Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции



Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции

Понятие и назначение судебной власти. Свойства судебной власти. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями

Понятие и отличительные черты правосудия. Соотношение правосудия и судебной власти

Конституционные основы (принципы) судебной власти

Понятие и значение статуса судей. Основные принципы правового статуса судьи

Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности. Материальное и социальное обеспечение судей

Прекращение полномочий судьи. Отставка судей

Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях. Принципы построения судебной системы

Общая характеристика действующей судебной системы в РБ

Конституционный Суд РБ

Основное звено судов общей юрисдикции в РБ

Областные (Минский городской) суды

Верховный Суд РБ

Экономические суды областей и г.Минска

Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Система и структура Министерства юстиции РБ

Задачи и основные направления деятельности прокуратуры в РБ. Система органов прокуратуры

17 Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды

Понятие, задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, которая оказывается адвокатами. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Организационные формы деятельности адвокатов

Задачи, компетенция и организация нотариата в РБ

Задачи, организация, основные направления деятельности юридической службы


 

1 Понятие о правоохранительной деятельности,

правоохранительных органах и юстиции

 

Правоохранительная деятельность – регулируемая законом деятельность компетентных гос. органов и долж. лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юрид. обязанностей, применению в необх. случаях мер госуд. принуждения (юрид. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

ПД – одна из основных функций государства. Характерная особенность ПД – она достигает своей цели только на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур. ПД свойственны воспитательно-предупредительная направленность, нравственно-правовое влияние на граждан, эта деятельность включает профилактику правонарушений.

П/деятельностью занимаются специально созданные для этой цели государственные органы и должностные лица.

Правоохранительные органы – особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотр. законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Правоохранительная деятельность сложна и неоднородна по содержанию, что определяет многочисленность органов, ее выполняющих:

- суд,

- прокуратура,

- органы предварительного расследования,

- органы юстиции,

- нотариат,

- адвокатура,

- правовая (юридическая) служба.

Ведущее место в осуществлении ПД занимает суд. Основная функция суда – осуществление специфической деятельности – правосудия.

В совокупности суд и правоохранительные органы в целом образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи. Правоведы и практики-юристы широко используют и понятие «уголовная юстиция», подразумевая под ней всю систему госуд. органов и должностных лиц, принимающих участие в угол. судопроизводстве, реализации уголовного закона.

 


 

Конституционные основы (принципы) судебной власти

 

Констит. принципы суд. власти определены в главе 6 Конституции.

Согласно ст.109 Конст. судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в РБ определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Статья 110 указ-т, что судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской (ст.111). Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

Статья 112 определяет: суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113).

Разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114). Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Ст.115 - правосу дие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст.116).

Принципы деятельности судов определены также в главе 1 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. В Кодексе закреплены следующие принципы:

- Законность при осуществлении правосудия

- Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия

- Участие граждан в осуществлении правосудия

- Право граждан и организаций на судебную защиту

- Гласность при осуществлении правосудия

- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

- Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

- Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь

 


 

Понятие и значение статуса судей. Осн. принципы прав. статуса судьи

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой суд. системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса.

Правовой статус судьи (как и всякого другого долж. лица) – его положение, место и роль в жизни общества, закрепленные в законе. Правовому статусу судьи посвящен Раздел 3 Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей.

Под статусом судьи подразумев.ся его правовое и соц. положение, права, обязанности, ответ-ть, матер. и соц.е обеспечение, правовая и социальная защита.

Судьи всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают гос. должности, являются гос. служащими и на них распространяется действие Закона РБ о госслужбе.

Выделяют следующие основные принципы статуса судьи:

- единство судейского корпуса

- независимость судьи

- несменяемость судьи

- неприкосновенность судьи

- политическая нейтральность

- надлежащее матер. и социальное обеспечение, социальная и прав. защита

Судьи рай., обл. судов назначаются Президентом по совмест. представлению Мин-ра юстиции и Предс-ля Верх. Суда. Судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Сов. Респ. по представлению Председателя Верх. Суда. Судьи назначаются на долж-ть на 5 лет и м.б. назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют обяз-ти до достижения ими предельного возраста пребывания на гос. службе.

Также в Разделе 3 кодекса опред-ны порядок аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности; порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судьи; порядок отставки судьи; государственная защита, материальное и социальное обеспечение судей. Указанные вопросы также входят в правовой статус судьи.

Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности.

Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. С 2014 г. экономические суды входят в систему судов общей юрисдикции, Высший хозяйственный суд упразднен. Таким образом, в рамках системы судов общей юрисд. сущ-т система общих и экономических судов.

Действующая судебная система РБ является трехзвенной. Ее образуют 1) Верховный Суд РБ; 2) областные, Минский гор. общие суды; эконом. суды обл-й и г.Минска;
3) районные (городские) суды. Особую роль выполняет Конституционный Суд.

Конституционный Суд РБ призван обеспечивать верх-во Конституциии ее непосредств. действие на территории РБ, соответствие НПА гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

- Общие и экон. суды призваны защищать гарантир-е Конституцией и иными актами зак-ва личные права и св., соц.-экон. и политич. права граждан, констит. строй, госуд. и общ. интересы, права организ., ИП, обеспечивать прав. применение з-ва при осущ-нии правосудия, способствовать укрепл. зак-ти и предупр-ю правонарушений.

Первым и основным звеном СС являются районные (гор.) суды. Этот суд действует только в качестве суда первой инстанции. На него падает основная нагрузка. Она рассм-т большинство уголовных, гражд. дел, дел об админ. правонарушениях.

Вторым звеном (средним) выступают областные, Минский гор. суд. Они также рассм-т определ. круг дел в качестве суда первой инст., но также выполняют функцию суда кассационной инстанции в отношении не вступивших в зак. силу решений суда первой инст. Эти суды изучают суд. практику, анализируют суд. статистику. В обл. судах сущ-т коллегии по гражда., угол. делам, действующие в качестве касс. инстанции. Также у этих судов есть функции судов надзор. инстанции (Президиум суда).

Высшее звено – Верховный Суд. Отд. круг дел он м. рассм-ть в кач. суда первой инстанции, является кассац. инстанцией для дел, рассм-х в качестве суда первой инстанции в областных судах. Выполняет функцию суда надзорной инстанции. Осущ-т надзор за деят-ю всех судов, дает разъяснения о применении суд. зак-ва, анализирует суд. статистику, суд. практику. Пленум и Президиум.

В системе судов общей юрисдикции теперь находятся экономические (бывшие хоз.) суды. Их система представлена 1) семью экономическими судами областей и Минска и 2) судебной коллегией Верховного Суда по экономическим делам.

Конституционный Суд РБ

Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории РБ, соответствие нормативных правовых актов гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда. Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Председатель КС назначается Президентом с согласия Совета Респ. из числа судей КС сроком на пять лет. Заместитель Председателя КС избирается Конст. Судом из состава судей КС по представлению Председателя КС сроком на 5 лет.

Конституционный Суд формируется в следующем порядке:

- шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

- о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента;

- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда. По отдельным вопросам, специально указанным в Кодексе о суд-ве и статусе судей, Конституционный Суд принимает заключения. По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения. Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.


Верховный Суд РБ

Верховный Суд РБ возглавляет систему общих и экономических судов и является высшим суд. органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным, экономическим делам и делам об админ. правонарушениях, осущ-т надзор за суд. деятельностью общих и экон. судов и реализует иные полномочия в соотв. с зак. актами.

В соответствии с нормами Декрета № 6 от 29.11.2013 о совершенствовании судебной системы, упразднена система хоз. судов, подчиненных Высшему хоз.суду, а в рамках системы судов, подчиненных Верховному суду, образованы 7 экономических судов (6 областей и Минск), а также коллегия по экономическим делам.

Верховный Суд состоит из судей Верх. Суда, в т.ч. Председателя Верх. Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Верх. Суда. Количество заместителей Председателя ВС определяется Президентом по представлению Председателя ВС.

Верховный Суд действует в составе: 1) Пленума Верховного Суда; 2) Президиума Верховного Суда; 3) судебной коллегии по гражданским делам; 4) судебной коллегии по уголовным делам; 5) судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; 6) судебной коллегии по экономическим делам; 7) Военной коллегии Верховного Суда.

При необходимости Президентом по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться кассационная суд. коллегия, апелляционная суд. коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количеств. состав судей суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда, судьи Верховного Суда, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда в количестве, установленном Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Председателя суда,

Судей.

В экономическом суде области (города Минска) могут образовываться:

1) судебная коллегия по рассм-ю дел в качестве суда первой инстанции;

2) апелляционная судебная коллегия;

3) судебная коллегия по банкротству;

4) судебная коллегия по налоговым спорам;

Система органов прокуратуры

Прокуратура РБ – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени гос-ва надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также выполняющих иные функции, устан-ные законод. актами.

Задачи и основные направления деятельности прокуратуры определены в статье 4 Закона о прокуратуре. Задачами прокуратуры являются:

- обеспечение верховенства права, законности и правопорядка,

- защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Кроме того:

Прок-ра координирует правоохран. деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражд. дел, дел, связанных с осущ-ем предприним. и иной хозяйственной (экономич.) деятельности, поддерживают госуд. обвинение по угол. делам, участвуют в администр. процессе в соответствии с Гражд. процесс. кодексом, Хозяйств. проц. кодексом, Уголовно-процесс. кодексом и Процессуально-исполнит. кодексом РБ об админ. правонар-х.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообр. исполнением законов, декретов, указов и иных НПА республ-ми органами гос. управления и иными гос. орган-ями, подчиненными Совету Министров, местными представительными, исполнительными и распоряд. органами, общ. объединениями, религ. организациями и др. организациями, должн. лицами и иными гражданами, в том числе ИП (надзор за исполнением законодательства);

- исполнением зак-ва при осущ-нии опер.-розыскной деятельности;

- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Система органов пр-ры. Единую и центр. систему орг-в пр-ры составляют:

- Генеральная прокуратура РБ,

- прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами,

- прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрай. и приравненные к ним специализир-е транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также

- иные гос-е орган-ции, созданные в системе орг-в пр-ры по решению През-та.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом РБ по представлению Генерального прокурора. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом.

Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом.

Структура органов пр-ры. Генеральная прокуратура является центральным органом системы органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру РБ возглавляет Генеральный прокурор РБ. Ген.прокурор имеет заместителей, в т.ч. одного первого.

Прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализир. прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.

Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.

17 Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды

Стадия предварит.расследования следует за стадией возбужд-я угол.дела. Ее содержанием явл. деят-ть органа дознания, предв. следствия, направленная на то, чтобы с помощью производства следств. действий по собиранию доказ-в быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обст-ва дела, изобличить виновных, обеспечить привлечение их к угол. отв-ти и подготовить материалы дела для суд. разбирательства.

Задачами предварительного расследования являются 1) быстрое и полное расследование преступления, 2) изобличение виновных и 3) обеспечение при проведении предварит. расследования правильного применения закона.

Предв.расследование осущ-ся в двух формах – предвар. следствия и дознания. Осн.видом рассл-я явл. предварительное следствие. Это опред-ся: 1) тем, что законодатель относит к этому виду произв-во по большинству угол.дел; 2) тем, что предв.следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если такое решение примет прокурор.

Дознание – форма предварит. расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по угол. делу, по которому производство предварит. следствия необязательно; а также по делу, по кот-му производство предв. следствия обязательно, в виде выполнения органом дознания неотложных следств-х действий с последующей обязат. передачей угол. дела следователю.

Предварит. следствие по угол.делам производится:

1) следователями Следственного комитета РБ,

2) органов гос. безопасности.

Дознание по угол. делам производится органами дознания (ст.180 УПК).

Гос. органами и долж. лицами, уполном-ми осущ-ть дознание, явл.:

1) МВД, террит. ОВД;

2) органы гос. безоп-ти;

3) командиры воин.частей, соединений, нач-ки органов погран. службы, военных учреждений и гарнизонов;

4) нач-ки учреждений, исполняющих угол. наказания в виде лишения свободы, СИЗО;

5) Гос. погран. комитет, террит. органы погран. службы, орган погран. службы спец. назначения;

6) таможенные органы;

7) органы фин. расследований Комитета гос. контроля;

8) органы гос. пожарного надзора;

9) капитаны морских или речных судов, командиры возд. судов, находящихся вне пределов РБ;

10) главы дипломат. представительств и консульских учр-й РБ.

Кроме органа дознания и предварительного следствия предварительное расследование уголовного дела может производить прокурор, который в соответствии с ч.4 и п.3 ч.5 ст.34 УПК вправе принимать к своему производству любое уголовное дело и расследовать его в полном объеме.

Нотар. конторы образуются в районах (районах в городах) и городах. В г.Минске и обл. центрах одна из нотар. контор учреждается в качестве первой государственной нотар. конторы. На нее доп-но возлагается обяз-ть по осущ-ю методического руководства госуд. нотар. конторами соответствующих админ.-террит. единиц.

Госуд. нотариусом м.б. гражданин РБ, имеющий высш. юрид. образование, получивший свид-во на право занятия нотар. деят-ю и отвечающий др. требования з-ва.

Частной нотар. деят-ю и. право заниматься граждане РБ, имеющие высшее юр. обр-е и получившие спец. разрешение (лиц.) на осущ-е частной нотар. деят-ти, кот. выдается Минюстом на 5 лет лицам, имеющим на момент подачи заявления стаж работы в кач. нотариуса не менее 3 лет и положительно сдавшим квалиф. экзамен.

 


Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах и юстиции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.065 с.)