Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции Понятие и назначение судебной власти. Свойства судебной власти. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями Понятие и отличительные черты правосудия. Соотношение правосудия и судебной власти Конституционные основы (принципы) судебной власти Понятие и значение статуса судей. Основные принципы правового статуса судьи Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности. Материальное и социальное обеспечение судей Прекращение полномочий судьи. Отставка судей Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях. Принципы построения судебной системы Общая характеристика действующей судебной системы в РБ Конституционный Суд РБ Основное звено судов общей юрисдикции в РБ Областные (Минский городской) суды Верховный Суд РБ Экономические суды областей и г.Минска Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Система и структура Министерства юстиции РБ Задачи и основные направления деятельности прокуратуры в РБ. Система органов прокуратуры 17 Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды Понятие, задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, которая оказывается адвокатами. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Организационные формы деятельности адвокатов Задачи, компетенция и организация нотариата в РБ Задачи, организация, основные направления деятельности юридической службы
1 Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции
Правоохранительная деятельность – регулируемая законом деятельность компетентных гос. органов и долж. лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юрид. обязанностей, применению в необх. случаях мер госуд. принуждения (юрид. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения. ПД – одна из основных функций государства. Характерная особенность ПД – она достигает своей цели только на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур. ПД свойственны воспитательно-предупредительная направленность, нравственно-правовое влияние на граждан, эта деятельность включает профилактику правонарушений. П/деятельностью занимаются специально созданные для этой цели государственные органы и должностные лица. Правоохранительные органы – особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотр. законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону. Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих: - суд, - прокуратура, - органы предварительного расследования, - органы юстиции, - нотариат, - адвокатура, - правовая (юридическая) служба. Ведущее место в осуществлении ПД занимает суд. Основная функция суда – осуществление специфической деятельности – правосудия. В совокупности суд и правоохранительные органы в целом образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Правоведы и практики-юристы широко используют и понятие «уголовная юстиция», подразумевая под ней всю систему госуд. органов и должностных лиц, принимающих участие в угол. судопроизводстве, реализации уголовного закона.
Конституционные основы (принципы) судебной власти
Констит. принципы суд. власти определены в главе 6 Конституции. Согласно ст.109 Конст. судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в РБ определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается. Статья 110 указ-т, что судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской (ст.111). Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом. Статья 112 определяет: суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113). Разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114). Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Ст.115 - правосу дие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст.116). Принципы деятельности судов определены также в главе 1 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. В Кодексе закреплены следующие принципы: - Законность при осуществлении правосудия - Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия - Участие граждан в осуществлении правосудия - Право граждан и организаций на судебную защиту - Гласность при осуществлении правосудия - Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел - Язык судопроизводства и делопроизводства в судах - Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь
Понятие и значение статуса судей. Осн. принципы прав. статуса судьи Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой суд. системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса. Правовой статус судьи (как и всякого другого долж. лица) – его положение, место и роль в жизни общества, закрепленные в законе. Правовому статусу судьи посвящен Раздел 3 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей. Под статусом судьи подразумев.ся его правовое и соц. положение, права, обязанности, ответ-ть, матер. и соц.е обеспечение, правовая и социальная защита. Судьи всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают гос. должности, являются гос. служащими и на них распространяется действие Закона РБ о госслужбе. Выделяют следующие основные принципы статуса судьи: - единство судейского корпуса - независимость судьи - несменяемость судьи - неприкосновенность судьи - политическая нейтральность - надлежащее матер. и социальное обеспечение, социальная и прав. защита Судьи рай., обл. судов назначаются Президентом по совмест. представлению Мин-ра юстиции и Предс-ля Верх. Суда. Судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Сов. Респ. по представлению Председателя Верх. Суда. Судьи назначаются на долж-ть на 5 лет и м.б. назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют обяз-ти до достижения ими предельного возраста пребывания на гос. службе. Также в Разделе 3 кодекса опред-ны порядок аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности; порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судьи; порядок отставки судьи; государственная защита, материальное и социальное обеспечение судей. Указанные вопросы также входят в правовой статус судьи. Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности. Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. С 2014 г. экономические суды входят в систему судов общей юрисдикции, Высший хозяйственный суд упразднен. Таким образом, в рамках системы судов общей юрисд. сущ-т система общих и экономических судов. Действующая судебная система РБ является трехзвенной. Ее образуют 1) Верховный Суд РБ; 2) областные, Минский гор. общие суды; эконом. суды обл-й и г.Минска; Конституционный Суд РБ призван обеспечивать верх-во Конституциии ее непосредств. действие на территории РБ, соответствие НПА гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами. - Общие и экон. суды призваны защищать гарантир-е Конституцией и иными актами зак-ва личные права и св., соц.-экон. и политич. права граждан, констит. строй, госуд. и общ. интересы, права организ., ИП, обеспечивать прав. применение з-ва при осущ-нии правосудия, способствовать укрепл. зак-ти и предупр-ю правонарушений. Первым и основным звеном СС являются районные (гор.) суды. Этот суд действует только в качестве суда первой инстанции. На него падает основная нагрузка. Она рассм-т большинство уголовных, гражд. дел, дел об админ. правонарушениях. Вторым звеном (средним) выступают областные, Минский гор. суд. Они также рассм-т определ. круг дел в качестве суда первой инст., но также выполняют функцию суда кассационной инстанции в отношении не вступивших в зак. силу решений суда первой инст. Эти суды изучают суд. практику, анализируют суд. статистику. В обл. судах сущ-т коллегии по гражда., угол. делам, действующие в качестве касс. инстанции. Также у этих судов есть функции судов надзор. инстанции (Президиум суда). Высшее звено – Верховный Суд. Отд. круг дел он м. рассм-ть в кач. суда первой инстанции, является кассац. инстанцией для дел, рассм-х в качестве суда первой инстанции в областных судах. Выполняет функцию суда надзорной инстанции. Осущ-т надзор за деят-ю всех судов, дает разъяснения о применении суд. зак-ва, анализирует суд. статистику, суд. практику. Пленум и Президиум. В системе судов общей юрисдикции теперь находятся экономические (бывшие хоз.) суды. Их система представлена 1) семью экономическими судами областей и Минска и 2) судебной коллегией Верховного Суда по экономическим делам. Конституционный Суд РБ Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории РБ, соответствие нормативных правовых актов гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда. Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Председатель КС назначается Президентом с согласия Совета Респ. из числа судей КС сроком на пять лет. Заместитель Председателя КС избирается Конст. Судом из состава судей КС по представлению Председателя КС сроком на 5 лет. Конституционный Суд формируется в следующем порядке: - шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; - шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений. Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения: - о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; - о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента; - о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; - о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. Порядок конституционного судопроизводства определяется законом. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда. По отдельным вопросам, специально указанным в Кодексе о суд-ве и статусе судей, Конституционный Суд принимает заключения. По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения. Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса. Верховный Суд РБ Верховный Суд РБ возглавляет систему общих и экономических судов и является высшим суд. органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным, экономическим делам и делам об админ. правонарушениях, осущ-т надзор за суд. деятельностью общих и экон. судов и реализует иные полномочия в соотв. с зак. актами. В соответствии с нормами Декрета № 6 от 29.11.2013 о совершенствовании судебной системы, упразднена система хоз. судов, подчиненных Высшему хоз.суду, а в рамках системы судов, подчиненных Верховному суду, образованы 7 экономических судов (6 областей и Минск), а также коллегия по экономическим делам. Верховный Суд состоит из судей Верх. Суда, в т.ч. Председателя Верх. Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Верх. Суда. Количество заместителей Председателя ВС определяется Президентом по представлению Председателя ВС. Верховный Суд действует в составе: 1) Пленума Верховного Суда; 2) Президиума Верховного Суда; 3) судебной коллегии по гражданским делам; 4) судебной коллегии по уголовным делам; 5) судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; 6) судебной коллегии по экономическим делам; 7) Военной коллегии Верховного Суда. При необходимости Президентом по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться кассационная суд. коллегия, апелляционная суд. коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количеств. состав судей суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда, судьи Верховного Суда, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов. Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда в количестве, установленном Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Председателя суда, Судей. В экономическом суде области (города Минска) могут образовываться: 1) судебная коллегия по рассм-ю дел в качестве суда первой инстанции; 2) апелляционная судебная коллегия; 3) судебная коллегия по банкротству; 4) судебная коллегия по налоговым спорам; Система органов прокуратуры Прокуратура РБ – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени гос-ва надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также выполняющих иные функции, устан-ные законод. актами. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры определены в статье 4 Закона о прокуратуре. Задачами прокуратуры являются: - обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, - защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Кроме того: Прок-ра координирует правоохран. деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражд. дел, дел, связанных с осущ-ем предприним. и иной хозяйственной (экономич.) деятельности, поддерживают госуд. обвинение по угол. делам, участвуют в администр. процессе в соответствии с Гражд. процесс. кодексом, Хозяйств. проц. кодексом, Уголовно-процесс. кодексом и Процессуально-исполнит. кодексом РБ об админ. правонар-х. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за: - точным и единообр. исполнением законов, декретов, указов и иных НПА республ-ми органами гос. управления и иными гос. орган-ями, подчиненными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распоряд. органами, общ. объединениями, религ. организациями и др. организациями, должн. лицами и иными гражданами, в том числе ИП (надзор за исполнением законодательства); - исполнением зак-ва при осущ-нии опер.-розыскной деятельности; - исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; - соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; - соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Система органов пр-ры. Единую и центр. систему орг-в пр-ры составляют: - Генеральная прокуратура РБ, - прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, - прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрай. и приравненные к ним специализир-е транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также - иные гос-е орган-ции, созданные в системе орг-в пр-ры по решению През-та. Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом РБ по представлению Генерального прокурора. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом. Структура органов пр-ры. Генеральная прокуратура является центральным органом системы органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру РБ возглавляет Генеральный прокурор РБ. Ген.прокурор имеет заместителей, в т.ч. одного первого. Прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализир. прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей. Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей. 17 Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды Стадия предварит.расследования следует за стадией возбужд-я угол.дела. Ее содержанием явл. деят-ть органа дознания, предв. следствия, направленная на то, чтобы с помощью производства следств. действий по собиранию доказ-в быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обст-ва дела, изобличить виновных, обеспечить привлечение их к угол. отв-ти и подготовить материалы дела для суд. разбирательства. Задачами предварительного расследования являются 1) быстрое и полное расследование преступления, 2) изобличение виновных и 3) обеспечение при проведении предварит. расследования правильного применения закона. Предв.расследование осущ-ся в двух формах – предвар. следствия и дознания. Осн.видом рассл-я явл. предварительное следствие. Это опред-ся: 1) тем, что законодатель относит к этому виду произв-во по большинству угол.дел; 2) тем, что предв.следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если такое решение примет прокурор. Дознание – форма предварит. расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по угол. делу, по которому производство предварит. следствия необязательно; а также по делу, по кот-му производство предв. следствия обязательно, в виде выполнения органом дознания неотложных следств-х действий с последующей обязат. передачей угол. дела следователю. Предварит. следствие по угол.делам производится: 1) следователями Следственного комитета РБ, 2) органов гос. безопасности. Дознание по угол. делам производится органами дознания (ст.180 УПК). Гос. органами и долж. лицами, уполном-ми осущ-ть дознание, явл.: 1) МВД, террит. ОВД; 2) органы гос. безоп-ти; 3) командиры воин.частей, соединений, нач-ки органов погран. службы, военных учреждений и гарнизонов; 4) нач-ки учреждений, исполняющих угол. наказания в виде лишения свободы, СИЗО; 5) Гос. погран. комитет, террит. органы погран. службы, орган погран. службы спец. назначения; 6) таможенные органы; 7) органы фин. расследований Комитета гос. контроля; 8) органы гос. пожарного надзора; 9) капитаны морских или речных судов, командиры возд. судов, находящихся вне пределов РБ; 10) главы дипломат. представительств и консульских учр-й РБ. Кроме органа дознания и предварительного следствия предварительное расследование уголовного дела может производить прокурор, который в соответствии с ч.4 и п.3 ч.5 ст.34 УПК вправе принимать к своему производству любое уголовное дело и расследовать его в полном объеме. Нотар. конторы образуются в районах (районах в городах) и городах. В г.Минске и обл. центрах одна из нотар. контор учреждается в качестве первой государственной нотар. конторы. На нее доп-но возлагается обяз-ть по осущ-ю методического руководства госуд. нотар. конторами соответствующих админ.-террит. единиц. Госуд. нотариусом м.б. гражданин РБ, имеющий высш. юрид. образование, получивший свид-во на право занятия нотар. деят-ю и отвечающий др. требования з-ва. Частной нотар. деят-ю и. право заниматься граждане РБ, имеющие высшее юр. обр-е и получившие спец. разрешение (лиц.) на осущ-е частной нотар. деят-ти, кот. выдается Минюстом на 5 лет лицам, имеющим на момент подачи заявления стаж работы в кач. нотариуса не менее 3 лет и положительно сдавшим квалиф. экзамен.
Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.34 (0.014 с.) |