право Президента на помилование не отменяет судебного решения. ü Легитимность. Если все суды сформированы в соответствии с законом, действуют в соответствии с законом. Главное – это отношение население к судебной власти, если оно негативно – судебную власть назвать легитимной нельзя. Содержание принципов. Существует 12 принципов. ОБЩИЕ ü Недопустимость разглашения охраняемой законом тайны. Это требование императивное, т.е. если такая опасность есть – суд ОБЯЗАН назначить закрытое разбирательство. ü В ходе заседания могут быть затронуты моменты, относящиеся к личным, интимным сторонам участвующих в деле лиц. Это уже не императивное требование. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В закрытых заседаниях – половые преступления (императив), а также преступления в которых фигурируют несовершеннолетние (не императив). Необходимость обеспечения безопасности участвующих в деле лиц (опасность для свидетелей, например). УПК отдает больше возможностей для усмотрения суда при решении о проведении закрытого судебного заседания. ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ. · для неразглашения тайны усыновления, · для неразглашения коммерческой тайны, · по ходатайству одной из сторон (при согласии другой стороны) – т.к. дела не носят публичного характера, там скорее личные претензии. Открытое разбирательство дел относится только к рассмотрению дел по первой инстанции. В кассационной инстанции принцип гласности уже не действует. ЛЕКЦИЯ 5. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ). Надзорная инстанция. Обратились в районный. Решение обжаловали в кассационной инстанции (областной суд). Кассационная отклонила жалобу – надзорная инстанция. Это ТОЖЕ ОБЛАСТНОЙ СУД. Суды или структурные подразделения, которые проверяют законность судебных постановлений вступивших в законную силу и нередко исполняемых или уже исполненных. В отличие от кассационной инстанции, производство у надзорной инстанции является исключительным обстоятельством и свидетельствует о том, что либо первая инстанция, либо кассационная инстанция допустили ошибку. Т.е. при нормальном ходе процесса потребности в надзорной инстанции не было бы. Но она существует, потому что и первая, и кассационная инстанции допускают ошибки. В отличие от кассационной инстанции, где жалоба либо процесс автоматически влекут перевод дела в высшую инстанцию, в надзорных инстанциях жалоба влечет только проверка дела прокурором или др. должностных лиц. Основанием для пересмотра дела в надзорных судах является ТОЛЬКО принесение протеста ограниченным кругом ВДЛ. Апелляционная инстанция. Под апелляционной инстанцией понимаются вышестоящие суды, которые заново рассматривают дело и выносят по нему новое решение. Именно к апелляционной инстанции может быть применен термин «пересмотр дела». Ко всем остальным он применяться НЕ МОЖЕТ. Пересмотр начинается по апелляционной жалобе или апелляционному протесту. В настоящее время апелляционная инстанция действует только в хозяйственных судах. Апелляционные инстанции действовали в России до революции (после 1917 г. были заменены кассационными). Возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Под ними понимаются существовавшие во время предварительного расследования или судебного разбирательства обстоятельства, которые не были известны и которые повлияли или могли повлиять на вынесенное по делу решение. В отличие от кассационной и апелляционной инстанций, при возобновлении производства невозможно обойтись только анализом материалов дела. Производство возобновляется прокурором, дело отправляется в суд. При вынесении другого решения пересматривается решение, вынесенное ранее. Виды вновь открывшихся обстоятельств: · Лжесвидетельство · Не те личные данные · Злоупотребление работников милиции, судей, прокуроров своими служебными полномочиями История суда. 1. Киевская Русь: отдельные княжества. Судебные органы не отделены от органов администрации. Уже с 14 в возникает ВКЛ и с появлением его судебные функции унифицируются. 2. Великое Княжество Литовское. В ВКЛ все суды делились на высшие и местные. Что касается высших судов, к ним относились: o Великокняжеский (суд осуществлялся самим великим князем). Подсудности дел не существовало o Суд панов-рады o Сеймовый суд o Комиссарский суд Местные суды. До проведения судебных реформ судебные функции исполняли воеводы и старосты в уездах и поветах. То есть, судебная власть на местах от власти административной отделена не была. 3. Судебная реформа ВКЛ. Преобразование судебной системы, судопроизводства связана со статутами ВКЛ. Причины реформы: Борьба шляхты за расширение своих привилегий. В статуте 1529 г. каждому воеводе и старосте предписывалось избрать в своих уездах и поветах по 2 шляхтича для совместной реализации судебной функции. 1564 г. бельский сейм, на котором все воеводы и старосты отказались от судебных прав и доходов. Центральное место в реформе занимает статут 1566 г. · Самое важное – что судебная власть отделялась от власти административной. · Рассмотрение дел должно было осуществляться избранными самой шляхтой судьями. В качестве таковых выступали судья, подсудок и писар. Эти должности провозглашались профессиональными · На принципах выборности и участия городского населения действовали войтовско-лавнитские суды в Беларуси. Принципы: · Регламентированы процессуальные вопросы (хранение вещественных доказательств). · Принцип презумпции невиновности · Функция защиты давалась адвокатам Ограничение функций великокняжеского суда. Создан трибунал ВКЛ, где в качестве судей были делегаты – представители шляхты от каждого уезда. Решение трибунала ВКЛ – декрет – было окончательным и обжалованию не подлежало. Наряду с новыми судами (для шляхты, войтовско-лавнитскими), действовали также и старые суды: § Замковые. Исполняли решения других судов, в т.ч. к лишению свободы. § Копный суд. В составе судей – копные мужи - наиболее состоятельные крестьяне. Этот суд сочетал в себе несколько функций: розыскные, состязательные, приведение решение в исполнение. Действовал оперативно. К его услугам прибегали мещане, шляхта и даже феодалы. В конце 18 в. в связи с присоединением территории Беларуси система судов была изменена. 4. Состояние суда в Российской Империи. Розин: в России до реформы насчитывалось около 20 судебных инстанций, который действовали с плохой подсудностью, средний срок рассмотрения дела составлял 15 лет. Судьи не имели специального образования, не имели большого жалования и зависели от администрации. С 20 гг. 19 в. начались работы по подготовке судебной реформы. 2 отца судебной реформы: Блудов и Бутков. 20-50 гг. – комиссия Блудова. Затем работы продолжены Бутковым. Работы велись достаточно основательно: до 1862 г. Только в 1862 г. основные положения реформы, которые мы назвали бы концепцией, были представлены на утверждение Императору. Александр 2 эти положения утвердил. o Отделение судебной власти от административной. o Упразднялись сословные суды и устанавливался единый бессословный суд для всех граждан o Существенным образом ограничивалось количество судебных инстанций. o В процесс вводится разделение функций: органы прокуратуры – функция обвинения, сословие присяжных поверенных - адвокатов – функция защиты. То есть процесс становится состязательным. o Устранялась формальная система оценки доказательств. При ней каким-то доказательствам заранее придается сверх-сила. Традиционно это было признание обвиняемым своей вины. Устранение формальной системы оценки означала, что все доказательства равны по силе и только их совокупность может быть основанием. o В правосудие привлекался «народный» элемент в виде присяжных заседателей. Единства мнений по поводу участия присяжных в суде нет. o Устность и гласность судопроизводства. o Введен институт мировых судей, которые рассматривали мелкие дела. После утверждения «концепции» эти положения дорабатывались в виде проектов уставов. В 1863 г. они рассматривались в Думе, а в 1864 судебные уставы были утверждены Александром II. Первоначально их было 4: Ã Устав уголовного судопроизводства. Ã Устав гражданского судопроизводства. Ã Установление судебных учреждений. Ã Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В результате реформы 1864 г.: В судебной системе различалось 2 вида судов: органы местной юстиции и органы общей юстиции. Что касается органов местной юстиции, они были представлены 2 видами судов: всесословным (мировые судьи) и особым крестьянским судом. Что касается мировых судей, они рассматривали незначительные гражданские споры, а также дела о незначительных преступлениях. Избирались на 3 года. Их решения могли быть обжалованы и рассматривались на съезде мировых судей. Особый крестьянский суд избирался на 1 год. В 1912 г. был включен в систему общих судов и стал его первым звеном. Основную роль играли органы общей юстиции. 1 звено – окружные суды. Их юрисдикция не совпадала с границами уездов и был реализован принцип экстерриториальности. 2 звено – судебные палаты. Их юрисдикция не совпадала с границами губерний. 3 звено – кассационные департаменты правительствующего сената. Окружные суды: Суды состояли из председателя и членов суда. Структурно суд делился на отделения (по уголовным и гражданским делам). Их возглавляли товарищи председатели – заместители. 1 возможный состав: «коронный состав» суда. Участвовали исключительно профессиональные судьи. 2 возможный состав: с участием присяжных заседателей. Если они вынесли приговор – изменить его нельзя. Судебные палаты. Состояли из членов палаты. Палаты состояли из уголовно и гражданского департаментов. И если в окружных судах был возможен переход из одного отделения в другой, то здесь это разделение было более жестким. Палата могла действовать в трояком составе: ü Рассматривать с участием присяжных ü Как первая инстанция только с участием профессиональных судей ü Как апелляционная инстанция, т.е. могла пересматривать решения окружных судов, но только те, которые принимались без присяжных заседателей. Департаменты правительствующего сената. 2 департамента: по гражданским и уголовным делам. В качестве судей – сенаторы. Основная функция – проверка в качестве кассационной инстанции. Председатель назывался первоприсутствующим (возглавлявший один из департаментов). В редких случаях кассационные департаменты выступали в качестве судов 1 инстанции. В исключительных случаях – в качестве апелляционной инстанции. Продолжали действовать сугубо специализированные суды: военные, церковные. Этап. 1924 г. принимаются основы законодательства. НА их базе в 1925 г. принимается положение о судоустройстве БССР, в результате судебная система изменяется: упраздняется высший суд, вместо него образуется 5 окружных судов в Минске, Витебске, Могилеве, Бобруйске и Мозыре. В 1931 г. окружные суды упраздняются, вводится принцип экстерриториальности, создаются областные суды. Окончательно в 1938 г. устанавливается судебная система. Окончательно утверждаются областные суд (некоторое время они были отменены). Начало репрессий следует относить уже к началу 30-х гг. т.к. уже тогда происходили отклонения от демократичной системы судов. 3 этап. 1937-1953 гг. 1938 г. появляются репрессивные элементы: некоторые приговоры нельзя было обжаловать, вводятся ограничения на адвокатскую защиту. 4 этап. 1953 г. – середина 1980-х гг. Похороны Сталина. Начали пересматриваться приговоры троек, двоек. В верховных судах союзных республик были созданы президиумы с целью проверки приговоров. Приговоры отменялись. Единственная республика, которая обошлась без президиумов – БССР. Окончание этапа связано с перестройкой. Были приняты законодательные акты, которые регулировали деятельность судебной системы. Хотя каких-то значительных изменений не произошло: суд по-прежнему являлся административным инструментом. Отношение к суду как к органу, который изживет себя с наступлением коммунизма. 5 этап. 1985 г. появляются многие союзные акты, которые по-другому регулировали статус судей. 6 этап. 1992 г. реформа. Концепция реформа. Действовавшая судебная и правоохранительная система были эффективно приспособлены для защиты интересов государства. С провозглашения личности ценностью нужно было изменить судебную систему. Переориентация судебной и правоохранительной системы на личность как главную ценность.
Районные и городские суды. Это основное звено, т.к. ни один суд общей юрисдикции не сравнится с районными судами по количеству рассматриваемых дел. Эти суды образуются в каждом административном районе, а также в тех городах, которые имеют административное деление. Городских судов всего 2: существует тенденция к слиянию городского и районного суда. Районные суды образуются Президентом. В новом КоСиС народные заседатели не указываются в качестве состава суда (хотя они участвуют). Председатель суда одновременно является судьей и выполняет руководство. Полномочия председателя – 5 лет (ранее было на 7 лет). Должность заместителя председателя вводится при наличии 5 и более судей. Где количество судей 10 и более вводится должность 2-го заместителя. Нет градации судей, хотя ранее было 2 категории: по административным делам и исполнительному производству и обычные судьи. Сейчас этого нет. Народные заседатели участвуют только в уголовных судопроизводствах, причем только тех, где наказание свыше 10 лет либо в отношение несовершеннолетних. Компетенция районных и городских судов: суды первой инстанции по уголовным судам, кроме отнесенных к областным и минскому городскому, которым подсудны дела: Ã Против мира и безопасности человечества Ã Дела, где предусмотрена в качестве наказании смертная казнь. Верховному суду подсудны дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами ПП, членами СР, и судьями. Районные суды рассматривают дела по гражданским и административным делам. В настоящее время под судебный контроль поставлена деятельность правоохранительных органов: · Задержание, домашний арест. Эти меры наиболее сильно стесняют права граждан и в мировой практике проверка поставлена под судебный контроль. Иные виды деятельности: Районные суды обобщают судебную практику; обучение народных заседателей Председатели суда: ü Полномочия по осуществлению правосудия ü Иные полномочия (организационные) !!!Председательствующий (вместо председателя)!!! Председатель суда организует работу по анализу судебной практике, руководит аппаратом суда, нанимает на работу и увольняет технический персонал (за исключением судебных исполнителей). Может изымать у судьи дело, если судья слишком загружен. Способы распределения работы между судьями: Ã Предметный Ã Зональный Ã Зонально-предметный Ã Беззональный способ. Уголовные дела распределяются по мере поступления в суд, учитывая имеющуюся нагрузку. Гражданское дело рассматривает тот судья, который принял заявление во время личного приема граждан. В каждом суде имеется график ведения личного приема граждан. Судья в такой день только принимает заявления и не рассматривает дела (но это правило часто не выполняется). Аппарат: Канцелярия (заведующий, в подчинении – все секретари). Представление необходимых документов и т.д. Секретари судебных заседаний - помощники судьи. Основное назначение – оказание помощи судье в ведении заседания и составлении протокола судебного заседания, решений судьи по поручению, вызов и проверка участников. За каждым из судей закрепляется свой секретарь. Консультанты суда. Ведет контрольные кодексы (с бумажками). Помощник председателя суда – организационные функции. Эта должность предполагает разовых поручений председателя суда. Архивариус. Заведует архивом. Не во всех судах есть такая должность (тогда выполняет секретарь суда). Судебный исполнитель. В соответствии с инструкцией по исполнительному производству на судебного исполнителя возложено исполнение решений по гражданским делам, по уголовным и административным делам в части имущественных взысканий, исполнения исполнительных надписей нотариусов, исполнения решений некоторых государственных органов (в т.ч. прокуроров о выселении лиц, которые незаконно занимают помещение) и некоторые другие действия. Носят форменную одежду. Двойственное положение судебного исполнителя: в целом исполнение судебных решений возложено на министерство юстиции, поэтому судебные исполнители назначаются на должность с согласия председателя суда, но назначаются начальниками главных управлений юстиции облисполкомов или Мингорисполкома. А непосредственно за исполнение решений в данном суде отвечает председатель суда, которому судебный исполнитель подчиняется. Белорусский военный суд. Занимает промежуточное место в системе судов, обладает той же компетенцией, что и областные и минский городской суды. Однако никакой функциональной или организационной связью с последними не связаны. Отличие: состав суда и категории рассматриваемых дел. По уголовным делам белорусский военный суд рассматривает дела о преступлениях против мира и безопасности, государственных преступлениях, убийствах с отягчающими обстоятельствами только если подсудимый находится на военной службе. Гражданские дела: только если белорусский военный суд изымает дело из межгарнизонного военного суда. Конституционный суд. В отличие от закона о хозяйственных судах, продолжает действовать закон о конституционном суде (несмотря на действие кодекса о судоустройстве и статусе судей). Кроме того, есть регламент Конституционного суда. 2008 г. декрет Президента о совершенствовании деятельности Конституционного суда: полномочия расширенны. Это связано с предварительным конституционным контролем проектов законов, принятых ПП и одобренных СР. То есть, прежде чем проект поступит на подпись к Президенту. Также полномочия расширены в предварительном контроле международных договоров. Хозяйственный суд. 90 лет в этом году (в 1922 созданы арбитражные комиссии). С 30-х гг. начала усматриваться двойственная природа органов арбитража: действовал государственный арбитраж (рассматривал споры между субъектами хозяйствования различных ведомств) и ведомственный арбитраж (рассматривал споров предприятий одной ведомственной принадлежности – один комиссариат, потом – одно министерство). Государственный арбитраж занимал главенствующее положение по отношению к ведомственному. Органы арбитража не были судебными органами, это были административные органы, которые, кроме разрешения споров, информировали высшие государственные органы о неблагополучном положении дел в плане договорных обязательств. Деньги просто переводились с одного счета на другой, задержек не было, потому что собственность – государственная. Кроме того, накладывались пени. В 90-х гг. появились другие формы собственности, поэтому решения арбитров не исполнялись. Поэтому на базе арбитражных комиссий были созданы хозяйственные суды. Система хозяйственных судов двухзвенная. В г. Минске создан в 1997 г. Предусмотрена возможность создания хозяйственных судов в районах и городах, однако сейчас они не существуют. В определении компетенции поступили «оригинально». Кассационная инстанция действует в том же звене, что и первая. Апелляционная инстанция может не только заново пересматривать дело по существу, а также использовать установленные первой инстанцией факты. Компетенцию посмотреть в учебнике. ОБЯЗАННОСТИ ü Рассматривать дела в соответствии с Конституцией, законом и собственным внутренним убеждением ü Быть объективным и беспристрастным ü Соблюдать высокую культуру судебной деятельности (принципиальность, не высказывание мнения до вынесения решения, не вступать в непроцессуальные отношения с участниками процесса). ü Некоторые предусмотрены кодексом чести судьи, принятом на 1 съезде судей в 1997 ü Избегать тех знакомств, отношений с отдельными гражданами, которые могут подорвать авторитет правосудия. Что касается мер правовой и социальной защищенности – самостоятельно Требования, предъявляемые к кандидатам на судебные должности. Формирование судейского корпуса. Оптимальным является максимальное участие в формировании судейского корпуса всеми ветвями власти. В Республике Беларусь подавляющее большинство судей назначается Президентом, а высший судейский корпус назначается Президентом с согласия Совета Республики, 6 судей непосредственно избираются СР. Участие исполнительной ветви власти: назначение судей осуществляется с совместного представления председателя суда и министерства юстиции. Министерство юстиции осуществляет подбор кадров. Участвуют также органы судейского самоуправления: квалификационные коллегии. ЦЕЛЬ – ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ. Требования, которые предъявляются кандидатам на должности судей. Учитывая различия между правами и обязанностями судей, можно выделить общие и дополнительные требования. ОБЩИЕ: ü - гражданство Республики Беларусь (никаких исключений). А в судах, которые не входят в судебную систему Республики Беларусь это требование не должно выполняться ü - знание 2 языков: русского и белорусского ü - возраст 25 лет. Даже с учетом того, что к судьям требований по минимальному возрасту не предъявляется, до 25 лет стать квалифицированным специалистом и получить научную степень невозможно Для судей районных и городских судов, хозяйственных судов областей и г. Минска: ü Стаж работы по специальности не менее 3 лет. Ранее такого требования не было, выпускник мог пройти стажировку в суде в течение 2 лет. ü Сдача экзамена (комиссии в ВС и ВХС). После сдачи экзамена кандидат пишет заявление, которое рассматривается соответствующей коллегией судей. По результатам рассмотрения коллегия может отказать кандидату либо зарегистрировать претендента кандидатом на должность судьи. Когда в каком-то суде образуется вакансия - кандидату предлагается занять эту должность, и квалификационная комиссия выдвигает его как кандидата. Он проходит квалификацию (в течение 1 года), и только потом назначается судьей. Иные дополнительные требования: КС (быть высококвалифицированным специалистом, научная степень). Военные суды – требуется состоять на действительной военной службе, иметь офицерское звание. ВС – не менее 5 лет работы в качестве судьи. Классы судей. В отличие от государственных служащих (12 классов), для судей предусмотрено 6 классов. Начинается с 5 – самого низкого до 1 и высшего класса. По истечении срока судьям присваивается очередной класс. Принимается решение о присвоении очередного более высокого класса или через один класс, или оставление в прежнем классе. Судья также может быть понижен в квалификационном статусе, но это уже компетенция не квалификационной коллегии, а Президента (понижение – на срок до 6 месяцев). Рекомендательный характер для Президента: решение о несоответствии должности. Самостоятельно посмотреть вопросы: какие вопросы о дисциплинарной ответственности, рассматриваемые квалификационной ответственности. Материальная и социальная обеспеченность. Материальная: должностной оклад (зависит от того суда, в котором работает судья). У судей одного и того же звена должностные оклады абсолютно одинаковы. Доплаты за судейский класс, за стаж работы в качестве судьи, за ученую степень, сюда же включаются премии и иные выплаты в соответствии с законодательством. Социальная обеспеченность: в случае получения увечья, смерти судьи.
Министерство юстиции и направления его деятельности Министерство юстиции действует на основе соответствующего положения «О министерстве юстиции» 2001 г. Структура: û главные управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома û трудовой арбитраж û нотариальные конторы û Органы ЗАГС û Организации, подчиненные Минюсту: центр экспертиз, ведомственные нотариальные архивы. ЗАДАЧИ МИНЮСТА: Первый блок задач деятельности Минюста: разработка проектов НПА по поручению Президента или Правительства, Национального собрания. Второй блок связан с юридической экспертизой. Третье направление – методическое руководство адвокатурой. Выдача лицензий на занятие тем или иным видом деятельности: оказание юридических услуг, лицензии на занятие риэлтерской деятельностью. Минюст ведет регистр индивидуальных предпринимателей. Регистрирует политические партии, общественные объединениями, осуществляет контроль за их деятельностью, соблюдением ими уставов. ПРИНЦИП: решения принимаются коллегиально, отвечает за решения министр юстиции, он же проводит в жизнь решения. Если министр не согласен с решением коллегии – он должен проинформировать Совет Министров и издать в виде приказа свое решение. В свою очередь, коллегия также информирует Совет Министров о несогласии с министром.
ЛЕКЦИЯ 9. ПРОКУРАТУРА. Требования к прокурорским работникам, порядок назначения на должность. Применительно к формированию кадрового состава у Генпрокурора больше полномочий. Президент имеет отношение только на назначение Генпрокурора и на дачу согласия на назначение его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров. В остальном – назначение Генпрокурором либо прокурорами областей и г. Минска. Служба в органах прокуратуры является госслужбой, регулируемой законом, положение о прохождении службы в органах прокуратуры. Распространяются ограничения Закона «О Государственной службе» на прокурорских работников. Те, кто состоят на службе в прокуратуре делятся на прокурорских работников (аттестованные лица: присваивается воинское звание, классовый чин) и работники прокуратуры (всякий иной работник прокуратуры, который состоит в трудовых отношениях с прокуратурой). Требования к прокурорским работникам. Механизм назначения на должность прокурорского работника проще, чем назначения судей – наличие гражданства РБ, высшего юридического образования, стаж работы по специальности, прохождение стажировки в органах прокуратуры сроком 6 месяцев. Кандидат – экзамен, стажировка на 6 месяцев, если стажировка проходит успешно, то стажер назначается на соответствующую должность и ему присваивается классный чин. ЛЕКЦИЯ 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ Органы предварительного 10.1. Понятие и задачи органов предварительного следствия и дознания Термин «органы предварительного расследования» остался в УПК, хотя и устарел уже (создан Следственный комитет в 2012 г.), задачи также остались прежние: · быстрое и полное расследование преступлений, срок дознания – 10 суток, следствие – 2 месяца · изобличение лиц, виновных в совершении преступления, т.е. с помощью доказательство установить
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.013 с.) |